Шотландские сказки

Детские сказки

Фермер и его хозяин

Был у Мастера Микаэля один крестьянин, жена которого была самой замечательной ведьмой своего времени. Столь необычайны были ее способности, что народ в округе начал поговаривать, будто в некоторых проделках она превосходила Мастера. Микаэль не мог стерпеть таких пересудов, ведь у подобных личностей сильная ревность между собой; и вот однажды он отправился со своими собаками якобы на охоту, а на самом деле намереваясь ее проучить. Он нашел женщину в поле одну, когда та пропалывала лен, и дружелюбно попросил ее показать что-нибудь из ее всесильного искусства.

Она рассердилась и стала отрицать, что имеет какое-либо сверхъестественное умение.

Война грибов

Давным-давно жили в глуши Шотландии двое братьев. Жили они в очень уединенном месте, за много миль от ближайшей деревни, и прислуживала им старуха кухарка. Кроме них троих, в доме не было ни души, если не считать старухиного кота да охотничьих собак.

Как-то раз осенью старший брат, Элсхендер, решил остаться дома, и младший, Фергас, пошел на охоту один. Он отправился далеко в горы, туда, где охотился с братом накануне, и обещал вернуться домой до захода солнца.

Но день кончился, давно пора было сесть за ужин, а Фергас все не возвращался. Элсхендер забеспокоился – никогда еще не приходилось ему ждать брата так долго.

Кошель золота за пару штанов

Островок Сандрей, один из Внешних Гебридских островов, расположен к югу от острова Барры, и его омывает безбрежный Атлантический океан. Вокруг островка кипят волны с белыми гребешками, а на берегу всегда дует соленый резкий ветер. Над островком, пронзительно крича, проносятся морские птицы: чайки с жалобными голосами и устрице еды, что, выпятив грудь и распластав крылья белым крестом, летают с криком: «Би-глик! Би-глик! Би-глик!» (Осторожней! Осторожней! Осторожней!)

На этом островке когда-то жил один пастух. Жену его звали Мэриред. Она дружила с одной «мирной женщиной», как в старину называли фей.

«Мак-Кодрам тюлений»

Иллюстрация к сказке о Мак-Кодраме тюленьем

Еще одна сказка с типичным фольклорным сюжетом о деве-селки и земном мужчине «Мак-Кодрам тюлений» опубликована в книге 1967 года «Шотландские народные сказки и предания» (Scottish Folk-tales and Legends) в переводе с английского М. Калягиной-Кондратьевой. В этой сказке (помимо уже знакомого сюжета) приводится одна из мифологических теорий происхождения селки.

Согласно ей, люди-тюлени появились в результате проклятия морской ведьмы, которое она наложила на детей морского короля. Только раз в год селки могли принимать человеческое обличье и только на сутки, но при этом у них, как бывших детей моря, остался прекрасный голос, чтобы петь морские песни.

Родрик Мак-Кодрам был рыбаком и жил на одном из островов Гебридского архипелага Шотландии.

Вид берега одного из Гебридских островов.

Рыбак, по обыкновению, украл шкурку, не зная, кому она принадлежит, пока люди-тюлени танцевали. Потом к нему пришла морская дева — чтобы забрать шкуру, но рыбак не отдал ее, а решил, что дева скрасит его одиночество. В итоге они создали семью, родили детей. Всё это время морская дева тосковала по своим братьям и сестрам.

Однажды от порыва ветра дверь захлопнулась — и тюленья шкура выпала к ногам прекрасной селки. И хотя прошло уже много лет, зов моря не стих в ней. Она попрощалась с детьми — и навсегда уплыла, напевая песнь морского счастья и отказа от счастья земного, а рыбак до конца жизни тосковал по ней и не охотился на тюленей.

В этой средневековой сказке видно трепетное отношение к тюленям как к разумным существам. В ней сказано, что люди всегда боялись причинить зло тюленям, ведь это влекло за собой большое горе. Это отличительная особенность фольклора, в котором отразилась многовековая традиция охоты на ластоногих. Ближе в XX веку промысел пошел на убыль, но в поверьях людей всегда существовала идея кары за зло, содеянное над тюленем.

Отметим, что сказкам о тюленьей невесте был присвоен номер ML 4080 в соответствии с системой классификации мигрирующих сказок фольклориста Рейдара Кристиансена (1886–1971). А сами истории о девах-селки признаны относящимися к мотиву девы-лебедя.

Цыпленок половинка

Давным-давно был в этой стране народ, называемый пиктами. Были они людьми совсем крошечными, с красными волосами, длинными руками, а ступнями такими широкими, что, когда шел дождь, они могли задрать их поверх голов, и тогда они служили им как зонтики.

Пикты были великие строители, они построили все древние крепости в стране; а знаешь, как они их строили? Я тебе расскажу. Все они становились в ряд от каменоломни до места, где строили, и всяк передавал камни вперед своему соседу, покуда не достраивали всё.

Еще пикты были великим народом из-за эля, который они варили из вереска: так, знаешь ли, получался необычайно доступный напиток, ибо вереска, я ручаюсь, было тогда так же много, как и сейчас.

Еще песни Шотландская сказка

    • слушать Шотландская сказка — Как зайцу все надоели (1984г.)
    • скачать Шотландская сказка — Как зайцу все надоели (1984г.)

    Шотландская сказка — Как зайцу все надоели (1984г.)

    • слушать Шотландская сказка — Зеленый лесной человечек
    • скачать Шотландская сказка — Зеленый лесной человечек

    Шотландская сказка — Зеленый лесной человечек

    • слушать Шотландская сказка — Ассипатл и морской змей
    • скачать Шотландская сказка — Ассипатл и морской змей

    Шотландская сказка — Ассипатл и морской змей

    • слушать Шотландская сказка — Рыцарь-эльф
    • скачать Шотландская сказка — Рыцарь-эльф

    Шотландская сказка — Рыцарь-эльф

    • слушать Шотландская сказка — «Принц Северяжский», часть 2
    • скачать Шотландская сказка — «Принц Северяжский», часть 2

    Шотландская сказка — «Принц Северяжский», часть 2

    • слушать Шотландская сказка — Владыка штормов ч.2
    • скачать Шотландская сказка — Владыка штормов ч.2

    Шотландская сказка — Владыка штормов ч.2

    • слушать Шотландская сказка — Принц Северяжский ч.2
    • скачать Шотландская сказка — Принц Северяжский ч.2

    Шотландская сказка — Принц Северяжский ч.2

    • слушать Шотландская сказка — Битва птиц
    • скачать Шотландская сказка — Битва птиц

    Шотландская сказка — Битва птиц

    • слушать Шотландская сказка — Петух и лиса
    • скачать Шотландская сказка — Петух и лиса

    Шотландская сказка — Петух и лиса

    • слушать Шотландская сказка — Коротышка (1989)
    • скачать Шотландская сказка — Коротышка (1989)

    Шотландская сказка — Коротышка (1989)

    • слушать Шотландская сказка — Великан Дреглин Хогни
    • скачать Шотландская сказка — Великан Дреглин Хогни

    Шотландская сказка — Великан Дреглин Хогни

    • слушать Шотландская сказка — Коротыжка
    • скачать Шотландская сказка — Коротыжка

    Шотландская сказка — Коротыжка

    • слушать Шотландская сказка — Владыка штормов (1988)
    • скачать Шотландская сказка — Владыка штормов (1988)

    Шотландская сказка — Владыка штормов (1988)

    • слушать Шотландская сказка — Владыка штормов ч.1
    • скачать Шотландская сказка — Владыка штормов ч.1

    Шотландская сказка — Владыка штормов ч.1

Сказка про мальчика с сапожок

Вот по какому случаю фении были близки к голодной смерти. Они жили за счет оленей, на которых охотились, а охота из-за колдовства не удавалась им. Они были так голодны, что держали свои животы на семи дубовых заколках. Но их женщины становились все жирнее и жирнее, пока мужчины умирали от голода. Каждый день они ходили на холм и ничего не добывали на охоте. Финн не знал: что такое добывают женщины, что помогает им толстеть, – это не могла быть та малость, что способны были дать им мужчины. Однажды Финн оставил одного фения по имени Гарри в доме, чтобы последить за женщинами и выяснить, что они Добывают.

Сказка про кота, петуха и серп

Сьюмас Маквин был самым громадным и ленивым человеком в Россшире. А еще был он великим мастером играть на волынке. И поскольку он отличался добродушием, его все любили.

Беда только, что от него страдала жена Мари. Насколько крупным и медлительным был ее муж, настолько она была маленькой и проворной. Но временами она прямо-таки с ног валилась: ведь помимо работы по дому, ей надо было и торфу принести, и за коровами присмотреть, и кур покормить. Да к тому же еще и поле было совсем заброшено.

Оно-то и беспокоило ее больше всего. Хорошо еще, что с дороги видны были только два участка, но и они не делали чести ленивому фермеру.

Сказка о ловком пастушке

Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.

– Да что от тебя толку? – удивился фермер.

– А ты меня испытай.

Хорошо. Для начала задал ему фермер такую работу: зерно молотить в амбаре. Взял воробьишка цепь и давай молотить-колотить. Выколотил одно зернышко, а мышка подбежала и съела его.

– Пожалуйста, больше так не делай, – предупредил воробей.

Стал он снова молотить-колотить и выколотил два зернышка. И снова их съела мышка.

– Ах ты, негодница – возмутился воробей.

Подскочила мышь, хотела лягнуть его, но воробей взмахнул цепом и зашиб ей ножку.

Сказка о девяти братьях-барашках и их сестре

Давным-давно жил-был на севере Шотландии один зажиточный фермер. У него было семеро сыновей и одна дочь. И младшему сыну люди дали очень странное прозвище – его прозвали Ассипатл, что значит: «Тот, кто валяется в золе». Пожалуй, Ассипатл заслужил эту кличку.

Мальчишка он был ленивый – не хотел работать на ферме, как работали его братья.

Целый день где-то носился, оборванный, не чесанный, и на уме у него были только тролли да великаны, эльфы да гномы.

В длинные летние дни, когда припекало солнце, когда пчелы жужжали, навевая дремоту, и даже крошечные насекомые двигались словно во сне, мальчик укладывался на кучу золы во дворе фермы.

Найденные ответы

Итак, для чего же, исходя из средневековых сказаний, селки иногда снимают шкуру и обращаются в человека? Всё объясняется их нечастым возвращением к человеческим истокам, ведь при превращении в тюленя магия заложила в них и превращение в человека.

Что же страшного в человеке, которого остерегаются селки? В самом человеке — ничего, страшны лишь его деяния, к примеру промысел ластоногих. Отсюда и поверье, распространенное на Шотландских островах: если причинишь тюленю зло, жди беды.

Шкура селки — это свобода? Да, это символ той неограниченной и необъяснимой свободы, которая идет от ритма моря и зов которой заглушает плач маленьких детей и слезы любящего мужа.

Присоединиться к клубу

Объяснение легенд о селки

В давние времена многие физиологические состояния были неизлечимы, более того — их появление никак нельзя было предугадать. И когда дети рождались с физиологическими аномалиями, попросту говоря, уродствами, то в этом было принято винить мифологических существ — скажем, фей.

Например, сегодня мы знаем, что перепонки между пальцами у человека возникают в результате синдактилии — наследственного роста кожи, из-за чего руки напоминают ласты. А в Средние века люди, видя такую аномалию, сравнивали перепонки у тюленей с людскими и объясняли их появление мифическим происхождением селки.

Другую версию предложил фольклорист и коллекционер Дэвид Мак-Ритчи, живший во второй половине XIX века. Он предположил, что древние поселенцы в Шотландии встречали пиктских женщин и женились на них. Из-за национальной одежды — накидки из тюленьей шкуры — женщин ошибочно идентифицировали как селки и приписывали им мифическое происхождение. Возможно, наблюдения за пиктскими женщинами, снимающими одежду или лежащими рядом со шкурами на скалах, могли привести к вере в их способность превращаться из тюленя в человека, то есть становиться селки.

Современное искусство о селки

Детеныш-селки фигурирует в качестве главного персонажа в мультфильме «Песнь моря».

В 2014 году ирландский режиссер Томм Мур, хорошо знакомый с шотландскими преданиями, которые тесно переплетены с ирландским фольклором по причине близкого расположения территорий и взаимовлияния культур, художественно соединил и оформил кочующие сюжеты многочисленных средневековых преданий о селки. И получился душевный, пронзительный и невероятно красивый мультипликационный фильм.

Иллюстрация Каролин Эмерик к книге о селки.

Сюжет мультфильма сразу привлекает внимание. Земной мужчина полюбил девушку-селки

У них появились дети: сначала мальчик, потом девочка. Но девочку матери пришлось рожать в море, после чего женщина погибла. Сыну от нее осталась раковина, которая воспроизводила чарующий шум моря и издавала волшебные звуки, если в нее подуть, но на это была способна лишь рожденная в море дочь — Сирша. Она, как и мать, селки. Бессознательно девочка слышит зов моря, природу которого не может понять до тех пор, пока не находит маленькую белую шкуру. Это и есть то самое истинное «я» Сирши — шкура, чтобы принять обличье селки.

Маленькие брат с сестрой проходят испытания (сюжет вечного возвращения, по Борхесу), помогают древней богине-матери снять проклятие со своего бога-сына, видят собственную умершую мать в закатных волнах.

Кстати, имя маленькой Сиршы (Saoirse) с ирландского переводится как «свобода». Свобода первостепенна для селки: свобода моря и свобода выбора собственного «я».

Теперь можно выделить один из типичных сюжетов средневекового шотландского (ирландского) фольклора — о женщине-селки и обычном мужчине. Для примера — сказка о деве-тюлене на русском языке, в которой представлены основные этапы типичного сюжета: встреча, сближение, рождение детей, уход девы-селки из земного дома и ее возвращение в море.

Итак, всё сводится к внезапному чувству любви земного мужчины к необычайно красивой деве-селки, которую он видит в полнолуние или новолуние, когда она скидывает свою прекрасную шкуру и обнажает человеческую природу.

Мужчина всегда вынужден прятать эту шкуру, а деву-селки он берет в жены, искренне полюбив. Обычно в преданиях земные мужчины привлекательны для дев-селки, и селки не могут противостоять их чарам.

Становясь женами, селки рожают детей, почти идеально ведут хозяйство, но вечный зов свободной души заставляет их стремиться к волнам и в конце концов покидать земную семью. Зов моря гораздо сильнее зова семьи и крови.

Как правило, однажды в отсутствие мужа селки находит спрятанную шкуру, облачается в нее, целует на прощание детей и навсегда уплывает за своей свободой.

В фильме «Тайна острова Роан-Иниш» (1994) режиссера Джона Сейлза используется типичный сюжет о деве-селки, которую взял в жены земной мужчина. Она родила ему детей и покинула семью ради моря.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: