Два брата….
Жила — была однажды королева, у которой была кошка. Также у нее был муж — король, прекрасное королевство, драгоценности и множество верных слуг. Но больше всего на свете королева любила свою кошку.
Она была очень красива: с пышной серебристой шерстью и ярко — голубыми глазами. Она тоже очень любила королеву. Они всегда были вместе, и кошке было позволено есть за королевским столом.
Однажды у кошки появился котенок, и его назвали Кип.
— Ты счастливее меня, — сказала кошке королева. — У меня нет детей, а у тебя такой чудесный малыш, а ты покидаешь меня, оставляя его на мое попечение.
— Не плачьте, Ваше Высочество, — сказала кошка, которая была нас — только же разумна, насколько красива.
Еще песни Шведская сказка
-
- слушать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома
- скачать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома
Шведская сказка — Гвоздь из родного дома
-
- слушать Шведская сказка — ЯВИСЬ, МОЙ СЛУГА (1980)
- скачать Шведская сказка — ЯВИСЬ, МОЙ СЛУГА (1980)
Шведская сказка — ЯВИСЬ, МОЙ СЛУГА (1980)
-
- слушать Шведская сказка — Белокурая Принцесса
- скачать Шведская сказка — Белокурая Принцесса
Шведская сказка — Белокурая Принцесса
-
- слушать Шведская сказка — Подарок домового
- скачать Шведская сказка — Подарок домового
Шведская сказка — Подарок домового
-
- слушать Шведская сказка — Три пенса, доброе сердце..
- скачать Шведская сказка — Три пенса, доброе сердце..
Шведская сказка — Три пенса, доброе сердце..
-
- слушать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов
- скачать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов
Шведская сказка — Пастушок и король эльфов
-
- слушать Шведская сказка — Нис, добрый малый.
- скачать Шведская сказка — Нис, добрый малый.
Шведская сказка — Нис, добрый малый.
-
- слушать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 1)
- скачать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 1)
Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 1)
-
- слушать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (1978)
- скачать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (1978)
Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (1978)
-
- слушать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 2)
- скачать Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 2)
Шведская сказка — Пастушок и король эльфов (часть 2)
-
- слушать Шведская сказка — Явись, мой слуга
- скачать Шведская сказка — Явись, мой слуга
Шведская сказка — Явись, мой слуга
-
- слушать Шведская сказка — Честный и послушный слуга
- скачать Шведская сказка — Честный и послушный слуга
Шведская сказка — Честный и послушный слуга
-
- слушать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (муз.сказка)
- скачать Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (муз.сказка)
Шведская сказка — Гвоздь из родного дома (муз.сказка)
-
- слушать Шведская сказка — Старуха-троллиха и большая королевская стирка
- скачать Шведская сказка — Старуха-троллиха и большая королевская стирка
Шведская сказка — Старуха-троллиха и большая королевская стирка
Потерянный кошелек
В Телемарке, в общине Рауланд, между хуторами Уребё и Ойгард, что на берегу озера Тотак, есть одна долина, усеянная огромными валунами. Кажется, что кто-то снес верхушку горы и забросал всю долину камнями. И рассказывают об этом такую легенду.
В давние времена жило в тех краях множество народу. Как-то раз справляли на одном из хуторов свадьбу, и пришли на нее все окрестные жители. Пили они, ели и веселились на славу. Увидел это со своей горы тролль. А звали того тролля Тор Троллебане. И захотелось ему пива. Спустился Тор Троллебане в долину, пришел к пирующим и подсел к столу. Росту же тролль был громадного и брюхо имел бездонное.
Отличительные особенности шведских сказок
Бережное отношение к природе – во многих сказках явно или нет присутствуют идеи заботы об окружающей среде, диких и домашних животных
Это отражает особенности национального мировоззрения в целом и гуманистические принципы писателей – именно эти люди особенно активно продвигают экологические инициативы в Швеции.
Независимое мышление – положительный пример героев показывает юному слушателю, насколько важно уметь думать «своей головой», не поддаваться стадному поведению, влиянию плохих или просто глупых людей.
Открытость к сотрудничеству – шведские сказки продвигают идею необходимости безвозмездно оказывать другим посильную помощь, ведь доброе отношение всегда приносит пользу.
Обучение – герои многих произведений обладают недюжинными познаниями в технике и других науках. Писатели показывают, сколь многого может добиться человек, который искренне увлечен любимым делом
Это приносит не только успех, но и признание окружающих.
Еще одной, но далеко не последней особенностью шведских сказок остается отсутствие насилия. Миролюбивость персонажей дополнена спокойным повествованием. Интересные приключения героев обычно связаны с проблемами взаимопонимания, решением других важных повседневных вопросов. В шведских сказках не встретить «злого волка» или «великана-людоеда».
Призраки и криминал
Юхан Теорин также является представителем авторов криминального жанра. Но современные шведские писатели тем и популярны во всем мире, что умеют объединять в своих книгах классику и самобытные черты. В романах Теорина гармонично сосуществуют реальный и потусторонний миры. Призраки действуют здесь наравне с живыми людьми. Не зря этого писателя называют шведским Стивеном Кингом.
О своих романах автор все же в одном из интервью сказал: «Герои моих книг нередко встречаются с обитателями потустороннего мира, но за читателем всегда остается право решать, являются ли эти привидения плодом фантазии, или они на самом деле существуют».
Мистической атмосферы не лишено и произведение Марии Ланг «Наследники Альберты». Действие происходит в поместье немолодой дамы, которая погибает при странных обстоятельствах. Множество деталей, обстоятельств и незначительных событий с первых страниц погружают читателя в таинственный и завораживающий мир. Эффект усиливается благодаря темному времени суток, в которое и разворачиваются основные действия романа.
Хеннинг Манкелль
Шведские писатели детективов стали популярны и за пределами своей страны. Один из самых читаемых авторов – Хеннинг Манкелль. Биография этого человека полна приключений, что позволило ему стать многогранной творческой личностью.
В шестнадцать лет он бросил школу и отправился моряком на флот. Успел пожить во Франции и Японии, работал в одном из театров Стокгольма. В 1993 году состоялся его дебют: вышел в свет роман «Взрыватель гор». Международную известность Манкелль получил благодаря серии полицейских романов о Курте Валландере. За произведение «Безликие убийцы» в 1991 году писатель был удостоен премии Академии детективных писателей Швеции. Почти все произведения Манкелля экранизированы.
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»
В образе летающего бочонка сошлись представления читателей всех возрастов о том, как должен выглядеть и вести себя идеальный воображаемый друг: эксцентрик, обладает паранормальными способностями, капризничает, способен поставить на место кого угодно – и вернуть надежду в самых отчаянных обстоятельствах. К Карлсону привыкли – а ведь он по-прежнему самая, пожалуй, необычная фантазия Астрид Линдгрен; и этот мужчина-в-самом-расцвете-сил далеко не так прост, как кажется. Он борется с домашним насилием, эффективно посредничает между отцами и детьми, остроумно высмеивает одержимость общества новыми технологиями (сцена воровства плюшек со стола при помощи пылесоса) и чрезмерную буржуазность. Его самострой на крыше — последний рубеж, где домашняя, кустарная, изолированная от мира культура держит оборону против наступающей массовой — глобализованной, многоквартирной и многоантенной. Что касается России и стран бывшего СССР, где «Карлсон» проник в фольклор и разошелся на цитаты, как «Горе от ума», то не исключено, что в советское время эта книга воспринималась еще и как завуалированная сатира на одержимость государства Большим Космическим проектом. Карлсон пусть не преодолел гравитацию, но каким-то образом перехитрил ее — и летает не с туманными научными целями, а по сугубо личным и бесспорно важным делам; всего лишь частная инициатива, да – но тоже, в своем роде, «время первых».
Антифашистская проза
Шведские писатели первой половины прошлого века тяготели к социальному реализму. Художественный стиль Лагерквиста нельзя отнести к этому литературному течению. Характерными чертами его прозы являются миф и иносказание. Мировое признание этот автор получил с выходом поэтического сборника «Тоска». Затем издается собрание философских размышлений «Завоеванная жизнь». К началу Второй мировой войны из-под его пера выходит гуманистическая проза, в которой он стремится доказать необходимость борьбы с мировым злом. Приход к власти гитлеровцев не мог не отразиться на прозе тех лет. Ответом на развитие нацистской идеологии в Европе стала повесть Лагреквиста «Палач». В этом произведении автор проводит параллель между двумя временными отрезками в истории – Средневековьем и 30-ми годами XX века.
Роман «Варавва», основанный на библейском сюжете, мгновенно привлек внимание критиков. Эта книга стала самым известным произведением писателя
Среди литераторов она прослыла самой достоверной и мощной в духовном смысле. Спустя несколько лет по роману был снят фильм. А в 1952 году Перу Лагерквисту присудили Нобелевскую премию.
Пернилла Стальфельт «Книга о любви» и «Книга о смерти»
Пернилла Стальфельт прославилась своими удивительными иллюстрированными энциклопедиями, где рассказывает детям и подросткам о тех вопросах, которые их собственные родители склонны заметать под ковер: смерть, любовь, секс и все такое. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, писательница называет вещи своими именами, соблюдая уместный баланс решительности и деликатности. Чем молчать про смерть в тряпочку — почему бы не вспомнить, что это еще и возможность стать страшным скелетом и пугать людей? А еще можно превратиться в вампира — как один из персонажей, чья загробная карьера была омрачена тем, что при попытке укуса некой дамы на него налетели тысячи комаров и высосали кровь из него самого. Некоторые рекомендации, касающиеся поведения в сложных случаях, выглядят небесполезными даже и для взрослых. Любовь и смерть не вписываются ни в какие схемы — но тем забавнее, рассудила Стальфельт, попробовать их составить. Отсюда смешные картинки, иллюстрирующие последствия любви (например, ревность) – или, например, варианты фраз, которые можно использовать для сообщений о смерти («Матильду Бог прибрал» – или «коньки отбросила»). Хороший, одним словом, образец шведской раскованности и неформального отношения к табуированным секторам жизни – без фамильярности, панибратства и кощунства.
Кикимора
Решили однажды семеро далекарлийцев отправиться по белу свету бродить. Всю жизнь они из Далекарлии носу не казали, а тут пришла им охота людей поглядеть, себя показать, счастья поискать.
— Куда же вы пойдете? — отговаривают их земляки.- Чужих обычаев вы не знаете, совсем пропадете.
— Ничего! — отвечают те.- Парни мы смекалистые, знаем, что к чему! Не пропадем!
И отправились в путь. Шли по лесу весь день, а лесу конца не видно.
Вот и решили они приюта себе поискать. Только где же в глухом бору человеческое жилье найдешь? И пришлось им заночевать под открытым небом. А ночь холодная выдалась и темная, хоть глаз выколи.
Две Марии
Жили-были король с королевой, и была у них одна-единственная дочка, и дочку так осаждали женихи, что отец и мать не знали, куда от них деваться. Странно это вам покажется, но им и вовсе не хотелось отдавать ее замуж, а хотелось держать при себе. И вот издал король указ, что тот, .кто три дня будет пасти триста королевских зайцев и всех убережет, получит в награду принцессу. Зато кто их не убережет, у того ремни из спины и груди вырежут.
А жил в той стране один мужик, и было у него три сына. Старшие сыновья носы задирали, никого за людей не считали, а особенно меньшого брата. Услыхали они королевский указ, и старший сын сразу собрался пасти зайцев, чтобы получить принцессу.
Рубрика: Шведские народные сказки
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
«Нильс» был написан по заказу Национальной ассоциации педагогов — как занимательное, в форме волшебной сказки, пособие по географии Швеции.
Волшебства в этой истории хватает: и гораздо сложнее объяснить не то, как мальчик мог уменьшиться до размера огурца и облететь Швецию на гусе – но каким образом такого рода сугубо локальный проект умудрился превратиться в интернациональный бестселлер, а Нильс – стать классическим персонажем мировой детской литературы.
Возможно, казус Нильса показался типичным для читателей из многих стран в начале ХХ века: история про простака, который сначала не знал ничего, кроме собственного двора, а затем открыл для себя территории, принадлежащие нации-семье, в широком смысле, большому национальному государству, — и преобразился, вырос — как ментально, так и физически. Интересно что лагерлёфовская Швеция — не просто очерченное границами пространство живой и неживой природы, но еще и по сути осуществленная утопия: демократичная страна с богатым природным разнообразием, в которой существа разных биологических видов и степеней реальности: от гусей до короля, от гнома до памятника — способны находить общий язык и кооперировать друг с другом.
Сказка «Великан и бежа»
Великан и бежа
Жил-был великан. Съел он семь мисок каши, выпил семь кружек молока, да все равно голодным остался. Вот и отправился он поискать, чем бы ему еще поживиться. Встречает он корову. — Здравствуй, корова рогатая! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока и тебя съем!
— А я убегу, — отвечает корова.
— А я догоню, — сказал великан и съел ее. Пошел он дальше и встречает теленка.
— Здравствуй, теленок-постреленок! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую и тебя, постреленка, съем!
— А я убегу, — говорит теленок.
— А я догоню, — сказал великан и съел его. Идет он дальше и встречает лису.
— Здравствуй, лисичка-сестричка! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую, да теленка-постреленка и тебя, сестричку, съем!
— А я убегу, — отвечает лиса.
— А я догоню, — сказал великан и съел ее. Пошел он дальше и встретил коня.
— Здравствуй, коняга-трудяга! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую, да теленка-постреленка, да лисичку-сестричку и тебя, трудягу, съем!
— А я убегу, — отвечает конь.
— А я догоню, — сказал великан и съел его. Идет он дальше и видит — пять землекопов яму копают.
— Здравствуйте, землекопы! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую, да теленка-постреленка, да лисичку-сестричку, да конягу-трудягу и вас, землекопов, съем!
— А мы убежим, — отвечают землекопы.
— А я догоню, -сказал великан и съел их. Пошел он дальше и видит — семь девушек весело пляшут.
— Здравствуйте, плясуньи-хохотуньи! — говорит им великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую, да теленка-постреленка, да лисичку-сестричку, да конягу-трудягу, да пять землекопов и вас, плясуний, съем!
— А мы убежим, — отвечают девушки.
— А я догоню, — сказал великан и съел их.
Идет он дальше и видит — белка по дороге прыгает.
— Здравствуй, белка-свиристелка! — говорит великан. — Съел я семь мисок каши да семь кружек молока, да корову рогатую, да теленка-постреленка, да лисичку-сестричку, да конягу-трудягу, да пять землекопов да семь плясуний-хохотуний и тебя, свиристелку, съем!
— А я убегу, — отвечает белка.
— А я догоню, — сказал великан.
Да только белка — прыг на высокую сосну, на самую верхушку. Задрал великан голову посмотреть, куда же она девалась, увидел солнце и лопнул. И вышли наружу: семь плясуний-хохотуний, да пять землекопов, да коняга-трудяга, да лисичка-сестричка, да теленок-постреленок, да корова рогатая, да молоко да каша, вот и вся сказка наша.
Сказка «Великан и бежа», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Жить или помереть?Жить или помереть?
Жила на свете жадная старуха. И все сокрушалась, что вот по…
ЗамухрышкаЗамухрышка
Жил-был бедный крестьянин, и было у него три сына. Старшие двое был…
Возникновение и развитие шведской литературы
История литературы Швеции берет истоки с эпохи викингов, когда письменность была представлена исключительно руническими надписями. Руны не содержат в себе литературной ценности — они являются скорее историческими документами. Первые сведения о шведской литературе относятся к началу XIV века. Многие сочинения Средневековья были написаны на латыни, и только после ряда важных исторических событий, в результате которых Швеция превратилась в великую северную державу, появились подлинные шведские писатели и поэты, творившие исключительно на родном языке. И все же литература этой эпохи была представлена больше поэзией, нежели прозой.
Под влиянием представителей немецкого романтизма в шведской литературе на рубеже XIX и XX веков появляются авторы сказочных и фантастических произведений. Знаменитая писательница этого периода – Сельма Лагерлёф, создававшая многие свои произведения на основе фольклорных материалов. Известность ей принес роман «Сага о Йетсе Берлинге». Но большую часть своих произведений Лагерлёф посвятила юным читателям.
С ослаблением интереса к романтическим сюжетам в мировой культуре получает развитие реалистическая школа, среди представителей которой есть и шведские писатели 19 века: Август Бланш, Фредерика Бремер, София фон Кноринг, Эмилия Флюгаре-Карлен. В стороне от реализма находились Август Стриндберг и Густав Фрёдинг.
Исторические события XX века нашли свои отражение и в шведской литературе. Самые яркие писатели первой половины века – Пер Лагерквист, Харри Мартинсон, Артур Лендквсист.
По заслугам расчет. Шведская сказка. Перевод А. Афиногеновой.
Ак-то раз у одного человека убежала лошадь, и он пошел ее искать.
Бродил он, бродил по лесу, да вдруг на пути гора, а в горе расщелина. Стал он через расщелину перебираться, заглянул вниз и видит: лежит большой змей, сдвинуться с места не может, камнем ему хвост придавило.
Окликнул змей человека и говорит ему:
— Помоги мне освободиться, получишь за это по заслугам расчет.
Взял человек длинную палку, сдвинул камень и освободил змея.
— Вот и хорошо, — сказал змей, — сейчас ты получишь по заслугам расчет.
А человек и спрашивает, что же это такое — по заслугам расчет?
— Так ведь это смерть, — отвечает змей.
— Ну, это еще проверить надо, у других спросить, — сказал человек.
Пошли они дальше вместе и вот встречают медведя. Спросил человек у медведя, что такое по заслугам расчет, и тот ответил, что это смерть.
Говорит тогда змей:
— Вот видишь, по заслугам расчет — смерть. Сейчас я тебя съем!
Попросил человек:
— Давай еще немного пройдем, еще кого-нибудь спросим.
Пошли они дальше и встретили волка. И спросил у него человек, что такое по заслугам расчет.
Волк отвечает:
— Смерть.
— Ну, теперь-то уж я тебя съем, — говорит змей.
Попросил человек:
— Давай еще немного пройдем, еще кого-нибудь спросим.
Пошли они дальше и повстречали лису. Спрашивает у нее человек, что такое по заслугам расчет. И ответила лиса, как и другие:
— Смерть.
— Ну, теперь-то уж я тебя съем, — говорит змей.
Услыхала это лиса и сказала:
— Нет, погоди. Сперва надо в этом деле разобраться. Расскажи-ка мне все с самого начала.
— Понимаешь, змей лежал в расщелине, а хвост ему придавило камнем, — начал человек.
А лиса ему на это:
— Пойдем-ка на то место, где все это случилось, да посмотрим.
Отправились они все вместе обратно.
Попросила лиса человека взять палку и поднять камень, а змею велела сунуть хвост под камень и лечь, как он раньше лежал.
Сделал змей, как ему сказано было, а лиса велит человеку опустить немного палку.
А потом спрашивает у змея:
— Ну как, в прошлый раз хуже было?
— Хуже, — отвечает змей.
— Опусти палку еще немного, — сказала лиса человеку, а потом спрашивает у змея: — Ну что, в прошлый раз хуже было?
— Хуже, — опять отвечает змей.
— Вытащи палку совсем, — говорит лиса человеку, а потом спрашивает у змея: — Ну как, в прошлый раз хуже было?
— Нет, — отвечает змей. — В прошлый раз было лучше.
Тогда лиса и говорит:
— Ну вот, так и лежи. Теперь вы в расчете.
И остался змей в расщелине, а человек был рад-радешенек, что змей с ним по заслугам не рассчитался.
Современный шведский детектив
Несомненным прорывом в современной литературе Швеции стала детективная проза. Швеция – страна небольшая, и жителям ее свойственно нордическое спокойствие. Но, несмотря на это, целый ряд талантливых авторов создали и продолжают создавать произведения в криминальном жанре. Шведские писатели детективов – авторы неповторимого стиля, основанного на классических канонах. Но эти мастера пера также смело заимствуют и элементы иных литературных жанров. Среди представителей криминальной прозы можно назвать таких авторов, как Май Шевалль и Пер Валё, Хеннинг Манкелль, Оке Эдвардсон, Юхан Теорин и многие другие.
В русской литературе детективному жанру отдается второстепенное значение. И потому его изучению и развитию не уделяется должного внимания. В Швеции все иначе. Здесь создан институт по изучению детектива, выпускается специальная литература, посвященная криминальному жанру.
Такие произведения, по мнению шведов, находятся где-то между «массовой литературой» и «высоким жанром».
Интерес к шведскому детективу в последние годы возрастает во многих странах. Это объясняется в первую очередь качеством литературы. Неудивительно поэтому, что многие известные шведские писатели сегодня – это авторы остросюжетных детективных романов. Основными чертами их произведений являются мистический колорит и социальная направленность.
Шведские сказки как гимн свободе
Шведские сказки полюбились многим поколениям детей и родителей по всему миру. Истории предлагают слушателю ценить собственную индивидуальность, даже если она не вписывается в рамки общественных стереотипов. Это настоящий гимн свободе быть другим. Бережное и внимательное отношение к своей личности делает человека самодостаточным и более уверенным.
Сказки шведских писателей учат детей с раннего возраста отстаивать свое право выбора. Но свобода всегда сопряжена с обязанностями и ответственностью. Этот факт тоже освещается в сказках: каждое решение имеет последствия, о которых следует помнить.
В сюжетах многих произведений широко освещена обратная сторона свободы – уважение к окружающим
Прививая ребенку толерантное отношение к людям, родители получают шанс воспитать разумного и терпимого члена общества, который в первую очередь обращает внимание на ценность личности, умеет принимать достоинства и недостатки других
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
Искрометные повести о девочке с волосами морковного цвета написаны в конце 1940-х — и по-прежнему остаются непревзойденным эталоном детской литературы нового времени, а сама Пеппи – для иностранцев, по крайней мере – и вовсе превратилась в символ Швеции, что-то вроде Марианны для Франции
Фигура в разноцветных чулках выглядит, мягко говоря, противоречиво: с одной стороны, воплощение скандинавского свободолюбия, что ни реплика — то декларация независимости, с другой, возможно, этой марианне не помешало бы внимание детского омбудсмена, особенно в те моменты, когда она начинает предлагать ровесникам попробовать, например, мухоморов. Со своей силищей Брюнгильды Пеппи похожа не то на супергероиню из комиксов (очень шведских, не марвеловских и не дисишных; хотя и в тех явно не потерялась бы), не то на бомбу — причем далеко не замедленного действия. Идею вырастить на этой в хорошем смысле шокирующей книге послушного ребенка лучше оставить в покое
Зато – почти гарантированно – на ней можно воспитать человека, который очень всерьез воспринимает идею равных прав для мужчин и женщин; если уж на то пошло, именно после прочтения «Пеппи» даже взрослые мужчины превращаются в убежденных феминистов
Идею вырастить на этой в хорошем смысле шокирующей книге послушного ребенка лучше оставить в покое. Зато – почти гарантированно – на ней можно воспитать человека, который очень всерьез воспринимает идею равных прав для мужчин и женщин; если уж на то пошло, именно после прочтения «Пеппи» даже взрослые мужчины превращаются в убежденных феминистов.