Удмуртские сказки читать онлайн
Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами.
Не было бы на земле ни гор, ни оврагов, если б ни любопытство Шайтана.
Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла.
Случается так, что даже леший бывает добр к людям.
Даже если ты беден, не гонись за лёгкими деньгами – и тогда и злой дух тебе поможет.
Коварен и злобен шайтан, но крестьянин хитрее его оказался.
Не поверила прекрасная Анна коварному Вумурту – только потому и спаслась.
Хоть и мал, да удал – учит нас удмуртская сказка.
Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности.
Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности.
Иллюстрированые и озвученные сказки народов Поволжья.
http://dvoris.ru/golovnye-ubory/udmurtskie-narodnye-skazki-perechen-udmurtskih-skazok-o-zhivotnyh/http://skazkibasni.com/udmurtskie-skazkihttp://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/story/udm
голоса
Рейтинг статьи
Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки. Удмуртские сказки на уроках чтения Удмуртские волшебные сказки
Жанром, несущим в себе особенно выразительные черты детского творчества, являются дразнилки – исаськонъёс (от глагола “исаськыны” – дразниться). Дразнилки являются частью игрового фольклора. Среди детей они встречаются довольно часто. Обычай давать клички и обидные прозвища дети принимают от взрослых, но в детской среде они в известной мере смягчаются. Дети очень любят поддразнивать друг друга и петь насмешливые песенки. Такие песенки-дразнилки и песенки-насмешки представляют особый вид детского творчества. Вначале это просто рифмованные прибавления к имени – прозвища. Если к ним присоединить какой-нибудь стих, образуется дразнилка: “Таня-баня, растабаня; Табаньдэ мыным но вай” – “Таня-баня, растабаня; Табани и мне ты дай”.
В большинстве случаев дразнилки высмеивают внешность человека: “Опса, траляля; Бадӟым кӧто Микаля. “ – “Опса, траляля; Большепузый Николай. ” Хотя дразнилки малоэстетичны, без них нельзя обойтись: они осуждают ябедничество, обжорство, лень, как бы в кривом зеркале, указывают на недостатки и тем самым способствуют их исправлению .
Удмуртские новеллистические сказки
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые. Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Удмуртские сказки читать онлайн
Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами.
Не было бы на земле ни гор, ни оврагов, если б ни любопытство Шайтана.
Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла.
Случается так, что даже леший бывает добр к людям.
Даже если ты беден, не гонись за лёгкими деньгами – и тогда и злой дух тебе поможет.
Коварен и злобен шайтан, но крестьянин хитрее его оказался.
Не поверила прекрасная Анна коварному Вумурту – только потому и спаслась.
Хоть и мал, да удал – учит нас удмуртская сказка.
Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности.
Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности.
Иллюстрированые и озвученные сказки народов Поволжья.
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Волк и козлёнок
Один козлёнок отбился от стада. Долго блуждал — не мог отыскать обратную дорогу домой. Решил пощипать травку. И вот прямо на него идёт серый волк.
Ну, друг козлёнок, я тебя сейчас съем, — говорит волк.
Не ешь пока, я ещё жиру нагуляю, — просит тот.
Волк согласился, оставил козлёнка. Прошло немного времени, он опять является.
Нагулял жиру? Теперь уж я тебя съем.
Подожди, — сказал козлёнок, — я тебе помогу. Встань вон под тем пригорком, раскрой пасть, а я с разбегу брошусь в неё.
Волк согласился. Встал под пригорком, раскрыл пасть и ждёт. Козлёнок как разбежится, да как стукнет рогами по лбу серого глупца – покатился волк кубарем. Опомнился. Встал на ноги и до сих пор думает:
— Съел я его или не съел?
На удмуртском языке
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые. Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Заным-Койдым
Заным-Койдым не любил ухаживать за своей лошадью и кормить её. «Вот если бы она работала на меня, а кормить её не надо было бы»,- постоянно говорил он. Ребра у лошади торчали, как обручи у верши, вся она была костлявая и походила скелет.
Лишь бы только телегу тянула, нужно будет, я и сам помогу немного,- успокаивал себя Заным-Койдым.
Однажды поехал он на мельницу. Положил в телегу три мешка, а четвертый взял себе на плечи и сел на телегу. Встречные хохотали над такой повозкой.
— Эй, сосед, что ты делаешь? Для чего мешок на плечах держишь?
— Лошади помогаю. Так ей легче будет, думаю, — отвечал Заным-Койдым. По его лицу ручьями бежал горячий пот: тяжел оказался мешок.
Немного проехали, лошадь остановилась.
— Но-о, лешак! Не ты одна устала, я тоже устал, целый мешок на плечах тащу! – кричит Заным-Койдым на лошадь, продолжая сидеть на мешках в телеге и держать мешок на плечах.
Проехали еще немного, и дорога в гору пошла. Лошадь опять остановилась.
— да что такое с ней случилось? Сам помогаю – и все равно силы нет почему-то.
Сидит Заным-Койдым до сих пор под горой. Плечи у него побелели от мучной пыли, а лошадь давно пала.
На удмуртском языке
Поддевки
В детской среде существовали и до сих пор сохраняются своеобразные словесные игры – кылын шудонъёс , рассчитанные в основном на простаков. Поддевки основаны в большинстве случаев на созвучиях (рифме): ” – Кызьпу, шу! ; – Кызьпу.; – Тыбыр улад тылпу” ; ” – Скажи, “береза”; – Береза; – Под твоей лопаткой пожар”.
Обычная форма поддевки – диалог, состоящий из трех строк. В первой строке играющий задает вопрос, во второй – повторяется слово, которое просят повторить, а в третьей строке дается ответ. Поддевки близки по функции прибауткам и шуточным ответам. Веселой словесной игрой для детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз – скороговорок – ӝог веранъёс . Скороговорки построены на аллитерациях и ассонансах, они способствуют выработке у детей правильной артикуляции, помогают осваивать особенности родного языка. Помогают детям чувствовать и развивать речь – четко и быстро выговаривать отдельные звуки, слова и выражения. “Озьы, гозы, кузь гозы; Бакчаын тэтча ӟозы” – “Так, веревка, длинная веревка; В огороде скачет стрекоза”.
Тексты некоторых скороговорок, как и дразнилок, не поддаются переводу. При переводе на русский или другие языки теряется сочность звучания слов или отдельных звуков.
Кокорикок — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Кокорикок», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Кокорикок
Удмуртская народная сказка в пересказе З. Весёлой
Идёт рыжая лиса по дороге, а навстречу ей петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:
«Эх, съела бы его сейчас, перышка бы не оставила. Да боюсь: люди по дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманю-ка его к себе домой, там с ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок, — говорит лиса сладким голосом. — Давно мне хочется с тобой подружиться. Меня зовут Кузь-Быж — Длинный хвост. А тебя как?
— А меня Кокорикок, — отвечает петух.
— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?
— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.
— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, — приглашает лиса. — Угощу тебя на славу.
— Ладно, Кузь-Быж, приду, — пообещал петух, а про себя подумал: «С тобой дружить — живым не быть».
— Ну, так я тебя ждать стану, — облизнулась лиса. — Ой, как тебя зовут-то, дружок? Я уж и забыла!
— Давай запишу для памяти. — Петух поднял с дороги уголёк и написал у лисы на лбу: «Медведь».
Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала-ждала лиса, так у окошка и заснула.
Утром проснулась голодная и злая-презлая.
«Ну, — думает, — обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу, на клочки разорву!»
Побежала лиса искать петуха.
Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк:
— Куда это ты, лиса, собралась так рано?
— Да вот ищу обманщика… Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».
— А зачем он тебе? — спросил волк.
— Хочу его на клочки разорвать!
Испугался волк.
«Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.
Тут из чащи вылез медведь.
— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?
— Да вот ищу… Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
— А зачем он тебе?
— Хочу его на клочки разорвать!
Рассердился медведь, заревел, зарычал, схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты.
Стукнулась лиса о берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе домой.
А про петуха уж и думать забыла.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Исторические предания
Самый богатый раздел преданий – исторический, циклизующий произведения вокруг нескольких основных тем. В удмуртских исторических преданиях выделяется несколько основных циклов: о древнейших насельниках края; героико-богатырский; о заселении и освоении края; предания о разбойниках, беглых; предания о кладах.
Предания о древнейших насельниках края. Основными персонажами этого цикла являются великаны – алангасары (южные удмурты), великаны – зэрпалы (северные удмурты). Они противопоставлены человеку по времени обитания на земле, уму и неумению создавать культурные ценности
В их портретной характеристике внимание акцентировано на росте и силе: ходят по лесу, как по крапиве; сражаются вырванными с корнем деревьями; человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла; разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху. Не имеют одежды, орудий труда, не умеют пользоваться огнем
Греясь у костра, защищаются от его жара глиной, обмазывая свои ступни. Обнаружив на земле существо, умеющее трудиться (выращивать хлеб, разводить пчел) вынуждены уйти из прежних мест обитания. Уходят на север, превращаясь в огромные каменные глыбы, или погибают в ямах, похоронив себя заживо. Доказательством давнего присутствия великанов в конкретной местности часто служат названия возвышенностей – гор и холмов (Aлай пыдтыш – пята Алая, Алангасар гурезь – гора Алангасара, Зэрпал лёг – холм/возвышенность Зэрпала). Неровная поверхность, согласно преданиям, – отвалившаяся от ступни или вытряхнутая из лаптей великанов земля.
Алангасар стал отправной точкой для создания двух типов образов в удмуртском фольклоре – богатырей и мифических существ. Богатыри стали преемниками их физической силы, мифические существа – “ума”. Первые стали персонажами преданий героико-богатырского цикла, вторые – мифологических сказок. Алангасар в архаической традиции – гиперболизированный образ прошлого, воспоминание о мифическом, “дочеловеческом” времени.
Героико-богатырский цикл состоит из локальных вариантов преданий о богатырях (батыр/бакатыр
http://skazkibasni.com/udmurtskie-skazkihttp://nevsauto.ru/drevo-dobra—vremya-chitat-skazki-perechen-udmurtskih-skazok-o-zhivotnyh.htmlhttp://sevenzip.ru/drevo-dobra—vremya-chitat-skazki-perechen-udmurtskih-skazok.html
голоса
Рейтинг статьи
Два брата — удмуртская народная сказка
У одного человека было два сына. После его смерти они разделились, один разбогател, а другой жил в горькой нужде.
— Чем горе хлебать, пойду-ка утоплюсь, — рассудил бедняк про себя.
Пришел он к реке, увидел на берегу опрокинутую лодку, лег под нее и стал думать. Думал, думал и раздумал топиться.
— Еще одну ночь проночую под лодкой,- сказал. Не успел уснуть, как к лодке подошли трое и начали разговор:
— Ну, расскажите теперь, кто что замышляет? – спросил кто-то.
Вот начал один:
— У одного попа дочь два года больна. Я знаю, чем ее вылечить. Надо собрать листья черной травы, напоить ее отваром и она выздоровеет.
— А ты что знаешь?- спросили другого.
— Для постройки моста через море строители ставят столбы. Но только поставят – в полночь те столбы уносит водой. Я знаю, как их укрепить: нужно опустить в яму под каждый столб по серебряной монете, тогда никакая сила их не возьмет.
Спросили третьего:
— Ты что знаешь?
— Недалеко отсюда в эту реку брошена бочка с золотом. Чтобы вытащить бочку, нужно бросить в воду лист травы-неувяды. Как только бросишь, бочка сама выплывет.
Так поговорили и ушли. Все, о чем они говорили, мужик слышал. Теперь он совсем раздумал топиться. Вернулся домой и начал собирать листья черной травы. Собрал, отварил и пошел лечить дочь попа. Поп сразу и спросил его:
— Не знаешь ли лекарств? У меня дочь уже два года больна.
— Дочь твоя за три дня поправиться, не пожалей только ста рублей, — говорит мужик.
— Если вылечишь, — я двести рублей уплачу, — говорит поп.
Мужик как сказал, так и стало: поповна выздоровела. Поп обрадовался, отдал ему двести рублей и угостил как следует. Мужик вернулся домой. Немного погодя пошел к строителям. Не успел он поздороваться, как те жалуются:
— Вот ставим столбы для моста, но не успеваем отвернуться, как их водой сносит. Уж давно бьемся, а придумать ничего не можем.
Мужик-то знает, как укрепить столбы. Он немного подумал и говорит:
— Уплатите мне триста рублей, укреплю столбы.
— Сумей только, дадим и пятьсот.
Он взял серебряные монеты и опустил в каждую яму под столбы. Строители проснулись утром и видят: столбы как были поставлены, так и стоят. Пришлось отдавать мужику пятьсот рублей. Пришел мужик домой и радуется, сколько у него теперь денег! Пошел искать траву-неувяду. Собрал листья и пошел к реке, чтобы вытащить бочку с золотом. Как бросил лист, бочка сама и выплыла. Взял он бочку и пошел домой. Дома решил высыпать золото в амбар, а пудовки нет. Пришлось идти к богатому брату и просить пудовку. Позднее он выгреб из бочки золото и понёс пудовку обратно, оставив на дне её несколько золотых монет. Богатый взял пудовку, увидел на дне золото и удивился.
— Откуда ты столько золота взял?- спрашивает брата.
— Хотел утопиться, — говорит бедняк, — пошел к речке и лег под лодку. Ночью пришли на берег трое и мне: там-то, на таком-то месте лежит бочка с золотом. И научили, как выкатить её. Я все сделал так, как они говорили, и нашел целую бочку золота.
— Ну, браток, спасибо тебе, теперь и я пойду, — говорит богатей.
Пришел он к реке и как говорил бедный брат, лег спать под лодку. Лежит, тяжело дышит, а сам боится, как бы его не обнаружили воры. Вот слышит — идут трое. Остановились недалеко от лодки и стали прислушиваться.
— Возле нас кто-то чужой притаился, — говорит один из них.
Все трое подошли к лодке, подняли её и вытащили богача. Тот и слова сказать не успел, как взяли его за ноги, за руки и кинули в воду. Тут и смерть богачу пришла.
Удмуртские новеллистические сказки
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество. Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его. Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста». Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые. Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы. Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа. Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Читать все удмуртские народные сказкиЧитать другие народные сказки