Сказочная арктика

Русская народная сказка «зимовье» текст

Селькупский фольклор

Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.

В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.

Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.

Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»

Ительменский фольклор

По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.

В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.

Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.

Ительменская сказка «Кутх и лиса»

Саамский фольклор

Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.

Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-человеке, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.

Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.
Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами.
Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик
ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за
тюленя, а младшая – за дикого оленя…

Саамская сказка про женщину и дикого оленя

Предлагаем вам принять участие в проекте «Читательская копилка».

Что нужно сделать для участия:

  • зарегистрируйтесь в городской библиотеке и получите читательский билет;
  • возьмите книгу из рекомендованного списка проекта и прочитайте ее;
  • получите в школьной или городской библиотеке специальную тетрадку под названием «Читательская копилка» или скачайте ее с сайта и распечатайте;
  • заполните в «Читательской копилке» информацию о прочитанной книге — сюжет, описание героев, мнение о книге, чему научила книга, какие новые, необычные слова вы узнали, нарисуйте сюжет из книги; 
  • покажите заполненную информацию школьном библиотекарю или сотрудникам городской библиотеки и получите ЧИТы.   
  • после подведения итогов самые активные участники награждаются!

     Для чтения предлагаются книги, которые не входят в школьную программу. Книги можно читать из домашней библиотеки, школьной, городской, электронную книгу, ограничений нет. С выполненными заданиями за читами нужно приходить в библиотеку. 

      Для того чтобы зарегистрироваться в проекте, нужно прийти в ближайшую городскую библиотеку, записаться, получить пластиковый читательский билет, и взять копилку. Дети записываются в библиотеку по паспорту одного из родителей или законных представителей. В апреле определяются лидеры чтения, набравшие максимальное количество читов. На итоговом мероприятии «Чья копилка тяжелее» подводятся итоги и вручаются свидетельства участников проекта. Лидеры чтения, набравшие максимальное количество читов, приглашаются на торжественную Церемонию награждения в Центральную городскую библиотеку, им вручаются дипломы лидеров чтения.

Список произведений для 1 класса:

Алексеев С.П. Победа 

Голявкин В.В. Вязальщик 

Как окунь полосатым стал (мансийская сказка) 

Отец обувается, а сын уже в пути (хантыйская сказка) ​

Сивка-бурка (русская народная сказка) 

Крылов И.А. Трудолюбивый медведь 

Митяев А.В. Треугольное письмо 

Носов Н.Н. Клякса 

Осеева В.А. Синие листья 

Пермяк Е.А. Нелюдим 

Платонов А.П. Ещё – мама 

Прокофьева С.Л. Сказки про Машу и Ойку​

Список произведений для 2 класса:

Бианки В.В. Приключения Муравьишки 

Богданов Н.В. Чёрный кот 

 Воскобойников В.М. Лётчик Севастьянов 

Вагатова М.К. Хлебушко (хантыйская сказка)​

Трясогузка и мышка (хантыйская сказка)​

Дочь-семилетка 

Запрет (хантыйская сказка) 

Скорый гонец​

Крюкова Т. Ш. Калоша Волшебника, или Занимательное пособие по правилам поведения 

Пронин Д.Ф. Истории о пионерах-героях. Зина Портнова. 

Снегирев Г.Я. Про пингвинов  

Успенский Э.Н. Гарантийные человечки ​

Список произведений для 3 класса:

Богданов Н.В. Что случилось с Николенко 

Востоков С.В​. Ветер делают деревья, или Руководство по воспитанию дошкольников для бывших детей и будущих родителей 

Конькова А.М. Каждый другом силён (мансийская сказка) ​

Три мудрых слова (хантыйская сказка)​

Кузнецова Ю.Н. Дом П 

Медное, серябряное и золотое царства 

Носов Н.Н. Приключения Толи Клюквина 

Олейников А.А. Скажи мне «Здравствуй!» 

Показаньев Ф.Я. Школа дедушки Никиты 

Святогор и тяга земная 

Симонов К.М. Сын артиллериста 

Ткаченко А.Б. Владимир Даль ​

Список произведений для 4 класса:

Алексеев С.П. Сталинградская оборона ​

Алёша Попович и Тугарин Змеевич​

Дашевская Н.С. Панкратьев​

Два Ивана – солдатских сына 

Куприн А.И. Сапсан​ 

Митяев А.В.  Носов и Назе​

Показаньев Ф.Я. Лёнька и его друзья 

Ермолаев Ю.И.  Дом отважных трусишек​

Слинкина Г.И. Красивый бобр​

Кошиль Л.А.  Музгарка ​

Абгарян Н.Ю. Семён Андреич на лыжной прогулке 

Крюкова Т.Ш. Кот на счастье ​

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ненецкий фольклор

В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.

У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.

Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»

Нганасанский фольклор

Скульптура на набережной Дудинки посвящена героине нганасанской легенды – дочери
шамана, ожидающей возвращения своего возлюбленного.

Магической силой наделяют у нганасан певцов-сказителей, исполняющих ситтабы –
эпические сказания о подвигах богатырей, обладающих невиданными богатствами и
сверхъестественными способностями. Эти повествования обычно растягивались на
несколько вечеров и были очень живыми и выразительными: сказитель подробно
описывал обстановку, в которой происходит действие, а диалоги пел. Нередко между
сказителями устраивались словесные поединки.

Не менее популярны у нганасан и дюруме («известия») – бытовые сказки, в которых
главными героями становятся хитрые плуты и различные животные, а также истории о
различных промысловых ситуациях.

Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у нее олени. Вот
однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень
посмотрел на небо и закричал:
– Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как
появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на
нарту, в небо укатила.

Нганасанская сказка «Девушка и луна»

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс

Класс: 2

Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац

“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Эвенкийский фольклор

О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.

Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.

Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»

Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»

LiveInternetLiveInternet

  • ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
  • житейские хитрости (272)
  • МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
  • Жизнь замечательных людей. (6)
  • Антишарлатанское (3)
  • Астрология (93)
  • Нумерология. (48)
  • без выпечки (0)
  • Блюда из мяса. (86)
  • говядина (11)
  • курица (24)
  • птица (12)
  • свинина (13)
  • субпродукты (25)
  • Блюда из рыбы. (342)
  • в масле (12)
  • Мидии (3)
  • запеченная (37)
  • разное (78)
  • селедка (79)
  • скумбрия (73)
  • суши (44)
  • Хе (14)
  • ДАЧА… (119)
  • «Комнатные цветы» (15)
  • живопись (47)
  • графика (4)
  • Заготовки. (7)
  • Законы (2)
  • Здоровье + гармония = красота . (365)
  • Макияж (15)
  • су-джок массаж (3)
  • Растирки (2)
  • Причёски (22)
  • Физ — Культура (91)
  • фитотерапия (119)
  • ЗЗЛ (80)
  • Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
  • игры (3)
  • Кино онлайн. (52)
  • КУЛИНАРИЯ (766)
  • «восток», «запад» , «севе (151)
  • Китайская кухня… (20)
  • пельмени (15)
  • Соус (2)
  • паста (2)
  • Лук (1)
  • макароны (1)
  • Жюльен (1)
  • блины (21)
  • блюда в мультиварке (1)
  • в духовке (40)
  • видео , технология блюд. (7)
  • выпечка на масле. (4)
  • закуски (41)
  • капуста (25)
  • КАРВИНГ (31)
  • Консервирование (50)
  • напитки (31)
  • остренькое (19)
  • пицца (14)
  • прянности (18)
  • Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
  • салатик (17)
  • СВЧ (2)
  • супчики….. (60)
  • тесто (89)
  • тыква , овощи (48)
  • удобно…… (45)
  • Фасоль (2)
  • шампиньоны (6)
  • штрихи (32)
  • Мифология (16)
  • Музыка (22)
  • Народные рецепты. (26)
  • Питание (245)
  • быть в форме (196)
  • Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
  • Документальное кино. (19)
  • ДУХ ,бытие . непознанное (45)
  • Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
  • притчи (106)
  • Книги (2)
  • ПСИХОЛОГИЯ (826)
  • Это все о нем ….. (27)
  • восприятие …. (17)
  • возраст (17)
  • Для женщин (16)
  • Память (8)
  • Философия (4)
  • цвет- значение (3)
  • Способности (1)
  • тесты (1)
  • возраст (77)
  • Нипознаное……. (83)
  • отношения (129)
  • Психосоматика (27)
  • психотерапия (22)
  • разное (233)
  • Семья. Он и Она. . (113)
  • Цитаты из книги. (29)
  • эмоции (51)
  • Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
  • РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
  • РУКОДЕЛИЕ (943)
  • Журналы (21)
  • валяние (17)
  • батик (13)
  • Папье маше (1)
  • вышивка (47)
  • ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
  • вязаный пэчворк (13)
  • крючок (117)
  • кумихото (10)
  • на вилке (42)
  • необходимые основы по вязанию крючком (5)
  • необходимые основы по вязанию спицами (12)
  • носочки (37)
  • пуговичное…… (17)
  • разное (256)
  • спицы (273)
  • Узоры спицами (29)
  • Ювелирное творчество (59)
  • Салаты. (0)
  • Сказки (7)
  • Стихи. (12)
  • Строительство и ремонт (5)
  • ТАНЦЫ (21)
  • Торты. (147)
  • без выпечки (22)
  • ДИСЕРТ (65)
  • Пляцок «Стефанка» (26)
  • Уроки для новичков Лиру. (115)
  • Учимся (65)
  • Фауна (153)
  • водная стихия (32)
  • Животный мир.в живописи (8)
  • животные (41)
  • насекомые (19)
  • птицы (49)
  • Физ — Культура (8)
  • фильмы (36)
  • КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
  • Флора (37)
  • Чем займемся в выходной….. (51)
  • Анимация (2)
  • Москва. (13)
  • Шитье (2411)
  • белье. (76)
  • моделирование (18)
  • СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
  • Бохо в фильмах (7)
  • для будущих мам (3)
  • Мастер-классы от Elen Deo (1)
  • БЛУЗКИ (107)
  • БОХО (413)
  • брюки. (40)
  • ВДОХНОВЕНИЕ (185)
  • видео уроки по шитью (39)
  • для малышей (48)
  • ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
  • История моды (76)
  • книги (56)
  • лоскутики …. (166)
  • пальто куртки. (54)
  • ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
  • ПОДИУМ (84)
  • подушки постельное (34)
  • ПОКРЫВАЛО (2)
  • предметы для интерьера. (4)
  • прихватки (115)
  • РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
  • рубашки (31)
  • сайты по шитью. (9)
  • сарафан (17)
  • СУМКИ (111)
  • тапочки (26)
  • технология обработки. (307)
  • трансформеры. (23)
  • уход за шв. машинкой. (22)
  • фартуки (29)
  • халаты (12)
  • ЦВЕТ (64)
  • шляпки……. (96)
  • штора (7)
  • ЮБКИ (85)
  • Энциклопедии,библиотеки. (19)
  • Юмор (75)
  • Фото (19)

Долганский фольклор

Талантливые рассказчики и исполнители фольклорных преданий пользовались у долган
большим уважением, их считали избранниками добрых духов.

Для долганского фольклора характерно смешение самобытных черт с заимствованиями из
русских сказок, эвенкийских повествований о разбойниках, якутского эпоса олонхо.
Наиболее распространенный жанр – сказки: волшебные, бытовые и о животных.
Нарисованные талантливыми сказителями образы, по представлениям долганов, могли
становиться видимыми. Поэтому былины не рассказывали накануне охоты, чтобы не
спугнуть добычу.

Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись
спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один
человек другому стал говорить:
– Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане,
якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.

Долганская сказка «Откуда пошли разные народы»

Ход Занятия:

(Дети входят в зал под спокойную музыку)

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Входит Хозяйка чума: Здравствуйте ребята, я хозяйка чума (показывает на слайд, где изображен чум, рассказываю хантыйские сказки, а вы любите слушать сказки? (да).

— Я вас сегодня приглашаю в гости. Проходите ко мне в чум, присаживайтесь вот на эти мягкие шкуры (дети садятся на колени).

— Т. к я хантыйская сказочница, давайте поздороваемся на хантыйском языке (дети кланяются друг другу произнося слова Узя-Узя!

— Вот мы и поздоровались.

— Сегодня я вам расскажу сказку про девочку, которую зовут Мисне.

1 слайд: (На слайде хантыйское Стойбище и хантыйская девочка). Давным – давно, в одном хантыйском стойбище, жила девочка и звали ее Мисне, она очень хорошо пела и все жители стойбища любили слушать ее пение.

Но вот однажды, наступила темная ночь…

2 слайд: (картинка темная ночь и луна) Подул сильный ветер, налетела злая колдунья, схватила девочку и унесла за высокие горы.

3слайд: (картинка жителей Стойбища Ханты) Все жители стойбища очень горевали, что потеряли девочку. Они долго думали как ее найти и спасти. И решили отправить на поиски Мисне ее любимую собаку (картинка собаки Хаски в движении)

4 слайд: (картинка оленеводы) Долго ли, кротко ли, бежала собака, и прибежала к оленеводам, спросила у них, не видел ли они девочку, оленеводы ответили, если поиграешь с нами, скажем, куда унесла Мисне злая колдунья и собака согласилась поиграть.

— Ребята, давайте и мы с вами поиграем в интересную игру «Оленьи бега» мне надо 5 оленей и 5 оленеводов (одеть детям шапочки-маски, амулеты оленеводов, игру провести 2 раза).

— Поиграли немножко, а теперь садитесь на «шкуры» и слушайте, что же произошло дальше. Оленеводы указали собаке дорогу и…

5 слайд: (картинка бегущей собаки). Побежала она дальше. Бежала, бежала и прибежала к рыбакам. (картинка хантыйских рыбаков). Спросила собака у рыбаков куда злая колдунья унесла девочку. Рыбаки тоже предложили собаке поиграть с ними, она согласилась…

— А мы ребята поиграем с вами, поможем найти и расколдовать Мисне? Проводится игра «Рыбаки и рыбки» (одеваются шапочки рыбок детям, скакалка-удочка у воспитателя).

— Ребята посмотрите рыбаки сказали собаке, где спрятана девочка и она побежала дальше.

6 слайд: (картинка собаки Хаски). И прибежала она к охотнику, (картинка хантыйского охотника) спросила не видел ли он девочку? А охотник и отвечает, видел я, куда унесла злая колдунья твою девочку…

7 слайд: (картинка высокие горы) Тебе собака надо разбудить солнышко, которое живет вон за теми высокими горами и оно поможет расколдовать девочку. Собака не стала ждать ни минуты и побежала будить солнышко (картинка бегущей Хаски).

— А давайте и мы ребята поможем собаке разбудить солнышко. Я предлагаю вам поиграть в игру которая называется «Хейро», Хейро на хантыйском языке обозначает солнце. Давайте мы его тоже позовем (дети стоят в круги 2 раза хлопают, произнося Хейро, 2 раза топают, и проводится 5-6 раз с ускорением).

8 слайд: Ребята садитесь на «шкуры», (картинка солнца, ой посмотрите мы помогли собаке разбудить солнышко.

— А солнышко ребята помогло собаке расколдовать девочку Мисне.

— И вернулись они вместе домой в свое стойбище (картинка «Стойбище» и анимацией появляется девочка).

— Все коренные жители стойбища очень обрадовались возвращению певуньи Мисне.

— А собака с тех пор никогда не оставляла девочку одну, всегда была рядом.

— Ребята вам понравилась сказка?

-О ком говорится в сказке?

— Что случилось с девочкой?

— Кто спасал Мисне?

— В какие игры мы с вами сегодня играли?

— Ну вот и пришла пора нам с вами прощаться. До свидания! (дети уходят в группу).

Энецкий фольклор

Зарисовки об оленеводстве и других традиционных промыслах легли в основу многих
сказок энцев.

Энецкий фольклор разнообразен: в нем есть и мифы, и исторические предания, и сказки о
животных, и небольшие былички. В эпическом фольклоре выделяют жанры «дёре» –
рассказы о реальных исторических героях, и «сюдобичу» – повествования о событиях и
героях мифологических. Их обычно исполняют речитативом с устойчивой ритмической
структурой.

Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у
реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума.
Смотрит – стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не
знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.

Энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице»

Вепсский фольклор

В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.

История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.

Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.

Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь
я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в
серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и
одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние!..

Вепсская сказка «Двенадцать умных братьев»

Корякский фольклор

Персонажами корякских сказок и легенд часто выступают рыбы и морские животные.

В корякском фольклоре мифы часто переплетаются с мотивами сказок и былин.
Центральный персонаж мифов – ворон, предок коряков и их защитник, выступающий
посредником между людьми и божественными силами. Особенность исторического
фольклора коряков – ярко выраженный локальный характер. В каждой территориальной
группе рассказывают о своих событиях и персонажах.

Жила когда-то в тундре красивая девушка – дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь
большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.
Отец прочил в зятья старшего соседского сына. Дочь же хотела полосатого кита, – она
давно его любила.

Корякская сказка «Ворон и кит»

Медвежья трава.

Осенью один охотник ушёл на охоту. Ушёл, да так и не вернулся в чум. Его жена подумала, что он погиб где-нибудь в лесу. Ходила искать, но не нашла. Поплакала и вернулась к своим детям.

Прошла зима. На земле появилось много проталин. Стало тепло. В одно солнечное утро дети играли возле чума. Играли-играли, да как закричат:

— Мама! К нам отец из лесу идёт.

— Какой там отец? — сказала она из чума. — Ваш отец осенью потерялся. Откуда он может прийти?

— Нет, мама, это наш отец идёт!

Дети говорили правду.

Мать вышла из чума и встретила мужа.

— Где же ты был целую зиму? — спросила она.

Муж сел и начал рассказывать всё, что с ним было.

— Осенью, когда я ушёл на охоту, в лесу я встретил медведя. Стал его гонять. Пищи со мной было мало, я обессилел и не мог догнать зверя. Но я видел, что медведь ел какую-то траву. Я нашёл эту траву и думаю: медведь ест и сытый бывает, почему бы мне не поесть её? Я поел и стал сытым. Погнался опять за медведем. Наткнулся на берлогу. Посмотрел: берлога пустая, зверь приготовил её, но не стал в ней зимовать. Я хотел идти дальше, но не смог. От медвежьей травы меня бросило в сон. Голова падает. Куда пойдёшь? Я снял лыжи, поставил к дереву, повесил на сук ружьё, залез в берлогу, заткнул мхом вход, лёг на медвежью постель и уснул. Уснул осенью, а проснулся только весной. Вот какая сытная да сонная эта медвежья трава…

Какую траву ел охотник, он никому не показал. Но старики говорят, что в тайге такая сонная трава растёт и медведи знают её.

Запись И Литературная Обработка М. Ошарова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: