Селькупский фольклор
Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.
В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.
Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.
Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»
Ительменский фольклор
По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.
В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.
Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.
Ительменская сказка «Кутх и лиса»
Саамский фольклор
Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.
Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-человеке, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.
Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.
Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами.
Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик
ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за
тюленя, а младшая – за дикого оленя…
Саамская сказка про женщину и дикого оленя
Предлагаем вам принять участие в проекте «Читательская копилка».
Что нужно сделать для участия:
- зарегистрируйтесь в городской библиотеке и получите читательский билет;
- возьмите книгу из рекомендованного списка проекта и прочитайте ее;
- получите в школьной или городской библиотеке специальную тетрадку под названием «Читательская копилка» или скачайте ее с сайта и распечатайте;
- заполните в «Читательской копилке» информацию о прочитанной книге — сюжет, описание героев, мнение о книге, чему научила книга, какие новые, необычные слова вы узнали, нарисуйте сюжет из книги;
- покажите заполненную информацию школьном библиотекарю или сотрудникам городской библиотеки и получите ЧИТы.
- после подведения итогов самые активные участники награждаются!
Для чтения предлагаются книги, которые не входят в школьную программу. Книги можно читать из домашней библиотеки, школьной, городской, электронную книгу, ограничений нет. С выполненными заданиями за читами нужно приходить в библиотеку.
Для того чтобы зарегистрироваться в проекте, нужно прийти в ближайшую городскую библиотеку, записаться, получить пластиковый читательский билет, и взять копилку. Дети записываются в библиотеку по паспорту одного из родителей или законных представителей. В апреле определяются лидеры чтения, набравшие максимальное количество читов. На итоговом мероприятии «Чья копилка тяжелее» подводятся итоги и вручаются свидетельства участников проекта. Лидеры чтения, набравшие максимальное количество читов, приглашаются на торжественную Церемонию награждения в Центральную городскую библиотеку, им вручаются дипломы лидеров чтения.
Список произведений для 1 класса:
Алексеев С.П. Победа
Голявкин В.В. Вязальщик
Как окунь полосатым стал (мансийская сказка)
Отец обувается, а сын уже в пути (хантыйская сказка)
Сивка-бурка (русская народная сказка)
Крылов И.А. Трудолюбивый медведь
Митяев А.В. Треугольное письмо
Носов Н.Н. Клякса
Осеева В.А. Синие листья
Пермяк Е.А. Нелюдим
Платонов А.П. Ещё – мама
Прокофьева С.Л. Сказки про Машу и Ойку
Список произведений для 2 класса:
Бианки В.В. Приключения Муравьишки
Богданов Н.В. Чёрный кот
Воскобойников В.М. Лётчик Севастьянов
Вагатова М.К. Хлебушко (хантыйская сказка)
Трясогузка и мышка (хантыйская сказка)
Дочь-семилетка
Запрет (хантыйская сказка)
Скорый гонец
Крюкова Т. Ш. Калоша Волшебника, или Занимательное пособие по правилам поведения
Пронин Д.Ф. Истории о пионерах-героях. Зина Портнова.
Снегирев Г.Я. Про пингвинов
Успенский Э.Н. Гарантийные человечки
Список произведений для 3 класса:
Богданов Н.В. Что случилось с Николенко
Востоков С.В. Ветер делают деревья, или Руководство по воспитанию дошкольников для бывших детей и будущих родителей
Конькова А.М. Каждый другом силён (мансийская сказка)
Три мудрых слова (хантыйская сказка)
Кузнецова Ю.Н. Дом П
Медное, серябряное и золотое царства
Носов Н.Н. Приключения Толи Клюквина
Олейников А.А. Скажи мне «Здравствуй!»
Показаньев Ф.Я. Школа дедушки Никиты
Святогор и тяга земная
Симонов К.М. Сын артиллериста
Ткаченко А.Б. Владимир Даль
Список произведений для 4 класса:
Алексеев С.П. Сталинградская оборона
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Дашевская Н.С. Панкратьев
Два Ивана – солдатских сына
Куприн А.И. Сапсан
Митяев А.В. Носов и Назе
Показаньев Ф.Я. Лёнька и его друзья
Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек
Слинкина Г.И. Красивый бобр
Кошиль Л.А. Музгарка
Абгарян Н.Ю. Семён Андреич на лыжной прогулке
Крюкова Т.Ш. Кот на счастье
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».
Программные задачи:
-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;
— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
— учить детей оценивать поступки героев произведения;
-развивать связную речь;
— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.
Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.
Ненецкий фольклор
В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.
У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.
Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.
Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»
Нганасанский фольклор
Скульптура на набережной Дудинки посвящена героине нганасанской легенды – дочери
шамана, ожидающей возвращения своего возлюбленного.
Магической силой наделяют у нганасан певцов-сказителей, исполняющих ситтабы –
эпические сказания о подвигах богатырей, обладающих невиданными богатствами и
сверхъестественными способностями. Эти повествования обычно растягивались на
несколько вечеров и были очень живыми и выразительными: сказитель подробно
описывал обстановку, в которой происходит действие, а диалоги пел. Нередко между
сказителями устраивались словесные поединки.
Не менее популярны у нганасан и дюруме («известия») – бытовые сказки, в которых
главными героями становятся хитрые плуты и различные животные, а также истории о
различных промысловых ситуациях.
Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у нее олени. Вот
однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень темная. Вдруг один олень
посмотрел на небо и закричал:
– Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как
появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна – нигде девушки не видно. Села на
нарту, в небо укатила.
Нганасанская сказка «Девушка и луна»
Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс
Класс: 2
Цели и задачи урока:
– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.
Оборудование: учебник Э. Кац
“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.
Эвенкийский фольклор
О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.
Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.
Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»
Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»
LiveInternetLiveInternet
- ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
- житейские хитрости (272)
- МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
- Жизнь замечательных людей. (6)
- Антишарлатанское (3)
- Астрология (93)
- Нумерология. (48)
- без выпечки (0)
- Блюда из мяса. (86)
- говядина (11)
- курица (24)
- птица (12)
- свинина (13)
- субпродукты (25)
- Блюда из рыбы. (342)
- в масле (12)
- Мидии (3)
- запеченная (37)
- разное (78)
- селедка (79)
- скумбрия (73)
- суши (44)
- Хе (14)
- ДАЧА… (119)
- «Комнатные цветы» (15)
- живопись (47)
- графика (4)
- Заготовки. (7)
- Законы (2)
- Здоровье + гармония = красота . (365)
- Макияж (15)
- су-джок массаж (3)
- Растирки (2)
- Причёски (22)
- Физ — Культура (91)
- фитотерапия (119)
- ЗЗЛ (80)
- Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
- игры (3)
- Кино онлайн. (52)
- КУЛИНАРИЯ (766)
- «восток», «запад» , «севе (151)
- Китайская кухня… (20)
- пельмени (15)
- Соус (2)
- паста (2)
- Лук (1)
- макароны (1)
- Жюльен (1)
- блины (21)
- блюда в мультиварке (1)
- в духовке (40)
- видео , технология блюд. (7)
- выпечка на масле. (4)
- закуски (41)
- капуста (25)
- КАРВИНГ (31)
- Консервирование (50)
- напитки (31)
- остренькое (19)
- пицца (14)
- прянности (18)
- Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
- салатик (17)
- СВЧ (2)
- супчики….. (60)
- тесто (89)
- тыква , овощи (48)
- удобно…… (45)
- Фасоль (2)
- шампиньоны (6)
- штрихи (32)
- Мифология (16)
- Музыка (22)
- Народные рецепты. (26)
- Питание (245)
- быть в форме (196)
- Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
- Документальное кино. (19)
- ДУХ ,бытие . непознанное (45)
- Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
- притчи (106)
- Книги (2)
- ПСИХОЛОГИЯ (826)
- Это все о нем ….. (27)
- восприятие …. (17)
- возраст (17)
- Для женщин (16)
- Память (8)
- Философия (4)
- цвет- значение (3)
- Способности (1)
- тесты (1)
- возраст (77)
- Нипознаное……. (83)
- отношения (129)
- Психосоматика (27)
- психотерапия (22)
- разное (233)
- Семья. Он и Она. . (113)
- Цитаты из книги. (29)
- эмоции (51)
- Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
- РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
- РУКОДЕЛИЕ (943)
- Журналы (21)
- валяние (17)
- батик (13)
- Папье маше (1)
- вышивка (47)
- ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
- вязаный пэчворк (13)
- крючок (117)
- кумихото (10)
- на вилке (42)
- необходимые основы по вязанию крючком (5)
- необходимые основы по вязанию спицами (12)
- носочки (37)
- пуговичное…… (17)
- разное (256)
- спицы (273)
- Узоры спицами (29)
- Ювелирное творчество (59)
- Салаты. (0)
- Сказки (7)
- Стихи. (12)
- Строительство и ремонт (5)
- ТАНЦЫ (21)
- Торты. (147)
- без выпечки (22)
- ДИСЕРТ (65)
- Пляцок «Стефанка» (26)
- Уроки для новичков Лиру. (115)
- Учимся (65)
- Фауна (153)
- водная стихия (32)
- Животный мир.в живописи (8)
- животные (41)
- насекомые (19)
- птицы (49)
- Физ — Культура (8)
- фильмы (36)
- КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
- Флора (37)
- Чем займемся в выходной….. (51)
- Анимация (2)
- Москва. (13)
- Шитье (2411)
- белье. (76)
- моделирование (18)
- СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
- Бохо в фильмах (7)
- для будущих мам (3)
- Мастер-классы от Elen Deo (1)
- БЛУЗКИ (107)
- БОХО (413)
- брюки. (40)
- ВДОХНОВЕНИЕ (185)
- видео уроки по шитью (39)
- для малышей (48)
- ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
- История моды (76)
- книги (56)
- лоскутики …. (166)
- пальто куртки. (54)
- ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
- ПОДИУМ (84)
- подушки постельное (34)
- ПОКРЫВАЛО (2)
- предметы для интерьера. (4)
- прихватки (115)
- РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
- рубашки (31)
- сайты по шитью. (9)
- сарафан (17)
- СУМКИ (111)
- тапочки (26)
- технология обработки. (307)
- трансформеры. (23)
- уход за шв. машинкой. (22)
- фартуки (29)
- халаты (12)
- ЦВЕТ (64)
- шляпки……. (96)
- штора (7)
- ЮБКИ (85)
- Энциклопедии,библиотеки. (19)
- Юмор (75)
- Фото (19)
Долганский фольклор
Талантливые рассказчики и исполнители фольклорных преданий пользовались у долган
большим уважением, их считали избранниками добрых духов.
Для долганского фольклора характерно смешение самобытных черт с заимствованиями из
русских сказок, эвенкийских повествований о разбойниках, якутского эпоса олонхо.
Наиболее распространенный жанр – сказки: волшебные, бытовые и о животных.
Нарисованные талантливыми сказителями образы, по представлениям долганов, могли
становиться видимыми. Поэтому былины не рассказывали накануне охоты, чтобы не
спугнуть добычу.
Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись
спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один
человек другому стал говорить:
– Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане,
якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.
Долганская сказка «Откуда пошли разные народы»
Ход Занятия:
(Дети входят в зал под спокойную музыку)
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Входит Хозяйка чума: Здравствуйте ребята, я хозяйка чума (показывает на слайд, где изображен чум, рассказываю хантыйские сказки, а вы любите слушать сказки? (да).
— Я вас сегодня приглашаю в гости. Проходите ко мне в чум, присаживайтесь вот на эти мягкие шкуры (дети садятся на колени).
— Т. к я хантыйская сказочница, давайте поздороваемся на хантыйском языке (дети кланяются друг другу произнося слова Узя-Узя!
— Вот мы и поздоровались.
— Сегодня я вам расскажу сказку про девочку, которую зовут Мисне.
1 слайд: (На слайде хантыйское Стойбище и хантыйская девочка). Давным – давно, в одном хантыйском стойбище, жила девочка и звали ее Мисне, она очень хорошо пела и все жители стойбища любили слушать ее пение.
Но вот однажды, наступила темная ночь…
2 слайд: (картинка темная ночь и луна) Подул сильный ветер, налетела злая колдунья, схватила девочку и унесла за высокие горы.
3слайд: (картинка жителей Стойбища Ханты) Все жители стойбища очень горевали, что потеряли девочку. Они долго думали как ее найти и спасти. И решили отправить на поиски Мисне ее любимую собаку (картинка собаки Хаски в движении)
4 слайд: (картинка оленеводы) Долго ли, кротко ли, бежала собака, и прибежала к оленеводам, спросила у них, не видел ли они девочку, оленеводы ответили, если поиграешь с нами, скажем, куда унесла Мисне злая колдунья и собака согласилась поиграть.
— Ребята, давайте и мы с вами поиграем в интересную игру «Оленьи бега» мне надо 5 оленей и 5 оленеводов (одеть детям шапочки-маски, амулеты оленеводов, игру провести 2 раза).
— Поиграли немножко, а теперь садитесь на «шкуры» и слушайте, что же произошло дальше. Оленеводы указали собаке дорогу и…
5 слайд: (картинка бегущей собаки). Побежала она дальше. Бежала, бежала и прибежала к рыбакам. (картинка хантыйских рыбаков). Спросила собака у рыбаков куда злая колдунья унесла девочку. Рыбаки тоже предложили собаке поиграть с ними, она согласилась…
— А мы ребята поиграем с вами, поможем найти и расколдовать Мисне? Проводится игра «Рыбаки и рыбки» (одеваются шапочки рыбок детям, скакалка-удочка у воспитателя).
— Ребята посмотрите рыбаки сказали собаке, где спрятана девочка и она побежала дальше.
6 слайд: (картинка собаки Хаски). И прибежала она к охотнику, (картинка хантыйского охотника) спросила не видел ли он девочку? А охотник и отвечает, видел я, куда унесла злая колдунья твою девочку…
7 слайд: (картинка высокие горы) Тебе собака надо разбудить солнышко, которое живет вон за теми высокими горами и оно поможет расколдовать девочку. Собака не стала ждать ни минуты и побежала будить солнышко (картинка бегущей Хаски).
— А давайте и мы ребята поможем собаке разбудить солнышко. Я предлагаю вам поиграть в игру которая называется «Хейро», Хейро на хантыйском языке обозначает солнце. Давайте мы его тоже позовем (дети стоят в круги 2 раза хлопают, произнося Хейро, 2 раза топают, и проводится 5-6 раз с ускорением).
8 слайд: Ребята садитесь на «шкуры», (картинка солнца, ой посмотрите мы помогли собаке разбудить солнышко.
— А солнышко ребята помогло собаке расколдовать девочку Мисне.
— И вернулись они вместе домой в свое стойбище (картинка «Стойбище» и анимацией появляется девочка).
— Все коренные жители стойбища очень обрадовались возвращению певуньи Мисне.
— А собака с тех пор никогда не оставляла девочку одну, всегда была рядом.
— Ребята вам понравилась сказка?
-О ком говорится в сказке?
— Что случилось с девочкой?
— Кто спасал Мисне?
— В какие игры мы с вами сегодня играли?
— Ну вот и пришла пора нам с вами прощаться. До свидания! (дети уходят в группу).
Энецкий фольклор
Зарисовки об оленеводстве и других традиционных промыслах легли в основу многих
сказок энцев.
Энецкий фольклор разнообразен: в нем есть и мифы, и исторические предания, и сказки о
животных, и небольшие былички. В эпическом фольклоре выделяют жанры «дёре» –
рассказы о реальных исторических героях, и «сюдобичу» – повествования о событиях и
героях мифологических. Их обычно исполняют речитативом с устойчивой ритмической
структурой.
Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у
реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума.
Смотрит – стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не
знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.
Энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице»
Вепсский фольклор
В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.
История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.
Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.
Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь
я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в
серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и
одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние!..
Вепсская сказка «Двенадцать умных братьев»
Корякский фольклор
Персонажами корякских сказок и легенд часто выступают рыбы и морские животные.
В корякском фольклоре мифы часто переплетаются с мотивами сказок и былин.
Центральный персонаж мифов – ворон, предок коряков и их защитник, выступающий
посредником между людьми и божественными силами. Особенность исторического
фольклора коряков – ярко выраженный локальный характер. В каждой территориальной
группе рассказывают о своих событиях и персонажах.
Жила когда-то в тундре красивая девушка – дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь
большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.
Отец прочил в зятья старшего соседского сына. Дочь же хотела полосатого кита, – она
давно его любила.
Корякская сказка «Ворон и кит»
Медвежья трава.
Осенью один охотник ушёл на охоту. Ушёл, да так и не вернулся в чум. Его жена подумала, что он погиб где-нибудь в лесу. Ходила искать, но не нашла. Поплакала и вернулась к своим детям.
Прошла зима. На земле появилось много проталин. Стало тепло. В одно солнечное утро дети играли возле чума. Играли-играли, да как закричат:
— Мама! К нам отец из лесу идёт.
— Какой там отец? — сказала она из чума. — Ваш отец осенью потерялся. Откуда он может прийти?
— Нет, мама, это наш отец идёт!
Дети говорили правду.
Мать вышла из чума и встретила мужа.
— Где же ты был целую зиму? — спросила она.
Муж сел и начал рассказывать всё, что с ним было.
— Осенью, когда я ушёл на охоту, в лесу я встретил медведя. Стал его гонять. Пищи со мной было мало, я обессилел и не мог догнать зверя. Но я видел, что медведь ел какую-то траву. Я нашёл эту траву и думаю: медведь ест и сытый бывает, почему бы мне не поесть её? Я поел и стал сытым. Погнался опять за медведем. Наткнулся на берлогу. Посмотрел: берлога пустая, зверь приготовил её, но не стал в ней зимовать. Я хотел идти дальше, но не смог. От медвежьей травы меня бросило в сон. Голова падает. Куда пойдёшь? Я снял лыжи, поставил к дереву, повесил на сук ружьё, залез в берлогу, заткнул мхом вход, лёг на медвежью постель и уснул. Уснул осенью, а проснулся только весной. Вот какая сытная да сонная эта медвежья трава…
Какую траву ел охотник, он никому не показал. Но старики говорят, что в тайге такая сонная трава растёт и медведи знают её.
Запись И Литературная Обработка М. Ошарова.