Оформление начальных классов ФГОС
Класс для младшеклассников согласно ФГОС должен соответствовать ряду требований:
- обеспечение климата в классе, способствующего сохранности здоровья учеников;
- предоставление возможности ученикам получать максимально высокие результаты обучения;
- способствование всестороннему развитию детей;
- полное соответствие всем нормам СанПиН.
Чтобы класс был многофункциональным, помогал детям достигать отменных результатов в учебе, был безопасным местом для игр, отдыха и гармоничного развития, каждый его уголок должен оформляться с учетом важных рекомендаций:
С целью стимуляции у детей познавательной деятельности, оформление класса должно предусматривать не только образовательные моменты, но и игровые
Но, чтобы не создать излишне игровую атмосферу, отвлекающую от учебы, важно соблюдать рекомендации ФГОС:
- Умеренность в игровой зоне и креативной составляющей, чтобы не отвлекать учеников от учебы.
- Цветовое решение должно подходить возрастной группе. Для начальной школы это спокойные цвета — зеленый, серый, нейтральный желтый, свело-розовый.
- Оформление класса и его уголков должно быть в едином стиле.
- Важный акцент оформления ― государственная символика и патриотизм.
Шаблоны расписания уроков для начальной школы
Особенности расписания
Правильно составленное расписание уроков как в начальной школе (1 — 4 классах), так и в старших (5-11 классах) будет залогом: качественного выполнения Государственного стандарта образования и образовательных программ успешного развития учащихся и эффективной работы учителей.
Составляя расписание уроков в начальной школе обязательно: учитывают физические и психофизиологические возможности первоклассников, чтобы достичь оптимального соотношения нагрузки по различным предметам в течение учебного дня (недели).
Расписание уроков в 1-4 х классах — это правильное чередование учебных предметов, запланированных для изучения в течение дня и в течение недели, при котором учтено, что на овладение каждого предмета нужен разный уровень интеллектуальных усилий. При разработке расписания уроков для начальных классов нужно учитывать динамику умственной работоспособности детей в течение дня/недели.
Время для «самых трудных» уроков
Пик умственной активности у детей школьного возраста приходится на промежуток времени с 10 до 12 часов. То есть в этот период учащиеся легче усваивают новый материал, расходуя меньше всего психофизических ресурсов организма. Итак, учебные предметы, на овладение которыми требуется больше умственного напряжения, уместно ставить в расписании вторым/третьим уроком.
Неодинаковой является и умственная активность учащихся в разные дни учебной недели. Уровень умственной деятельности к середине недели растет, а в начале, в понедельник, и в конце недели, в пятницу, остается низким. Поэтому учебную нагрузку в течение недели распределяют так, чтобы на вторник/среду приходился наибольший объем. Как видим, изучение нового материала на «самых трудных» уроках для учеников начальной школы лучше планировать на вторые-третьи уроки среди недели.
Оформление 1 класса в начальной школе
Первый класс ― период адаптации детей в школьных стенах. Поэтому оформление их первого кабинета должно быть функциональным и интересным.
Современная тенденция ― стремление к свободному пространству, удачному цветовому решению и привлекательной подаче информации в классных уголках.
Приветствуется присутствие зеленой зоны. Декоративные растения служат не просто украшением класса. Они воспитывают в учениках чувство ответственности в процессе ухода за ними
Важно дополнять растения картами с информацией о них
В уголках здорового образа жизни дети получают базовые знания о ПДД и ОБЖ. В информационных зонах желательно располагать учебные стенды, например, «Запомни», «Наш Алфавит», «Сегодня на уроке», «Сиди правильно» и др.
С целью повышения самооценки в оформлении класса должны быть уголки с успехами первоклашек, например, «Моя тетрадь», «Наши творческие проекты», «Мастерица».
Важнейшая часть оформления класса ― наглядно-учебные стенды, опорные таблицы по русскому языку и математике, схемы и модели, информация об окружающем мире.
Идеи оформления классного уголка с детьми и родителями
К подготовке классного уголка должны быть привлечены все без исключения ученики класса. В соответствии с их навыками и талантами должны быть распределены обязанности. Только так можно добиться сплочения коллектива.
Кроме того, организовывая классный уголок класса, важно давать задания для совместного творчества детей и родителей. Для осуществления этой идеи можно устроить специальный вечер, а для поднятия настроения закончить его небольшим чаепитием
Это очень хорошо сказывается на атмосфере в семье, сплачивает родителей и детей. Ребята очень ценят участие родителей в школьной деятельности, а правильная организация классного уголка может доставить массу положительных эмоций всем участникам мероприятия.
Фото класса начальной школы
Яркое оформление кабинетов начальных классов (если следовать нормам ФГОС) обязательно предусматривает такие дизайнерские элементы как уютная психо-эмоциональная атмосфера, доступность материалов для самообразования, и создание уголка для внеклассных занятий и веселого досуга.
Кабинет для начальных классов ― рабочее помещение, которое должно всецело располагать юных учеников к продуктивной работе и развитию их способностей. Современный интерьер класса для первоклашек должен соответствовать этой возрастной группе. А это значит, что класс должен быть обеспечен всеми необходимыми наглядными пособиями, а пространство зонировано на:
- игровую зону;
- зону для учения;
- живой уголок (по желанию);
- информационную зону.
Учебная зона ― место для доски, парт и учительского стола. Дополнительно может размещаться телевизор, проектор, мебель для учебного инвентаря, а также учебные плакаты и пособия.
Информационный сектор ― это место для классного уголка с познавательными стендами. Представленные плакаты и стенгазеты содержат информацию о жизни России и города, национальных достижениях, особенностях региональной культуры. Оформление должно быть ярким и креативным, чтобы поданная информация привлекала интерес детей.
Игровая зона предназначена для игр и отдыха. Если есть возможность, в ней расположены мягкие стулья, ковры. Обязательный атрибут этого сектора ― развивающие игры.
Шаблоны расписания уроков для 5 — 11 классов (на 7, 8, 9 и 10 уроков)
При составлении расписания уроков для 5-11-х классов (далее — расписание уроков) заместитель директора школы должен соблюдать требования Государственных санитарных правил
Кроме того, следует принимать во внимание то, что на работоспособность учащихся влияет их возраст, она меняется в течение дня и в зависимости от дней недели. Также работоспособность учащихся в значительной степени зависит от того, как чередуются уроки в расписании
Например, два урока по одному предмету или уроки по двум близким предметам скорее вызывают утомление, чем те самые, но разделены уроком по другому предмету, не близкому им. Распределять уроки по одному предмету следует равномерно по дням недели, особенно, если учебных часов мало.
Нужно также помнить, что на утомляемость учащихся существенно влияют такие факторы психофизиологического напряжения, как:
- объем информации, которую учащиеся должны усвоить;
- сложность учебных материалов; степень новизны учебных материалов;
- тип урока и его структура; методическое мастерство учителя;
- эмоциональное состояние ученика;
- степень интереса к предмету;
- взаимоотношения класса и учителя, ученика и учителя; санитарное состояние учебных помещений.
Нужно учитывать, что учебные предметы по степеням сложности разделяют на четыре группы от самого сложного к самому легкому, в частности:
- первая группа — русский язык, русский язык, математика, биология (10-11 классы), физика (9-11 классы), иностранный язык;
- вторая группа — естествознание, биология (7-9 классы), география, физика (7-8 классы), химия, астрономия;
- третья группа — литература, история, обществознание, экономическая география, черчение;
- четвертая группа — трудовое обучение, изобразительное искусство, музыкальное искусство, физическая культура, основы здоровья.
Обычно сложным предметом для восприятия учащихся всех возрастных категорий является математика. Уроки по этому предмету желательно распределять на часы более высокой работоспособности.