Ф
Фанфары слышатся вдали:На пристани у молаНаш пароход встречать пришлиЛюбители футбола.
Команды двух военных школИграть приехали в футбол.Идем смотреть на этот матч.Суворовцы с налета,Открыв игру, забили мячНахимовцам в ворота.
И хорошо, что не в свои!Но слышен грозный свист судьи.Судья зовет к порядкуФутбольную площадку.
Игра горячая футбол!Для уравненья счетаНахимовцы забили голСуворовцам в порота.
Еще не кончена игра,А нам гудок из гаваниНапоминает, что пораОпять пуститься в плаванье.
Наш пароход всю ночь плывет.Морская гладь спокойна.И вдруг в пути мы видим флотСоветский китобойный.
Он быстро движется к земле.Соскучился по дому.И флаг на каждом кораблеРад ветерку родному.Ходили фабрики-судаПочти под самый полюс.Они не раз с горами льдаИ с бурями боролись.
А кит — бродячий великанИх обдавал волноюИ вверх выбрасывал фонтанВ пять метров вышиною.
Везет флотилия в СоюзКитовый жир, китовый ус,Добыча не плоха!Мы проводили корабли,А сами к гавани пошлиК ближайшей букве «X».
Анализ стихотворения «Про все на свете» Маршака
Стихи «Про все на свете» Самуила Яковлевича Маршака впервые были напечатаны в журнале «Чиж».
Стихотворение создано в 1939 году. Автору его в этот момент исполнилось 52 года, не так давно возглавляемое им детское издательство было разогнано (часть сотрудников была арестована). Поэт переезжает в Москву, углубляется в переводческую деятельность, впрочем, выходят и его детские книги. В жанровом отношении – занимательная азбука, по размеру – хореический стих с парной рифмовкой, состоит из множества афористичных двустиший. Рифмы точные, звучные, открытые и закрытые. Образы яркие, графичные (собственно, часть успеха истории принадлежит иллюстратору В. Конашевичу). Сами мгновенные зарисовки энергичны, динамичны, без слащавости, с большим запасом познавательности. Каждая строка коротких строф начинается строго со своей буквы алфавита. Поэт широко пользуется приемом противопоставления (аист и мыши), параллелизма (кот и кролик), портрета (хорек), взаимодействия двух персонажей (человек и щенок), обращения к школьной теме (ученик и глобус), дразнилки (школьник и чернила), детализирования городского пейзажа (Кремль, бегемот в зоопарке), прозаизмов (кнопка и звонок), звукописи (дуб долбил), причинно-следственной связи (юнга и аквариумные рыбки), наконец, в финале – чистый парадокс (кислая клюква в одной упряжке с ребенком, выучившим буквы). Местоимение «мы» с легкостью меняется на «я». Среди адресатов обширной переписки С. Маршака есть и педагогический работник, узнавший о скором выходе в свет алфавитной истории. В ответном письме писатель поясняет, что не ставил перед собой лишь педагогическую задачу. Целью создания стихотворения было желание предложить детям «весело учиться грамоте», облегчить запоминание, познакомить с окружающим миром во всем его многообразии. Следуя собственным правилам в отношении детской литературы, поэт сводит к минимуму количество прилагательных (а те, что есть – сугубо прикладные, доступные), практически не использует эпитеты. Зато в тексте мелькают сравнения: ель на ежика, как статуя. Уменьшительные суффиксы: ослик, ножке, часики. Инверсия: роет крот (зверек представлен лишь как огородный вредитель). Лексические повторы и перечисления. Лексика разговорная и нейтральная, интонация хоть и поучительная, но с большой долей шутливости. Есть даже отсылка к сказке А. Пушкина (пассаж о лодках).
«Про все на свете» С. Маршака – успешная попытка придать изучению букваря занимательности.
Й
У станции «И краткое»Нас встретили загадкою.«Прочти и отгадай-ка:Что надо пропустить,Чтоб можно было зайкуВ заику превратить?»
Один из нас минуты триПодумал над разгадкоюИ отвечал: — Крючок сотриНад буквою «И краткое»!
А в это время над землейПромчался пчел гудящий рой.Летят они, как пули.Несутся пчелы а лес густой,Чтоб строить новый улей.Взлетел на клен пчелиный рой,Повис в зеленой чаще.А мы возьмем мешок пустой,Поймаем рой жужжащий.Мешок ребята отнесутВ подарок пчеловоду.Пускай в колхозе припасетДля нас побольше меду.
А мы отправимся покаК соседней букве — к букве «К».Опять летим сквозь облака.Но надо опускаться,Вот перед нами буква «К».Стоит жара. Ни ветерка.Идем к реке купаться.
Ю
В пути, в неведомом краюНам компас — лучший друг.Одной заглавной буквой «Ю»На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнитНа Север кончиком глядит.Довольно Север мне найти,И я в короткий срокОпределить могу в пути,Где Запад, Юг, Восток.
Над облаками мы летимПо компасу на Юг,На берег моря, в Южный Крым,Где нет зимою вьюг.На Юге к морю мы пошли.Валы бегут, шумят.Глядим: пускает кораблиКомпания ребят.
Один из них нам показалУстройство корабля.— Вот это, — говорит, — штурвалИль колесо руля.— Вот палубы! — сказал моряк.Переднюю зовутПо-нашему — морскому — «бак»,А кормовую — «ют».
И долго с юным морякомМы разговор вели.Отлично с морем он знакомИ знает корабли.
Он рассказал нам по пути,Что очень любит флотИ в юнги думает пойти,Чуть только подрастет.
Мы с черноморцем удалымРасстались, как друзья.И, покидая Южный Крым,Несемся к букве «Я».
Щ
У шипящей этой буквыЩи и борщ кипят в котлах.Сколько свеклы, сколько брюквыИ капусты на столах!
Сколько репчатого лукаНа большой сковороде!Лещ и карп, карась и щукаТихо плавают в воде.
Перед каждой новой сменойЗдесь наводят чистоту.Долго моют пол и стены,Моют щетками плиту.
Все начищено до блеска.От кастрюль струится свет.Здесь машина-мясорезкаРубит мясо для котлет.
Чистит овощи машина,Мелет кофе, режет сыр,И с картошки лентой длиннойСам снимается мундир.
Пищей свежей и здоровойКормит досыта народЭта фабрика жаркого,Щей наваристых завод!
Мы славно пообедалиУ щедрой буквы «Щ».Всего мы здесь отведали:И щуки и борща.
А рано утром натощакПошли мы к букве «Твердый знак».Но не могли найти никакНи твердый знак,Ни мягкий знак…
В
Вот водокачка. Вот вокзал.Вагоны, вагонетки.Вон паровоз товарный сталНа самой дальней ветке.Один состав вдали исчез,Второй — у семафора.Из Севастополя экспресс,Владивостокский скорый…
А есть вагон, что может насДоставить к морю на Кавказ.И если хочешь через деньУвидеть влажную сиреньИ волны у балкона,Шагни с платформы на ступеньВот этого вагона.
У нас великая страна,Одна шестая света.Еще на севере весна,А уж на юге лето.
Но поезд отправляется,В дорогу отправляется,В пути он изгибается,Несется по дуге.И скоро появляетсяПред нами буква «Г».Да, перед нами буква «Г»Стоит подобно кочерге.
Э
До этой буквы нас довезНе паровоз — электровоз.Он нас домчал в короткий срок.Его толкал электроток.
Несет нам ток электросеть,Чтоб лампочки могли гореть,Чтобы до утренней зариСветили ярко фонари.
Мы в светлый зал гуськом вошли,Там, выстроившись в ряд,Жужжат машины, как шмели,Таинственно гудят.
Они не ткут, они не шьютИ не прядут для нас.А то, что нам они дают,Невидимо для глаз.
Идут от дома проводаНа запад, на восток.По ним в колхозы, городаБежит электроток.
Вот почему мы этот домЭлектростанцией зовем.У той же буквы есть экранБольшое полотно.
Пред тем, как сесть в аэроплан,Смотрели мы кино.Мы видели киножурнал,Чапаевцев в бою.Потом автобус нас помчалНа главный аэровокзал.Летим до буквы «Ю».
Г
В конце дороги у горыКопают грунт машины.А вот готовят гончарыГоршки из красной глины.Гончар сидит за верстакомИ мнет руками мягкий ком,Вертящийся на диске,И ком становится горшком,Кувшином или миской.
Чтоб глина сделалась тверда,Чтоб из нее ушла вода,Стоят горшки и кружкиНа полках для просушки.
А для того, чтоб стал красивГоршок из глины красной,Его должны мы, просушив,Покрыть глазурью ясной.
Теперь горшок пора обжечь,И в первый раз идет он в печь.Горшок выходит из огняРумянее и краше,Готовый с завтрашнего дняВарить борщи и каши.
Один в другом стоят горшки,И ждут они отправки.Их повезут грузовикиК дверям посудной лавки.
Вот гуси с выводком гусятГалдят, шипят, как змеи.Грузовику они грозят,Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовикуГусей горластых стая.Гудком грозит он гусаку,Дорогу расчищая.
Глядите: голуби летят,И снегом серебристымИх крылья белые блестят,Мелькая в небе чистом.
Как будто ветер снег пронесПод самым небосклоном…Но вновь гудит наш паровоз,Пора нам по вагонам!
Отъехали от станции.А вылезем мы где?Мы вылезем на станции,Где будет буква «Д».Видны за окнами домаИ дети на дорожках.А вот и буква «Д» самаНа самоварных ножках.
С
У буквы «С» сажают садРебята сотой школы.К весне листвой зашелестятДеревья-новоселы.
Здесь будут травы и кусты,И тополя, и клены.И глянет солнце с высотыСквозь каждый лист зеленый.
Большой цветник разбил отрядСоседней новой школы.Пускай летят из сада в садЧерез дорогу пчелы!
Пусть блещет каждый сад и скверСвоим цветным нарядом.Пусть будет весь СССРСплошным цветущим садом!
У буквы «С» — сосновый бор.Сосна к сосне, как на подбор.Спилили толстые стволыИ в доски превратили,А столяры из них столыИ стулья сколотили.
А самый стройный, гибкий стволСлужить на парусник пошелИ мачтой в синем мореГуляет на просторе.
Есть по соседству зоосад.Там за решетками оградЖивут сычи и совы,Синицы, страусы, сурки,Слоны, горбатые быки,Косматые коровы.
Пасется северный олень,И соболь спит на полке.И, как собаки в жаркий день,Сидят, скучая, волки.
Трусливый суслик у стеныСнует, шурша в соломе.Стоят огромные слоныВ своем слоновьем доме.
Спокойно дремлет старый слонИ хлопает ушами.И ходит слух, что ночью онДрожит перед мышами.
Вот уши серые торчатОткормленного зайца.А там семейство медвежатНа сене кувыркается.
Висит, качаясь на хвосте,Смешная обезьянка.Но нам пора на букву «Т».Бежим до полустанка!
А
Вот два столба наискосок,А между ними — поясок.Ты эту букву знаешь? А?Перед тобою буква «А».Вот мраморная аркаВедет в аллею парка.Идет аллея до ворот,А у ворот автобус ждет.
Куда по гладкой мостовойСейчас поедем мы с тобой?Знает каждый человек:С буквы «А» (заглавной)Начинается АртекДетский лагерь славный.
Только встанет алый шарУтром на заре,Будит чистый звук фанфарЛагерь на горе.Под горою Аю-ДагЮный пионерПоднимает алый флагФлаг СССР.
У буквы «А» мы простоимНе меньше трех минут.Давайте, братцы, поедим,Пока гудок дадут.В мешке у нас продуктыНа десять дней пути.Но хорошо бы фруктыВ дорогу припасти.
Да вот фруктовый магазин!Здесь припасли для насАнтоновку и апельсин,Арбуз и ананас.Вот абрикос, а вот айва…Какие вкусные словаИ все на букву «А»!
Но снова объявляется,Что поезд отправляется,В дорогу отправляетсяПо строчкам, по листам.Ребята, по местам!
Поехали, поехали,Минуты не проехали,Пред нами на столбеБольшая буква «Б».
X
Недалеко от буквы «X»,Как снег, белеют ворохаОчищенного хлопка.
Откуда этот снег идет?Его дает чудесный плодХлопчатника коробка.Полна коробка волокна.В коробке зреют семена.Когда же осенью онаСвои раскроет створки,Приходят дни уборки.
Уборка — хлопотливый труд.Усердно хлопок соберутКолхозы-хлопководы.Потом на склады повезут,Оттуда — на заводы.
Но снова едем мы в колхоз.Нам встретился художник.Он ящик с красками привезИ свой станок — треножник.
Привез художник и тетрадь,И белый холст на раме,Углем он начал рисовать,А мы — карандашами.
Нарисовали мы с холмаПоля колхозные, дома.В полях уборку хлебаИ над полями небо.Нарисовали пастухаУ дома на крыльце.Потом, покинув букву «X»,Пошли мы к букве «Ц».
З
На эту букву посмотриОна совсем как цифра три.В звезде найдешь ты букву «З»,И в золоте, и в розе,В земле, в алмазе, в бирюзе,В заре, в зиме, в морозе.И в звонкой зелени берез,И в землянике зрелой…
А мы летим с тобой в колхоз,Где все зазеленело.Шумят колхозные сады,Звенит трава зеленая,И даже в зеркале водыЕсть зелень отраженная.Не испугает нас гроза,Летим мы выше туч.И нам в пути слепит глазаЗакатный длинный луч.
Вот за рекой большой колхоз,Зеленые луга.В тиши стада коров и козЖуют, склонив рога.
Ребята разожгли кострыИз трав и сушняка,Чтоб разлетелись комарыОт сизого дымка.Мы на зеленую травуСадимся меж ребят.Мы их зовем к себе в Москву.— Зимою! — говорят.
Картошку мы печем в золе.Но надо уезжать.И, разбежавшись по земле,Взлетаем мы опять.Несемся ввысь, летим впередСквозь тучи грозовыеИ прилетели на завод,Что нашей родине даетМашины грузовые.
Здесь много трудится людей,Машины создавая.Из многих строится частейТрехтонка грузовая.Из многих строится частейМотор, коробка скоростей,И кузов, и кабина,Мосты — и вся машина.
Все эти части до однойНе соберешь руками.Они на ленте подвижнойДруг к другу едут сами.А лента движется впередИ дни и ночи напролет.И вот, когда придет пора,Мотор на место сядет.Его на раме мастераЗаботливо приладят.
Теперь на раме есть мотор,Кабина, где сидит шофер.Сейчас поставят кузовДля перевозки грузов.
Надев колеса, в бак зальютНа первый путь бензину.Затем обкатчику сдаютГотовую машину.Мотор обкатчик заведетИ выезжает из ворот.
А нам, друзья, лететь пора.Исправилась погода.Здоровы будьте, мастера,Рабочие завода!Дорога змейкою бежит,А реки, как ручьи.Куда ж теперь наш путь лежит?Конечно, к букве «И».
Я
От буквы «А» до буквы «Я»Течет река Аму-Дарья.Полна воды Аму-Дарья.Ее могучая струяПойдет туда, где нынеЕще безлюдные края,Песчаные пустыни.
Пускай в песках, где паукиДа ящерицы жили,Перекликаются гудкиИ хлопка мягкие тюкиВезут автомобили.
Пусть будет хлебным этот край,Безводный и бесплодный.Пусть яблок, ягод урожайПриносит ежегодно!
От буквы «А» до буквы «Я»Течет река Аму-Дарья.От буквы «А» до буквы «Я»Идет и азбука моя.
По ней везли нас поезда,Морские пароходы.Мы повидали города,Колхозы и заводы.
На самолете мы неслись,Спускались вниз, взлетали ввысь.На легкой лодке плыли,Тряслись в автомобиле.
И вот доехали, друзья,Мы до последней буквы — «Я».А эта буква оттогоСчитается последней,Что ты себя же самогоНе ставишь в ряд передний.
Не могут ждать у нас в странеПочета, славы, честиТе, у которых «я» да «мне»Стоят на первом месте!
Народ толково и не зряРасставил буквы букваря.Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком,А для тебя они — ключиКо всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудьКлючей волшебных связку.В любой рассказ найдешь ты путь,Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,Растеньях и машинах.Ты побываешь на моряхИ на седых вершинах.
Найдешь ты храбрости примерВ своей любимой книжке.Увидишь весь СССР,Всю Землю с этой вышки.
И
Спускаясь плавно с вышины,Находим мы площадку.Внизу флажки уже видны.Идем мы на посадку.
Колеса выпустив свои,Стальная наша птицаНедалеко от буквы «И»Среди полей садится.
Ты с этой буквою знаком.Стоят два колышка рядком,А между ними поясок,Протянутый наискосок.
Над речкой у обрыва,Поникнув головой,Поблескивает иваСеребряной листвой.На каждой ветви гибкойДрожат от ветеркаЛисточки, словно рыбкиВ сетях у рыбака.
Шуршат деревья листьямиНад самой рябью вод.Плывет к причалам пристаниСтоличный пароход.
А там на горке над рекойИдет работа день-деньской,Ползут змеею стружки.Готовят детям в мастерскойИз дерева игрушки.
Искусно выточенный коньСтоит, готовый к бою.Его за повод только троньПомчится за тобою.
Вот самоходный пароходИ поезд с машинистом.Лишь заведи его — пойдет,Да как еще — со свистом!
Нам показали мастераОтличную работу.Но в путь-дорогу нам пора.Идем мы к самолету.Опять мотор мы завелиИ, оторвавшись от земли,Летим над степью гладкою,И вдруг увидели вдалиОгромное «И краткое».
Н
Ты букву «Н» найдешь в свинце,И в никеле, и в цинке.Найдешь в начале и в конце,А также в серединке.
Найдешь и в солнцу, и в луне,И в синем океане.Найдешь и в полной тишине,И в звонком барабане.
Не может быть без буквы «Н»У бочки дна, у дома стен.У буквы «Н» — наборный цех.Готовит книжки он для всех.
Писатель написал рассказИ новые загадки.Но написал их только разЧернилами в тетрадке.Нельзя же толстую тетрадьСто тысяч раз переписать!Печатать надо книжки.
В наборной опытный народДля книжки буквы наберетИз ящика без крышки.Наборщик смотрит в мастерскойВ раскрытую тетрадку,И буквы бережной рукойОн ставит в ряд — одну к другойНа планочку — верстатку.
Резные буквы из свинцаВ ряды он ставит ловко.Набрал страницу до концаИ обвязал веревкой.
Но утомителен для глазНаборный труд старинный.Пусть поработает за насНаборная машина.
Она и строчки наберет,И отольет в пластинки.А ты работаешь, как тот,Кто пишет на машинке.
Строка к строке, строка к строке,Литой набор ложится.И вот сверкает на доскеСвинцовая страница.
Она пойдет в соседний зал,В машину прочно ляжет.А уж в машине влажный валСтраницу краской смажет.
Пустил машину машинист,И чуть налег на чистый листНабор, покрытый краской,Бумага стала сказкой!
Так лист готовят за листом,Потом переплетают,И новых сказок толстый томЧитатели читают.
У буквы «Н» прервем поход.Нам надо отдохнуть.У «Н» мы встретим Новый год,Пройдет зима, весна пройдет,А там и снова в путь!
У
Заходим в школу на часок.Стоят рядами парты,И отвечают свой урокУченики у карты.
Вот первый школьник показалМоря своей указкой.Другой нашел на ней Урал,Потом хребет Кавказский.
Урал на карте очень мал,В длину четыре пальца.На карте нет ущелий, скалИ нет заводов, где металлГотовят нам уральцы.
Учитель прочитал рассказИ будто на УралеНа рудниках за этот часМы с вами побывали.
Мы постояли у печейЗавода на Магнитке,Где, как сверкающий ручей,Чугун струится жидкий.
В земле железная рудаСпала бессчетные года,Скрывалась в недрах темных,Но рудокоп ее достал,И вот металл заклокоталВ печах огромныхДомнах.
Сейчас в ковши он будет течь,Нас обдавая жаром.Потом в мартеновскую печьПойдет он к сталеварам.
Но вот кончается урок.Идут гулять ребята.А наг в живой свой уголокУводят два юнната.
Здесь в уголке живут ужи.Мы их берем без страха.А вот лягушки и ежи,Удод и черепаха.
У черепахи главный шефЮннат Углов Володя.Но нам пора на букву «Ф».Плывем на пароходе.
К
Кусты на берегах крутыхНас укрывают тенью.А мы разделись — и бултых!Поплыли по теченью.
Купались долго мы в реке,Копались в мягком иле.Потом катались в челнокеИ карасей ловили.
Среди густого камыша,Как по лесной тропинке,Челнок скользил, слегка шурша,Кругом цвели кувшинки.
И вдруг мы слышим вдалекеКак будто дробь погони.С горы спускаются к рекеРысцою легкой кони.
Ребята гонят жеребятНа ближний плес купаться,А те играют и шалят,Куснуть друг друга норовятИ ну — в песке кататься.
Вот черногривый конь гнедойПогнал волну кругами,Перебирая под водойПроворными ногами.
Кипит в реке водоворот,Несется плеск и ржанье,Пока под ивами идетВеселое купанье.
Мы постояли у реки,Готовые к походу,Следя за тем, как стригункиРасплескивают воду.
Кукушка пела нам «ку-ку»,Но мы «прощай» сказалиКоням, кукушке, тростникуИ лодке на причале.
Опять в кабину сел пилот,Завел свои моторы,И полетел наш самолетВ небесные просторы.Куда ж теперь он полетел?К ближайшей букве — букве «Л».
Б
Вы посмотрите: кто такой,Загородив дорогу,Стоит с протянутой рукой,Согнув баранкой ногу?
Он нас с тобой зовет к себеИ говорит: «Я — буква «Б».Вот целый класс — четвертый «Б»Собрался на лужайке.
Борис играет на трубе,Богдан — на балалайке.Поет заливчато баянТо басом, то дискантом,И вторит гулкий барабанВеселым музыкантам.
Пришел с букетом этот классК вокзальному порогу,Чтоб проводить меня и васВ далекую дорогу.А есть ли булочная тут?Да вот она! Смотри:Буханки, булки продают,Баранки, сухари.Батонов, бубликов гораИ сдоба всех сортов.
Но дальше ехать нам пора.Наш поезд в путь готов.Поехали, поехали,Одну строку проехали,Еще строку и две,И наконец доехали
До третьей буквы — «В».Вот буква «В» видна вдалиКрасивая, витая,Как будто крендель испекли,Приезжих поджидая.Пойдем по скошенной травеИ добредем до буквы «В».
Ж
Эта буква широкаИ похожа на жука.Да при этом, точно жук,Издает жужжащий звук:Ж-ж-ж-ж!
Жужжат над лугом в жаркий деньКружащиеся пчелыИ шмель мохнатый, и слепень,И майский жук тяжелый.
Но есть другой жужжащий звук:Жужжит не овод и не жук,Не дружный рой пчелиный,Не рыжий шмель и не комар…С жужжаньем мчится на пожарМашина за машиной.
Должно быть, каждый видел домВ два этажа и вышеС большим двором и гаражомИ вышкою на крыше.Смотрите — в верхнем этажеПожарные сидят.А ниже — в светлом гаражеМашины в дверь глядят.
Сигнал дежурный подает,И через миг одинБежит наружу из воротОтряд автомашин.
Ребенок, может быть, в избе,Шутя, огонь зажег.Иль сажа вспыхнула в трубе,Иль загорелся стог,Горит жилье или амбарВ ночной тиши иль днем,Жужжащей пулей на пожарЛетят борцы с огнем.
Добит огонь — разбойник злой,И вот уже назадНесется дружно удалойПожарников отряд.
Но туча на небе встает.Уж верно, быть грозе.А нам пора на самолетЛетим мы к букве «3».
Д
У дороги лес дубовый,До плеча нам этот лес.А когда-нибудь дуброваЗдесь раскинет свой навес.Заведутся здесь лисицы.Мед в дупле найдет медведь,На деревьях будут птицыГнезда вить и песни петь.
Это желуди когда-тоПосадили здесь ребята,Чтобы вырос до небесБогатырь — дремучий лес.
У той же буквы строят домБольшой, многооконный.Встает этаж за этажомЖелезный и бетонный.
В жару, и в холод, и в туманВозводят дом рабочие.Им подает подъемный кранЦемент, кирпич и прочее.
Растет домище-великан,Дорос почти до крыши.И с каждым днем подъемный кранУходит выше, выше…
Но снова мы поехалиПо узкой колееИ наконец приехалиК вокзалу с буквой «Е».