Асгард

Что такое Иггдрасиль


Изображение древа Иггдрасиль

Дерево Иггдрасиль в скандинавской мифологии огромный ясень, который в представлении древних был вселенной, вмещающей в себе все девять миров. В мифологической картине северных немцев Иггдрасиль отождествлялся с Ирминсулем, который выполнял те же функции.

Вот такое описание Иггдрасиля предлагает нам мифология. В скандинавской мифологии существовала вертикальная модель мира, которая и была представлена мировым древом.

Вертикальная структура соответствует новому, более высокому уровню становления мира. Этот мир приходит на смену древнему хаосу и первым существам — великанам, которым суждено было стать главными врагами богов-асов.

Согласно этой модели, древнескандинавская вселенная описана при помощи бинарных оппозиций “верх — низ”. Где находится Иггдрасиль?


Дерево Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века.

Скандинавское дерево Иггдрасиль занимает в космическом пространстве место сакрального центра. Его форма несколько вытянутая, а своими корнями оно уходит глубоко под землю. Крона стремится к небесам, а нижние ветви, как и ствол, тяготеют к земле. Таким образом устанавливается взаимосвязь между тремя мирами Иггдрасиля: верхним (небесами), средним (землей) и нижним (преисподней).

Иггдрасиль — это какое дерево? Оно очень непростое. Одна из древнейших легенд рассказывает, что Один, Вили и Ве создали его из тела великана Имира. Это вечнозеленое древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры. Всего насчитывается девять миров древа Иггдрасиль — столько же у него и корней.

Первый из них, как говорится в Младшей Эдде, уходит к асам в небо.

Вот, как написано об этом в книге “Видение Гюльви”:

По словам Одина, этот ясень больше и прекраснее всех остальных деревьев. Его сучья простираются над миром и поднимаются выше небес. Второй корень ясеня находится у инеистых великанов, а третий тянется к Нифльхейму. А под эти корнем находится кипящий котел.

Подгрызает же корень дракон Нидхёгг.

Под вторым корнем ясеня находится источник Мимира, скрывающий знание и мудрость. Хранит этот источник великан по имени Мимир.

Под тем корнем ясеня, который тянется к асам, течет источник, который почитается как самый священный. Называется этот источник Урд. Там находится место судбища богов.


Три норны под Иггдрасилем поливают корни дерева водой из первобытного колодца. На вершине дерева сидит безымянный орел, а по стволу бежит белка

Под ясенем у источника находится прекрасный чертог, в котором живут норны. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов.

Вот так об этом написано в книге “Видение Гюльви”:

В ветвях ясеня обитает многомудрый орел, а меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Его имя дословно переводится как “Полинявший от непогоды”. Есть мнение, что орел на вершине Иггдрасиля — это сам Один, который обозревает все миры.

Вверх и вниз по ясень снует белка по имени Грызозуб, которая переносит все ругательства, которыми осыпают друг друга орел на Иггдрасиле и дракон. Белка Иггдрасиля выступает в качестве посредника между “верхом” и “низом”.

Среди ветвей ясеня бегают четыре оленя, которых зовут Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. Они объедают листву дерева.

А в потоке Кипящий Котел, вместе с драконом, живут многочисленные змеи. Вот как об этом написано:

В легендах норны, проживающие у источника Урд, ежедневно черпают из него воду вместе с той грязью, которая покрывает его берега. Этой водой норны поливают ясень, чтобы его ветви не засохли. Вот так об этом написано:

При этом на землю выпадает роса, которую люди называют медвяной. Этой росой кормятся пчелы. В самом источнике Урд живут две прекрасные птицы, которые называются лебедями.

Мидгард

Мир, населённый людьми, созданный богами Одином, Вили и Ве.

Мидгарду боги благоволили и соединили его с небом радужным мостом, которому дали имя Биврёст (радужный мост).

Мидгард отгорожен от других миров не только стеной из ресниц Имира. Расположенный на плоском круге, он окружен водами мирового океана, на дне которого лежит Ёрмунганд. Такое соседство — не столько защита для Мидгарда, сколько страшная опасность, от которой мир людей старается защищать грозный бог Тор. Всплыв в конце времён из Мирового океана, Ёрмунганд вызовет гибельные наводнения, наступит трёхлетняя зима, Солнце погаснет, звёзды попадают с неба; между богами и великанами произойдёт последняя битва — Рагнарёк; боги победят чудовищ и йотунов, но и сами погибнут. Рухнет Иггдрасиль и обрушит небо; огненный меч великана Сурта сожжёт мир, и Мидгард погрузится в волны мирового океана.

Но это не конец Мидгарда. Новая земля возродится из волн мирового океана, и ею будут править боги, не совершавшие клятвопреступлений и ошибок, на ней будут жить новые счастливые люди в любви, мире и достатке.

Муспельхейм

Один из девяти миров, страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт. В конце времён сыновья Муспелля проскачут через Мюрквид («Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.

В Муспельхейме живут огненные великаны вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.

По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Как возник Асгард

История создания Асгарда относится к незапамятным временам, когда еще не было ни письменности, ни рунических знаний (их впоследствии выучил Один, а затем обучил людей владеть ими). Поэтому об истории создания Асгарда известно очень мало.

Легенды относят нас к нем временам, когда сам Один был еще зеленым юнцом. В те давние времена мира, как такового, не было совсем. Известно о существовании двух первомиров – огненного и ледяного, которые назывались Муспельхейм и Нифльхейм, соответственно. Из ледяного мира постоянно вытекали холодные реки, но однажды этот поток воды замерз и заполнил собой все пространство, между мирами. Однако теплые потоки огненного мира растопили лед. Иней начал таять и из него появился великан Имир, ставший первым живым существом во вселенной.

Вместе с Имиром из инея появилась корова Аудумла, выкормившая первого бога. Корова эта питалась солеными камнями, недалеко от границы с Нифльхеймом. Благодаря этому она сумела породить первочеловека, который впоследствии стал называться Бури. Именно он станет родоначальником рода асов, т.к. у него был сын Бер (Бьор), который впоследствии стал отцом Одина, Вили и Ве.

Именно эта троица по праву считается родоначальником мира, такого, которым мы его знаем. Подробности, к сожалению, до нас не дошли, но все мифы и легенды единогласно говорят, что братья убили Имира, а из его тела и создали мир. Ну а шейные позвонки Имира использовались ими, при создании Асгарда. Так, плоть Имира стала сушей, кровь – водой, кости – горами, зубы – сказами, волосы – лесами, мозг – облаками. Череп же Имира стал небосводом, а из шейных его позвонков, братья и создали Асгард. Так что вполне можно предположить, что Древо Жизни – это и есть тело Имира, вокруг которого и были созданы все 9 миров.

По сути, Асгард и стал первым городом-крепостью в Асгарде. В каждом мире были свои крепости и защитники, но Асгард был самым мощным. Примечательно, что изначально асы жили в мире, который назывался Манхеймуром. По размерам и функционалу – он был таким же, как Асгард, но не считался столь защищенной крепостью. Вполне вероятно, что Асгардом он стал тогда, когда некий великан выложил стены города, о чем мы расскажем вам далее. Но сперва – пару слов об устройстве и расположении Асгарда.

Как мы уже сказали ранее, считалось, что Асгард – это вершина Мирового Древа. Помимо самой крепости, тут присутствовал источник Урд, подле которого стоял чертог, в котором жили Урд, Верданди и Скульд – норны, слагающие судьбы людей. Но главная их задача – это полив Мирового Древа водой из источника. Также в сказаниях упоминается мудрый орел Игграсиля, Ястреб Ведрфельнир, дракон Нидхегг, белка Рататоск и 4 оленя – Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор, которые питались листьями с деревьев.

Особенности Асгарда

По аналогии с греческим Олимпом, Асгард стал обиталищем верховного бога Одина. Это было особенное небесное царство, окружённое высокой стеной. Мир Асгарда действительно был недоступен посторонним и, в первую очередь, врагам. Одним из главных чертогов Асгарда стала Вальхалла – именно там собираются воины Одина во время пиршеств.

Кстати, туда же прекрасные девы-валькирии приносят мёртвых воинов, павших на местах сражений. Скандинавы верили, что такая смерть превращает человека в героя, одаривает счастьем и безмятежностью в загробной жизни. Павший боец перемещался в Вальхаллу, где пировал вместе с богами и угощался мёдом, который подносили валькирии.

Кроме того, Асгард выполнял функции столицы богов-асов. Именно там собирались высшие божества для принятия важных решений. Асгард можно назвать центром светлого мира небожителей. Сюда не могли быть допущены злые существа, ведь обитель богов была оплотом света и справедливости.

Асгард стал обиталищем верховного бога Одина / KejaBlank / deviantart.com

Животный мир Иггдрасиля

С дерева Иггдрасиль на землю стекает медвяная роса, которой кормятся пчелы, и собирают нектар. В источнике плавают чудесные лебеди. Это волшебные птицы, в которых любили превращаться валькирии — божественные девы, спутницы Одина.

Весь бестиарий — животный мир, связанный с мировым древом, воплощает все сферы мироздания и связь между ними.

Так, обитающие в поднебесье орел и ястреб ищут добычу на земле. Хтоническое чудовище преисподней — дракон, имеет мощные крылья, благодаря которым может достигать небес. Лебеди являются водоплавающими птицами, но также умеют летать — таким образом, они соединяют небесную и водную сферы. Четыре оленя воплощают четыре стороны света. Это же касается и карликов, которые сидят на краю земли.

“Древо предела”, которое растет в центре мира и соединяет все вселенные древнескандинавской мифологии, своей кроной достигает Вальхаллы, чертога Одина. Тут становится понятно, почему Асгард оказывается одновременно на земле и на небе: его пронизывает Иггдрасиль.

Кстати, в Вальхалле его называли Лерад, что означает “Укрытие”. На крыше Вальхаллы находится коза, которую зовут Хейдрун. Эта замечательная коза занимается тем, что ощипывает листья мирового ясеня. По этой причине из вымени козы течет хмельной мед, который каждый день наполняет огромный жбан. Этот мед не кончается, и именно поэтому эйнхерии каждый день напиваются допьяна. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни.

Кроме козы, на крыше Вальхаллы стоит еще и олень, которого зовут Эйктюрнир. Дословно его имя переводится как “С дубовыми кончиками рогов”. Этот олень помогает козе поедать листья ясеня, и с его рогов каплет такое количество влаги, что она, стекая, наполняет до краев Кипящий Котел, из которого берут свое начало двенадцать земных рек.

Олень является священным животным, и он связан с мировым древом очень тесно. Эта связь бросалась в глаза творцам древнейших мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их могучие рога сами напоминают ветви деревьев.

Рога Эйктюрнира не случайно называются “дубовыми колокольчиками”: по мнению некоторых мифологов-скандинавоведов, в недошедшем до нас германском мифе сам выступал в качестве мирового древа, потому что именно с его рогов начинались все мировые воды.

В поздней исландской “Песни о солнце”, написанной в традициях скальдической поэзии, говорится о солнечном олене, рога которого касались неба, а ноги находились на земле.

Особый смысл во всем этом имеют не только хтонические существа мрачной преисподней (змеи и дракон), а также птицы (небесные создания) и олени, воплощающие земной мир, но и мифологические числа. Так, три рода животных, воплощающих три сферы мироздания, четыре оленя — четыре стороны света, двенадцать рек, которые текут от мирового древа, и двенадцать собирающихся на тинг божеств — это не просто количественные параметры мирового ясеня.

Чтобы разгадать значение этих цифр, следует обратиться к русской загадке о мировом дереве: “Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких, да семь черненьких”. Гнезда — это месяца года, синицы — это времена года, а яйца — дни и ночи в одной неделе.

Как был создан Асгард

Трое братьев — Один, Вили и Ве, создали Асгард из шейных позвонков первовеликана Имира. Окружавшая его великая стена была разрушена ванами в ходе продолжительной, кровопролитной войны. Позже ее восстановили. Вот, как это произошло.

Легенда гласит, что к богам явился некий каменщик, который предложил свои услуги. По его словам, он мог всего за три полугодия создать такую крепость, которая оставалась бы неприступной для великанов. Боги согласились. Кстати, сам строитель-каменщик тоже был великаном…

За свои услуги он потребовал отдать ему в жены богиню Фрейю. А в придачу — солнце и месяц.

Такая плата для богов была не лучше войны. Похоже, великаны рассчитали все верно: воевать без защитного укрепления асы не могли, самый грозный враг великанов, Тор, в это время находился в Утгарде, и бил великанов там.

Растерянные боги собрали совет, на котором было принято решение сделать работы трудновыполнимой. Каменщик должен был построить крепость за одну зиму. Если он не сможет управиться до лета, то никакой платы не получит. Более того: никаких помощников у великана быть не должно.

Выслушав это условие, каменщик потребовал себе коня Свальдифари. По совету хитроумного Локи, боги приняли это условие.

И закипела работа. Великан усердно трудился, и к концу зимы достроил практически всю стену. Если точнее, ему оставалось достроить только ворота. Боги поняли, что великан справляется, и снова собрали совет. На совете Локи поклялся, что помешает каменщику строить.

Однажды днем великан, радуясь, что вот-вот получит богиню Фрейю, солнце и луну, шел достраивать ворота. Как вдруг, откуда ни возьмись, появилась кобыла: это был Локи. Конь тут же порвал удила и с громким ржанием погнался за кобылой. Как ни звал его великан — все было бесполезно…

Великан понял, что асы обманули его, и пришел в ярость. Асы испугались, что он нападет на них, и призвали Тора. Несмотря на клятвы, которые принесли боги, громовник размозжил незадачливому каменщику голову. Так на фоне клятвопреступления великан не только не получил обещанной платы, но и не смог вернуться к своим: Тор отправил его в Нифльхель.

Кстати, кобыла, в образе которой Локи отвлекал Свадильфари, понесла и родила прекрасного жеребенка, который впоследствии стал великолепным конем. Так был рожден конь Одина — Слейпнир.

Что такое Асгард

Асгард — в скандинавской мифологии небесное селение, крепость богов-асов. Это самый высокий из миров, окружающих Иггдрасиль.

Что такое Асгард? Это столица богов-асов. Древний миф рассказывает, что однажды, после устроения срединного мира, Мидгарда, богам понадобилась мощная каменная крепость. Они нуждались в защите, потому что враждебные племена гордых инеистых великанов из Утгарда продолжали угрожать и небожителям, и миру людей.

Вот, что говорит Младшая Эдда (книга “Видение Гюльви”):

Что означает “Асгард”? В дословном переводе с древнескандинавского это значит “ограда асов”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: