Содержание
Нифльхейм o Нифльхейм — один из девяти миров скандинавской мифологии. Согласно одному из космогонических мифов скандинавской мифологии сотворения, он представляет холодную материю в отличие от Муспельхейма или горячей материи. В этом королевстве обитает дракон Нидхёггр, существо, которое беспрестанно грызет корни вечнозеленого ясеня или древа жизни Иггдрасиль.
Согласно этому мифу, мир родился в результате столкновения этих двух сил в волшебном пространстве, называемом Гиннунгагап. То есть пространство или промежуток, отделявший Нифльхейм от Муспельхейма до создания. В скандинавской мифологии мир — это плоский диск, расположенный на ветвях древа жизни.
Особенности правления
В скандинавской мифологии богиня Хель описана как достаточно гуманное божество. По сути, она создала Хельхейм. Из безжизненного и пустынного места она создала удивительный мир, мрачный, но по-своему красивый и завораживающий.
Например, она насадила сады; каменистые склоны могильных курганов укрылись ковром трав. Свой чертог она создала не только для себя, но и для других жителей Хельхейма. В мифах говорится, что однажды она поклялась, что все мертвецы, собравшиеся под ее властью, обязательно получат и дом, и кров.
В Хельхейма царит не мрак и ужас, а умиротворение, подобное тому, которое испытывает тот, кто смотрит на горные вершины, или, например, на шотландский калланиш.
Это божество не просто управляет Хельхеймом — она является его частью. Этот мир не имеет края, и все-таки она знает, что происходит в каждом его уголке.
Хель внимательно следит за тем, чтобы ее подопечных не тревожили понапрасну. В частности именно поэтому ее царство так строго охраняется.
Несмотря на это, в древних источниках описано немало случаев, когда герои эпосов и сказаний пытались попасть в Хельхейм. Одни искали мудрости, другие желали получить от мертвых определенные сведения, третьи хотели найти и вернуть утраченных возлюбленных. Были и те, кто приходил в царство смерти из любопытства — как праздного, так и не совсем.
Нифльхейм в скандинавской космологии
В эддах говорится о том, что Нифльхейм находился под третьим корнем священного ясеня Игдрасиля. Вот так говорится об этом в книге “Видение Гюльви”:
“Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг.”
Изначальный холод и мрак скандинавской космогонии напоминает о суровой природе Исландии. Но в обеих эддах говорится о тесной связи Муспельхейма и Нифльхейма.
Со слов Третьего (под этим именем скрывается верховный ас, Один) выясняется, что раньше холодной Бездны, которая располагалась где-то далеко на севере, на юге существовала страна огня, Мусспель (Мусспельхейм), где “все горит и пылает”.
Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:
“И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день.
Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром.”
Разумеется, исландца могли живо представить себе такую страну нестерпимого жара и не отплывая со своего острова — исландские гейзеры с кипящей водой свидетельствовали об этом жаре, который исходил из преисподней. И все-таки, эта мифологическая предыстория вселенной соответствует представлениям Снорри о географии: холодной Великой Швеции на севере или на северо-востоке, и Стране Черных Людей в южной части мира.
В Мусспель доступа нет никому не только из-за чудовищного зноя, но и потому, что на краю этого огненного мира сидит великан Сурт (“Черный”) и держит в руке пылающий меч. В конце времен он должен спалить весь мир.
Но до Рагнарёк еще далеко, и обитатели Асгарда рассказали Гюльви о том, как пришли в соприкосновение изначальные области холода и жара.
Потоки, несущие свои ядовитые волны из Мировой бездны, оледенели на холоде, яд выступил из них росой и превратился в иней, заполнивший бездну на севере. Но в южной части мира дули пронзительные ветры и шли дожди. Там, куда залетали искры из Мусспеля, было тепло и сухо. От проникающего с юга теплого воздуха иней стал таять, и из стекающих капель и брызг ледяного потока Элигавар (“Бурные волны”) возник великан Имир…
НОРНЫ
С другой стороны, в северных пантеонах существуют три великие Норны, надзирающие, по-видимому, за всем механизмом Судьбы. Они обитают у Источника Вирда, рядом с первым из трех корней Мирового Древа, в Асгарде. Их имена — Урд (То, Что Есть), Верданди (То, Что Становится) и Скульд (То, Чему Следует Быть). Их называют «могучими девами из Турсенхейма», то есть Нифльхейма, родного мира инеистых турсов. Урд прядет нити, Верданди — ткет, а Скульд — перерезает. Иногда они предстают совершенно одинаковыми, иногда — как как женщины трех возрастов. Возрасты распределяются между ними иначе, чем мойр, греческих богинь судьбы: Урд — самая старшая, а Скулд иногда принимает облик девы в черных доспехах, скачущей среди валькирий. При этом они не красавицы: по словам большинства из тех, кто встречался с ними в иных мирах, норны — невзрачные и даже почти неряшливые женщины, полностью сосредоточенные на своей работе.
Тем, кто не знаком с йотунами, Тюр может помочь понять, что означает норвежское выражение «trolltryggr» — «верный, как великан». За столетия сказок и десятилетия романов фэнтези о троллях сложилось представление как об уродливых и зловредных существах, но когда йотун говорит, что он намерен поступить так-то или делать что-либо таким-то образом, он остается верен своему слову до конца, полностью отдаваясь принятому решению — иногда вопреки всякому здравому смыслу. В этом отношении нам, современным людям, есть чему у них поучиться.
— Лин, духовидица
Если инеистые великаны решат, что вам не место на их территории, уговаривать их бесполезно. В этом случае на вас, скорее всего, будут смотреть просто как на пищу. Хримтурсы живут в суровом, холодном климате, в тундре и среди ледяных полей, так что подобное отношение может отчасти объясняться недостатком пропитания. На просторах Нифльхейма их нетрудно заметить издалека, так что у путника есть время убежать; но в снежном облике хримтурсы передвигаются невероятно быстро, поэтому если вы находитесь в Нифльхейме и увидели кого-то из них, бегите прочь как можно быстрее. Некоторые спасались, спрятавшись в небольшой пещере или расселине, куда великан не может забраться из-за своих огромных размеров.
К счастью, если вы будете просто идти мимо, никого не трогая, скорее всего, и они вас не тронут. Чего не следует делать, чтобы не привлечь их внимания: охотиться без разрешения поблизости от их жилищ. Разводить огонь поблизости от их жилищ. Вообще, идти по их земле с огнем. Мусорить. Вторгаться в их пещеры, опрометчиво решив, что, если пещера пустует, то она — ничья. Если вам так уж необходимо укрыться в пещере, оставьте для ее владельца подношение, желательно с благодарственной запиской или руной Гифу.
Если вы путешествуете в духе по Нифльхейму и столкнулись с враждебно настроенными хримтурсами, один из способов избежать нападения — сказать им, что вы искали Хельверг, Дорогу в Хельхейм, но заблудились. Инеистые великаны глубоко чтут Страну Мертвых, граничащую с их миром, и ее Госпожу, а потому не обидят паломника, который держит путь в эти зловещие края. Но, с другой стороны, они знают, что некоторые прибегают к этой уловке лишь для спасения, а потому могут не поверить вам на слово и предложить путнику, упомянувшему Хельверг, проводить их до самой дороги или, по крайней мере, до места, откуда уже видна привратная башня Мордгуд. Тогда вам ничего не останется, как пройти по дороге в Хель; соответственно, если вы туда не стремитесь, к этой отговорке следует прибегать лишь в самом крайнем случае. Как ни суров Нифльхейм, выбраться из него все же легче, чем из Хельхейма.
Кровь инеистых великанов предрасполагает к известной холодности. Как отметила Лин, норны, по всей вероятности, принадлежат именно к этому виду йотунов, а для той работы, которую они выполняют, необходимо хладнокровие. Большинство йотунов вообще не склонны к беспричинному состраданию, а инеистые турсы — тем более. Но, с другой стороны, ни от кого другого вы не получите таких глубоких знаний о погоде и вообще о выживании под открытым небом.
Потомки инеистых турсов — грозовые великаны, которые могут жить не только в Нифльхейме, но и в любом из Девяти миров. К их числу принадлежат Тьяцци, Трюм и Кари. Внятно объяснить, чем отличаются друг от друга инеистые турсы и грозовые великаны, повелители ветров и бурь, довольно сложно; по-видимому, даже сами йотуны не проводят между ними четкую границу, не считая того, что постоянные обитатели Нифльхейма всегда именуются инеистыми великанами, а те, кто ушел в другие миры или родился за пределами Нифльхейма, могут называться по-разному и обладать различными комбинациями сил и способностей.
Время и времена года
Времена года в Нифльхейме сменяются, но примерно так же, как в приполярных областях нашего мира: скажем, гренландский эскимос без труда определит, какое время года стоит сейчас в его укрытой снегами стране, но для человека постороннего, не знакомого с местностью, все сезоны там будут выглядеть как зима. Дни в Нифльхейме длинны, в несколько раз длиннее наших, а ночи — еще длиннее, особенно зимой. Впрочем, небо почти всегда затянуто тучами, так что отличить день от ночи непросто. Ближе всего к нашему миру Нифльхейм подходит в период Оймелка — между зимним солнцестоянием и летним равноденствием.
Этимология
Древнескандинавское имя Хель идентично названию места, которым она правит. Оно происходит от протогерманского существительного женского рода *haljō- «скрытое место, подземный мир» (сравните с готским halja, древнеанглийским hel или hell, старофризским helle, старосаксонским hellia, древневерхненемецким hella), производным от * helan- ‘скрывать > скрывать, прятать’ (сравните с древнеанглийским helan, OF hela, OS helan, OHG helan). В конечном итоге оно происходит от протоиндоевропейского глагольного корня *ḱel- «скрывать, покрывать, защищать» (сравните с латинским cēlō, древнеирландским ceilid, греческим kalupto). Древнеирландское существительное мужского рода cel «растворение, исчезновение, смерть» также связано.
Другие родственные раннегерманские термины и понятия включают составные части *halja-rūnō(n) и *halja-wītjan. Существительное женского рода *halja-rūnō(n) образовано от *haljō- «hell», присоединенного к *rūno «тайна, тайна» > руны. У него есть родственники-потомки в древнеанглийском helle-rúne «одержимая женщина, колдунья, прорицатель», древневерхненемецком helli-rūna «магия» и, возможно, в латинизированной готической форме haliurunnae, хотя его второй элемент вместо этого может происходить от rinnan «бежать, идти», что ведет к готическому * haljurunna как «тот, кто путешествует в преисподнюю». Нейтральное существительное *halja-wītjan состоит из того же корня *haljō-, присоединенного к *wītjan (ср. с гот. un-witi ‘глупость, понимание’, др.-анг. witt ‘правильный ум, остроумие’, OHG wizzi ‘понимание’), с родственными потомками в древнескандинавском hel-víti «hell», древнеанглийском helle-wíte «адские мучения, ад», древнесаксонском helli-wīti «ад» или средневерхненемецком helle-wīzi «ад».
Хель также этимологически связан — хотя в данном случае отдаленно — с древнескандинавским словом Valhöll ‘Валгалла’, буквально «зал убитых», и с английским словом hall, оба также происходящие от протоиндоевропейского *ḱel-via протогерманский корень *hallō- «крытое место, зал».
Нифльхейм и Муспельхейм: первомиры скандинавской космогонии
В «Младшей Эдде» о Нифльхейме можно найти следующие слова (их произносит сам Один): «За века до создания земли уже был сотворен Нифльхейм». Ниже другое воплощение Всеотца добавляет: «Но всего ранее были сотворены земли на юге, это Муспельхейм». Фактически Нифльхейм и Муспельхейм – это два первомира, которые существовали до возникновения других миров и первых живых существ. Согласно эддическим мифам Нифльхейм расположен на севере от Гинунгагап («мировой бездны»), а Муспельхейм – на юге от нее. Описания миров кардинально различаются: Нифльхейм темный и холодный, Муспельхейм – светлый и горячий, это мир пламени, там обитает раса огненных великанов. Но именно Нифльхейм и Муспельхейм, союз двух антагонистичных реалий, породил первое живое существо во Вселенной.
По легенде в Нифльхейме от начала времен располагался источник Хвельгельмир («кипящий котел» с древнескандинавского). Вода вырывалась из источника с огромной силой (вероятно слово «кипящий» используется здесь в значении «кипучий», то есть «бурный»), но мороз Нифльхейма практически сразу обращал воду в лед. Тем не менее, мощь источника была настолько велика, что все новые и новые потоки постоянно сдвигали ледяные глыбы все дальше и дальше от Нибльхейма. И когда покинул «страну мрака», миновал Гинунгагап и оказался у пределов Муспельхейма, пламя мира огня растопило глыбы, а огненные искры вдохнули в них жизнь. Так появился великан Имир, первое существо, из тела которого позже были созданы другие миры. Так Нифльхейм сыграл свою роль в формировании космической системы Иггдрасиля
Советуем почитать:
- Аск и Эмбла – первые люди Мидгарда
- Биврест – мост между мирами
- Древнескандинавский символ Валькнут
- Пророчество Грипира
- Лив и Ливтрасир
Кто такая Хель
На фото изображена богиня Хель, которая в скандинавской мифологии часто обозначается как одно из хтонических чудовищ.
На картинке богиня Хель изображена как очень высокая женщина плотного, даже грузного телосложения. В мифах говорится, что на нее было страшно смотреть, однако также считалось, что она обладает своеобразной красотой.
Хель не является любительницей нарядов. Она носит только длинный черный плащ свободного кроя.Церемонии она тоже не любит, хотя и не терпит никакого неуважения. У нее низкий и хриплый голос, ее движения немного замедленные.
Когда божество ходит, оно словно прихрамывает: что неудивительно, потому что у нее костяная нога.
В описании богини Хель в скандинавской мифологии говорится, что она опекает всех, кто живет в ее царстве. Ее любовь безлична, но все жители царства получают и кров, и пищу, и даже развлечения. Она приветливо относится и к гостям, и никто не уходит от нее голодным.
Скандинавская богиня Хель — оборотень, и в ее жилах течет йотунская кровь. Временами она живет в своих чертогах, но также она часто отправляется путешествовать по мирам. В человеческом мире она появляется в образе полуснгившего трупа.
Древние скандинавы верили, что тот, кто увидит Хель, непременно умрет. И это неудивительно, поскольку богиня Хель в скандинавской мифологии олицетворяет смерть.
Есть и другое описание богини Хель. Частично она прекрасная женщина — настолько прекрасная, что красота всех красавиц мира меркнет по сравнению с ней. Но частично она является все тем же разлагающимся трупом. Иногда границы между этими образами проходит горизонтально. Но обычно она идет сверху вниз.
В редких случаях Хель (также в источниках ее называют Хела) принимает образ белокожей и белокурой девушки, которая источает запах тлена. А еще она распространяет холод, который нельзя спутать с понижением температуры в атмосфере: это могильный холод. Именно поэтому образ невинной девушки, наверное, является самым жутким воплощением божества.
Вот, что говорит об этом божестве “Младшая Эдда. Видение Гюльви”:
В скандинавской мифологии богини смерти Хель очень любит испытывать героев. Когда те приходят приветствовать ее, она протягивает им руку скелета
Все-таки, ее рождение прошло в Железном лесу, где открытое приятие физических уродств было важной частью демонстрации уважения и дружбы. Тот герой, кто мог, превозмогая страх и отвращение, поцеловать эту руку, получал возможность делать в ее царстве все, что угодно — разумеется, в пределах разумного
А тот, кто страшился, вынужден был как можно скорее покинуть Хельхейм.
Нифльхель и Хельхейм
В более поздних мифах Нифльхейм и Хельхейм стали все теснее соприкасаться, а в конце концов превратились в одно целое.
Интересен миф о строителе асгарда — об инеистом великане, обманутом асами. Он взялся построить несокрушимую стену, а в качестве платы потребовал себе солнце и луну, и богиню Фрейю в придачу. По совету Локи асы согласились на сомнительную сделку, но вскоре сильно об этом пожалели. Вот, как написано об этом в книге “Видение Гюльви”:
“Асы же, признав в пришельце горного великана, не посмотрели на клятвы и позвали Тора. Тотчас явился Тор, и в тот же миг взвился в воздух молот Мьёлльнир. Заплатил Тор мастеру за работу, да не солнцем и звездами, жить в Стране Великанов — и в том было отказано мастеру. Первый же удар вдребезги разбил ему череп, и отправился он в глубины Нифльхеля.”
По вине Локи асы часто оказывались впутаны в опасные авантюры. Но, пожалуй, худшим его проступком (не считая убийства Бальдра) было порождение в Железном лесу, вместе с великаншей Ангрбодой, хтонических чудовищ. Когда дети Локи — Фенрир, Хель и Ёрмунганд — предстали перед асами, они пришли в ужас. Заклинанием Один отправил в Нифльхейм Хель. Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:
“А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки.”
Когда Хель попала в преисподнюю, она преобразила ее до неузнаваемости. Она сама сроднился с местом, в котором ей отныне предстояло жить, и с этих пор он стал называться иначе — Хельхеймом.
Хель управляет Хельхеймом мудро и справедливо. В отличие от своих чудовищных братьев, она старается держать с асами нейтралитет. Но она помнит, по чьей воле оказалась в преисподней. Придет день, и она отомстит: в Рагнарёк из Хельхейма в Асгард отправятся полчища мертвецов, чтобы сразиться с дружиной Одина.
Подробнее читайте Богиня Хель >>
История Хельхейма
История этого мира неполна и досаточно отрывочна. Имеются некоторые сведения о мире, который называется Йормунгрунд, который возник вскоре после Муспельхейма и Нифльхейма. Его упоминали как подземный мир, в котором обитали души умерших великанов.
Как и в любом загробном мире, там есть свой властелин и хозяин.
Любопытно, что в скандинавской мифологии каждый повелитель управляет царством мертвых ровно до того момента, пока ему на смену не придет кто-нибудь другой.
Древний миф гласит, что после последней правительницы подземный мир мертвых долгое время не имел хозяина. Но всему свое время.
В “Младшей Эдде” говорится о том, что от союза Локи и великанши Ангрбоды в железном лесу родились необычные дети. Это была богиня Хель, а также Фенрир и змей Ёрмунганд.
Их воспитание происходило в Ётунхейме. Всех троих детей Локи ждала достаточно печальная участь. Хель Один отправил в глубины Нифльхейма. Он же отдал ей во владение мир мертвых, который с тех пор стал называться Хельхеймом. Буквальный перевод этого слова выглядит так: Хельхейм — владения Хель.
Девять миров скандинавской мифологии
Эти девять миров упоминаются в поэме «Поэтическая Эдда» или «Малая Эдда». Однако ни один источник информации по скандинавской мифологии не дает полного и точного списка девяти миров.
Некоторые авторы, основываясь на типах существ и существ, встречающихся в скандинавской мифологии, и на упоминании их родины в различных литературных источниках, составили следующую предварительную компиляцию:
- НифльхеймИзначальный ледяной мир управляется богиней или великаном Хелой.
- Муспельхейм, Первобытный мир огня населен Огненными Великанами.
- Мидгард, мир людей, созданный богом Одином и его братьями Вили и Ве.
- Йотунхейм, мир гигантов, из которого угрожают люди Мидгарда и боги Асгарда.
- Свартальфхайм, мир гномов, в котором живут темные эльфы.
- Асгард, мир племени озиров богов и богинь. Им правят Один и его жена Фригг.
- Ванахейм, мир племени ванов, которое является одним из двух кланов богов и богинь, существующих в скандинавской мифологии.
- Хель, мир одноименной богини Хель и мертвых. Он расположен в самой глубокой и самой темной части Нифльхейма.
- Альфхейм, мир эльфов: светлые эльфы (ljósálfar) и svartálfar (темные эльфы, живущие в глубине гор).
За исключением Мидгарда, все эти миры в первую очередь невидимы. Однако иногда они могут проявляться в видимых чертах мира.
Например, Йотунхейм может пересекаться с физической пустыней, Хель — с захоронениями или гробницами (то есть с «подземным миром» под землей), а Асгард — с небом.
Источники мифов: эдды
Во всех книгах про мифы Скандинавии говорится о двух источниках: это Старшая и Младшая Эдда. Это произведения древнескандинавской (а точнее — древнеисландской) литературы. Изначально так называлось одно из сочинений Снорри Стурлусона (1178-1241), которое называлось “Прозаической Эддой”.
В середине XVII в исландский епископ Бриньольфур Свейнссон нашел сборник с древними песнями. Сопоставив текст с работой Стурлусона, он заметил немало совпадений. Вследствие этого данный поэтический сборник стал называться Старшей Эддой. Работу Стурлусона стали называть Младшей Эддой.
К сожалению, точное значение слова “Эдда” неизвестно. Наиболее распространенное, очень приблизительное значение — “Прабабушка”. Это может указывать на то, что мифология древнего мира может оказаться еще древнее, чем принято думать.
Сами эдды были составлены в XIII веке. При этом песни Старшей Эдды уходят своими корнями в очень глубокую древность.
Знаменитый советский и российский историки и мифолог Е.М.Мелетинский в одной из книг о мифах древней Скандинавии писал об эддах следующее: “Все они объединены определенными мифологическими персонажами, сходными мифологическими представлениями и мотивами, и составляют единый массив. Мифологические песни не являются гимнами богам или стихотворными комментариями к таким гимнам. По своему характеру они не могут быть сопоставлены с теми же индийскими ведами”.
По большей части, в них отсутствует повествовательный характер. Они представляют собой:
- мифические представления о сотворении мира;
- морально-этические учения.
То есть, обе эдды не могут претендовать на “звание” эпоса. Скорее, они играют роль фона для мифологического эпоса.
Время и времена года
В Хельхейме времена года могут меняться только по желанию великой богини Хель. День и ночь зависят не от того, когда туда приходит живое существо, а от того, в каком именно месте Хельхейма оно находится.
В некоторых местах — например, на берегу мертвеца — никогда не светит солнце. Холодное ночное небо усыпано яркими и ясными звездами.
Есть в Хельхейме и такие места, где становится необычайно уныло и тоскливо. А все потому, что они залиты тусклым светом, который бывает только перед закатом. А в некоторых местах мрачного царства вечно царят сумерки.
Утра в Хельхейме не бывает нигде и никогда. Царящая там атмосфера унылая и безрадостная. Те герои, которые побывали там, и которым повезло выйти оттуда живыми, навсегда изменялись: из жизнерадостных они становились мрачными и замкнутыми.
Асгард
Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи — из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы — это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других — существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей — они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий — боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.
Богиня Хель
Единственным богом Хельхейма является Хель, царица мертвых, дочь Локи и великанши Ангрбоды.
Она — хтоническое чудовище, хотя из всех порождений Локи кажется наиболее лояльной богам-асам. Она не враждует с ними и не угрожает им, хотя и, согласно пророчеству вёльвы, в конце времен она снарядит корабль, сооруженный из ногтей мертвецов, в Асгард. Полчища мертвецов хлынут в мир живых, и начнется битва — такая битва, какой не было еще никогда…
Пока же владычица Хель хранит холодный нейтралитет, и вежливо привечает как мертвых, которые будут жить в ее царстве до конца времен, так и живых, пришедших к ней по какому-нибудь делу.
В скандинавской мифологии известен сюжет о том, как из Асгарда в Хельхейм прибыл Хермод. Не ради праздного любопытства он прибыл, а просить Хель отпустить Бальдра, который попал в царство мертвых исключительно из-за козней Локи.
Хель не хотела враждовать с асами, и выдвинула условие: Бальдр вернется домой, если оплакивать его преждевременную кончину будет всякое живое существо на земле. Условие Хель не было выполнено благодаря стараниям того же зловредного Локи, и Бальдр остался в царстве теней. Но вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:
“Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке.”
Этому еще только предстоит свершиться.