Баба-яга

Версии появления Бабы Яги

Существует еще несколько версий, которые характеризуют Баба Ягу. По одной из них, Яга — прародительница жизни на земле. Яга — имя, сокращенное от Яшки, а Яшка — от ящерицы. Ящерица у славян считалась творцом всего живого. От этого слова образовалось слово «пращур».

Вторая версия гласит, что женщина была берегиней, местной ведуньей. Ведунья помогала людям, излечивала их от болезней, давала мудрые советы. Принятые христианские законы, обязывали уничтожить светлые языческие традиции, отчего добродетельный образ ведуньи исказили до неузнаваемости.

Баба Яга в славянской мифологии приносила помощь людям, но христианство изобразило её, как страшную старуху, которая только и думает о том, как навредить людям и зажарить в печи младенца. Люди, обладающие знаниями о целебных растениях, считались магами. На них охотились, а поймав, жестоко казнили или сжигали заживо. По этой причине люди, разбирающиеся в мироздании, были вынуждены бежать и вести жизнь отшельника.

Третья версия происхождения уходит глубоко в славянские мифы. Из них можно узнать, что сказочный персонаж не подходит под описание ужасной ведьмы, а является легендарной богиней по имени Макошь. Супруга Велеса была в большом почете у женщин, так как управляла деторождением и благостью.

Происхождение Бабы-яги

Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.

Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.

Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.

В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.

Антон

Задать вопрос

Вопрос эксперту

Существуют ли теории, доказывающие реальное происхождение Бабы-яги?

Определенно да. В статье мы раскрыли образ женщины-знахаря, уединенно живущей в лесу. Однако существовал древний кочевой обычай. Если умирал человек, связанный с магией, то считалось, что его дух и после смерти будет блуждать среди мира живых. Поэтому таких людей хоронили в домах без окон и дверей, а в доме оставляли куклу. Считалось, что дух заинтересуется куклой, не сможет вырваться из избы и перестанет вредить живым. Такая погребальная изба вполне могла стать «избушкой на курьих ножках».

Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.

Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.

Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.

Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.

Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров

Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.

Баба-яга, как учительница

Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.

Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Вопрос эксперту

Почему Баба-яга то вредит людям, то помогает?

Если верить сказкам и легендам, то в большинстве случаев Баба-яга пыталась помогать людям, но только достойным. Даже сейчас, те же врачи не всегда говорят диагнозы пациентам. А представьте давние времена, когда объяснить это было практически невозможно. Ну и конечно же, после крещения образ знахаря в виде Бабы-яги окончательно стал отождествляться со злом, как и все языческое.

Баба-яга, как помощница

Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.

Баба-яга, как проводница

Более того, знаменитое Тридевятое царство – есть ничто иное, как мир верхнего подземного мира. Так, например, многие герои приходят к Бабе-яге. Изначально она запугивает их (проверяет на выдержку духа и целеустремленность), а после, если герой докажет, что он достоин, помогает ему. Сначала парит в бане (что сравнимо с ритуалом омывания), а после – кормит (также можно принимать, как покойницкий обед). Получается, что после встречи с Бабой-ягой, герой оказывался в положении, которое в народе преобразилось в поговорку «ни жив, ни мертв». Однако, именно после бабкиных ритуалов, герои сказок всегда добирались до заветного Тридевятого царства.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Баба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Книги и прочее

  • Её легко встретить в любой русской сказке. Причём в некоторых сказках (например в сказке о живой воде) у Яги есть сёстры.
  • В книгах Белянина о тайном сыске Яга — экперт-криминалист лукошкинской милиции. Великолепно разбирается в делах, касающихся магии. Так же упоминается, что она родственница Кощея, а так же имеет трёх дочерей.
  • В цикле о Тане Гроттер Ягге — врач в Тибидохсе. Знакома со многими языческими богами.
  • В книге «Вниз по волшебной реке«, Яга — тётушка бабушки мальчика Мити и тётя Василисы Премудрой.
  • В комиксах о Хэллбое Яга — бабушка Распутина.
  • Упоминается в сатирической сказке «О бедном Кощее замолвите слово» .
  • В книге «Марья Бессмертная» она следит и заботится о дочери Кощея в человеческом мире.
  • В книгах Дмитрия Мансурова Яга – первый искусственный человек.
  • Появляется в книгах о домовёнке Кузе.

Происхождение образа Бабы-яги

Баба-яга – древний персонаж, который своими конями уходит в эпоху поклонения женскому предку-тотему. По В. Я. Проппу, можно выделить три образа Бабы-яги:

  • Яга-дарительница, которая лежит в тесной избушке;
  • Яга-пожирательница;
  • Яга-воительница.

Ю. Степанов исследует этимологию слова «яга» и считает, что это понятие относится к праславянскому слову «яга», которое обозначает «кошмар». Сходные по звучанию слова в других славянских языках тоже означают «злые» понятия: «злая баба», «страх», «ужас», «ведьма».

Избушка Бабы-яги располагается в чаще или на опушке дремучего леса, что является свидетельством пограничья двух миров. Такое нахождение персонажа специфично отражается в хронотопе сказки, где дремучий лес – это граница между «нашим» миром, миром живых, и потусторонним миром. Избушка Бабы-яги имеет два входа, то есть она является переходом из одного пространства в другое. А тесноту избушки можно объяснить тем, что это гроб. То есть Баба-яга – мертвец. А портретные специфичные отличительные черты этого персонажа (вросший в потолок нос, костяная нога, черная) отсылают напрямую к образу мертвеца. С обрядом инициации связана и избушка на курьих ножках – именно так выглядели жилища, где проводили время молодые люди во время совершения обряда. После прохождения всех испытаний они перерождались в новом качестве. Возвращение после обряда инициации означало «воскрешение» человека.
В русской народной сказке Баба-яга является своего рода хозяйкой леса и матерью животных. Яга наделяется ярко выраженными женскими, материнскими чертами. А ее атрибуты – пест, ступа, помело, печь – свидетельствуют о сущности хозяйки.

Рассматривая образ Яги, Н.А. Криничная особо подчеркивает наличие у нее женских атрибутов – метлы, кочерги помела, а также ее способность летать. Подобный облик персонажа связан с его архаичной связью с женским началом и его восприятием.

Народная сказка – это отражение мировосприятия народа, его страхов, воззрений, размышлений об окружающем мире. Сказочные персонажи, сюжеты, поведение героев помогают пролить свет на образ жизни людей пошлых эпох, понять смысл верований, обрядов и в целом, картины мира.

В русском фольклоре образ Бабы-яги сложен. В первую очередь, сама Яга является жертвой. Лесной дух, пражертва, ведьма, которая жаждет смерти – Яга требует новых душ для удовлетворения своей жертвенной сущности.

Замечание 1

Однако следует отметить, что нет ни одной известной сказки, в которой Баба-яга жарит детей – она лишь хочет это сделать. На Руси существовал обряд – перепекание больного ребенка. Бабой-ягой называли бабу-повитуху. Она клала ребенка на раскатное заговоренное тесто, заворачивала в него ребенка и запихивала в печь на некоторое время. Затем вытаскивала из печи, разворачивала, тесто отдавала собакам, а ебенок выздоравливал.

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Атрибутика и символика Ягини

С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом.Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.

Её неизменными атрибутами были не только клубочек, клюка и деревянная ступка, что представлены в поздних русских сказках,  но также и яблоко на тарелочке, показывающее все, что творится в округе. Дружба с птицами – филином, совами и животными, что в чаще лесной обитают.Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.

Славянский календарьСлавянские богиМифические существаСлавянские праздники и обряды

Кто такая Ягиня?

Ягиня – предположительно дочь обычных людей, усыновлённая после их гибели Богиней Макошь. Но есть мифы об её замужестве – Баба Йога была супругой Велеса, Бога Магии, мудрости и Трех Миров. В этом же мифе рассказывают страшную историю — позднее Ягиню извела матушка Велеса – Амелфа, дочь Небесной Коровы Зимун, а Велес, чтобы спасти жизнь Ягуни, добровольно ушёл в Навь.Славянская Баба Яга полностью должна именоваться – «славянская Баба Йога». То есть – это женщина, владеющая йогическими знаниями, ведающая о движениях сил в Мироздании. Баба Йога стала Богиней, которая помогала людям увидеть свой путь — даже поздние сказки показывают, что Баба Яга давала волшебные предметы путникам и спасала детей.

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Финно-угорский обычай

Историк А. Иванов описывает один интересный обычай, существовавший еще во времена язычества. По мнению писателя, он может служить объяснением истоков возникновения такого сказочного персонажа, как баба-яга.

Древние финны верили, что умершие родственники оказывают им помощь с того света. Когда кто-то из близких людей уходил в мир иной, изготавливалась его кукла, «баба», которую называлась «иттарма». В нее вселялся дух умершего человека. Такая кукла заворачивалась в шубу, которую шили из шкур животных.

Семья предоставит эксклюзивные кадры для фильма о Михаэле Шумахере

TikTok теперь представил систему, предупреждающую о непроверенной информации

Марракеш и Рабат: исследуем культурные сокровища исторических городов Марокко

Она выворачивалась мехом наружу. Этот мех называли «ягу». Шуба носилась женщинами. Отсюда и могло произойти название «баба-яга». А то, что кукла изображала существо именно женского пола, исследователь объясняет существованием на тот момент матриархата.

Для куклы сколачивали специальную постройку, называемую «сомъях», у которой отсутствовали и окна, и двери. Она носила сакральное значение. Туда помещали «бабу» вместе с драгоценностями и другими, принадлежавшими умершему вещами и относили в лесную чащу, подальше от людей. Постройка устанавливалась на стволах деревьев, которые были подрублены, чтобы ограничить доступ к домику.

Неправда ли, довольно внятная версия.

Трансформация образа Бабы-Яги

Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей.

Некогда эта богиня-мать считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату и от охотничьего хозяйственного комплекса к земледельческо-скотоводческому, произошли определенные трансформации этого образа, и богиня- мать стала почитаться людьми уже не как хозяйка мира, но как богиня-громовница, распорядительница таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов.

С приходом же христианства образ языческой богини вновь подвергся изменениям, и она превратилась в демоническое существо, в мифах и поверьях, однако, сохранившее некоторые черты прежнего образа (ср. преобразование образа Макоши, богини плодородия, в образ Мары, кикиморы и т.п.).

Так, например, Баба-Яга, как и многие подобные ей существа, представлялась народу пряхой (ср. широко известное представление о богинях-пряхах, прядущих человеческую судьбу); считалось, что она прядет кудель, ткет холсты и гоняется за своими жертвами с железным гребнем в руках.

Примечания и ссылки

  1. Исторические корни чудесной сказки , перевод Л. Груэль-Аперт, Галлимар, 1983 г.
  2. Мотив трех старух, обладающих магическими способностями, существует и в других традициях повествования, например, в норвежской сказке.
  3. Лиз Грюэль-Аперт, «Записки понимания и переводы», в русских сказках Афанасьева , т. II, стр.  395 , Имаго, 2009 г.
  4. А. Афанасьев, Поэтические представления славян о природе ( Поэтические Воззрения Славян на природу ), Москва, 1865-1869 гг.
  5. Афанасьев, Русские народные сказки , трад. Лизе Груэль-Аперт, т. Я, Имаго, 2009
  6. Афанасьев, Сказки … , т. I, п о  76, Имаго, 2009
  7. Афанасьев, Сказки … , т. II, п о  124, Имаго, 2010
  8. Афанасьев, Сказки … , т. I, п о  105, Имаго, 2009
  9. «видит избушку возле дремучего леса — на курьих ножках стоит.» Избушка, избушка! Оборотись к лесу задом, ко мне передом «Избушка оборотилась.» (сказка L’Eau de jeunesse et la Fille-Roi , у Афанасьева, Народные сказки … , т. II, n ° 134.
  10. «Что, добрый молодец, от дела летаешь али дела пытаешь?»
  11. «Ты прежде меня напой — накорми, тогда и спрашивай».
  12. Афанасьев, «Сказки народные …», т. I, п о  75.
  13. Владимир Пропп, глава «Таинственный лес» из « Исторических корней чудесной сказки» .
  14. Афанасьев, Сказки … , т. II, п о  211.
  15. Элизабет Уорнер, Русские мифы , Порог / Очки, 2005 г. ( ISBN   ) .
  16. На русском языке  : нос в потолок врос ( наш в потолок врос ). Как отмечает Лиз Грюэль-Аперт в своем переводе сказки « Князь Даниэль, mots de miel» , «это выражение, очень ритмичное по-русски, чаще применяется к бабе Яге, лежащей на плите или на чердаке. В этой сказке это больше соответствует словесному подергиванию, чем точному смыслу ».
  17. Афанасьев, Сказки … , т. I, п о  100.
  18. Вдруг видит: стоит перед ней чугунная избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается. ( «Внезапно, это то , что она видит: перед ней стоит чугунной хижины на ногах куриных, постоянно крутило на себя») [Finiste Clair-Faucon, версия 129b Афанасьева, в п о  235 в издании Barag и Новиков].
  19. Избушка, избушка: встань к лесу задом, ко мне передом! . Согласно Проппе, первоначальное значение будет то , что в обращении , которое бы постепенно данны, растерянность, образ избы постоянно поворачивая на себя. Тем не менее, есть аналогичная картина, что и вихревой замок в Артуре литературы (например , La красавок к мул или Мулу Unbridled отнести к Языческой Maisières концу XII — го  века — начало XIII — го  века ).
  20. Афанасьев, «Сказки народные …», т. II, п о  119.
  21. ↑ и Андреас Джонс, Баба Яга, Двусмысленная мать … (см. Библиографию).
  22. Сказка Царевна-лягушка , Афанасьев, Сказки … , т. III, п о  208.
  23. Афанасьев, Сказки … , т. II, п о  164, 166.
  24. В других сказках (например, Худяков 11 и 12) герой, избив ведьму / колдунью (имя которой не Баба Яга), изгоняет из своего тела «крыс, мышей и других вредителей». См .
  25. Афанасьев, Сказки … , т. I, п о  75.
  26. Однако мы должны быть осторожны, чтобы версия, изложенная Афанасьевым, имела литературное происхождение, с деталями, редко встречающимися в других местах.
  27. Афанасьев, Сказки … , т. II, п о  121.
  28. ↑ и В сказке Гримм Гензель и Гретель прямо сказано: «У ведьм красные глаза, и они не могут видеть далеко, но у них очень острое обоняние, как у животных, и когда люди приближаются, они чувствуют это. »( Сказки для детей и дома , перевод Наташи Римассон-Фертин, Хосе Корти, 2009 г. ( ISBN  978-2-7143-1000-2 ) ).
  29. Включено во французское издание « Морфологии сказки» .
  30. Риг-Веда говорит: «Хозяйка лесов не причинит вам вреда, если вы не нападете на нее. »
  31. Повесть п о  99, Глава Маре . Оригинальное выражение (на украинском языке ): «Се мій батенька дровця рубає! « . Мы находим этот мотив в некоторых сказках Гримм, таких как Гензель и Гретель .
  32. Николай Владимирович Новиков, Персонажи из восточнославянской чудесной сказки , Ленинград, 1974. Этот абзац резюмирован Андреасом Джонс, Бабой Ягой, Двусмысленная мать … (см. Библиографию), с.  39-40 .
  33. Баба Яга, Двусмысленная мать … (см. Библиографию), с.  38-39 .
  34. Люда Шнитцер, Что говорят сказки, Ред. дю Сорбье, 1985
  35. Информация в этом абзаце представляет собой очень краткое изложение главы Психологические подходы в Андреасе Джонсе, Бабе Яге … (см. Библиографию), стр.  34-38 .
  36. Чудеса Ригомера в Легенде о короле Артуре (см. Библиографию).
  37. св Ceridwen , Огонь и год в Philippe JOUET, словарь кельтской мифологии и религии , Йоран Embanner, 2012, 1042 страниц
  38. В «Русском мифологическом мире» (см. Библиографию).
  39. (in) Лиза Смедман, Танцующая хижина Бабы Яги  (in) , ( TSR , 1995, не опубликовано на французском языке).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: