Русские эльфы, русские гномы: откуда взялись наши мифы о тайных народах и как их следует понимать

Персонажи и царства

Царство воинственных богов-а́сов.

Самые главные божества асов – это:

Áсгард

Óдин – царь Асгарда и отец многих богов, его так и называли – «Всеотец».

Один – сын Бёра, а трёх его братьев зовут Вили, Вё и Хёнир.

Фригга – царица Асгарда. Богиня супружества и материнства, славившаяся своей добротой.

Тор – сын Одина. Бог грома, любитель подраться, повеселиться и выпить вина.

Локи – сын великанов, живший в Асгарде и обладавший силой богов. Этот плут и хитрец обожал приключения.

Ва́нахейм

Царство ванов, богов плодородия. Главные боги ванов – это:

Ньёрд – царь Ванахейма. Бог моря, благородный, мудрый и упрямый.

Фрейр – сын Ньёрда. Бог плодородия и изобилия.

Фре́йя – дочь Ньёрда. Богиня любви и красоты.

Ми́дгард

Царство людей, «срединная земля», которая соединяется с Асгардом радужным мостом.

Скалистый горный край, где живут великаны-ётуны. В мифах действуют великаны двух видов:

Ётунхейм

Ледяные великаны – огромные существа, тело которых состоит изо льда. Большинство из них очень грубые и жестокие, они ненавидят богов.

Каменные великаны – невероятно сильные и стойкие. Часто вспыльчивые, всегда готовы к драке.

Ни́давеллир

Царство гномов, живущих под землёй в пещерах и норах.

У гномов маленький рост, и они очень упрямые. Многие из них искусные мастера, они любят работать с золотом и драгоценными камнями.

Ни́фельхейм и Хе́льхейм

Царства мёртвых. Злые люди проходят через Хельхейм и снова умирают в Нифельхейме, мрачной стране льда, снега и вечного мрака.

Хельхеймом правит страшная царица Хель – выше пояса она выглядит как молодая и прекрасная девушка, а ниже пояса – как уродливая старуха. Хель – дочь Локи.

Му́спельхейм

Пылающее жаркое царство огня. Никто, кроме живущих в этом царстве, не может вынести этого жара.

Муспельхеймом правит злой демон Сурт. Он вооружён огненным мечом и только и ждёт часа, когда сможет испепелить весь мир.

Есть также царство Áльфхейм, населённое светлыми эльфами, но в дошедших до нас мифах о нём почти ничего не говорится.

Эльфы в кельтском фольклоре

Древние ирландские предания и вовсе подают эльфов как народ, что некогда существовал на самом деле. Их называли племенами Туата де Даннан или детьми богини Дану. Сумев установить господство над Ирландией, эльфы укрыли остров туманом и непроглядными облаками. Стихии помогали им бороться с фоморами, демонами-захватчиками.

Лишь через много столетий племена богини Дану уступили власть милезам. Так кельты называли “сыновей Миля”, а именно – людей. С новыми правителями Ирландии был заключён договор, согласно которому эльфы могли оставаться на своих землях. Однако им требовалось жить не на земле, а внутри холмов. Называли такие возвышения сидами, отчего и пошло ирландское название эльфийского народа.

Эльфийский народ / Nadide Öçba / darth_valheru.artstation.com

Отношения между эльфами и людьми были непростыми, но в отдельных сказаниях указывается, что порой между представителями разных рас даже устанавливались любовные связи, например, любовник-эльф Ганконер. А вот в ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» говорится, что одна девушка из племён сидов решила соблазнить смертного юношу:

Эти слова не были пустыми, ведь эльфы действительно могли наделить человека властью, могуществом, подарить вечные красоту и молодость. В том же предании соблазнительница получила желаемое. Молодой герой сел вместе с нею в прозрачную стеклянную ладью, уплыв в неведомые дали. Больше этого юношу никто не видел среди людей.

Эльфийка / Sara Meseguer / sara_meseguer.artstation.com

В кельтских легендах эльфы описываются как реально существующая раса. Их поступки, события в жизни, характеры настолько ярко и реалистично прописаны, что порой создаётся впечатление, будто народ этот и правда мог жить в далёкие времена. Сегодня они являются частью старинного фольклора, неизменным вдохновением для современных писателей, режиссёров, художников. Мы не можем знать, существовали ли эльфы на самом деле, однако они не покидают воображения человека.

Гномы: по следам подземных жителей

Конечно, подземные цивилизации в разных частях света оставляют свои следы. Чаще всего встречаются вертикальные шахты, ведущие далеко вниз. Это входы в их «царство». Такие шахты найдены в Антарктиде, на Северном полюсе, в андийских рудниках и в других местах, где встречаются подземные жители. Эти «дыры» пока не изучены, и их связь с подземными цивилизациями не доказана.

Были следы, связанные с человеком. В 1945 году в Монголии был сбит советский лётчик Василий Егоров. Он выжил, был легко ранен, но смог пройти какое-то расстояние. Затем мужчина потерял сознание. Очнувшись, он увидел полуметровых человечков. Они были одеты и вооружены. Эти лилипуты называли себя ханяньги. Подобно сказочному Гулливеру, Егоров жил среди подземных жителей. Только спустя 15 лет мужчина вернулся на поверхность земли и добрался до людей. Эта история очень похожа на сказку, но есть один факт, доказывающий реальность произошедшего. Когда Василий проходил рентгенографию, выяснилось, что 15 лет назад (с момента обследования) ему делали трепанацию черепа. Однако такой способ трепанации не применяется даже в современной медицине. Были и другие следы.

Так в 1952 году в Перу семеро учёных решили изучить старые рудники. Вернулся один, истощённый и всё забывший. Удалось выяснить, что его товарищи упали в какую-то яму. В руках мужчины был кукурузный початок из чистого золота. Кстати, психические расстройства после посещения перуанских пещер бывают у многих из тех, кто вернулся оттуда живым. Они спускались под землю за сокровищами инков, которые пор легенде там спрятаны. Вернувшиеся сходили с ума и рассказывали о каких-тор людях-змеях, нападавших на них. Примечательно, что однажды у выхода из такой пещеры учёные нашли след от очень толстого и тяжёлого шланга. Притом что в этих пещерах нет никаких разработок, где пригодились бы шланги. Значит, истории о людях-змеях не совсем фантастика.

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

В оккультизме и алхимии[]

Принятое в русском языке слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση — знание, лат. — Gnomus) изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. В алхимии и оккультизмегном — это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.

Название в разных языках[]

Dwarf и gnome

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» — «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней — «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons. В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms,Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome. Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык. При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара» Терри Брукса, где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты»), и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes — «гномами». Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом

Dwarfs — коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов. Их рекомендованный класс в D&D — боец.

Gnomes — карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс — маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomesизображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолеты. Подобные примеры есть и в мирах D&D — таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

Белые пятна на карте

Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.

Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.

Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.

Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.

Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.

Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.

Внешний вид эльфов

Из всего вышесказанного вы наверняка уже поняли, что внешность эльфов описывается по-разному у каждого из народов. Поэтому давайте попробуем найти основные сходства, чтобы попробовать выйти к истине.

Что касается классического образа альвов, какими мы представляем их сегодня, благодаря произведениям Толкина, то это стройные, высокие и очень красивые существа, прекрасные лицом, душой и телом. Более того, они были настолько прекрасными, что человек мог сойти с ума от одного только их прикосновения. Считалось, что эльфы были великолепными лучниками, а стрелы их были пропитаны таким жестоким ядом, который способен был убивать на месте. И да, к особенностям этого народа вполне можно было отнести и наличие острых ушей, что не единожды упоминается в легендах разных народов.

Дверги – это что-то вроде противоположностей альвов. Судя по всему, у Толкина они стали прообразом гномов. Считалось, что они живут под землей и боятся солнечного света, которые превращали их в камень. О внешности их известно не много и вся информация разнится. Единственное, что сходится практически везде – цверги обладали 7 пальцами на ногах, были невысокого роста и очень некрасивыми. Можно предположить, что у них действительно были большие бороды, но в Младшей и Старшей Эдде толковых указаний на этот счет не имеется, ибо встречались и бритые гномы. Эти существа обладали хитрым, коварным и скверным характером.

В европейских легендах под эльфами подразумеваются совсем крохотные существа, в виде фей и пикси. Причем, если первые представляли собой миниатюрные копии человека (иногда с крыльями), то пикси были кем-то, вроде маленьких чертенков. В этом плане можно смело брать образ пикси из вселенной Гарри Поттера, ибо без сомнения Джоан Роулинг ориентировалась на древние английские легенды, создавая образ этих существ во второй книге.

Подводя итоги, можно смело вывести теорию о том, что практически у всех народов Европы и Скандинавии эльфы представляли собой 2 народа. Первые – человекоподобные белокурые, светловолосые прекрасные создания. Вторые – злые, хитрые и противные существа маленького роста, а иногда и вовсе миниатюрные.

Гномы и их сверхъестественные способности

В мифологии народов Европы гномы живут намного дольше людей и обладают сверхъестественными способностями, такими как способность перемещаться по твердой земле с такой же легкостью, как люди перемещаются по воздуху.

Король расы гномов Гоб обладал волшебным мечом, который, как говорят, повлиял на меланхолический темперамент человека.

Гномы знают секреты всех подземных ручьев и рек, где вода обладает свойствами, неизвестными человеку. В некотором смысле гномы также являются экспертами по камням и могут определить свой возраст и прочитать по ним прошлое. Гномы — дети матери земли, которая защищает их детей от внешних влияний и оставляет сообщество гномов неизменным на тысячи лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: