Скандинавские мифы

Ищете где прочитать онлайн скандинавский миф Хел весь текст полностью Здесь мы бесплатно собрали интересные мифы и легенды с картинками для детей

Богиня Хель и Один

Легенд о богине Хель не очень много. Самая известная из них рассказывает о том, как в царство мертвых спустился Один. Вот, как это произошло.

Знаки, свидетельствующие о приближении конца времен, становились для асов все более зловещими. В “Старшей Эдде” рассказывается о том, как Бальдра, прекрасного и чуждого злодеяний сына Одина и Фригг, начали мучить тревожные сны. Эти мрачные видения не давали богам покоя: если они предвещали смерть божества, то это значило, что рано или поздно конец придет всему их миру.

В особой песни, которая называется “Сны Бальдра”, рассказывается о том, как боги собрались на тинг, и было решено, что Один должен отправиться к вёльве — к давно умершей провидице.

Один оседлал Слейпнира и поехал в Нифльхель — в преисподнюю, в которой томились все те. кто не вошел в Вальхаллу. Ворота Хель сторожил чудовищный пес: его грудь была обрызгана кровью трупов. Грам бросился было на Одина, но не смог остановить Отца колдовства.

В некоторых источниках описывается краткая встреча Одина и Хель. Богиня не любила его, но дело было важным, и она позволила ему свободно ездить по своему царству.

Один поскакал дальше, к востоку от ворот — именно там находилась могила вёльвы. Прочитав страшное заклинание, Один поднял ее из могилы. Мертвец встал и спросил страшным голосом, кто посмел тревожить его. Один знал, что в царстве мертвых нельзя называть свое настоящее имя, и назвался Вегтамом, что в переводе означает “Привычный к пути”. Он не солгал — ведь он действительно был богом-странником.

Один предложил вёльве обменяться новостями: он расскажет ей, что происходит в мире живых, а она поведает ему, для кого в жилище богини смерти скамьи устланы кольчугами, а пол усыпан золотом.

Вёльва дала страшный ответ: в загробном мире уже приготовили мед для Бальдра: Хель ждала его.

Один начал спрашивать дальше, и каждый свой вопрос он сопровождал подарком — красивыми ожерельями и кольцами. В итоге вёльва рассказала ему, кто станет убийцей Бальдра, и кто сможет отомстить за него. Один продолжил спрашивать, и попытался узнать, кто будет оплакивать Бальдра. На это вёльва вдруг в страхе назвала его настоящим именем…

Мифологи объясняют столь “странное” поведение мертвой вёльвы так. Общение с существами иного мира для асов и людей всегда было сродни состязанию. Один был сильным магом, и благодаря своим умениям заставил вёльву отвечать на свои вопросы. Последний вопрос, который не касался судьбы Бальдра, был загадкой для вёльвы. Вероятно, она знала разгадку, но главным для нее было то, что Один выиграл в состязании, и вынудил ее раскрыть свои тайны. В ответ она раскрыла его собственное имя, и поклялась, что никто больше не посмеет к ней явиться, пока не наступит Рагнарёк.

Географическое расположение и особенность местности

Царство Хель в скандинавской мифологии географически находится на территории Нифльхейма — в самом сердце ледяной страны. Если говорить точнее, оно находится глубоко под землей.

Также в источниках говорится, что Хельхейм отделен от мира льда и тумана рекой Гьёлль. Это очень бурная, широкая и стремительная река. Перейти ее вброд не может никто — ни великий герой, ни даже самое сильное божество вроде громовника Тора. Инеистые великаны Нифльхейма прекрасно это знают и стараются избегать попадания на опасный участок.

Хельхейм тесно связан с Нифльхеймом, и, вроде бы, является его локацией. Однако, в скандинавском эпосе прочно укоренился образ мира богини смерти Хель, как самодостаточного и независимого образования.

Никому осмотреть Хельхейм как он есть, не удается. Впрочем, это не самое подходящее место для путешествия, да и смотреть там особо не на что. Там есть только тихие пологие холмы, широкие луговины и высокие, могучие деревья. А межде деревьями стоят небольшие домики. Но иногда — стоит лишь повернуть голову — они исчезают. А потом появляются снова, и часто — совсем в другом месте. Дома, кстати, с виду очень неказистые. Наверное, больше всего они внешне похожи на рыбацкие хижины.

Мертвые там повсюду, но увидеть их достаточно непросто. Только в нескольких областях можно увидеть обитателей Хельхейма.

Тому, кому дозволяется пройти дальше, может увидеть другую местность — гораздо более живописную и чем-то похожую на суровые места привычного мира.

Там текут ручьи и цветут яблоневые сады. Правда, есть эти яблоки, наверное, не стоит. Впрочем, мнения на сей счет расходятся. Некоторые утверждают, что эти огромные, сочные плоды даруют пророческую мудрость. По мнению других, стоит только откусить кусочек — и выбраться назад из царства богини Хель уже будет нельзя. Плоды манят многих, но самые осторожные и разумные пробуют их только после того, как богиня царства мертвых Хель позволяет сделать это. А позволяет попробовать чудесные яблоки она, конечно же, далеко немногим.

От границы садов открывается вид на огромное озеро, над которым постоянно клубятся туманы. Из-за их густоты не каждый и не сразу заметит центральный островок. Вот там, на этом островке, и можно встретить мертвых. Призывать их бесполезно: если захотят, они придут сами.

Озеро совсем неглубокое, и по нему можно идти, точно по суше. Правда, ноги будут немного вязнуть в иле, но провалиться все равно не получится. Иногда под водой можно увидеть лицо мертвеца. Эти лица не столько страшны, сколько печальны: ведь в Хельхейме живут те, кто по той или иной причине не смог попасть в вожделенную Вальхаллу…

С берега озера можно увидеть высокие холмы. Это могильные курганы, которые тянутся далеко-далеко, за множество миль. Это обитель мертвых. Пройти дальше можно, но не каждый на это решается.

Словарь

Хель (др.-исл. Не1), в скандинавской мифологии царство мёртвых (в подземном мире) (называемое также Нифльхель) и хозяйка этого царства — одно из трёх хтонических чудовищ, порождённых великаншей Ангрбодой от Локи. Хель  помещается под одним из корней ясеня Иггдрасиль. У врат Хель течёт река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуд. Одновременно (в горизонтальной проекции скандинавской пространственной модели) Хель помещается на севере («Младшая Эдда»: «а дорога в хель идёт вниз и к северу»), «Младшая Эдда» красочно описывает хозяйку царства мёртвых и её селения с высокими оградами и крепкими решётками. Она сама — наполовину синяя, наполовину — цвета мяса; она сутулится и имеет свирепый вид. Её палаты зовутся Мокрая морось. Один отправляется в Xель узнать судьбу своего сына Бальдра, а Хермод (брат Бальдра) — с просьбой отпустить того из Xель Поздним и специфически скандинавским является противопоставление Xель как подземного царства для мёртвых (Снорри в «Младшей Эдде», говорит что оно предназначено для дурных людей) небесному царству мёртвых для избранных — Вальхалле. В битве перед концом мира (см. Рагнарёк) корабль мертвецов, ведомый Локи или великаном Хрюмом, плывёт к месту последней битвы, в которой мертвецы из Xель выступают на стороне хтонических сил, а павшие воины — эйнхерии из Вальхаллы — на стороне богов. E. м.

Дерево Иггдрасиль в мифах

Три норны

В мифах говорится о том, что Тор должен перейти вброд через реки Кёрмт и Эрмт. Вот, что говорится об этом в книге “Речи Гримнира”:

Когда-то давно жил на свете конунг. У него было два сына, Ангар и Гейррёд. Однажды мальчики пошли ловить рыбу, но поднялся сильный шторм, и лодку, в которой они находились, унесло в открытое море.

Лодку носило по волнам в течение девяти дней, и вот, наконец, ее прибило к берегу. Братья вылезли из лодки и, увидев рыбацкую хижину, направились к ней. Из хижины вышел высокий старик-рыбак, который пригласил детей войти. Его жена накормила их ужином и уложила спать.

Это были не простые рыбаки: под скромной личиной прятался сам Один и его жена Фригг. Какое-то время братья жили у них, и один из них был воспитанником Одина, а второй — воспитанником Фригг. Когда потеплело, боги отправили их назад.

По совету Одина Гейррёд отправил старшего брата к троллям, а сам по прошествии нескольких лет стал конунгом. Прошло еще несколько лет, и однажды, когда Один и Фригг обозревали все миры, верховный ас не выдержал и похвастал, что его воспитанник стал конунгом, а вот Ангара ждала незавидная судьба: он жил у великанов и практически утратил человеческий облик. Далее последовала перебранка, в результате которой Один отправился навестить Гейррёда. Фригг же отправила к конунгу служанку, чтобы та предупредила о приближении страшного колдуна.

Один, приносящий себя в жертву Иггдрасилю (1895), Лоренц Фрёлих

Когда Один в образе старика пришел к конунгу, тот схватил его и заточил в тюрьму, где тот провел восемь дней. А на девятый день над ним сжалился сын конунга, которого тот назвал в честь брата — Ангаром. Когда юноша принес старику воду, тот заговорил с ним и постепенно открыл себя.

Вот, что об этом написано в книге “Речи Гримнира”:

Юноша продолжает недоумевать, и отец богов говорит о себе практически прямо:

Далее последовала типичная для скандинавской мифологии развязка. Узнав, кто на самом деле скрывался в образе беспомощного старца, конунг ослабел и напоролся на свой меч. Вместо него конунгом стал его сын, юноша Ангар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: