Муспельхейм и Нифльхейм
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм — изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны — огненные и снежные.
Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем «царство снега». Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика — пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм — на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя — погасить лед. Но ничего подобного не случалось — обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.
Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.
Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм — не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван «обожженным до черноты». Это наводит на мысль, что Муспельхейм — это Африка, где живут «обожженные до черноты великаны». В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.
Результат взаимодействия этих миров — Творение Земли. Нифльхейм предоставил «материал» — глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм — с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны — Муспельхейм — Огонь, Нифльхейм — Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
МЯГКАЯ ПОСАДКА
Рассказывают, что однажды в Лавровый переулок упало с неба что-то вроде летающей тарелки. Дошкольники увидели эту штуку и закричали:— Ура! К нам с другой планеты прилетели! В гости!И действительно. С прилетевшей штуки слезли два маленьких человечка, с виду тоже дошкольники, только очень испуганные.— Привет! — сказали местные дошкольники прилетевшим. — Как дела, как поживаете, что нового?— Хорошо поживаем, — сказали прилетевшие и заревели, как маленькие.— Если вы хорошо поживаете, что же вы ревёте? — удивились местные дошкольники.— Мы домой хотим, — ревели прилетевшие, — к мамам!— Ну вот, — обиделись дошкольники, — только прилетели, и сразу обратно! Расскажите хоть, как летели, как приборы работали, как запускались!— Плохо летели, — сказали прилетевшие, — вверх ногами, а приборов у нас никаких нет, а запускались мы с качелей.— Как? — удивились дошкольники. — Разве можно с качелей на другую планету залететь? Да ещё без приборов!— А мы не с другой планеты, — сказали прилетевшие дошкольники и ещё сильней заревели, — мы с соседнего двора запускались. Нечаянно. Мы на качелях качались. Качались, качались и раскачались. А качели оторвались. Вот мы и запустились. Вверх ногами.— Хватит реветь, — сказали местные дошкольники, — лучше радуйтесь, что вы в ящик с песком упали и от этого у вас мягкая посадка получилась. Если бы у вас твёрдая посадка была, вы бы ещё не так ревели. Так что радуйтесь.Прилетевшие дошкольники радоваться не захотели, но реветь перестали. И снова сказали:— Мы домой хотим.— А хотите, — предложили местные дошкольники, — мы вас обратно запустим? С наших качелей.— Нет, — сказали прилетевшие, — не хотим. Мы лучше через забор перелезем.И перелезли. А дошкольники Лаврового переулка сначала поспорили, а потом решили, что если сделать очень большие качели и очень хорошо раскачаться, то можно и на другую планету запуститься. Можно, но не стоит, потому что неизвестно, открыли уже на той планете ящики с песком или ещё не открыли. Если не открыли, то какая же может быть мягкая посадка?!
Страницы: 1
КАК ПОЛУЧАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ
В раннем детстве люди верят во всё. И в шапку-невидимку, и в бабу-ягу, и в то, что на свете бывают мальчики и девочки, которые никогда не балуются, всегда слушаются старших и совершенно начисто съедают свои завтраки, обеды и ужины, с удовольствием запивая всё это рыбьим жиром.Но годы идут, и с годами приходят сомнения. И наступает день, когда люди, достигшие дошкольного возраста, начинают задумываться: что же всё-таки бывает, а чего не бывает никогда.— Да, — говорят дошкольники, — бывают водопады, ежи, троллейбусы, футбольные матчи и приятные сюрпризы… А вот привидений, волшебных палочек, летающих лошадей и говорящих собак не бывает. Зато бывают говорящие попугаи. Не бывает мальчиков с пальчик, но бывают просто маленькие мальчики и девочки. Не бывает добрых фей, зато злых тоже не бывает.Или, например, кошки. Кошки бывают. Они бывают белые, рыжие, чёрные. Или бело-рыже-чёрные. Или белые с чёрными пятнами. Или наоборот. Ещё бывают полосатые кошки. Зато не бывает кошек в клеточку.И кошек в горошек тоже не бывает. Зато бывает зелёный горошек в банках. И варёная кукуруза. И подводные лодки. Они тоже бывают, хотя их совсем не видно, потому что они плавают под водой. А водяных и русалок не бывает. И ещё не бывает леших, домовых и кощеев бессмертных.Вот как говорят люди, достигшие дошкольного возраста и уверенные, что на свете есть такое, что бывает, а есть такое, чего не бывает никогда.А потом дошкольники становятся школьниками. И в школе им рассказывают про другие планеты. И про то, что на этих других планетах, возможно, есть жизнь. И эта жизнь, может быть, совсем не похожа на нашу. И школьники понимают, что, может быть, на какой-нибудь другой планете есть и летающие лошади и кошки в горошек. Да что там на другой планете, может, они по нашей планете где-нибудь бегают. Ещё не открытые.И постепенно выясняется, что на свете вообще нет такого, про что можно сказать — этого не бывает никогда.Просто есть такое, что бывает часто, и про это знают все, а есть случаи, про которые трудно сказать, были они или нет. Может, и были, только очень давно или очень редко.Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы.В каждой стране, в каждом городе, даже в каждом дворе рассказывают свои мифы и легенды. А перед тобой, уважаемый читатель, лежат легенды, которые рассказывают друг другу в Лавровом переулке.Есть в Лавровом переулке легенды старинные, которые ещё прадедушки и прабабушки рассказывали бабушкам и дедушкам, дедушки и бабушки папам и мамам, а папы и мамы и сейчас рассказывают их своим детям.Вот, например, легенда про мальчика, который никогда не умывался.Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты похож?»А он отвечал: «На дедушку и немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе».В конце концов он стал такой грязный, что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти в лес, и всю дальнейшую жизнь он прожил там, сидя на дереве.
Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. Эта девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не принёс. Говорят, она до сих пор где-то летит вверх ногами.А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам одеваться. Не умел и не хотел учиться. Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал лейтенант. А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.Но однажды генерал забыл его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в простыню. Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от смеха.Вот такие удивительные мифы и легенды рассказывают родители своим детям в Лавровом переулке. Но те легенды, которые мальчики и девочки Лаврового переулка рассказывают друг другу, ещё удивительней.
Нижние миры
Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.
VII. Свартальвхейм
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.
Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.
VIII. Хельхейм
Смерть, тишина и могильный холод. Большая каменная крепость — обитель мертвых. Богиня Хель забирает в свое царство всех умерших от старости, болезни и голода.
Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.
Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.
Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.
IX. Нифлхейм
Царство вечного мрака и холода — тёмный мир. Нифлхейм — древний мир первичного льда и тьмы. Мир давший начало всему живому. Бесконечные пустоши и ядовитые реки. Ни единой души не встретишь в этом мире — он есть сама пустота и одиночество.
Запись украшают работы художников:
- Juan Pablo Roldan — Dragon Bones
- Florian de Gesincourt — Ice Giant
- Rudolf Herczog — Valhalla
- Timur Kvasov — Forest Village
- Leon Tukker — Forest village
- Charles Northrup — Mountain Fortress
- Paulina Sajniak — Mountain fortress
- Noe Narcisse — Agg’r, the origin of the Fire
- Yuan Chang — Ruin
- Andre Pinheiro — Eternal Winter
- Juan Pablo Roldan — Gate
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.
«Говорю тебе, злодей, выплюнь солнышко скорей»!
Ярко-красный закат вызывает бурю эмоций. Огненный шар завораживает, не позволяет отвести взгляд. Стоишь заколдованный и провожаешь солнце за горизонт. Затем в сумерках уходишь восвояси, зная что светило вернётся с утра.
Ночью же, пока солнце «спит», нам на помощь может выглянуть луна, освещая тропы и дороги. Боязно думать об исчезновении любимых и почитаемых светил. Не хочется, чтобы пришёл крокодил из сказки Корнея Чуковского, проглотил солнышко и покусился на луну.
Погасшее, похищенное, съеденное солнце — ключевая фигура множества произведений о конце света. Во все века данная тема волновала умы людей. Сегодня мы прикоснёмся к скандинавскому мифу о поедании солнца и луны.
***
Средние миры
От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.
IV. Мидгард
Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.
Стоит Мидгард посреди других миров, окружен он великим морем. А в море том лежит Мировой змей — Ёрмунганд. И несдобровать тому кто захочет уплыть далеко в море на краю мира.
V. Ётунхейм
Мир скандинавских великанов Ётунов. Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.
В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.
VI. Муспельхейм
Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.
Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.
Миры скандинавской мифологии
Всего насчитывается девять миров:
- Асгард. Это мир богов-асов. Здесь находится Вальгалла, рай павших героев, а также мост, который соединяет Асгард с другими мирами;
- Альвхейм (мир светлых альвов);
- Свартальвхейм (мир темных альвов — цвергов, гномов);
- Мидгард. Это срединный мир, в котором живут люди;
- Ванахейм (мир ванов, которые часто воевали с асами);
- Йотунхейм (мир самых главных врагов асов — великанов йотунов);
- Хельхейм (мир мертвых);
- Нифльхейм;
- Муспельхейм.
Многие миры в скандинавской мифологии соединяет дерево Иггдрасиль. Это гигантский ясень, являющийся структурной основой мира. Это древо жизни и судьбы.
Сотворение мира
В древнем мифе рассказывается, как отец богов, Один (также он именуется как Высокий), спустился в преисподнюю Хель, чтобы расспросить вельву хорошенько о прошлом и о грядущем.
Здесь читаем:
“В начале времен
не было в мире
ни песка, ни моря…”
Полностью читать об этом можно в “Мифах Скандинавии”.
Согласно Снорри Стурлусону, в истории создания мира есть любопытная отсылка к истории древней Греции и к ее мифологии.
По мнению Стурлусона, Один был потомком царя Приама — того самого правителя, в годы царствования которого случилась Троянская война.
Одину и его жене было пророчество. Ему было открыто, что больше всего его будут почитать именно в северной части света. Так Один отправился в путь. И где бы он ни проходил, эта земля процветала, и многие-многие народы охотно подчинялись ему. Считается, что от Одина произошли Вёльсунги, от которых, в свою очередь, произошли Скьелдунги.
Один направился в Швецию, которой правил конунг Гюльви. Узнав, что в его страну едут люди из Азии, которых называли асами, конунг вышел им навстречу и передал бразды правления Одину. А тот основал там город Сигтуну.
Всех скандинавских богов, в том числе и Одина, Снорри Стурлусон низводит до людей, невероятно прославившихся при жизни.
Итак, в глубокой древности центром всего была зияющая бездна Гиннунгагап (или Нифльхейм), мир Тьмы. Ранее на юге существовала страна огня, Муспельхейм (Муспель), у врат которого сидел великан Сурт: в руке он держит пылающий меч, которым в итоге спалит весь мир…
В середине этого мира бурлил Кипящий Котел, а из потока вытекали десять рек. Одна из этих рек текла у самых врат преисподней-Хель.
В результате соприкосновений изначальных областей холода и жара возник великан Имир. Снорри Стурлусон в своей книге пишет, что “инеистые великаны называли того человека (Имира) Аургельмиром”.
Имир, конечно же, не был человеком. Из анализа скандинавских мифов становится ясно, что он был андрогинным существом, и в этом в частности проявляется его явное сходство с божеством германских народов, Туисто, которое считалось прародителем всех людей.
Вместе с Имиром на свет появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки. Она лизала соленые инеистые камни, и этим жила. К исходу одного из дней, она вылизала из камня человека, Бури, которого в мифах называют Бури (Родитель).
У Бури был сын Бор, который в свою очередь произвел Одина, Вили и Ве. Они убили Имира, и с этого момента, собственно, и началась драма о сотворении мира.
Из тела Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все великаны. И только Бергельмиру и его семье удалось спастись.
Затем из тела павшего великана (которое стало разлагаться) братья соорудили землю и небо. Из черепа Имира был сделан небосвод. При этом богам пришлось подогнуть землю с четырех сторон. Таким образом были изготовлены опоры для небосвода.
В своей книге Снорри Стурлусон писал, что из червей, которые размножились в теле Имира, возникли карлики. Боги дали им человеческий облик и наделили их разумом. Карлики — интереснейшие герои мифов: часть из них живет в земле, а часть — в камнях. Это древнейшие хтонические существа, которые также являются обладателями несметных сокровищ. О том, какие козни карлики строили богам и героям, следует читать в “Мифах древней Скандинавии”.
Кстати, именно карликов боги использовали для создания опоры для небосвода. Четверых из них посадили под каждый изгиб. И появились названия сторон света…
Грубо говоря, первоначальный мир представлял собой некое подобие геометрической фигуры, которая была ориентирована на стороны света. Являясь воплощением космоса, эта фигура, которую также называют космограммой, была свойственна мифам о строении космоса многих народов (например, в Индии такую фигуру называли мандалой).
Интересным кажется еще вот, какой момент. Мир был сотворен благодаря взаимодействию жара и холода. Вместе с космической гармонией, боги-демиурги принесли смерть и разрушение: для создания мира пришлось убить первобытное существо, которое не совершало никаких преступлений. Мир, который был основан на крови, обречен на гибель…
Соль и Мани, Сколль и Хати
Коротко о сотворении мира
Боги сотворили наш мир из костей, плоти, крови и всех остальных частей тела великана Имира. Из ясеня и ольхи создали прародителей рода людского — первых мужчину и женщину.
С помощью искр и пламени огненного царства Муспельхейма сотворили звёзды, луну и солнце. Они должны были даровать тепло и свет новосозданному миру. Но без помощников солнце и луна не проявляли всей своей силы.
В те стародавние времена у великана Мундильфари родились двое детей неописуемой красоты. И названы они были в честь небесных светил — Соль (Солнце) и Мани (Луна).
Богов прогневала гордыня Мундильфари, и они водворили брата с сестрою на небо. С тех пор они управляют солнечной и лунной колесницами, помогая освещать весь мир. Соль и Мани небо обходят каждый день, то времени мера.
Ужасные братья варги
Старая великанша породила на свет ужасных волков, Фенрира род. Двух из них прозвали Сколль и Хати. Первый погнался за солнцем, второй за луной. Оба они хотят съесть Соль и Мани.
Сколль и Хати — творческий дуэт Theoretical part // theoreticalpart.com
Мани — автор не определён
Сколль и Хати — творческий дуэт Theoretical part // theoreticalpart.com
Сколль и Хати — творческий дуэт Theoretical part // theoreticalpart.com
Поэтому видим мы, как быстро мчится дева Солнце и как поспешен брат её, словно чего-то страшатся. Спасаются они от самой смерти. Когда Сколль почти настигает Соль, случаются солнечные затмения. Когда Хати приближается к Мани — случаются лунные.
Коротко о гибели богов и всего мира
Согласно пророчествам, однажды волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит луну, сотворив тем не меньшее зло. Таково предвестие Рагнарёка.
Начнётся великая битва, в ходе неё погибнет мир, который мы знаем. Сгорят небеса, падут многие боги. Наступит конец света. Но конец — лишь новое начало.
Когда всё окончится, старые боги вернуться из царства мёртвых и встретятся с выжившими. Мир возродится заново. Переживут Рагнарёк Лив и Ливтрасир. Они станут прародителями нового людского рода.
Что же будет с солнцем? Соль пред смертью породит дочь, не менее прекрасную, чем она сама. Дочь последует путём матери. Таков скандинавский миф о сумерках богов, перерождение мира и поедании небесных светил.
Подготовил Виталий Котобород. Исп. и рек. лит./ист.: Видение Гюльви. Младшая Эдда. Снорри Стурлусон; Старшая Эдда.
ПОЛЕ БРАНИ
Говорят, что в старинные времена Лаврового переулка вовсе не было. Его потом построили вместе с городом. А тогда было на месте Лаврового переулка Поле Брани.Это было такое специальное поле большого размера, на котором встречались разные войска
Войска были разные, но каждый раз обязательно в одном войске были наши, а в другом враги.Войска появлялись на поле с двух сторон и осторожно подходили поближе друг к другу. Враги всегда начинали первыми
Они выходили на самую середину Поля Брани, становились перед нашими и начинали браниться.— Ду-ра-ки! Ду-ра-ки! — кричали враги хором. И размахивали руками.А наши им спокойно отвечали:— От та-ких же слышим! От та-ких же слы-шим!Тогда враги начинали волноваться и кричали:— Ма-мень-ки-ны сы-ноч-ки! Ма-мень-ки-ны сы-ноч-ки!А наши отвечали:— Са-ми та-ки-е! Са-ми та-ки-е!Тут враги совсем выходили из себя, и от злости начинали путаться. Одна половина врагов кричала: — Тру-сы!— Сла-ба-ки!И так как они кричали одновременно и все сразу, у них получалось:— Тру-ба-сы!— Сла-сы!— Ба-сы!— Ки-сы!Враги начинали сами себя не понимать и от этого смущались и терпели поражение. А наши с победой возвращались домой и всю дорогу смеялись.И так продолжалось до тех пор, пока враги однажды не обиделись.— Почему это мы всё время враги?! — сказали враги. — А вы всё время наши? Это очень нечестно и несправедливо. Давайте меняться. Мы тоже хотим быть наши.— Меняться мы не станем! — сказали наши. — Но если вы хотите тоже быть наши, то будьте. Пожалуйста.И враги стали наши. И перестали браниться. И Поле Брани стало уже не Поле Брани, а просто поле. И на этом поле наши и бывшие враги, которые были теперь уже не враги, а тоже наши, построили город. А внутри города Лавровый переулок. И всё стало так, как оно сейчас есть.
Миф о юном Фаэтоне
Это история о том, насколько губительными могут быть неразумные желания человека.
Фаэтон, в древнегреческой мифологии, был сыном солнечного бога Гелиоса и нимфы Климены. Мальчик очень гордился и хвастался тем, что он полубог, но никто в это не верил. Другие ровесники стали смеяться над ним, говоря что мать его обманывает. Поэтому Фаэтон твердо решил, что должен всем доказать свою правоту. Поговорив об этом с мамой, он решил отправиться во дворец своего отца, Гелиоса.
Фаэтон преодолел множество препятствий и трудностей на своём пути и всё же смог добраться до ярко-сияющего дворца Гелиоса. Когда бог Гелиос увидел Фаэтона, то очень обрадовался и пригласил его в свой роскошный дворец. Между ними начался интересный разговор, в котором Фаэтон рассказал о множество насмешек в свою сторону, так как никто не верит в то что он сын Бога солнца. Тронут этими рассказами, Бог Гелиос твердо подтвердил, что он действительно его отец.
Обрадовавшись что увидел сына, бог Гелиос пообещал выполнить одно любое его желание. Улсышав это, Фаэтон сказал, что очень мечтает прокатиться по небу на его золотой колеснице.
Гелиос настойчиво пытался убедить сына отказаться от этого желания, так как это очень опасно. Но он не смог переубедить его и был вынужден сдержать своё обещание. Гелиос привез Фаэтона к колеснице и предупредил его, что нужно держать эту горящую колесницу посередине между землёй и небесами, чтобы ни одно из них не сгорело.
Фаэтон с нетерпением вскочил на колесницу, и к утру огненные кони тут же устремились к небу. Но испугавшись от невероятной высоты и страшного небесного скорпиона, Фаэтон выронил вожжи.
Никем не управляемые кони слишком сильно приблизились к земле. Зажглись множество полей, лесов и городов. Из-за огромного и страшного пожара погибали звери и люди. Богиня земли, Гея, не смогла остановить пожар и попросила бога Зевса о помощи. Тот, разгневавшись, поразил колесницу своими молниями, и вызвал дождь, который потушил весь огонь.
Jl FilpoC / Wikimedia
Юный Фаэтон разбился вместе с колесницей. После гибели он превратился в звезду, которая ярко светит людям с неба. А плачущих возле его могилы сестёр и маму, боги превратили в деревья, а их слёзы в янтарь. Бог Гелиос долго горевал из-за смерти своего сына, и многие дни солнце не всходило над землёй.
Боги
О богах в скандинавской мифологии говорится очень много: они являются героями большинства древних сказаний.
Верховным божеством был Один, отец многих асов. Он прославился своей мудростью, а также — умением колдовать.
Один не был богом-громовержцем: эту функцию выполнял его сын, бог-герой Тор, который с помощью своего молота сокрушил немало врагов.
Следующим в иерархии богов является Ньерд, бог плодородия, отец Фрейра и Фрейи. Он не является асом, его родственники — ваны. Легенды гласят, что перед концом света он вернется к своим сородичам. Также Ньерд считался владыкой моря и покровителем мореплавателей.
Хорошо был известен бог Тюр — старейший из асов, бог справедливой войны. Светлейшим из асов является бог Хеймдаль. Боги уважают его и одновременно боятся: он наделен даром предвидеть будущее.
У Одина были сыновья — Бальдр, добрый бог весны, и его слепой брат Хёд. Согласно легенде, Бальдру начали сниться кошмары, в которых он умирал. Его мать, Фригг, желая защитить сына, взяла клятву со всего на свете, что никто и никогда не причинит ему вреда. К сожалению, она забыла про омелу. Из-за коварства бога огня, Локи, именно омелой Хёд случайно убил своего брата…
Чтобы узнать о богах больше, нужно читать мифы и легенды Скандинавии. Но о Локи стоит сказать подробнее. Это бог коварства и лжи, и именно он породил Хель, гигантского волка Фенрира и мирового змея Ёрмунганда. В конце концов, именно он станет причиной конца света, а когда начнется Рагнарёк, то именно Локи возглавит армию чудовищ.
Еще одним сыном Одина является Видар. В конце времен этот суровый, немногословный бог отомстит убийце своего отца.
На нашем сайте можно бесплатно читать мифы и легенды Скандинавии. Причудливые, самобытные, а местами жуткие предания помогут вам лучше познакомиться с культурой и историей стран северной Европы.
Легенда о зелёных детях Вулпита
В один солнечный день 12-го века, крестьяне из деревни Вулпит, Англия, работали в поле. Собирая урожай, они заметили, как двое детей, девочка и мальчик, приближаются к ним. И каким большим было их удивление, когда уже вблизи они заметили, что у этих детей кожа зелёного цвета.
Зелёные дети говорили на непонятном для всех языке, но всё же смогли знаками показать, что они голодны. Несмотря на свой голод, они отказывались от любой еды, кроме зелёных бобов.
Через некоторое время дети всё же научились есть другую пищу, и постепенно их кожа теряла зелёный цвет. Мальчик, из-за того что был более болезненным, умер через несколько месяцев. А девочке удалось остаться в живых.
Когда девочка научилась говорить на местном языке, она сказала, что она с братом пришли из «Земли Святого Мартина». Она объяснила, что это подземный мир, где всегда темно и где лишь вечером появляется слабый сумеречный свет. Там все жители имеют такую-же зеленоватую кожу. Эту девочку крестили как Агнес Барр. Она выросла и стала вести обычную жизнь.
Исследователи говорят, что эта легенда может быть правдой, поскольку эти дети могли быть пленниками, которые сбежали с медных рудников. А долгий контакт с медью объясняет их зеленоватый цвет кожи.
На въезде в поселок Вулпит стоит памятный знак о зеленых детях. Rod Bacon / Wikimedia
Верхние миры
На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.
I. Асгард
Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:
- Асы — их принято считать суровыми воинствующими богами.
- Ваны — более мирные боги плодородия.
К асам относятся такие известные боги как Тор — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.
Для удобства у меня есть списки всех богов и существ скандинавской мифологии.
Асгард — мир принадлежащий асам. Большой и светлый мир, с высокими горами, зелеными равнинами и открытыми плоскогорьями. Именно в Асгарде расположены чертоги главных божеств. На самой высокой горе этого мира располагается легендарная Вальхалла.
В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.
Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его Хеймдаль — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.
II. Ванахейм
Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.
Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:
- Ньёрд — старый седовласый владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
- Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета, брат близнец Фрейи.
- Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила асов колдовству, сестра близнец Фрейра.
- Гулльвейг — колдунья, давным-давно поссорившая ванов и асов.
III. Альвхейм
Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.
Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.
В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».