Пророчество вёльвы.
В это время Один решил навестить одну из вёльв-прорицательниц. Оседлав своего восьминогого боевого коня Слейпнира, он направился к шаткому мосту Бивресту, а затем по безрадостной дороге к реке Гьелль и входу в Нифльхейм. Там, пройдя врата преисподней и миновав пса Гарма, он попал в мрачный чертог Хель.
Быстро оседлал владыка людей
Своего вороного коня.
И направился он в чертог Хель
По мрачной, унылой дороге.
Грей. Один Спускается В Хель.
К своему удивлению, Один увидел, что в этом темном царстве приготовлен пир, а скамьи устланы коврами и усыпаны золотыми кольцами, будто бы в ожидании почетного гостя. Он не останавливаясь двинулся далее, пока не достиг того места, где на протяжении многих лет безмятежно пребывала вёльва. Тогда он начал торжественно напевать магическое заклинание и чертить руны, которые могли воскрешать мертвых.
Тогда стал читать он
Заклинанье, что мертвых будит.
И вот из-под земли
Голос раздался глухой,
И ответила вёльва мертвою речью.
Грей. Один Спускается В Хель.
Внезапно могила разверзлась, и оттуда медленно поднялась прорицательница, вопрошая, кто же осмелился потревожить ее покой. Один, не желая, чтобы она знала, что он был могущественным отцом богов и людей, назвался Вегтамом, сыном Валтама, и сказал, что разбудил ее узнать, для кого Хель готовит пир. Прорицательница глухим голосом ответила ему, сказав, что она ждет в гости Бальдра, которому было предназначено умереть от руки своего брата Хеда, слепого бога темноты.
Хед ввергнет сюда
Дерево славы;
Ему доведется
Стать Бальдра убийцей,
Он сына Одина
Смерти предаст.
Больше ни слова
Ты не услышишь.
Старшая Эдда. Сны Бальдра.
Перевод А. Корсуна.
Несмотря на нежелание вёльвы говорить далее, Один убедил ее рассказать, кто отомстит за убитого бога и призовет убийцу к ответу, ведь месть и возмездие были для северных народов делом чести.
Прорицательница сказала ему, как уже предсказывал Ростьоф, что Ринд, богиня земли, родит Одину ребенка и что Вали, как его назовут, не будет ни умыт, ни причесан до тех пор, пока не отомстит Хеду за смерть Бальдра.
Обнимет Один крепко Ринд,
В западных пещерах,
И у них родится сын – чудесный мальчик.
Рук и лица он не омоет,
Волос он не причешет,
Не будет солнцем любоваться,
А в Асгард поспешит —
Отомстить за смерть родного брата —
Убийце Хеду.
Грей. Один Спускается В Хель.
После того как вёльва ответила, казалось, на все вопросы Одина, он спросил ее: кто же откажется оплакать Бальдра? Вёльва тотчас поняла, кто вопрошает ее, ведь подобным предвидением не мог обладать ни один из смертных. Прежде чем навечно погрузиться в молчание, она сказала, что теперь ничто не заставит покинуть могилу до наступления конца света.
«Вёльва, ответь!
Я спрашивать буду,
Чтоб все мне открылось:
Еще знать хочу,
Кто эти девы,
Что будут рыдать,
Края покрывал
В небо бросая».
Вёльва сказала:
«Нет, ты не Вегтам,
Как я считала,
Ты, верно, Один,
Ты древний Гаут!»
Один сказал:
«Ты же не вёльва,
Провидица вещая,
Ты, верно, мать
Трех великанов!»
Вёльва сказала:
«Домой поезжай!
Гордись своей славой!
Отныне сюда
Никто не придет,
Пока свои узы
Локи не сбросит
И не настанет
Гибель богов!»
Старшая Эдда. Сны Бальдра.
Перевод А. Корсуна.
Выслушав предсказания богини судьбы о законе Орлог, которые не могли быть изменены, Один сел на своего боевого коня и направился назад в Асгард, думая о том недалеком времени, когда его любимого сына больше не будет в божественных чертогах, а исходящее от него сияние навсегда исчезнет.
Однако, оказавшись в Глядсхейме, Один услышал от Фригг то, что его несколько успокоило: все рожденные под солнцем дали ей клятву не причинять Бальдру вреда
Уверившись в том, что ни одно существо причинит зла его любимому сыну, а значит, он вновь будет радовать богов и людей своим присутствием, Один, отбросив всякую осторожность, отдался радостям пира
Кто такой Бальдр
Бальдр — в германской мифологии бог весны. Бальдр — сын Одина и Фреи (Фригг), его братья — Тор и Вали. Его имя имеет несколько разных значений, но самые распространенные из них — “Герой” или “Принц”.
Имя Бальдра упоминается в обеих эддах, а также в датских отчетах саксона Грамматика (12 столетие н.э.). Смерть этого божества стала роковой для всех миров: считается, что в конце-концов его гибель в приведет к Рангарёку.
Жена бога Бальдра — Нанна, их сын — бог справедливости, Форсети. Жило божество в Асгарде, в Брейдаблике — в одном из самых прекрасных чертогов этого мира.
Как выглядел Бальдр? На картинках Бальдра изображают как высокого, стройного молодого человека. У него светлые густые волосы, точеные черты лица и прекрасные синие глаза.
Бальдр в других культурах
Очевидна параллель между образом Бальдра, сына Одина, и Иисусом Христом, сыном Иеговы. Кроме того, сюжет с «умирающим богом» встречается в древнегреческих мистериях (в частности – мистерии Бахуса). Также представляется возможным провести аналогию с мифом об Юдхиштхире из Махабхараты. Легендарный французский мифолог Ж. Дюмезиль идет еще дальше и, анализируя образы Бальдра и Юдхиштхиры, проводит аналогию с зороастрийским Митрой.
При этом германские исследователи (в частности – Г.Неккель, Г.Хемпель и Ф.Шредер) говорили о связи Бальдра с финикийским Таммузом, греческим Аттисом и минойским Арес-Дионисом. Также стоит отметить очевидную аналогию с кельтским Лугом, убивающим Балора. Все эти параллели натолкнули многих исследователей (первым из которых был вышеупомянутый Ж. Дюмезиль) на мысль о том, что некогда на территории Европы и частично – Азии мог существовать единый культ солнечного бога. Тем не менее, на сегодняшний день данная теория все еще подвергается критике, хотя ритуальный характер драматического эпизода с Бальдром очевиден.
Советуем почитать:
- Валькирии – воительницы Одина
- Источник Хвергельмир
- Речи Гримнира – песнь Старшей Эдды
- Древнескандинавская богиня Ньёрун
- Фолькванг – мир богини Фрейи
Роковые последствия
Перебранка Локи. Видимо, художник изобразил тот самый момент, когда Фригг пытается всех успокоить. Художник — Лоренц Фрёлих, 1895 год.
Асы собирались на пир. Этот пир обещал быть невеселым — не было с ними двоих сыновей Одина, которые оба были жертвами злокозненного Локи. Не было с ними и Локи, который до смерти Бальдра всегда присутствовал и порой скрашивал пир уместной шуткой.
Асы все никак не могли понять, что произошло, и почему все это случилось. Кажется, что-то понимал только Один, но тот был погружен в несвойственную ему угрюмую задумчивость, и тревожить его вопросами никто не решался.
Внезапно в зале появился Локи. Асы начали вскакивать со своих мест и хвататься а оружие, но сын Бальдра, мудрый Форсети, остановил их: пир — священное действо, и проливать кровь нельзя. Даже если это кровь убийцы.
Но тут возмутился Браги — великий скальд, друживший с Бальдром. Он сказал, что в этом случае возопиет кровь убитого Бальдра: негоже было отпускать виновника его смерти с миром.
Локи, казалось, только этого и ждал. И завязалась перепалка. Вот, что написано об этом в книге “Перебранка Локи”
“Будь тут со мной
у Эгира в доме
Бальдру подобный,
ты б не покинул
пиршество асов
без схватки жестокой”.
Некоторые скандинавоведы предполагают, что “Перебранка” — более поздняя (вероятно, уже средневековая) вставка в древние мифы, потому что Локи, который оказался в образе “чужого среди своих”, отверженного, здесь выступает, не только как трикстер, но и как обличитель. Сам отнюдь не безгрешный, он бичует пороки своих прежних товарищей. Наверное, это единственная сцена, в которой Локи, этот патологический лжец и манипулятор, был честен и вполне искренен.
Достается и Фригг, которая, пытаясь притупить в своем сердце боль и ненависть, как могла, успокаивала разошедшихся собратьев.
Вот, что написано об этом в книге “Перебранка Локи”:
“Хочешь ты, Фригг,
дальше послушать
дерзкие речи:
из-за меня ведь
Бальдр не вернется
к тебе никогда”.
Далее он упрекает ее за то, что в отсутствие Одина, она уступила ухаживаниям Вили и Ве. Перебранка продолжается до тех пор, пока не приходит Тор, и, угрожая Мьельниром, не выпроваживает Локи из Асгарда.
Тор, единственный из всех сохранивший самообладание, рассуждает здраво: Бальдр мертв, приближается Рагнарёк, и смерть Локи уже ничего не решает. Стоит ли уподобляться ему и осквернять пир? Чему быть, того не миновать…
Когда должен произойти Рагнарёк?
Викинги считали, что Рагнарёк произойдёт после трёх очень холодных зим, между которыми не будет лета. В легендах этот период упоминается как «великанская зима» — Фимбулвинтер.
Пророчество о наступлении Рагнарёка было сделано мёртвой провидицей по имени Вельва*, которую специально на время предсказания оживил бог Один*. Предвестником «судного дня» должна стать смерть бога Бальдра*. После чего последуют кровавые распри родичей, братоубийственная война и моральный хаос.
«Смерть Бальдра», 1817
По легенде, перед наступлением Рагнарёка весь мир услышит тоскливый вой Гарма* — огромного четырехглазого черного пса, который сторожит вход в царство мертвых. Своим лаем он будет возвещать о гибели Бальдра. Животное начнёт вырываться из цепи, пытаясь освободиться, чтобы присоединиться к силам тьмы в великой битве Добра и Зла, и вся Земля содрогнется от сильнейших землетрясений.
Ещё одним признаком приближающегося конца должно стать «исчезновение границ». Неизвестно, что конкретно имела в виду под этим провидица Вельва. Может быть, она имела образование единого государства на Земле, а может, и развитие интернета. Кстати, именно интернет многие исследователи мифологии северных народов называют явным признак исполнения пророчества.
И снова конец света. Новый апокалипсис назначен на 22 февраля 2014 годаВпрочем, узнать точную дату наступления Рагнарёка затруднительно — в предсказаниях слепой Вельвы нет ни конкретной, ни примерной даты. Современные культурологи считают, что он наступит 22 февраля этого года. Но убедительных подтверждений ни у кого нет. Как говорит сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Смирнов, «если кому-то удалось чётко увязать скандинавскую мифологию с современным календарем — это большой успех». «На мой вкус, этот конец света ничем не хуже тех, что были расписаны на другие годы…», — отмечает он.
Словарь
ИГГДРАСИЛЬ, в скандинавской мифологии древо мировое — гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры — небо, землю, подземный мир, всего девять миров. Характеристика Иггдрасиль содержится в «Старшей Эдде» («Прорицание вёльвы» 2,19, 28 и др., «Речи Гримнира» 31 и след.), а также в «Младшей Эдде».
На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орёл, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.
Три корня Иггдрасиль, согласно«Старшей Эдде», простираются в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно «МладшейЭдде»,— к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака).
У Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд(«судьба»?), источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котёл»). Около Урда живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило.
Медвяный источник Мимира питает мировое древо, но, с другой стороны,сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле. Как вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль пропитан живительным священным мёдом (см.Мёд поэзии). Иггдрасиль связан с одинической мифологией.
Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина), и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль Иггдрасиль как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой.
С Иггдрасиль тесно связан также страж богов Хеймдалль(хранитель мирового древа), который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью.
Хёд, Бальдр и Локи: миф об умирающем боге
Эддический сюжет, повествующий о судьбе Бальдра Прекрасного (в «Младшей Эдде» Снорри называет его Бальдром Добрым), имеет прямые аналоги во многих культурах. Эддический миф повествует о том, что однажды Бальдру начали сниться «дурные сны», о которых он незамедлительно поведал Одину и Фригг. Асы держали совет, в результате которого Фригг взяла клятву «с огня и воды, с металлов бранных, камней и деревьев, болезней и ядов, птиц и зверей», что они никогда не тронут Бальдра. Бог стал неуязвим и асы часто забавлялись, метая в него камни, стрелы и копья.
Локи это пришлось не по нраву. Он обернулся женщиной и пришел в покои Фригг, чтобы выведать у нее тайну о неуязвимости Бальдра. Фригг рассказала коварному богу о том, что она не взяла клятву с побега омелы, что растет на западе Вальхаллы, потому что побег тот показался ей слишком молодым и слабым. Локи сломал росток и дал его Хёду, богу судьбы, брату Бальдра. До того Хёд стоял в стороне и в отличие от других асов ничего не метал в сына Одина, ибо был слеп. Локи дал ему омеловый прут и сказал, что укажет, куда нужно его метнуть. Прут пронзил Бальдра и он умер. В «Младшей Эдде» по этому поводу сказано следующее: «Так величайшее несчастье стряслось для богов и людей».
Важно отметить, что в «Старшей Эдде» нет упоминания о том, что в гибели Бальдра виноват Локи. Однако в «Прорицании Вёльвы» асы наказывают коварного бога, и хотя не ясно, за что именно, его связь со смертью сиятельного бога выглядит вполне вероятной
Хермонд, другой сын Одина, по просьбе Фригг отправился в Хельхейм на Слейпнире, чтобы просить королеву мертвых отпустить Бальдра. В это же время асы перенесли тело погибшего на его ладью, что была больше других и звалась Хрингхорни (в переводе с древнескандинавского – «с кольцом на форштевне»). Боги не смогли сдвинуть ладью в море и послали за великаншей Хюрроккин («сморщенная от огня»), которая сделал это с одного легкого толчка. Как уже отмечалось, смерть Бальдра убивает Нанну: она умирает от разрыва сердца, узнав о смерти мужа, и ее тоже положили на ладью. Корабль подожгли, а Тор «освятил костер» Мьельниром.
Проститься с богом Бальдром пришли даже инеистые и горные великаны. А Один положил на горящую ладью драгоценное кольцо Драупнир. Хермод тем временем пережил немало приключений, но все же достиг чертогов Хель. И та сказал ему, что отпустит погибшего бога, если его действительно все любят и каждое существо в мире (живое и неживое) будет проливать о нем слезы. Хермод взял у Бальдра (который уже оказался в мире мертвых) Драупнир в доказательство своих слов и вернулся к асам. По Бальдру Прекрасному плакали все, и великаны, и даже камни, лишь великанша Трекк («благодарность» с древнескандинавского) отказалась проливать слезы. В «Младшей Эдде» нет точно указания на то, что облик Трекк принял бог коварства, там сказано лишь, что «люди полагают, будто то был Локи».
Нужно сказать, что смерть Бальдра – переломный момент в структуре повествования эддических текстов. Ведь после гибели прекраснейшего из асов наступает Фимбульвинтер, «великанская зима», за которой последует Рагнарек («гибель богов») и весь мир исчезнет в огненном шторме. При этом Бальдр и Локи, как сложный дуалистический образ достаточно часто встречаются в произведениях не только скандинавского, но и мирового искусства вплоть до нынешних дней.
Смерть Бальдра
Смерть Бальдра. Иллюстрация из одной исландской рукописи 18 века.
Краткое содержание гибели Бальдра выглядит так: однажды тайну омелы узнал Локи, который решил погубить Бальдра. Ветку этого растения он вложил в руку слепого бога Хеда (его имя переводится с древнескандинавского как “боец”), который также был сыном Одина — то есть, братом Бальдра. Его удар оказался для Бальдра смертельным.
Если рассматривать убийство Бальдра более основательно, можно увидеть много интересных деталей.
Интересен образ Локи в мифе о гибели Бальдра. Ни в каких других мифах не говорится о том, что бог лжи и коварства испытывал какую-либо неприязнь к сыну своего побратима. В некоторых легендах говорится, что Локи ему завидовал, но почему — загадка.
Некоторые скандинавоведы шутят, что Локи и Бальдр были этакими древними архетипичными “Моцартом” и “Сальери”. Природа Локи была двойственной: он был наполовину великан. Его никогда нельзя было назвать светлым божеством — слишком уж он был лукав и изворотлив. Но, тем не менее, он всегда оставался на стороне асов. Но однажды его темная сторона полностью одержала победу над условной светлой.
Он действительно завидовал чистоте Бальдра — и завидовал тому, что тот вызывает такую безусловную любовь абсолютно у всех, даже у сурового Тора. Тор и Бальдр были кровными братьями, и громовник заботился о “младшеньком” почти по-отечески.
Бальдр и Локи никогда особенно не соприкасались, их интересы не совпадали, и делить им было нечего. И все-таки, Локи убил Бальдра. И сделал он это, будучи недостойным самого себя — разумеется, прежнего. Он убил “соперника” чужими руками.
Вот, что об этом говорит книга “Сны Бальдра”:
“Хёд ввергнет сюда
дерево славы;
ему доведется
стать Бальдра убийцей,
он сына Одина
смерти предаст.
Больше ни слова
ты не услышишь”.
Разумеется, Хед не понимал, что он делает: в зале все боги веселились, шутливо бросая в Бальдра разные предметы. Он был неуязвим ни для огня, ни для воды, ни для металла, ни для дерева. Он любил брата, но именно он стал слепым орудием в самом прямом смысле этого слова. Все происходило, как в детективе, когда в револьвере вместо бутафорской пули внезапно оказывается настоящая: один взмах руки Хеда, и Бальдр упал замертво.
Сначала боги ничего не поняли. Они даже рассмеялись — настолько, как им показалось, естественно Бальдр изобразил смерть. Но он лежал на полу слишком долго, и кому-то из асов показалось, что шутка затянулась. Они окликнули Бальдра, но он не отозвался. Асы заволновались и подошли к лежащему без чувств юноше. И тут кто-то из них увидел кровь на его груди.
Бальдр, сын Фреи (Фригг), Бальдр, сын великого Одина, брат могучего Тора, всеобщий любимец, был мертв.
Его убийца был тут же обнаружен: Хед стоял в растерянности и не мог вымолвить ни слова. Согласно древнему закону, за Бальдра следовало отомстить
Пусть Хед причинил смерть брату по неосторожности — его кровь тоже должна была пролиться
Вот, что написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:
“Ладоней не мыл он,
волос не чесал,
пока не убил
Бальдра убийцу;
оплакала Фригг,
в Фенсалир сидя,
Вальгаллы скорбь —
довольно ли вам этого?”
Но где же тот, кто направлял руку слепца? Где тот, кто злодейски задумал и осуществил подлое убийство?
Локи не было нигде…
Прощание с Бальдром
Последние слова Одина Бальдру. Рисунок У.Г.Коллингвуда, 1908 год.
Прощание с молодым прекрасным богом было торжественным и печальным. Его тело положили в лодку и подожгли. Жена Бальдра, прекрасная Нанна, увидев мужа мертвым, умерла от горя. Ее положили рядом с ним.
У движущегося по воде погребального костра собралось огромное множество скорбящих. Здесь были и асы, и великаны Утгарда, и даже цверги — странные хтонические существа, которые крайне редко покидали свои владения. Весь мир оплакивал жестокую утрату.
Попрощавшись с Бальдром, асы стали думать, что им следует делать дальше.
Вот, что говорит об этом книга “Сны Бальдра”:
“Ринд в западном доме
Вали родит,
и Одина сын
начнет поединок,
рук не омоет,
волос не причешет,
пока не убьет
Бальдра убийцу.
Больше ни слова
ты не услышишь”.
На тинге решено было отправить в Хельхейм отважного Хермода, сына Одина, и родного брата Бальдра: он должен был попытаться уговорить владычицу мертвых отпустить из мрачного царства юного прекрасного бога
Вали-мститель.
Мы сказали обо всем, что должно было произойти, поэтому необходимо вкратце изложить конец этой трагедии.
Мы уже знаем, как после нескольких попыток Одину удалось добиться согласия Ринд на брак, а также то, что сыну от этого брака было суждено отомстить за смерть Бальдра. И вот появился на свет этот чудесный ребенок, Вали-мститель, вступивший в Асгард в день своего рождения. В этот же самый день он убил Хеда стрелой из колчана, который, по-видимому, для этой цели и носил с собой. Таким образом, убийца Бальдра, хотя и ставший им помимо своей воли, согласно законам истинных скандинавов, искупил преступление своей кровью.
Сны Бальдра
Все началось с того, что Бальдру начали сниться мрачные, тревожные сны. Сначала ему грезилось, что он блуждает в сумрачном лесу, так похожем на страшный Железный лес, в котором бродили мертвые и твари из преисподней. В этом лесу он повстречал женщину, которая, увидев его, бросилась бежать. Он последовал за ней, и когда уже нагнал ее, обнаружил, что у нее волчья морда…
Потом ему снилось, что он садится в лодку и уплывает в какие-то дальние земли. Но самым жутким был сон, в котором он стоял один на один, лицом к лицу, с богиней Хель — со страшной богиней, от которой пахло гниющим мясом и смертью.
Вот, что говорит об этом книга “Сны Бальдра”:
“Мед здесь стоит,
он сварен для Бальдра,
светлый напиток,
накрыт он щитом;
отчаяньем сыны
асов охвачены.
Больше ни слова
ты не услышишь”.
Много чего еще грезилось божеству, и каждый раз оно просыпалось в сильной тревоге. Когда сны стали повторяться, и становиться все более тревожными и мрачными, он рассказал о них матери. Вот, что говорится об этом в книге “Сны Бальдра”:
“Тотчас собрались
все асы на тинг,
и асиньи все
сошлись на совет:
о том совещались
сильные боги,
отчего сны у Бальдра
такие зловещие.”
Боги всерьез встревожились. Больше всех встревожился Один. Не только потому, что он искренне любил своего кроткого сына — но и потому, что знал — вёльва сказала — что его смерть станет началом конца.
Вот, что говорится об этом в книге “Прорицание вёльвы”:
“Видала, как Бальдр,
бог окровавленный,
Одина сын,
смерть свою принял:
стройный над полем
стоял, возвышаясь,
тонкий, прекрасный
омелы побег.”
Но пока сны были только снами. Асы жили в мире. Случались, конечно, конфликты, но они были семьей — в их жилах текла кровь общего предка. Асгард был надежно защищен, да и вообще. странно было предположить, что кто-то мог желать зла такому богу, как Бальдр.
Но, тем не менее, мать Бальдра, Фригг, решила действовать. Мать Бальдра из мифологии древних скандинавов и сама не была чужда прорицаниям. Кроме того, материнское сердце подсказывало ей, что скоро с ее сыном произойдет что-то страшное.
Фригг обошла все миры, и взяла клятву с каждого живого существа и с каждой вещи, что те не причинят Бальдру никакого вреда.
Не взяла Фригг клятвы только с юного побега омелы. Омела и Бальдр были так похожи — оба юные, светлые, чистые… нет, не может омела причинить ему вред. Это и стало ее роковой ошибкой.
Берег мертвеца
Увидеть его может лишь тот, кто прошел насквозь всю страну могильников. В этом месте темное море Хельхейма вдается в сушу глубоким заливом с изрезанными берегами.
Берег мертвеца является прибрежной областью. Это место вечных сумерек, и именно здесь пролегает водная граница с соседним миром, расположенным на Древе немного выше — с Муспелльхеймом.
Наверное, берег мертвеца является самым неприятным местом царства богини Хель. Здесь повсюду лежат трупы и сброшенные змеиные шкуры. Периодически сюда приползает огромная, страшная змея Нидхёгг. Тихо, бесшумно ползет она, оставляя влажный след на острых черных камнях.
Старые желтые глаза почти ничего не видят, но хищные ноздри прекрасно чуют запах разлагающихся тел… Огромными клыками змея впивается в труп и начинает пожирать его. Не каждый может выдержать это зрелище.
Нидхёгг — падальщик, и без нее на берегу мертвеца яблоку было бы негде упасть, а скверный запах мертвечины распространялся бы повсюду, и дошел бы, наверное, до Асгарда.
Нидхёгг и весь ее выводок — змеи Гоин, Моин, Грабак, Граввёллуд, Офнир и Свафнир живут в Змеином чертоге. Они никогда не нападают на гостей царства мертвых, но могут по-своему встретить их, обвившись вокруг щиколоток.
Эти змеи хранят мудрость веков, и тому, кто не испугался встречи с ними, они могут оказать честь, поговорив с ним. Природа этих змей в точности неизвестна, но, по мнению культурологов-скандинавоведов, это не йотуны, а некие хтонические существа, существовавшие еще до начала времен.