Каркаем вместе!
В этой веселой игре ворона является ведущей. Она не спеша читает стишок, а малыш должен, если услышит «КАР!», хлопнуть в ладоши. Игра повторяется до тех пор, пока все «КАР!» не будут обнаружены. А после игры спросите своего малыша, какие еще «вороньи» слова он знает.
* * * * *
Села гуля на карниз, Посмотрела гуля вниз. Гуля, гуля, не зевай – Крошит Вася каравай. Только хлебушек от гули Кот Карпуша караулит. Уходи, Карпуша, Гуля хочет кушать!
* * * * *
У Макара-рыбака Через дом течет река – От зари и до зари Ходят в гости пескари, Щуки, карпы, караси. Хоть ведром их выноси!
* * * * *
Не умыты, бородаты По морям плывут пираты, Кулаками в борт стучат И «каррамба» всем кричат. Чуть завидят каравеллу, Приступают сразу к делу. Любит бравый экипаж Брать суда на абордаж, А потом грузить в свой трюмКарамель, торты, изюм, Макароны и картошку, А еще кота и кошку, Чтобы крыс они гоняли И запасы охраняли.
* * * * *
В пустыне Каракумы Лежат вверх пузом дюны, Гоняют их самумы Вперед, назад, вперед. Там ходят караваны В заоблачные страны, И за большим барханом Злой каракурт живет.
Потешки про птиц для детей младшей – средней группы в детском саду
Цып-цып-цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тому не дам водицы.
Вот бегут цыплятки —
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце —
Все они напьются.
* * *
— Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
* * *
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
* * *
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали?
Что вы слыхали?
Где вы видали
Ванюшину мать?
А Ванюшина мать
В поле гуляет,
Цветы собирает,
Венок завивает
Ванюше своему.
* * *
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
* * *
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видали волка:
Унес волк гусенка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусенка!
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…
* * *
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет — ку-ка-ре-ку!
* * *
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
* * *
Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
— Ты добрее всех ребят
И резвее, Гриша!
* * *
Скок-поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу, вы! Полетели,
На головушку и сели.
* * *
Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей-воришка
Залез в амбаришко
Клевать просо
Тупым носом.
* * *
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
* * *
Вот совушка-сова —
Большая голова
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит,
Да и всем говорит:
— Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.
* * *
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точенная,
Позолоченная.
* * *
На болоте, на лугу
Стоит крынка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
* * *
— Сорока, сорока!
Где была?
— Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала —
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Чирик-чик-чик
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик.
А что несет синичка?
Чирик-чик-чик.
Несет она травинку.
Чирик-чик-чик.
Зачем нужна травинка?
Чирик-чик-чик.
Несет травинку птичка.
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьет синичка.
Чирик-чик-чик…
Осетинская народная
Птички (Шотландская народная)
У нас босые ножки,
Мы в облака летим, летим.
Мы там себе сапожки
Купить хотим, хотим.
Здесь, на земле, сапожник
Не стал их шить, не стал нам шить,
Сказал он: «Птичкам можно
И так прожить, и так прожить».
Ласточка — тивит-тивит (Армянская народная)
Ласточка — тивит-тивит!
— К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее
Весна сидит, ах, весна сидит!
Ястреб! Ястреб! Кыш, злодей! (Грузинская народная)
Ястреб! Ястреб! Кыш, злодей!
Эй, кричите посильней!
Ну-ка, выпусти цыпленка,
Злой разбойник, из когтей!
Гуля, сизый голубок! (Удмуртская народная)
— Гуля, сизый голубок!
Сядь на ветку, на дубок!
— Я бы сел, да совушка,
Нечесана головушка,
Там глазками — луп-луп!
А ножками — туп-туп!
На дубок я не хочу,
Я за речку полечу —
Во зеленую долину,
На веселую рябину.
Синица (Югославская народная)
Синица летела и села на дом,
На самый конек.
Сидела и пела: «Чи-чи-чи-чи-до —
Славный денек!»
Кукушка (Немецкая народная)
Лесная кукушка,
Седая старушка,
Колдует, гадает,
Года мне считает.
Колдунья-кукушка,
Не умолкай,
Кукуй и кукуй
И до ста сосчитай!
Снегирек (Немецкая народная)
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик, он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!
Несговорчивый удод (Чешская народная)
Шла Марина с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей: «Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду!
К старой бабке убегу,
Даст мне бабка творогу!».
Непослушные гусята (Чешская народная)
Прочь, гусята, из водицы,
Прочь, гусята, от воды!
Не мочите белых перьев,
Не наделайте беды.
Непослушные гусята
Не выходят из пруда,
Замочили пух и перья.
Ах, беда, беда, беда!
Ход НОД
Дети стоят в большом кругу. Приветствие
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Присаживайтесь на стульчики. Ножки вместе, руки на коленях.
Воспитатель загадывает загадку: Во дворе поставлен дом — На цепи хозяин в нём. (Собака)
Затем говорит:
— К нам в гости пришёл Барбос — достаёт игрушку и здоровается с ними от имени персонажа — Барбос умеет считать. Он очень умный.
Затем педагог ведё т диалог от имени персонажа:
— Вот спросите у меня «Барбос, сколько у тебя хвостов? И я отвечу
— А теперь спросите про глаза. Про нос. Про лапы.
После этого педагог продолжает:
— Барбос хочет с вами поиграть. Когда Барбос рычит слышится громкий и твердый «р-р-р». А когда рычит маленький щеночек, слышится тихий и мягкий «рь-рь-рь». Вот это щенок. Его зовут Шарик.
Далее воспитатель объясняет детям правило игры:
— Барбос принёс картинки. В их названии слышатся звуки «р» и «рь». Надо взять картинку, произнести слово, выделить звуки «р» и «рь», и поставить картинку рядом с большой собакой, если слышится звук «р», если слышится звук «рь»,с щенком.
В игре используются картинки: рак, виноград, рыба, рысь, шар, куртка, кирпич, ракета, карандаш, ручка, рябина, якорь, репка, редиска, береза, огурец, черепаха, сирень, тарелка, брюки. (Возможны замены.)
Когда все картинки разобраны, воспитатель предлагает детям по одному назвать картинки, которые есть и положить к собаке или к щенку. Проверить результат.
После этого педагог говорит детям:
— Барбос живёт в деревне. пасёт вместе с пастухом коров. Послушайте, какая история приключилась однажды.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.
Воспитатель предлагает детям поиграть:
— Вот идёт пастух, играет на дудочке. Положил дудочку в карман, и она выпала. (Наверное, у него в кармане была дырочка.) Как вы думаете, кто мог найти дудочку?
Выставляет на стол игрушки: мышку, лягушку, лисичку.
— Давайте пофантазируем, что делали с дудочкой мышка, лягушка, лисичка.
Выслушивает фантазии детей, обобщает и расширяет их ответы, например: лягушка потрогала дудочку — она ей не понравилась, мышка попробовала погрызть дудочку — не получилось, лисёнок облизал дудочку — невкусная.
Затем продолжает: «А нашла эту дудочку и отдала кукла Маша». Предлагается детям сочинить свою историю о пастушке и дудочке.
После этого воспитатель говорит: «Можно придумать, что дудочку нашёл ворон и взял её себе. Послушайте. (Аудиозапись звучит.)
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу, Сидит ворон на дубу Он играет во дуду.
Выбирает, кто из детей будет «вороном». Дети идут по кругу и рассказывают потешку вместе с воспитателем. Затем «ворон» играет на дудочке, а дети пляшут. После этого выбирается новый «ворон». Игра повторяется несколько раз по желанию детей. Дудочка каждый раз протирается ваткой, смоченной спиртом или антибактериальными салфетками.
Подводим итог занятия
– Мы с собачками подружились. Всегда с друзьями грустно расставаться. Мне тоже.
– Покажите. Как вам грустно.
– Но мы ещё обязательно встретимся с ними.
– Скорее улыбнитесь.
– Замечательно!
Сюрпризный момент: Дети! Барбос нам принёс в подарок дымковскую игрушку «Индюка»(какая есть) (Полюбоваться ей с детьми, вспомнить, как называется данная роспись (дымковская, что ее слепил и расписал народный мастер и дать установку, что вы ее будете рассматривать, лепить и рисовать, как мастера из села «Дымково».)
Сюрприз раскраска изображение дымковской игрушки курицы.
Дом
Ворона рассказывает своему маленькому другу, какие бывают домики у зверей и птиц. Приготовьте для этого занятия 7 карточек с изображениями животных в своих домиках и сложите их в стопку в той последовательности, в которой они встречаются в рассказе. Когда в тексте упоминается домик того или иного героя, покажите малышу соответствующую картинку и дайте достаточно времени, чтобы он мог хорошенько ее рассмотреть, и только потом продолжайте рассказ.
Кар! А это снова я! Мы теперь с тобой друзья. Не люблю сидеть без дела, Вот взяла и прилетела. Интересно очень ведь, Как живешь ты, посмотреть! Лучше нету в мире дома, Это ж целые хоромы! Нет, нельзя в таком дому Жить без друга одному. Редкая на свете птица Может домом похвалиться –Хоть вороны гнезда вьют, В них вороны не живут. Там для воронят-малышек Мамы служат теплой крышей, Чтобы дождь и холода Не добрались до гнезда. Птицы по миру кочуют, Где ни попадя ночуют. Но не все живут, как мы. С наступлением зимы Все медведи понемногуЗабираются в берлогу И храпят там до весны, Смотрят про малину сны. Мне про это говорил Сам Топтыгин Михаил. А еще есть дом у мышек, Серых маленьких воришек. Глазки-бусинки таращат И к себе все в нору тащат – Под перины и матрасы Прячут на зиму запасы,Чтоб зимой не горевать, Жить себе да поживать. Вот, смотри, мышь Сыроежка Прячет в нору два орешка, У нее уже там есть Колосков пшеничных шесть. Белочки мышей не хуже, Утепляют дупла к стуже – Стелют мох взамен ковра, Чтоб холодные ветра Ночью не мешали сну.Так сподручней ждать весну. Видишь, белка Скалозубка Зимнюю надела шубку И сидит в своем дупле. Хорошо ей там, в тепле. А вдоль берега реки Леса нет – одни пеньки. Без пилы и топора Строят хатку два бобра, Чтобы запасти там веток И кормить зимою деток.Бобр Бобрович и Бобровна Уложили бревна ровно, И теперь у них веселье – Скоро справят новоселье. А букашки иногда Строят даже города. В муравейнике высоком Миллион дверей и окон, Только их царице мало – Строить дальше приказала. А улитка с черепахойЦелый день дрожат от страха. Чтобы не шутить с судьбой, Носят домик свой с собой. Он у них ужасно тесный Да, к тому же, одноместный. Не соображу никак, Ну зачем им дом-рюкзак? У тебя – другое дело, Я бы тоже так хотела. В доме у тебя тепло, И уютно, и светло – Хорошо зимой и летом, Лучше в целом мире нету! Ты мне дом свой покажи Да про все тут расскажи Что, зачем и почему, Я сама-то не пойму.
Если малыш живо откликнулся на просьбу вороны, предоставьте ему возможность провести для нее экскурсию по дому. Пусть ворона спрашивает, где он спит, где он ест, зачем нужна каждая из комнат, задает вопросы о мебели, бытовой технике, игрушках и других вещах, попавшихся ей на глаза. Если же ребенок смущен просьбой и не готов сам про все рассказать, то проведите экскурсию для него и для вороны, а потом вместе отгадайте загадки по этой теме, их вы найдете в следующем разделе.
Семья
Ворона знакомится со своим маленьким другом и рассказывает ему о себе и своей семье. Приготовьте для этого занятия 9 карточек с изображениями ворон и еще несколько с изображениями любых других героев. Перед началом сложите все карточки в одну стопку.
Открывайте окна смело, К вам ворона прилетела! Буду я у вас гостить, Никому не дам грустить! Много я историй знаю, Ведь не даром я летаю В синем небе день-деньской, У меня талант такой! Раскрывай пошире уши, Про меня рассказ послушай И про всю мою родню. Я ее сто раз на дню Вспоминаю, если слышу Карканье с соседней крыши. Да и вся моя родня Так похожа на меня, Что я зеркало порою Путаю с родной сестрою. Говорю ему: «Привет!», А оно молчит в ответ. Отраженье – это что-то! Но куда забавней фото – Тот, кто в рамочке сидит, Никуда не улетит, Слова поперек не скажет, Глупой ссоры не завяжет, Знай сидит себе внутри. У меня здесь, посмотри, Фотографий разных пачка. И на крыше есть заначка. Там их – целый миллион! Но не все там про ворон. Да и здесь, наверно, тоже. Вот сейчас мы их разложим…
Ворона берет карточки и раскладывает их перед малышом в произвольном порядке открытыми.
Страсть похвастаться охота, Только много их тут что-то. Посмотри со всех сторон И оставь одних ворон!
Пусть малыш самостоятельно уберет лишние карточки. Если он совершает ошибку, спросите у него, почему он так считает, и вместе придите к правильному решению.
Прадед мой был всем известен Как герой былин и песен. На распутье он сидел, Во все стороны глядел. Ждал богатырей досужих, Тех, кому совет был нужен, Дальше путь куда держать И кого мечом сражать. Где-то тут он был на фото, Только не найду я что-то. В общем, ты тут не зевай, Мне картинки подавай!
Малыш здесь и далее по тексту должен найти среди других карточек нужного героя по его словесному описанию.
Точно! Вот Карпатий дед, Триста лет ему в обед!А прабабушка Каркона Белая была ворона! Коль честной народ не врет, Даже «Кар!» наоборот Всем при встрече говорила, На себе гнездо носила. Прослыла она в миру Настоящим кенгуру, Но была женой примерной, Очень любящей и верной. У нее, в конце концов, Много вывелось птенцов.Среди них был дед мой Карл, Он кораллы собирал. А жена его Каркуша Страсть любила кашу кушать – Целый день ее варила, Малых детушек кормила. Было каши той немало – Всем всегда ее хватало, И папаша мой Макар Вырос с добрый самовар. Стал он вожаком всей стаи – С ним пятьсот ворон летает.Папе и сова при встрече Не осмелится перечить! Ну, а мать моя Карина Обожает магазины, Время ей не жаль терять И наряды примерять. На гнезде ей не сидится, Но мой папа ей гордится. Ведь пятьсот ворон признали, Что красивей не видали. Не видала даже я! Это ж мамочка моя! Как они, на маму тожеЯ мечтала быть похожей – Ленты в хвост себе вплела, Маникюр на два крыла Сделала. Но толку мало – Только перья поломала! А Кармэн, моя сестра, Очень на язык остра. Говорит мне: «Вот так смех! Выглядишь ты хуже всех! Лучше быть самой собою, Чем вороною другою». А сама то, а сама – Ни наряда, ни ума! Целый день сидит на елке И считает там иголки. Знает даже белый слон – Их на елке миллион.«Там одни ежи гнездятся!» – Шутят так мои два братца Карп и Поликарп. Они Стоят ста ворон одни. Любят пошалить немножко, Подразнить кота и кошку, А потом везде хвалиться, Что страшней их нету птицы! Вот и вся моя семья, Ей могу гордиться я! А теперь хочу я знать, С кем мне жить да поживать. Про себя мне расскажи И альбом свой покажи. Очень посмотреть охота На твое в альбоме фото, И туда добавить снимки, Где с тобою мы в обнимку!
Если малыш живо откликнулся на слова вороны, предоставьте ему рассказать, что он знает о своей семье. Иначе расскажите ему сами, что у вас дома тоже есть фотоальбом, вместе рассмотрите его, стараясь задавать ребенку как можно больше вопросов о членах семьи, с которыми он уже хорошо знаком. А через некоторое время попросите самостоятельно все рассказать и показать.
В Африке
Ворона знакомит малыша с животными, обитающими в Африке. Перед занятием приготовьте большую карточку-картинку с изображением саванны. По мере прочтения просите малыша показать героя, о котором идет речь, на картинке или сами показывайте его. Для большей образности можно приготовить для этого занятия какой-нибудь экзотический фрукт, например, банан.
Кар! Я в Африке была! Вот, подарок принесла. Представляешь, никогда Не летала я туда, Но вдруг что-то захотела, Собралась и полетела Через реки и поля, Через горы и моря, Через знойную пустыню… До сих пор хвост не остынет! Там духовка в сотню миль – Я теперь ворона-гриль! Наконец, я прилетела И на дерево присела. Нет таких нигде у нас, Больше дуба в сотню раз. Баобаб кряхтит как дед, Ведь ему пять тысяч лет. Я про это как узнала, Тут же с ветки и упала. А внизу шакал лежал – Хвост поджал и убежал. Всех в саванне он боится, Но приходится делиться С ним добычей даже льву. Прячется шакал в траву, Прыгает, кусок хватает И обратно убегает. Надо прятаться скорей – Страшен в гневе царь зверей! Коль в саванне встретишь льва, Не спеши качать права. Он свиреп и кровожаден, До чужого мяса жаден. Царь зверей в один присест Недовольных властью съест! Охраняет он границу, А добычу ловят львицы. Не спасет от них галоп Стадо резвых антилоп. Антилопы испугались, По саванне разбежались И уж сами не поймут, От кого, куда бегут. Прибежали к водопою, Стали воду пить толпою, Но одну из них схватил Злой зубастый крокодил. Страшно все его боятся, Очень любит он кусаться. Не хотела бы я в пасть На десерт ему попасть. Крокодил в реке повсюду, Из нее я пить не буду! Полетела прочь, а там, В озере, – гиппопотам! Толк он в ваннах понимает, Каждый день их принимает И выходит из воды Только ночью для еды. Даже слон купаться ходит И с собой слоненка водит Да следит, чтоб крокодил К малышу не подходил. Попила воды немного И отправилась в дорогу. Глядь, летит навстречу стая Разноцветных попугаев. Я кричу им: «Кар! Привет!» «Кар! Привет!» – кричат в ответ. День и ночь они готовы Повторять все слово в слово, А вот злой комар москит Ничего не говорит – Кровожадный взгляд бросает, Подлетает и кусает. От него бегут вприпрыжку Павианы и мартышки – Те, что любят баловаться И во все дела соваться. Этого стерпеть не мог Зверь сердитый носорог. Он, хотя и толстокожий, С ними рядом жить не может, Ведь они весь день шумят, Все роняют, все громят. Так визжат и веселятся, Что гепарды их боятся И бегут так быстро, что Не догонит их никто. Я лечу, но стало вдруг Полосатым все вокруг – Это зебр пасется стадо. А почти что с ними рядом, Морду до небес задрав, Ест акацию жираф. У него шесть метров рост, Позади – коровий хвост. Вспомнила я про корову… И на что мне, право слово, Эта Африка нужна? Надоела мне она! Все мне с ней уже понятно. Полетела я обратно Через горы и моря, Через реки и поля. Нет, вороне не годится Перелетною быть птицей. А чтоб зебру увидать, Можно в зоопарк слетать. Говорят, что там все звери За стеклом живут – в вольере. Дай скорее мне ответ, Это правда или нет?
Автор. Олеся Емельянова. 2002 г.
Художник. Александр Шахгельдян. 2003 г.
Дизайнер. Олеся Вакурова. 2003 г.
Сорока-Ворона. Живая игрушка. Мягкая кукла-перчатка на взрослую руку и всё необходимое для развивающих занятий по этой книжке.
Детям про ворону. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки, сказки и басни, развивающие и развлекательные настольные игры про Ворона и про Ворону.
Ладушки-ладушки. В этом наборе кукол-перчаток для оживления русских народных потешек, баюшек и уговорчиков есть кукла-перчатка Сорока-Ворона, которую также можно использовать для развивающих занятий по этой книжке.
Сказ про хана ордастого и ворону горластую. Шуточный сценарий в стихах про Ворону Горластую, которая одна-одинешенька отразила татаро-монгольское нашествие.
. Современные поучительные басни про людей и животных.
Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.
Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.
Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Времена года
Ворона знакомит своего маленького друга с особенностями четырех времен года. Приготовьте для этого занятия четыре соответствующих теме карточки-картинки.
Тот, кто в небе не летает, Крылья отрастить мечтает, А вот я мечтаю, чтобы Месяц был в году особый. Назывался как-нибудь, Не в названии ведь суть. Но в том месяце должны Вырастать в лесу блины Да оладьи. Тучи станут Поливать их всех сметаной, Медом, маслом и вареньем – Вот так будет объеденье! Только вот уж сколько лет Месяца такого нет. Ну да это не беда. Коли есть сковорода, Можно дружно подналечь И блинов самим испечь На обед и даже ужин, Повод нам другой не нужен. Прошлою зимой летала, Только о блинах мечтала.Птицам голодно зимой, Не зовет никто домой, Чая с медом не предложит, Спать в кроватку не уложит… Никакая батарея Улицу зимой не греет. Там и день, и ночь мороз – Мерзнет клюв, и мерзнет хвост. Во дворе метель метет, Вьюга воет, снег идет, Прячется под лед река. Мерзнут даже облака. А в лесу под спящим дубом Звери ходят в новых шубах – Распушились волк с лисой, Белый, словно снег, косой По сугробам лихо скачет. Если мерзнут ушки, прячет. Но боится он шуметь, Ведь в берлоге спит медведь. Спят ежи и барсуки, Спят еноты и сурки, А вот белки-шулунишки По снегу катают шишки, Шубки серые надели, И не видно их на ели. А под снегом – суета. Мышь делами занята – Роет каждую неделю Под сугробами туннели, Чтобы по лесу гулять И запасы проверять. Есть в лесу зимой и птицы – Совы, снегири, синицы. Можешь мне поверить ты, Гнезда вьют зимой клесты И в мороз птенцов выводят. А еще по лесу ходит До весны безрогий лось. Трудно, знать, ему пришлось. Но так повелось в природе, Что зима всегда проходит. Ну, а как уйдет она,Начинается весна. Ей всегда все очень рады – Можно каркать до упаду, Прыгать, бегать, веселиться, В гнезда старые селиться. И пока снег в поле тает, Птицы с юга прилетают, Звери просыпаются, Свадьбы начинаются. От медведей до мышей – Все заводят малышей. На деревьях бухнут почки, Распускаются цветочки И стремятся ручейки К речке наперегонки. А когда все песни спеты,Сразу наступает лето. Поспевает земляника, И малина, и черника. Солнце светит каждый день – Хочешь грейся, хочешь в тень. Но нельзя лениться, ведь Надо многое успеть. Летом всем забот хватает! Пчелы по лугам летают И, пока там все цветет, Запасают в ульях мед. Многие пируют впрок, Чтобы нагулять жирок – В зимний голод пригодится Он любым зверям и птицам Да и тем, кто спать горазд, Он пропасть зимой не даст. Даже птице перелетной Надо подкрепиться плотно, Чтоб осилить трудный путь И назад не повернуть. Подрастают медвежата, Барсучата и ежата, Лисы учат малышей У норы стеречь мышей. Учит волк своих волчат Пни от зайцев отличать, А зайчата очень ловко В поле дергают морковку. Летом все довольны всем, И неясно мне, зачемВетер северный приносит Плаксу-капризулю осень. Никому в лесу она, Если честно, не нужна! Закрывают солнце тучи И давай дождем всех мучить. С неба льет, как из трубы, Хоть выращивай грибы. Чтоб совсем не простудиться, Многие лесные птицы В теплые летят края. Эх, хотела б с ними я! Но вороны, каждый знает, Никуда не улетают – Если думать головой, Будешь сытой и живой! Только улетят пичужки – Иволги, скворцы, кукушки, – Начинает все зверье Утеплять жилье свое И последние запасы Прятать в норах под матрасы. Даже еж, как неживой, Под опавшей спит листвой. Веселится только лось – Дело для него нашлось. Отрастил рога за лето, Или подобрал их где-то, И давай бодать других – Тешить молодых лосих. Но не в игры он играет, А невесту выбирает, И, лишь заметет пурга, Потеряет лось рога. Ведь рога-то не двустволка, Не спасут они от волка. Тот зимой оголодает, Соберет собратьев в стаю И начнет в лесу опять Зайцев и лосей гонять. Так вот и идет по кругу, Снова стужа, снова вьюга… Но слыхала, что у вас Есть про все другой рассказ. Ты скажи мне по секрету, Что вы делаете летом Осенью, зимой, весной Во дворе и за стеной!
Пусть теперь малыш расскажет вороне, что он знает о временах года и их особенностях, о занятиях людей весной, летом, осенью и зимой, а также когда у него день рождения, какое время года он любит и почему. Если ребенок еще мало знаком с этой темой, возьмите на себя роль рассказчика.
Ловим ворон
Для этой игры вам понадобятся 16 маленьких карточек с изображением ворон и зверей. Сложите карточки в одну стопку, тщательно перемешайте и разложите в четыре ряда по четыре карточки картинками вниз. Цель игры – поймать как можно больше ворон. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок смотрит одну (только одну!) карточку, но никому ее не показывает. Если на ней есть хотя бы одна ворона, то он предъявляет ее другим игрокам и берет ее себе. Если на ней кто-то другой (мышь, медведь, белка, черепаха с улиткой, бобры или муравьи), то он кладет карточку закрытой на прежнее место.
Игра заканчивается, когда на поле останутся 6 карточек. После этого подводятся итоги. Засчитываются только взрослые вороны (птенцы не считаются).