Анализ стихотворения тютчева как весел летних бурь

⚡️ как весел грохот летних бурь

Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820‑х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой.

Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Анализ стиха Летний вечер Тютчева

Федор Иванович Тютчев не раз в своих лирических произведениях сопоставлял человека и природу. Стихотворение «Летний вечер» было создано по такому же принципу. Поэт был искренне восхищен тем, как природа изменяется во время каждого сезонного периода, и легко улавливал эти моменты в своих произведениях. Несколько ранее до написания «Летнего вечера», лирик лишился своей жены и детей, но как можно заметь, личная травма в стихотворении не прослеживается. Он дает понять что, к сожалению, наша жизнь слишком коротка и не предсказуема, поэтому нужно стараться наслаждаться каждым мгновением и ценить каждый момент.

Благодаря этому произведению, Тютчев открывается как очень тонкая личность, прибегая к чувственности, а также к романтизму и насыщенностью образами.

Федор Иванович использует в данном стихотворении прием олицетворения. Как, например природу он приравнивает и описывает как живое существо, которое способно дышать, умеет перевоплощаться, имеет свои мысли и разум. Тютчев сравнивает солнце с неким кругом или чем-то вроде головного убора покрывающим и окутывающим землю. Также звезды на вечернем небе становятся живыми, будто приподнимая небеса, а все воздушное пространство составляет небесную реку, в то время как вечерняя прохлада утолит жажду следующих, знойных, жарких деньков.

В поэзии летний вечер основная мысль заключается в том, что после знойного, летнего, жаркого дня, так необходим прохладный вечер наполненный свежестью и это и есть настоящий источник жизненных сил. Стихотворение включает в себя четырехстопный ямб и состоит из четыре строчных хорошо рифмованных строф.

Произведение летний вечер это пример того, как тщательно продуманные метафоры и последовательные образы могут сделать свое дело. Небо, воздух, земля, солнце и звезды, будто уже становятся не частью природы, а самыми настоящими главными героями сюжета. Автор сравнивает матушку природу с девушкой, которая молода и хороша собой, но устав от дневной суеты, находит спасение в вечерней прохладе, а также природа здесь, словно труженица, благодаря которой она творит и создает все прекрасное.

Главная тема произведения заключается в том, что происходит сравнение всего живого с человеком. Это четко проявляется в создании таких последовательных образах как свежий воздух, вечерняя прохлада, солнышко, звёздные небеса и прочие составляющие природы.

5 класс по литературе кратко по плану

Общее настроение

Поэт обнаруживает свою вину перед Еленой Александровной, за то, что их связь подверглась резкому осуждению в свете. Прежде это была жизнерадостная молодая женщина. После встречи с лирическим героем она отвергнута всеми, оказавшаяся в полном одиночестве, но так и не научившаяся лицемерить. Это чувствуется в каждой строке, которая являет собой обнаженную душевную боль. Основная мысль глубокая и печальная.

Таким образом, в стихотворении Тютчев мысленно обвиняет себя, ищет причины несостоявшегося счастья. Не стоит забывать о том, что ему довелось пережить смерть любимой женщины. Жить с таким грузом на сердце невероятно тяжело.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

«Как океан объемлет шар земной…» Ф.Тютчев

«Как океан объемлет шар земной…» Фёдор Тютчев

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства — восхищение и испуг.

Крайне важен для «Как океан объемлет шар земной…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», «Лебедь «. Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек — всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу — океан, сверху — небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта — не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.

«Как океан объемлет шар земной…» принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй — «челн».

Тютчев — поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.

Стихи Тютчев ЛЕТО. (О, это лето, это лето, Лето 1854*, Листья*)

О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепости страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел — спроси и сведай,Что уцелело от нея?Куда ланит девались розы,Улыбка уст и блеск очей?Всё опалили, выжгли слезыГорячей влагою своей.Ты помнишь ли, при вашей встрече,При первой встрече роковой,Ее волшебны взоры, речиИ смех младенческо-живой?И что ж теперь? И где ж всё это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был мимолетным гостем он!

Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят —Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Все красное летоМы были в красе —Играли с лучами,Купались в росе. Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели —Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей,Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим,Летите, летите!Мы с вами летим.

Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят, —Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Всё красное летоМы были в красе —Играли с лучами,Купались в росе. Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей!Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим,Летите, летите!Мы с вами летим.

Так мимолетной и воздушнойЯвилась гостьей к нам она,В наш мир, и чопорный и душный,И пробудила всех от сна.Ее присутствием согрета,Жизнь встрепенулася живей,И даже питерское летоЧуть не оттаяло при ней.При ней и старость молодела,И опыт стал учеником,Она вертела, как хотела,Дипломатическим клубком*.И самый дом наш будто ожил,Ее жилицею избрав,И нас уж менее тревожилНеугомонный телеграф.Но кратки все очарованья,Им не дано у нас гостить,И вот сошлись мы для прощанья, —Но долго, долго не забытьНежданно-милых впечатлений,Те ямки розовых ланит,Ту негу стройную движенийИ стан, оправленный в магнит,Радушный смех и звучный голос,Полулукавый свет очейИ этот длинный, тонкий волос,Едва доступный пальцам фей.

Как летней иногда порою*Вдруг птичка в комнату влетит,И жизнь и свет внесет с собою,Все огласит и озарит;Весь мир, цветущий мир природы,В наш угол вносит за собой —Зеленый лес, живые водыИ отблеск неба голубой, —Так мимолетной и воздушнойЯвилась гостьей к нам она,В наш мир и чопорный и душный,И пробудила всех от сна.Ее присутствием согрета,Жизнь встрепенулася живей,И даже питерское летоЧуть не оттаяло при ней.При ней и старость молодела,И опыт стал учеником,Она вертела, как хотела*,Дипломатическим клубком.И самый дом наш будто ожил,Ее жилицею избрав,И нас уж менее тревожилНеугомонный телеграф.Но кратки все очарованья,Им не дано у нас гостить,И вот сошлись мы для прощанья, —Но долго, долго не забытьНежданно-милых впечат ( Федор Иванович Тютчев Полное Собрание Сочинений И Писем В Шести Томах Том 2. Стихотворения )

О, как убийственно мы любим*,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел — спроси и сведай,Что уцелело от нея?Куда ланит девались розы,Улыбка уст и блеск очей?Все опалили, выжгли слезыГорючей влагою своей.Ты помнишь ли, при нашей встрече,При первой встрече роковой,Ее волшебный взор, и речи,И смех младенчески-живой?И что ж теперь? И где все это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был мимолетным гостем он!Судьбы ужасным приговоромТвоя любовь для ней была,И незаслуженным позоромНа жизнь ее она легла!Жизнь отреченья, жизнь страданья!В ее душевной глубинеЕй оставались вспоминанья…Но изменили и оне.И на земле ей дико стало,Очарование ушло…Толп ( Федор Иванович Тютчев Полное Собрание Сочинений И Писем В Шести Томах Том 2. Стихотворения )

Особенности «Денисьевского цикла»

Некоторые литературоведы считают, что цикл очень похож на роман в стихах. Его можно разделить на главы, сшитые между собой общей идеей и темой. В основу стихотворений ложились настоящие переживания автора и реальные чувства, испытываемые к Елене. Почти весь «роман» повествует о тяжёлой любви. В некоторых стихотворениях лирическим героем выступает сама Денисьева и всё рассказывается от её имени. В цикле отразились все этапы совместной жизни возлюбленных. Тютчев стремился описать, как любовь может быть одновременно и добром и ужасным злом. Она сама по себе окрыляет и уничтожает всё, что было построено до этого. Фёдор Иванович не забыл упомянуть об обществе, которое контролирует эти чувства, оценивает их. Каждый шаг возлюбленных отслеживается и разносится сплетнями. Осуждение и обсуждение всюду — заставляет любовь становиться ядом для самого слабого из пары.

Для цикла характерно сравнение любви с природными явлениями, воспевание чувств и эмоций, изображение романтических моментов. Стихи можно поделить на две части: одни описывают трагическую сторону влюблённости, все неприятности и преграды, которые встречаются на пути, другие — глубину и нежность запретных чувств.

Герои цикла словно противостоят сразу всему миру, который ставит себе цель разрушить союз. Общество изображается как совокупность преград и злости, оно не способно понять мотивы и простить страсть. Героям приходится отстаивать своё право на счастье. Вместе они одновременно и счастливы и несчастны. Понимают всё, что происходит и теряются в чувствах. Они способны здраво рассуждать и оценивать ситуацию, но не могут ничего с собой поделать.

В некоторых стихотворениях цикла постоянно повторяется слово «роковой», создавая нужный оттенок, указывая на особенность отношений главных героев, на их обречённость. Поэт словно проклинает и одновременно радуется тому дню, встрече, слиянию, взору, который свёл его с Еленой. Сливая эти слова с эпитетом «роковой», он даёт собственную оценку происходящему, делает акцент на реальности пережитых чувств.

Весь цикл состоит из романтических поэзий, изображающих его отношения с Еленой Александровной, однако среди них есть и глубоко трагические. Последние стихотворения описывают грусть потери близкого человека. Поэт даже изобразил последний день жизни своей возлюбленной, каждое её движение и тени, что окутывали умирающую.

Заканчивается цикл стихотворениями разлуки. В них описывается тяжёлая судьба Елены, её преждевременный уход из жизни и сожаление. Поэт говорит, что уже минуло много лет, а он всё ещё не смог забыть своей возлюбленной. Его душа сохнет и изнывает без поддержки, хочет найти свою былую силу, но уже не может этого сделать.

Фёдор Иванович Тютчев сумел описать все переживания и волнения, которые человек испытывает на протяжении отношений. Это и радость первого свидания, и романтические будни и даже прощание с любовью и горечь одиночества.

Цикл по праву считают романом в стихах, ведь в нём есть развитие персонажей и действие, которое непреклонно ведёт к разрушению семьи и полному одиночеству. Даже можно найти силу, которая мешает достижению счастья — мнение общественности, которое словно своими руками свело самого слабого — Елену — в могилу.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы

Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом

Анализ произведения «Безумие»

Федор Иванович Тютчев создал сюжет стихотворения весьма уникальным образом. Он дает читателю ответы на многие вопросы. К примеру: «Что же на самом деле такое, это безумие?», «Что же лучше – болезнь или счастье?», «Что приводит людей к безумию?» и многое другое. Такие вопросы обязательно будут различимы читателем после прочтения первых строк шедевра.

Популярная тематика XIX века не позволила пройти мимо ни одному поэту того времени. Федор Тютчев создал поистине уникальные строки, которые существенно отличались от мыслей его современников. Автор отмечает, что одних людей наличие безумия пугает, а для других людей, лишение рассудка вследствие определенных причин. Это начало чего-то нового, которое обязательно приведет к полному счастью и удовлетворению.

Если более углубленно рассмотреть стихотворение, у читателя сразу же возникает необъяснимое ощущение недосказанности. Читателю совершенно непонятно, почему же человек, который только перешагнул тридцатилетний рубеж или только к нему приблизился, пишет произведения на такую разрушающую тематику. Следует отметить, что на момент написания, а именно в 1830 году, Федору Ивановичу Тютчеву было всего-навсего 27 лет. Тематика безумия относилась к определенному направлению, указывающему на состояние духа поэта, поэтому имела широкое распространение.

Направление в форме безумия преподносилась читателю в виде своеобразной поэтической мысли, основанной на определенных мистических качествах и интуиции, не похожей на естественную. Весьма странным считается тот факт, что Тютчев почему-то приписал сюда эпитет «жалкое». После прочтения строк у читателя формируется ощущение, будто описанный лирический герой в недавнем времени пережил своеобразный Апокалипсис. Особенно на это указывает само начало произведения, где описываются обгорелая земля и небо в дыму.

Именно такой подход, используемый Федором Ивановичем, дает читателю четко представить, что происходит с личностью, которая своими глазами увидит. Как рушится под его ногами земля. Человеку просто-напросто ничего не остается, как воспринять вселенную именно такой, какая она есть на самом деле. С первого взгляда читателю кажется, что лирический герой счастлив и не испытывает каких-либо забот, но на самом же деле все обстоит совершенно по-иному. Безумец, представленный Тютчевым, словно переносит определенное наказание, которое он получил осознанно. Этот факт подтверждается строками, указывающими на то, что герой расположен под раскаленными лучами, закрываясь в пламенных песках.

Весьма интересна фраза, используемая автором произведения, «стеклянными очами». Здесь сразу же возникает вопрос: «К чему ведет использование данное метафоры?». Выражение, указывающее на остекленевший взгляд, показывает, что лирический герой сфокусирован, замер на определенном объекте или ситуации. Такая реакция у человека возникает после осознания какого-то потрясения и отрешение от существующей действительности. Лирический герой погружен в себя и находится в раздумьях над существующей жизненной проблемой.

Привлекает внимание и слово «мнит». Таким образом, автор старается выразить свое отношение к безумцу, напитанное иронией

По мнению поэта, лирический герой имеет мнимое ощущение, якобы он способен что-либо предвидеть в будущем. О таком направлении говорят многие строки, к примеру, «довольство тайное на челе», указывающее на посвящение в определенные тайны бытия, а также на невменяемость человеческой личности.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» задаёт тон всему циклу. Первая строчка даёт толчок к началу истории любви и в то же время завершает весь цикл. Стихотворение можно назвать первым и последним, ведь в нём обозначены не только главные проблемы, но и показана вся жизнь влюблённого мужчины. Его можно условно разделить на три части, которые взаимосвязаны

Сначала поэт обращает внимание на свои воспоминания, которые терзают душу. Большое количество догадок и попыток найти ответы на сложные вопросы, которые делают его уязвимым

Он словно запутался сам в себе и теперь не может понять, что было к лучшему, а что к худшему.

Во второй части стихотворения герой уже знает ответы. Он пережил первую и самую сложную стадию влюблённости. Теперь у него есть уверенность в завтрашнем дне. Ему становится понятно, как именно получилось всё это. Герой уверенно рассказывает читателю о том, как и что произошло. Он без сомнения описывает всё произошедшее и легко рассказывает о решении, поменявшем его жизнь.

В третьей же части происходит оценка всех предыдущих историй. Герой говорит о результатах своей разрушительной любви, показывает её такой, какая она есть, но ничего не хочет менять. Он всё так же уверен в себе и своей правоте. Однако последние строчки заставляют задуматься о том, кто же виноват в гневе толпы, кто стал причиной всего произошедшего.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

В главных героях стихотворения легко угадывается Елена и сам Фёдор Иванович. Это история их знакомства, влюблённости и падения. Поэт последними строками словно проводит линию, он отделяет ими стихотворение от философских поисков виновного.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» считается одним из лучших образцов любовной лирики. Оно самое узнаваемое из всего цикла благодаря хронологическому повествованию и большому количеству эпитетов

Знаки препинания указывают на нюансы, обращают внимание на то, что было бы незаметно без них. Это всё делает стихотворение уникальным, сочетающим в себе как романтическую линию, так и философский подтекст

«Probleme (С горы, скатившись, камень лег в долине…)» Ф.Тютчев

«Probleme» Фёдор Тютчев

С горы скатившись, камень лег в долине — Как он упал? никто не знает ныне — Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой. Столетье за столетьем пронеслося, Никто еще не разрешил вопроса…

Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»

В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problème» (с французского – «Проблема»), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного в нем нет, — с горы скатился камень и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно – «сорвался ли он с вершины сам собой» или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать. Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – «Увы, что нашего незнанья…» (1854) и «Нам не дано предугадать …» (1869). В миниатюре «Problème» также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода. Первый – мир управляется разумными взглядами. Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.

Стихотворение «Problème» оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, — это слово. По мысли Осипа Эмильевича, «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь». Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура. Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье

В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название «Камень»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: