Александр блок ~ сны (и пора уснуть, да жалко…) (+ анализ)

Александр блок ~ сны (и пора уснуть, да жалко…) (+ анализ 2 варианта)

Анализ стихотворения «Сны» Блока

Среди стихотворений Александра Александровича Блока, адресованных детям, особенным полетом воображения выделяется произведение «Сны».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось в эту пору 32 года, он признанный поэт, выпустивший несколько сборников стихов, женат. В этот период он по совету врачей поправлял здоровье в Европе. По жанру – фантазия, по размеру – двухсложник с перекрестной рифмовкой, 10 строф. Есть и открытые, и закрытые рифмы. Лирический герой – сам поэт, вспоминающий детство. Интонация фольклорная, вместе с тем, сонная. Обилие многоточий, пять восклицаний. «Не хочу уснуть!»: воображение тянет играть, скакать на лошади, брать города. Рассказ няни: маленького Сашу Блока пестовали мать, бабушка и тетя. За чтение сказок отвечала, как и положено, няня. Она познакомила воспитанника с персонажами А. Пушкина и В. Жуковского. «Раз-два!»: анафора, рефрен, звучащий в голове засыпающего мальчика. «Луч лампадки»: она теплится у икон, ободряет своим присутствием от ночных страхов. «Древней, древней»: в этой тавтологии – характерное для детей восприятие времени. И сейчас, и в пору детства автора подавно, сказки XIX века таковыми не являются. Впрочем, эпитет можно отнести к образам, архетипам, происходящим из времен действительно давних. Упомянуты герои «Сказки о мертвой царевне», «Руслана и Людмилы» А. Пушкина, «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» В. Жуковского. «Свет лампадки светит в очи ей»: он спит, и царевна тоже. Разумеется, при точно такой же лампадке с таинственным зеленым мерцанием. Ведь и у нее, конечно, есть родные, которые заботливо затеплят огонек возле икон. Это момент взаимопроникновения миров. «Конник в латах» освободил красавицу из лап чудовища, от чар колдовства. В финале ребенок погружается в сон, но лепечет в ответ на вопрос няни: «Дремлешь?»: внемлю… (то есть, слушаю)

В последних строках мальчик пылко признается в любви к «лучу лампадки», такой важной составляющей хрупкого детского мира. Лексика возвышенная (она сопутствует книжным образам) и разговорная

Множество повторов и оборотов прямиком из устного народного творчества: за моря, за океаны, спит в хрустальной, спит в кроватке. Числительные, придающие правдоподобия любой фантастике: сто ночей, семь ночей. Уменьшительный суффикс, привычный детскому возрасту: кроватке. Инверсия: звякают ключи. Индивидуально-авторский эпитет: дымно-синие. Другие эпитеты: гневный, заморской.

В «Снах» А. Блок достоверно передает внутренний мир чуткого ребенка, смешение реальности и фантазии.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

Образ Незнакомки

Показываясь в роли пьяницы Блок пытается не опустить себя, а возвысить незнакомку, которая навсегда поселилась в его сердце. Этот контраст подчёркивает чистоту женщины и суетность всего остального. Так и построен мир, в нём всегда будет место прекрасному, но оно никогда не будет одно, его постоянно будет окружить низменность.

Игра противоположностей – мрачный кабак с пьяницами без цели и стремлений с одной стороны и прекрасная женщина, которая освещает это место, не позволяя ему стать полностью чёрным. Надежда на фоне безнадёги, свет в кромешной тьме, глоток воды в пустыне.

Лирический герой понимает недоступность незнакомой женщины с перьями страуса на шляпе, поэтому отказывается от её физического восприятия и оставляет только в душе, как образ всего светлого, но несбываемого. Автор ревнует свой идеал, поэтому повторяет:

Также Блок рисует Незнакомку одинокой, она приходит часто, но всегда одна. Поэт не хочет делиться с другими даже образом, храня его как заветное сокровище.

Для бытия остаётся вино и мечты в винных парах, но не они помогает держаться за жизнь, способствует этому только образ незнакомки и слабая надежда, что однажды она сама подойдет к нему и примет со всеми грехами. Протянет руки в кольцах и скажет «Я рядом, я уже не мечта» (помните Достоевского «И прострёт к нам руце свои, и мы припадём…»). Пока же истина остаётся в вине, а надежда на самом дне души.

Александр Блок: стихи по алфавиту

* Произведения школьной программы помечены знаком

1 … в конец »

31 декабря 1900 года
7–8 ноября 1902 года
Dolor Ante Lucem
Enjambements
In questa tomba oscura laschia mi riposar… (перевод)
L’Amitié Est L’Amour Sans Ailes (перевод) (Байрон)
Liber II. Carmen XX (перевод) (Гораций)
Madonna Da Settignano
Noli Tangere Circulos Meos
Religio
Servus – Reginae
Σόφια
А. М. Добролюбов
Авиатор
Автопародии
Аграфа догмата (Я видел мрак дневной и свет ночной…) (сонет)
Ал-злат наряд – мой детка рад… (перевод) (Аветик Исаакян)
Аллегория
Альянс священный прочно… (перевод) (Гейне)
Аметист
Ангел-хранитель (+ анализ)
(Опрокинут, канул в бездну…)
Андрею Белому (Ты открывал окно. Туман…)
Анне Ахматовой
Антверпен
Артистке
Балаган
Балаганчик
Барка жизни встала…
Бегут неверные дневные тени… (+ анализ)
Бедная, клонишься ты…
Бежим, бежим, дитя свободы… (+ анализ)
Без веры в бога, без участья… (+ анализ)
Без Меня б твои сны улетали…
Без слова мысль, волненье без названья…
Безрадостна бывает грусть…
Безрадостные всходят семена…
Белой ночью месяц красный… (+ анализ)
Белый конь чуть ступает усталой ногой…
Бесплодные места, где был я сердцем молод… (перевод) (Байрон)
Бесцельный путь синеет предо мной…
Благовещение
Благословляю всё, что было… (+ анализ)
Благоуханных дней теченье…
Блаженно ты, былое время…
Блаженный, забытый в пустыне…
Бледные сказанья
Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте…
Близятся выборы в Думу…
Боги гасят небосвод…
Боец
Боже, как жизнь молодая ужасна…
Болотистым, пустынным лугом…
Болотные чертенятки
Болотный попик
Болото – глубокая впадина…
Бред
Брожу в стенах монастыря…
Брут и Цезарь (перевод) (Шиллер)
Будет день – и свершится великое…
Будет день, словно миг веселья…
Буду всегда я по-прежнему молод нетленной душою…
Бушует снежная весна… (+ анализ)
Был бы на Аразе у меня баштан… (перевод) (Аветик Исаакян)
Был вечер поздний и багровый…
Была и страсть, но ум холодный…
Была пора – в твоих глазах…
Была ты всех ярче, верней и прелестней… (+ анализ)
Былая жизнь, былые звуки…
Было то в тёмных Карпатах…
Быстролётный и чёрный орёл… (перевод) (Аветик Исаакян)
В бездействии младом, в передрассветной лени… (+ анализ)
В бесконечной дали корридоров…
В болезни сердца мыслю о Тебе…
В высь изверженные дымы…
В глубоких сумерках собора…
В голодной и больной неволе…
В голубой далёкой спаленке…
В городе колокол бился…
В густой траве пропадёшь с головой…
В день холодный, в день осенний… (+ анализ)
В дрожащем эфире…
В дюнах
В жаркой пляске вакханалий…
В кабаках, в переулках, в извивах…
В лапах косматых и страшных…
В минутном взрыве откровений…
В моей душе больной и молчаливой…
В море одна лишь волна – быстротечная…
В небе – день, всех ночей суеверней…
В неуверенном, зыбком полёте…
В ночи, исполненной грозою…
В ночи, когда уснёт тревога… (+ анализ)
В ночь молчаливую чудесен…
В огне и холоде тревог…
В октябре
В передзакатные часы…
В полночь глухую рождённая…
В посланьях к земным владыкам…
В пути – глубокий мрак, и страшны высоты…

1 … в конец »

Технический анализ

Произведение условно делится на две части – описание любимого поэтом Петербурга и отрисовку таинственного образа Незнакомки. По жанру – это стихотворный рассказ, по размеру классический ямб с вкраплениями элементов пиррихия (стоп из двух сокращённых слогов).

Использование эпитетов (детский плач, очарованный берег, пьяные окрики и прочие), а также метафор (стан, шелками охваченный, дух правит окриками и другие) придаёт работе внутреннюю насыщенность и гармоничность.

Увлечённость Вечной Женственностью на фоне любви к Менделеевой помогло Блоку создать один из эталонов лирики, который не грех знать наизусть и использовать его в жизни для понимания Женщины и своего места в мире.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (667)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (659)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (636)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (598)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (712)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (510)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Родина. Анализ стихотворения Александра Блока

 
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
 
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
 
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
 
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
 
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
 
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
 
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________

Тема и сюжет

С помощью элементов фольклора автор пытается нарисовать картину момента перехода ребенка из реальности ко сну, предлагая себя в роли главного героя. Начинается стихотворение с противоречия:

Герой понимает, что наступает время сна, но неподалёку от кроватки стоит конь-качалка и это стимулирует к активности мальчика. Ему хочется вместо скучного в его годы сна вскочить на коника и погрузить в скорость бега по полю боя.

В противовес желанию няня рассказывает сказку о богатырях, и она становится ступенькой к царствию Морфея. Мальчик внемлет рассказу и начинает медленно отрываться от границы реальности. Он уже на коне и скачет за моря-океаны, где в хрустальном гробу под свет лампадки спит царевна.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Жизнь.История создания – стихотворение написано в 1899 году, когда Александру Блоку было всего 19 лет.

Тема стихотворения – смысл жизни, её загадка и вечное течение; тематически относится к философской лирике.

Композиция – двухчастная: вопрос и попытка ответа; произведение состоит из 16 строк, которые гармонично объединены общей идеей.

Жанр – элегия.

Эпитеты – “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.

Метафоры – “вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.

На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910 года

*****

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи»

В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда он расстался с супругой Любовью Менделеевой и, чтобы развеять тоску, стал менять женщин, словно перчатки. Кому именно из многочисленных возлюбленных посвящено это произведение, до сих пор остается тайной – автор предпочел скрыть ее образ за маской.

Само стихотворение написано достаточно сумбурно, словно бы поэт пытается спрятать между строк свои истинные чувства. Тем не менее, очевидно, что он и сам не знает, чего именно хочет в этой жизни. Его не устраивают случайные связи с женщинами, имен которых он даже не запоминает. Но и вернуть супругу, к которой Блок все еще испытывает болезненную страсть, ему не по силам. «Большие крылья снежной птицы мой ум метелью замели», – отмечает поэт, подчеркивая при этом, что жизнь утратила для него всякий смысл.

Женщина, которой адресовано это произведение, в представлении поэта напрочь лишена романтики. Блок указывает на то, что она не наделена той особой душевной чуткостью, которая всегда привлекала его в особах противоположного пола. Более того, автор далеко не самым лестным образом отзывается и об ее умственных способностях. Скорее всего, речь идет о даме легкого поведения, с которой поэт познакомился в одном из питерских борделей. Поэтому автор констатирует простой факт: «Ты твердо знаешь – в книгах сказки, а в жизни только проза есть». Тем не менее, поэту хочется, чтобы его избранница оставалась женщиной-загадкой и ассоциировалась у него не только с ночью и мглой реки, но и с чистыми, высокими чувствами. Блок понимает, что все это лишь его фантазии, которые вряд ли будут воплощены в жизнь. Но ему искренне хочется, чтобы та, в которой он подсознательно надеется обрести друга, слушателя и собеседника, могла бы предложить ему нечто гораздо большее, чем просто любовь за деньги.

К своей знакомой поэт относится снисходительно, он готов закрыть глаза на многое из того, что обычно шокирует мужчин. Взамен он просит лишь одного – взаимопонимания. Кроме этого, Блок очень боится влюбиться еще раз, так как понимает, что за этим последует новая душевная травма. Поэтому свою избранницу он просит не флиртовать, отмечая: «Ты маской не дразни меня». Он боится, что на поверхность памяти всплывут чувства, которые он все еще испытывает к супруге, и это вновь заставит его страдать.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения – мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки

Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, – трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Грешить бесстыдно, непробудно

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года

*****

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

19 июля 1910 года

*****

О, весна без конца и без краю

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

24 октября 1907 года

*****

Анализ стихотворения Александра Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет»

В 1905 году была издана дебютная книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник Менделеевой – возлюбленной поэта, которая в 1903-м сочеталась с ним законным браком. Именно Любовь Дмитриевна – прототип Прекрасной Дамы, символа Вечной Женственности. Первая книга Александра Александровича представляет собой своеобразный поэтический дневник. Читая ее, можно понять, как развивались отношения Блока и Менделеевой. Сборник включает в себя несколько разделов. Первая часть называется «Неподвижность». В нее вошли произведения, обращенные непосредственно к Прекрасной Даме. Имя раздела выбрано не случайно. Александр Александрович с помощью понятия «неподвижность» выражал идею рыцарского служения любимой женщине, верности, постоянства. В первую часть книги попали стихотворения самые лирически сильные, наиболее резко звучащие. Среди них – «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Перед читателями предстает картина свидания героя с возлюбленной. Встреча эта озарена восторженно-благоговейным светом. При этом чувствуется небольшое напряжение, словно разлитое в воздухе. Тоску и тревогу поглощает лучистый аромат весны, который расцветает вместе с появлением Прекрасной Дамы.

Рассматриваемый текст изобилует причастиями и деепричастиями. Некоторые глагольные формы (зацветающий, запевающий) обозначают начало действия, другие (улетающий, погасающий) – передают постепенное его завершение. При помощи симметричных повторов причастий и деепричастий Блок добивается повышенной музыкальности стихотворения «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Недаром произведение стало литературной основой романса «Сирень» композитора Вадима Бибергана. Прозвучала композиция в художественном фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», релиз которого состоялся в 2000 году. Упомянутые выше симметричные повторы также позволяют выразить многозначный, неопределенный смысл, складывающийся из двух составляющих – начала и конца.

В стихотворении Блока тема природы органично переплетена с любовной темой. С одной стороны – пейзаж, явно вдохновленный красотами Шахматова, родовой усадьбы поэта. С другой – прелесть свидания с той, которая явилась будто из другого мира, чтобы навсегда изменить жизнь лирического героя.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Сон»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут. »
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Как здесь свежо под липою густою»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами»

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Что такое жбан?

  1. ЖБАН сосуд из клепки на обручах, с крышкой и ручкой, емкостью 1-3 литра, для пива, браги, кваса, молока
  2. огромная кастрюля
  3. На украинском большая емкость(типа кувшина) с крышкой для сохранения жидкости.
  4. это такой большущий бидон
  5. голова
  6. ссылка заблокирована по решению администрации проекта
  7. Меленький 40-литровый бочонок.
  8. бидон
  9. Деревянная, собраная из клпок (досок, как бочонок) посудина с ручкой, формой напоминающая (как правило) усечнный конус. Использовался для переноски пива или кваса из основной бочки к месту окончательного розлива.

Иногда так называют голову.

  • еще жбаном называют голову. жаргонизм такой. а так то да емкость большая. «мальчики-жбанчики» — алкаши)))
  • так обзываются. Щааа как тресну по жбану)))
  • Большая мкость.
  • Словарь Даля ЖБАН м. обручная посудина кувшином, высокая, кверху поуже, с навешенной крышкой, резною ручкою и таким же рожком, рыльцем или носком, для кваса и браги; коновка. Жбанец, жбанок, жбанчик. жбаночек, жбанушка, умалит. Жбанок тамб. боченочек. Как бражки жбан, так всяк себе пан. Что жбан, то пан (однодворцы). Жбанить, много нить, выдувать по жбану.

Из газет

Встала в сияньи. Крестила детей.

И дети увидели радостный сон.

Положила, до полу клонясь головой,

Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,

Голубому сну еще рад наяву.

Прокатился и замер стеклянный гул:

Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек

С оловянной бляхой на теплой шапке.

Стучал и дожидался у двери человек.

Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.

В платке уходила она по утрам.

Сегодня оставила дома платок:

Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени

Запрыгали на стене при свете фонарей.

Кто-то шел по лестнице, считая ступени.

Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.

Толстая соседка принесла им щей.

Сказала: «Кушайте». Встала на колени

И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

27 декабря 1903 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: