Анализ стихотворения «Про зайца» Рубцова
Лирическое стихотворение «Про зайца» написано Николаем Михайловичем Рубцовым в 1969 году. Свои детские стихи поэт посвящал дочери Елене. Произведение прочно вошло в круг детского чтения.
Стихотворение создано в 1969 году, опубликовано в сборнике «Сосен шум» годом позже. Этот сборник оказался последним в жизни Н. Рубцова. В этот период ему 33 года, его дочери 6 лет, он выпускник Литературного института и сотрудник газеты «Вологодский комсомолец».
По жанру — шуточное стихотворение для детей о природе, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. По композиции условно делится на 2 части: встреча с зайцем и размышления удравшего зайца после встречи с человеком. Лирический герой — сам автор. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской.
Поведение героя вполне органично для человека, выросшего на приволье, видевшего зайца не только на картинке. Не причинив зверьку вреда, он подшутил над ним, как над старым знакомым. Вполне возможно, в первое мгновение герой стихотворения и сам струхнул, когда его из задумчивости вывел выскочивший ниоткуда заяц. Поэт чувствует некое родство с зайцем, чьим надежным другом остался, похоже, только дед Мазай, описанный Н. Некрасовым еще в XIX веке.
Не только заяц будет долго припоминать эту встречу, для человека она тоже не прошла бесследно: родились хрестоматийные строки, вошедшие в золотой фонд детской литературы. Н. Рубцов учит детей видеть интересное в мелочах, быть наблюдательным, понимать чувства каждого живого существа. Чуткий читатель поймет настроение автора, что друзей у поэта, похоже, не больше, чем у зайца.
На юмористический лад настраивает уже незатейливое название, далее комизм ситуации подчеркивается поэтом через ряд выразительных художественных средств. Лексика нейтральная и разговорная. Эпитеты: бедный, бестолковый, веселый, вечной. Олицетворение: заяц думал. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: дедушки, лесок. Повторы в начале строк: так, думал. Одушевление животных — понятный и любимый детьми прием, широко применяемый в устном народном творчестве. Тема любви к природе неразрывна связана в творчестве Н. Рубцова с темой малой родины.
Стихотворений, написанных для детей, у поэта Н. Рубцова немного, большинство из них — о природе. Шуточное произведение «Про зайца» сочетает в себе фольклорные мотивы и традиции классической русской литературы.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»
Ночь наступила.
Заснули дома.
Город заснувший
Окутала тьма.
Спать малыша
Уложили в кровать.
Только малыш
И не думает спать.
Мама не может
Понять ничего.
Мама негромко
Спросила его:
Что тебе, милый,
Уснуть не дает?
Мама, а как
Крокодил поет?
Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».
Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.
Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его
мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.
Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а
четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.
Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.
Ангелина Р., 10 лет.
Николай Рубцов. «После посещения зоопарка». Рисовала Анастасия Б., 1а класс
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Константин Коровин Баран, заяц и ёж
Я хочу рассказать о том, как у меня в деревне, в моём деревянном доме, у большого леса, в глуши, жили со мной домашний баран, заяц и ёж. И так скоро ко мне привыкли, что не отходили от меня.
Как-то сидя вечером у леса, я увидел, как по травке шёл ко мне небольшой зверёк – ёж. Прямо подошёл ко мне. Когда я его хотел взять, он свернулся в клубок, ощетинился, ужасно зафыркал и зашипел. Я накрыл его носовым платком.
— Нечего сердиться, — говорил я ему. – Пойдём ко мне жить.
Но он ещё долго сердился. Я ему говорю: «Ёжик, ёжик», а он шипит и колется. Моя собака Феб смотрела на него с презрением. Я оставил ему в блюдечке молоко, и он без меня его пил.
Так он поселился жить у меня в дровах, у печки, и я его кормил хлебом и молоком. Постепенно он привык выходить на стук рукой по полу.
* * *
Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он всё прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять – как ни в чём не бывало, успокаивался скоро. В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.
* * *
Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу, и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.
Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал на травке около, или бегал по речке, или вспугивал кулика, а заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоело, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:
— Довольно ерундой заниматься. Пойдём гулять.
Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мной.
* * *
А ёжик появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад, пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре же возвращался. Баран ужасно боялся ежа, поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бегать во все стороны.
Заяц не мог никогда прыгнуть на стул, кушетку, постель. И когда я ложился спать, заяц садился около, вставая на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог никогда. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я брал его на постель. Он очень любил спать со мной, плотно ко мне прижимался в ногах, протягивался и спал. Но уши его ходили во все стороны, и во сне он всё слушал.
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».
В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».
Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во
второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».
Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.
С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».
Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается
Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.
Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».
В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.
В стихотворении царит грустное настроение.
Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку.
Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.
Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.
Диана Г., 10 лет.
МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о
зёрнышках.
В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить
зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.
С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.
Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.
Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.
Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался
каждому зёрнышку.
Мне видится воробей, дрожащий над зерном.
С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его
тревогу.
Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.
Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.
Мне хотелось ему помочь.
Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».