Анализ стихотворения «родная деревня» рубцова

Стихи рубцова о  деревне

Композиция произведения

Композиция стихотворения кольцевая, первая и последняя фраза замыкаются. «Где кончил начальную школу» этой фразой начинается стихотворение, и ей же заканчивается.

Произведение делится на три условные части. В первой части идет описание самого села, красота, природа, леса и деревья. Если человек приезжает в село, то он видит запущенность, однако автор восхищается своим родным местом, признается своей деревне в любви. Во второй части он рассказывает о юношах, которые торопятся вырасти, чтобы уехать с родного края. Третья часть для автора самая главная, в ней он рассказывает свой жизненный опыт за территорией родного поселка. Так он однажды хотел счастливой жизни, уехал из деревни, но это было счастье лишь фантазией и воображением. Когда живешь в деревне и хочешь уехать подальше для красивой и счастливой жизни. По жанру это лирика бытового содержания, рассказывается о детской и юношеской жизни в родном селе.

Тема произведения

Как и большинство своих произведений, автор описывает любой к своей родине, к родному уголку своего детства и юности. Будучи взрослым мужчиной, приезжает в родные края и видит мальчишку, который жаждет с нетерпением покинуть село, для того, чтобы начать веселую и безудержную жизнь вне территории своего родного края. В лице этого мальчишки он помнит себя маленьким мальчиком. Но живя большое время за территорией села Никольское, он возвращается в родные края и вспоминает, что детство было беззаботным, а юношеские года были необыкновенными и счастливыми именно в родном селе Никольском. Но счастливое юношество прошло, и теперь остается о нем только изредка вспоминать.

Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова

Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Родная деревня» — дань малой родине, размышление о путях человеческих. Оно носит автобиографический характер, навеяно годами, проведенными поэтом в детском доме села Никольское.

Стихотворение написано в 1970 году. Поэту 34 года, он отец семилетней дочери, за плечами у него Литературный институт, а из печати вышел последний прижизненный сборник «Сосен шум». Посвящена «Родная деревня» его малой родине — селу Никольское Вологодской области.

По жанру — элегия, интимная лирика, размер — трехстопный амфибрахий. Рифма смежная, однако во 2 строфе — перекрестная. Композиция кольцевая: заканчивается той же мыслью, что и начиналась: где кончил начальную школу. Лирический герой — уроженец деревни Николы (именно так, по-простецки и с нежностью, поэт называет Никольское), взрослый человек, который с грустью наблюдает за сорванцом, мечтающем о столице. Завершается стихотворение ностальгическим выводом-размышлением о ценности малой родины, которую, рано или поздно, осознает каждый человек.

Поэт использует прямую речь, усиливает эмоции восклицательными знаками. Интересно, что фраза мальчишки явно подслушана у взрослых: ну что по провинции шляться? Завершается стихотворение задумчивым многоточием. Лексика разговорная, с доброй иронией. Среди выразительных средств можно выделить эпитет: пыльный мальчишка. Казалось бы, один штрих, а перед глазами сразу встает вихрастый, чумазый деревенский постреленок. Есть и гипербола: храбрится, едва из пеленок. Теплая интонация поэта подчеркнута употреблением уменьшительных суффиксов: мальчишка, девчонок, пеленок. Просторечное слово: шляться.

Инверсия: проклинает проезжий, люблю я. Если слово «проезжий» кажется устаревшим, то «приезжий» — вполне современным. Метафорично выражение: посмотрит на жизнь. Метафорой принято считать и высокопарную, но явно шутливую строку: дороги моих побережий. Стихотворение написано в реалистической традиции, с едва уловимой отсылкой к классической литературе XIX века.

Поэт Н. Рубцов всю жизнь не порывал со своей малой родиной, Вологодчиной. В 1970 году, всего за год до смерти, он гостит в родном селе, прислушивается к разговорам и настроениям. И словно видит себя самого много лет назад в шустром мальчонке, стремящемся прочь из провинции. Позднее эти впечатления легли в основу элегического стихотворения «Родная деревня».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стихотворения Рубцова «Родная деревня»

Судьба поэта Николая Рубцова складывалась непросто. В детстве он остался без родителей и был направлен в детский дом, который располагался в селе Никольское. Спустя много лет он вернулся в своих воспоминаниях в послевоенное детство, отмечая, что оно было далеко не таким плохим, как могло показаться на первый взгляд. И детский дом дал поэту ту силу, которая впоследствии помогала ему с честью преодолевать всевозможные жизненные трудности, добиваясь поставленных целей.

В 1964 году Рубцов уже считался вполне успешным молодым поэтом, однако он прекрасно понимал, что благодарить за это нужно учителей школы, которые привили ему любовь к литературе. Годам, проведенным в интернате, поэт посвятил стихотворение «Родная деревня». Примечательно, что родом Рубцов был из Емецка, его первые годы жизни прошли в Няндоме. Однако по-настоящему счастливым он почувствовал себя лишь в Никольском, которое в своем стихотворении любовно именует Николой.

Автор признается: «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу!». При том он прекрасно осознает, что человеку постороннему это забытый Богом край может показаться невзрачным, неуютным и совершенно неприспособленным к жизни из-за разбитых дорог и отсутствия элементарных условий для проживания людей. Однако это не мешает Рубцову искренне восхищаться Никольским, которое в детстве мечтал покинуть как можно скорее каждый воспитанник интерната.

Поэт вспоминает, как он и его сверстники провожали редких гостей и обещали сами себе, что непременно уедут из Никольского, как только вырастут. Причем, все мечтали непременно попасть в столицу, считая, что бессмысленно «по провинции шляться». Никто из них тогда еще не знал, как именно сложится судьба каждого воспитанника интерната. Но уже тогда жизнь виделась мальчишкам в розовых тонах, и в ней не было места селу Никольское.

Спустя годы выяснилось, что Николай Рубцов – один из немногих выпускников местной школы, которому действительно удалось обосноваться в крупном городе. Но этот факт совсем не радует поэта, потому что мысленно он возвращается в свое беззаботное детство, понимая, что подобные чувства испытывают десятки вчерашних мальчишек. В какой-то момент они понимают, что прошлое уже не вернуть, оно осталось лишь в воспоминаниях и снах, которые оставляют привкус горечи на губах. И каждый из них непременно «оценит Николу, где кончил начальную школу».

Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Композиция стихотворения

И первая, и последние строфы “Родной деревни” содержат фразу “Где кончил начальную школу”. Соответственно, при анализе произведения необходимо уточнить, что оно имеет кольцевую структуру. Рубцов прибег к этому литературному приёму, чтобы усилить впечатление от стихотворения и сделать более яркий акцент на описываемых им событиях и местах. “Родная деревня” делится на три части, пусть и весьма условно:

  1. Лирический герой произведения признаётся читателям в любви к своей родной деревне, упоминая при этом, что посторонний человек, наверное, не увидит здесь ничего, кроме запущенности и отсутствия благоустроенности.
  2. Автор рассказывает о молодых людях в селе, которые все мечтают о том, чтобы выбраться оттуда в город, где, как они считают, их ждёт новая жизнь. При этом он просто описывает устремления молодёжи, не давая им явной оценки.
  3. Герой делится собственным опытом, рассказывая о том, что когда-то он тоже, когда рос здесь, мечтал перебраться из деревни в столицу. Ему удалось добиться этой цели, но, как оказалось, столичная жизнь в реальности оказалась не такой лёгкой и сладкой, как в мечтах казалось деревенскому парнишке, которым он тогда был.
Жанры древнерусской литературы кратко. Таблица с примерами.
Краткое содержание рассказа «Тоска» А. П. Чехова

Жанр “Родной деревни”

При анализе этого произведения Николая Рубцова ошибиться невозможно – это лирическое стихотворение. Тут всё просто: центральной темой “Родной деревни” являются чувства и эмоции главного героя, он делится с читателями своими мыслями и переживаниями. Герой также с грустью относится к тому факту, что молодёжь в селе мечтает поскорее переехать оттуда в город и начать новую жизнь – он смотрит на это с с высоты своего жизненного опыта, и он уже прошёл тем путём, каким этим молодым людям лишь предстоит пройти. Но Рубцов, в отличие от них, знает, что этот путь может и не принести счастья.

Средства выразительности

С точки зрения структуры и анализа “Родной деревни” стихотворение является очень простым. Николай Рубцов при его написании пользовался очень скромным набором средств художественной выразительности:

  • Гипербола (пример: храбрится, едва из пелёнок)
  • Метафора (пример: дороги моих побережий)
  • Эпитет (пример: пыльный, пылкий)
  • Инверсия (пример: люблю я деревню)

Тихая моя родина

В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. —
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

***

В сибирской деревне

То желтый куст,
То лодка кверху днищем,
То колесо тележное
В грязи…
Меж лопухов —
Его, наверно, ищут —
Сидит малыш,
Щенок скулит вблизи.

Скулит щенок
И все ползет к ребенку,
А тот забыл,
Наверное, о нем, —
К ромашке тянет
Слабую ручонку
И говорит…
Бог ведает, о чем!..

Какой покой!
Здесь разве только осень
Над ледоносной
Мечется рекой,
Но крепче сон,
Когда в ночи глухой
Со всех сторон
Шумят вершины сосен,

Когда привычно
Слышатся в чесу
Осин тоскливых
Стоны и молитвы, —
В такую глушь
Вернувшись после битвы,
Какой солдат
Не уронил слезу?

Случайный гость,
Я здесь ищу жилище
И вот пою
Про уголок Руси,
Где желтый куст,
И лодка кверху днищем,
И колесо,
Забытое в грязи…

***

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён…

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!

И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и брёвна неслись по реке…

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, —
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…
Отчизна и воля — останься, моё божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую лёгкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивлённой старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей…

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1970 году и посвящено малой родине поэта – селу Никольское, в котором прошло его детство и юность.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция кольцевого типа. Состоит из трёх условных частей: в первой части лирический герой выражает свои чувства к родной деревне, во второй – описывает желание сельской молодёжи обустроиться в городе, в третьей – делится своим личным опытом жизни в столице.

Жанр – лирическое стихотворение, здесь ярко выражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер – Трёхстопный амфибрахий.

Метафоры – «дороги моих побережий».

Эпитеты – «пылкий», «пыльный», «удивлённых».

Инверсия – «люблю я деревню».

Темы, проблемы, настроение

В своём произведении «Родная деревня» Николай Михайлович поднял тему любви к малой родине. Когда лирический герой заметно повзрослел, он смог оценить ее по достоинству. На героя нахлынули воспоминания о школе, в которой он учился, о родных тропках. В сравнении с городом он смог понять, как хороша его Никола!

Тематика стихотворения «Родная деревня» включает в себя тему взросления, изменения приоритетов. В детстве нас манят краски и огоньки большого города, мы ищем легкие пути. Но взрослый человек уже более здраво оценивает ситуацию. Ему дороже гармония с природой, свободный график, комфорт жизни, чем какие-то перспективы туманного содержания и суета вокруг. Мы учимся с возрастом понимать и ценить себя, свое время и пространство. Город нам уже не нужен, так как он запутывает нас в гонке и не оставляет времени для себя.

Основная проблема стихотворения — ложные приоритеты в жизни. Автор создал образ «пыльного мальчишки». Одержимый своей мечтой, он стремится покинуть деревню и уехать в город. Он не может оценить провинцию и ее медленный ритм, более комфортный для человека. Именно этот мальчишка олицетворяет поэта в молодые годы. Ведь в молодости Рубцов тоже мечтал жить в городе. Он был убежден, что полноценная жизнь возможна лишь в столице. Безусловно, поэт смог воплотить свою мечту в реальность. Однако с возрастом он осознал, что по-настоящему счастливые годы он провел в деревне. Воспоминание о ней долгие годы служило вдохновением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: