Текст
Никогда не забуду (он был, или не был,Этот вечер): пожаром зариСожжено и раздвинуто бледное небо,И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.Где-то пели смычки о любви.Я послал тебе чёрную розу в бокалеЗолотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзкоВзор надменный и отдал поклон.Обратясь к кавалеру, намеренно резкоТы сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,Исступлённо запели смычки…Но была ты со мной всем презрением юным,Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,Ты прошла, словно сон мой легка…И вздохнули духи, задремали ресницы,Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросалаИ, бросая, кричала: «Лови!..»А монисто бренчало, цыганка плясалаИ визжала заре о любви.
1910 год
Стремление к идеалу и горечь от его недостижимости является главной темой стихотворения Блока «В ресторане», анализ которого Stihirus24 представляет. Этот стих несколько созвучен со знаменитой Незнакомкой, но есть между ними и серьёзные отличия, так как тут идеал женщины имеет конкретное имя – это Ольга Судейкина.
Средства художественной выразительности
Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.
Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.
Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.
Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.
Где острее чувствуется одиночество?
Героя поместил Блок в ресторане. Анализ показывает и присутствие его в зале, переполненном людьми, и некую отчужденность – он у окна, а значит, одновременно и вне помещения.
Он за столиком явно один и, окидывая взглядом зал, встречает неземное виденье. Читатель это понимает сразу – иной девушке он бы не приказал передать в высоком бокале, наполненным золотистым шампанским, черную розу как символ печали и любви. О ней же поют скрипки. Девушка юна, изысканна и возвышенна. Она героем возвышена сразу и безоговорочно. Полный зал сразу становится пуст. Так его вырисовывает Блок. В ресторане (анализ это подчеркнет) остаются только двое.
Поэтическими тропами
Передача тайн звукозаписи Блока – это неблагодарное и очень сложное занятие. В тексте статьи была небольшая попытка отразить отдельные особенности стиха поэта. Но оно просто переполнено ярким музыкальным богатством, когда идет перекличка звуков, благодаря которым стихи экспрессивны и выразительны. Проведем более простой анализ стиха «В ресторане». Блок использует эпитеты (у зари пожар), простые сравнения (небо бледное, заря желтая). Все второе четверостишие – изумительнейший по красоте оксюморон. Анапест, которым написано стихотворение, образуя ритм и звучание, заставляет следить за действиями лирического героя и сопереживать ему.
Анализ стихотворения А.А. Блока «В ресторане»
Чтобы правильно провести анализ стихотворения «В ресторане», нам необходимо обратиться к дате его написания и определить значение этой даты в жизни А. Блока. Это произведение было создано в 1910 году и включено в цикл «Страшный мир». Название говорит об общем мотиве содержания стихотворений того периода. А именно – мотив раздумий о месте человека в большом и страшном мире, окружающем его со всех сторон, стремящемся подавить как личность. Здесь полностью отсутствуют идеалистические идеи раннего творчества А. Блока. Происходит здесь и переход от возвышенного облика Прекрасной Дамы к самым низам любовного восприятия. Героини его произведений, проходя все уровни преклонения перед ними и уважения к ним, наконец, спускаются к уровню женщины не просто земной, но и очень приземленной.
Продолжая анализ стихотворения «В ресторане», давайте подробнее рассмотрим содержание и используемые автором метафоры, описательные обороты, а также другие средства художественной выразительности.
Примечательно то, что даже несмотря на общий пронизывающий стихотворение приземленный образ женщины, простой и не имеющей никакого понятия о высоких сферах, с самого начала лирический персонаж испытывает сильное волнение, даже тревогу. А. Блок выражает это при помощи описания пейзажа – здесь и пожар зари, подчеркивающий внутреннее смятение персонажа, и бледное, золотое небо, выражающее общую усталость его чувств.
В следующих строках мы видим развитие сюжета стихотворения, как начало рассказа о любви, и уже одно то, что любовь эта начинается с черной розы, отосланной в бокале небесно-золотого (этого цвета светлой тоски, уже упомянутого ранее), вина, означает, что счастливого конца здесь не будет.
Неуверенность, обозначенная в первых строках произведения, остается с лирическим персонажем и дальше по ходу развития ситуации, однако, как видно из повествования, он все же ее скрывает ото всех остальных, тем самым обозначая свою отстраненность, обособленность от прочих людей, отсутствие нужды в их жалости и обществе.
А. Блок заканчивает свое стихотворение очень знаковыми строками о цыганке, «визжащей» о любви, низводя возвышенную любовь до любви бытовой, покупаемой и продающейся, потому что, разумеется, ни о какой другой любви «визжать» нельзя. Для этого же употреблены им яркие, жизненные, материальные цвета, такие, как алый. .
«Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».»
Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.
В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой — продукт этой среды. Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие. Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.
Данное стихотворение начинается с воспоминаний. Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, — уже прошло:
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.
В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни. И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.
Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна. Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре — фонари».
Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад:
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас. Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы — черный. Это говорит о трагедии, зле. Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира.
Жестока и лирическая героиня:
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна. Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее — это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним. Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини. Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира
«Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки»
Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы». Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем:
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, — не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».
В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.
История создания
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.
Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.
Новая муза
Женщины, которые появлялись в жизни Блока после любимой жены, не вызывали у него таких ярких чувств. Но он продолжал творить и презентовать свои творения новым избранницам. Возможно, это был хитрый ход продуманного и уже опытного в отношениях мужчины, возможно, женщины и правда вдохновляли великого человека на создание настоящих шедевров, в любом случае – свое стихотворение «В ресторане» Блок посвятил своей новой избраннице – Ольге Судейкиной. На тот момент, в 1910 году, между молодыми не было никаких романтических отношений. Да, они были знакомы с глубокого детства, часто пересекались на творческих вечерах и вращались в общих кругах среди хороших друзей и знакомых, однако, ни о каких чувствах или отношениях речи не шло – их общение полностью отражено в стихотворении, и из него видно, что Ольга была особой популярной, вызывала восхищенные взгляды и не удивлялась тому, что в нее влюблялся очередной мужчина, пусть и давно ей знакомый. Здесь Блок в очередной раз показал себя, как человека непросто тонко чувствующего, но способного к настоящим предсказаниям своей и чужой судьбы. Ранее он написал пророческую «Россию», и, видимо, подобное видение будущего стало для него привычкой.
В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания
Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения
Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.
Анализ стихотворения
Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей. Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.
«В ресторане», анализ стихотворения Блока
Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», он написал:
Но страшно мне: изменишь облик Ты…
Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение. Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году. В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:
Иль это только снится мне?
Двоемирие, один из главных признаков романтизма, в стихотворении «Незнакомка» призвано было подчеркнуть контраст между пошлым миром обывателей и миром, в котором оказались Незнакомка и главный герой. Если лирический герой цикла о Прекрасной Даме не был до конца уверен, встретится ли он с героиней, то герой «Незнакомки» оказывается в числе избранных – тех, кому «глухие тайны поручены» и «чье-то сердце вручено» .
И вот спустя 4 года, в 1910 году, появляется новая любовная история, описанная уже во вполне определенных обстоятельствах, примета которых вынесена и в название – «В ресторане». В стихотворении, которому посвящен анализ, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:
Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:
Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.
Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря» ) и золотого («золотой аи» ) у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари». а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.
Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы». И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале». под аккомпанемент целой какафонии звуков: «исступленно запели смычки». «монисто бренчало». «цыганка визжала заре о любви» .
И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:
И вздохнули духи. задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.
Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»
А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»
Все это уже было в четыре года назад, в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал». подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.
Визжащая о продажной любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» — стала продажной девкой, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».
В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.
Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
Стихотворения А.Блока великолепны. Поэт неоднократно писал о любви, но произведения, посвящённые этой теме, заметно отличаются друг от друга. Стихотворения «Незнакомка» и «В ресторане» показывают читателю образ прекрасной женщины. Они связаны общей темой восхищения женщиной и любви к ней. Однако женские образы очень не похожи друг на друга.
В стихотворении «Незнакомка» образ прекрасной дамы нереален.
Она таинственна, загадочна и необыкновенна. Эти качества хорошо передают следующие строки:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Из этих же строк мы узнаём, что Незнакомка — это мечта. Она далека от реальности, которую изобразил А.Блок в первой части стихотворения. Произведение построено на приёме антитезы. Идеальной Незнакомке противопоставлен «тлетворный дух» места, в котором лирический герой встречает «сокровище». Здесь «раздаётся детский плач», «бессмысленно кривится диск» и «раздаётся женский визг». Такое описание реальности ещё больше наводит на мысль о том, что прекрасной дамы, у которой «шляпа с траурными перьями» и «в кольцах узкая рука», не существует. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Герой и сам сомневается в её существовании:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», знакомит читателя с образом реальной и очень красивой, привлекающей внимание женщины. Изменился женский образ, изменился и лирический герой
В стихотворении «Незнакомка» он лишь наблюдает за своей мечтой. В произведении «В ресторане» лирический герой послал ей чёрную розу в бокале золотого Аи. Хочу отметить поразительную красоту цвета. На мой взгляд, сочетание чёрного и золотого восхитительно. В этом стихотворении заметна игра не только цветов, но и звуков. Чем сильнее становятся чувства героев, тем громче звуки. В начале произведения «где-то пели смычки о любви», в финале «визжала заре о любви». О чём это говорит? Это говорит о взаимодействии лирического героя и красавицы, этого не было в стихотворении «Незнакомка». Женский образ дерзок и высокомерен:
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
Незнакомка «всегда без спутников, одна», а привлекательную женщину в ресторане герой встречает с кавалером. То, что в его присутствии она позволяет себе флиртовать с другим мужчиной, наводит на мысль о том, что эта женщина никогда не бывает одна.
Мне показалось интересным и удивительным то, что поэт снова сомневается в реальности происходящего:
Никогда не забуду (он был, или не был
Этот вечер): пожаром зари…
Ещё меня впечатлило то, как женский образ и динамичная атмосфера ресторана дополняют друг друга. Если в «Незнакомке» женский образ противопоставлен реальности, то в стихотворении «В ресторане» женщина — это элемент реальности.
Оба стихотворения написаны замечательно. А.Блок использует много метафор («сожжено небо», «золотится крендель булочной», «из глуби зеркал»), эпитетов («очи бездонные», «взор надменный», берег очарованный»), которые делают творения А.Блока очень красивыми. Мне понравились оба произведения. А.Блок мастерски создал образы красоты и женственности. То, что женский образ в его представлении меняется, приближается к реальности, говорит об эволюции поэта.
Полезный материал по теме:
- Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Россия» и А. Белого «Родина»
- Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
- Сравнительный анализ стихотворений М. Ю.Лермонтова «Бородино» и «Валерик»
- Сравнительный анализ стихотворений «Узник» и «Пленный рыцарь»
- Сравнительный анализ стихотворений И.Ф. Аннеского «Стансы ночи» и А. Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому»
Образы и символы
Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.
Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.
Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.
Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.
Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.
Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.
В описании дамы также можно заметить некое подобие.
Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.
Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.
Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане». Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни
Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность
Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.
Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.
Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.
Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.
Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.
Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.
Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».
Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.
Средства выразительности
Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:
- Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
- Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
- Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.
Темы и проблемы
Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.
Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное. Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина. Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.
Композиция
В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.
В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.
Данная строфа является началом композиционного кольца.
Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.
В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.
Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.
В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.
И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.