Сказка о похождениях черта-послушника, сидора поликарповича читать онлайн полностью, владимир даль

Сказка о похождениях черта-послушника, сидора поликарповича читать онлайн полностью, владимир даль ✍ библиотека школьника > электронный ресурс

Анализ жанра и композиции

Стих «Зайчик» написан в жанре лирического стихотворения образного типа и имеет свободную рифмовку и шесть строф. Композицию можно разделить на две части – в первой серый с нежностью вспоминает лето, во второй грустит о наступившей осени.

Поэт использует в словах много уменьшительно-ласкательных суффиксов (капустку, глазки, лапки и т д), что адаптирует строки для детского восприятия. Растерянность зайчика в осеннюю сырость подчёркнута многоточием, а восклицание в финале:

Является апофеозом стихотворения и очевидно показывает главное желание героя строк – скорей бы лето с его тёплым солнышком и зеленью в лесу.

Из средств выразительности выделим эпитеты:

  • Сырая ложбинка.
  • Хмурая осень.
  • Мокрые сосны.

Последняя связка оказывает отсутствие уюта и комфорта в осенней жизни зайчика.

Интересный Сказка Журавль и цапля читать онлайн полностью, Владимир Даль

Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрел

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые, сине-алые и желто-серые.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока». Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

— А дома ли сударушка-цапля?

— Здесь она. Что надо? — ответила цапля.

— Иди за меня замуж, — сказал журавль.

— Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:

— Журавль, я иду за тебя!

— Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

— Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

— Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.

— Ты берешь, да я не иду, — отвечала она.

Нечего делать, пошел опять журавль домой. «Этакая нравная, — подумал он, -теперь ни за что не возьму ее!»

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

— Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!

А журавль ей в ответ:

— Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Иллюстрации создал Конашевич В.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Сюжет и тема стиха

По сюжету стихотворения зайчик вспоминает летнюю пору и недоволен приходом осени, ведь за ней его ждёт холодная зима.

Сейчас цветочки пропали и под лапками шуршат желтые листочки, вечные спутники хмурой и дождливой осени. Не только похолодание беспокоит зверька, но и опустевшие огороды, с которых уже убрали всю капусту – излюбленное лакомство зайчат.

Время летней сытости прошло, солнышко больше не греет, а под мокрыми соснами в скупом осеннем лесу проще попасть в лапы к волку.

Чтобы легче пережить осень серый вспоминает о лете, но одними воспоминаниями сыт не будешь и приходится снова возвращаться к реальности, думая о безопасности и пропитании.

В финале стихотворения зайчишка продолжает мечтать о лете, желает, чтобы скорее в лесу стало суше и лапки не мокли от холодных луж.

Интересный Сказка Что значит досуг читать онлайн полностью, Владимир Даль

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

«Зайчик» для развития речи

Стих «Зайчик» рекомендован во второй младшей группе для развития речи. По плану занятий стихотворение поможет:

  • Развить поэтический слух.
  • Быстрее заучивать стихи.
  • Сохранять интонацию при чтении строк.

Вот основные вопросы воспитателя в процессе изучения стихотворения «Зайчик»:

  • Какое время года описано в стихе?
  • Отчего зайчишка грустный?
  • Жалеете ли вы зайчики и почему?
  • Какой описывает осень автор?
  • Почему серому так не нравится осень?

Параллельно рекомендовано изучение стихотворения Плещеева «Осень» и изучение песни на слова стиха. В процессе изучается не только стихотворение, но и иллюстрации на тему осени. Цель занятий – это развитие речи и памяти у детей, а также получение навыков пения и правильного чтения строк.

Читаем текст

Маленькому зайчикуНа сырой ложбинкеПрежде глазки тешилиБелые цветочки…

Осенью расплакалисьТонкие былинки,Лапки наступаютНа жёлтые листочки.

Хмурая, дождливаяНаступила осень,Всю капустку сняли,Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгаетВозле мокрых сосен,Страшно в лапы волкуСерому попасть…

Думает о лете,Прижимает уши,На небо косится –Неба не видать…

Только б потеплее,Только бы посуше…Очень неприятноПо воде ступать!

1906 год.

В 1906 году Александр Блок пишет стихотворение «Зайчик», входящее в детский цикл стихов «Круглый год», написанный автором для маленьких своих читателей. Произведение описывает осенние заботы зайчика, передавая его ощущения и настроение в преддверии зимы.

Анализ стихотворения «Зайчик» Блока

Александр Александрович Блок — выдающийся представитель символизма Серебряного века русской поэзии. Однако есть в его творчестве тема, которая позволяет оценить его еще и как детского поэта. Примером такой лирики служит стихотворение «Зайчик».

Стихотворение написано в 1906 году. Это время расцвета литературного таланта А. Блока, ему 26 лет, он автор сборника «Стихи о прекрасной даме». Поэт решает испытать себя в детской теме, предлагает цикл о временах года «Круглый год» в журнал для детей «Тропинка». Осень в нем иллюстрирует именно «Зайчик».

По жанру — лирическое образное стихотворение о природе для детей, состоит из 6 строф со свободной рифмовкой. По композиции делится на 2 части, перемежающиеся между собой: воспоминания зайчика о лете и окружающая его осень. В центре произведения — молодой неопытный заяц, который наделен человеческими переживаниями. Лексика младенческая, временами похожая на лепет, много уменьшительно-ласкательных суффиксов (зайчик, глазки, лапки, капустку, ложбинке, былинки). Растерянность главного героя подчеркивается свободной, сложной рифмовкой строк и многоточием. Апофеоз его чувств — восклицание в конце.

Поэт преследует несколько целей: дать ребенку довольно подробную картину осени, сравнить сезоны между собой, выяснить, чем затруднительна осень для животных, вызвать сочувствие к беспомощному зверьку. Вода — самое пугающее обстоятельство: сырой, расплакались, дождливая, мокрых. Взгляд на небо тоже не внушает оптимизма: неба не видать (из-за низких темных туч). Впрочем, силен и страх за свою жизнь: всю капустку сняли, страшно в лапы волку. Интересно, что поэт не вуалирует довольно жесткое понятие «украсть», пусть и всего лишь кочанчик капустки.

Эпитетов поэтических нет, кроме, пожалуй, «бедный». Цветопись: белые, желтые, серому. Олицетворение: думает о лете. Повторы в начале строки: только. В «Зайчике» чувствуется стилизация под устное народное творчество, потешки, прибаутки, что, впрочем, не отменяет даже некоторого философского подтекста в нем. Лето и осень противопоставлены друг другу. Основные эмоции маленького героя: страшно, неприятно. Он совершенно один, даже волк — всего лишь его фантазия.

Стихотворение «Зайчик» создано по впечатлениям счастливого детства А. Блока. Оно входит в цикл «Круглый год», специально написанный поэтом для детского журнала «Тропинка» в 1906 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: