Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:
Проза:
Сатирические «письма» , составившие журн. «Почта духов» (1789).
Сатирические повести:
-
«Ночи» (незаконч.) (1792)
-
«Каиб» (1792).
Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании …ов», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).
Комические оперы:
-
«Кофейница» (1783, опубл. 1869)
-
«Бешеная семья» (1793)
-
«Илья-богатырь» (1807)
Комедии:
-
«Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)
-
«Проказники» (1788, опубл. 1793; в прозе)
-
«Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)
-
«Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)
-
«Модная лавка» (1807, в прозе)
-
«Урок дочкам» (1807; в прозе
-
Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).
Басни:
-
«Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)
-
«Разборчивая невеста» (1806)
-
«Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)
-
«Петух и Жемчужное зерно» (1809)
-
«Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)
-
«Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)
-
«Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)
-
«Крестьяне и Река», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)
-
«Крестьянин и Овца» (1823)
-
«Кошка и Соловей», «Рыбья пляска» (обе – 1824)
-
«Свинья под Дубом» (1825)
-
«Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)
-
«Волк и Кот» (1830)
-
«Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)
Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.
С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.
Сюжет
Басня Крылова «Медведь и пустынник» имеет довольно простой линейный сюжет. Так, пустынник — житель пустыни — устав от своего одиночества, направился в лес, чтобы познакомиться с соседями и начать с ними дружбу. Однако кто же сможет выжить в чаще, как не дикие животные? Действительно, навстречу пустыннику вышел медведь, которого автор именует Мишка или Мишук. Делать нечего, пустынник решает завести знакомство с ним. Новоиспеченные друзья проводят все время вместе, оба неговорливы, и, как указывает баснописец, сор из избы вынесен не был.
Дружба была недолгой. Во время прогулки с новым приятелем пустынник утомился и по совету Мишки прилег отдохнуть под деревом. Увы, на его щеку села муха. И простодушный медведь, решив спасти друга, поднял увесистый булыжник и ударил человека по голове, раскроив ему череп. Таков сюжет небольшого произведения. Но что же автор хотел донести до своих читателей? Давайте разберемся.
Басня «Пустынник и медведь»
Прослушать басню «Пустынник и медведь». Читает Игорь Ильинский
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай Бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинакой, Вдали от города, в глуши. Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши, А в одиночестве способен жить не всякой: Утешно нам и грусть, и радость разделить. Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва, Пригорки, ручейки и мурава шелкова?» – «Прекрасны, что и говорить! А всё прискучится, как не с кем молвить слова». Так и Пустыннику тому Соскучилось быть вечно одному. Идет он в лес толкнуться у соседей, Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть. В лесу кого набресть, Кроме волков или медведей? И точно, встретился с большим Медведем он, Но делать нечего: снимает шляпу И милому соседушке поклон. Сосед ему протягивает лапу, И, слово-за-слово, знакомятся они, Потом дружатся, Потом не могут уж расстаться И целые проводят вместе дни. О чем у них, и что бывало разговору, Иль присказок, иль шуточек каких, И как беседа шла у них, Я по сию не знаю пору. Пустынник был не говорлив; Мишук с природы молчалив: Так из избы не вынесено сору. Но как бы ни было, Пустынник очень рад, Что дал ему Бог в друге клад. Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится, И Мишенькой не может нахвалиться. Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам; А так как человек медведя послабее, То и Пустынник наш скорее, Чем Мишенька, устал И отставать от друга стал. То видя, говорит, как путный, Мишка другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни, Да коли хочешь, так сосни; А я постерегу тебя здесь у досугу». Пустынник был сговорчив: лег, зевнул, Да тотчас и заснул. А Мишка на часах – да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, Увесистый булыжник в лапы сгреб, Присел на корточки, не переводит духу, Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» И, у друга на лбу подкарауля муху, Что силы есть – хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!
Примечания
Дубра́ва (дуброва) – лиственный лес, дубовая роща (устар.). Мурава́ – сочная зеленая, густо растущая молодая трава. Пусты́нник – то же, что отшельник. И по дола́м, и по гора́м… – везде, повсюду, в разных местах. Пу́тный – дельный, толковый. Востру́ха – живая, бойкая женщина.
Время написания: 1807 г. Крылатое выражение: 1. Услужливый дурак опаснее врага. 2. Медвежья услуга. Иронически – об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы. В крыловском произведении выражения «медвежья услуга» нет: оно сложилось позднее, как читательский комментарий к сюжету и морали этой басни и в таком виде вошло в фольклор.
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
Герои
Вся басня Крылова «Медведь и пустынник» построена на взаимодействии двух персонажей, вынесенных в ее название. Это медведь и житель пустыни. Образы прописаны очень кратко, но емко:
- Так, о человеке сказано, что он «безродный, одинокой», уставший от уединенного существования. Хотя спустя несколько строф автор высмеивает и этого героя – он так стремился к общению, а после встречи с медведем мы узнаем, что пустынник молчалив и немногословен. Зачем же он с таким упорстом искал собеседника?
- Второй ключевой персонаж – это мишка. Он показан довольно добродушным, также малообщительным, но искренне полюбившим составившего ему компанию человека. Про этого героя говорится лишь, что он «большой». И, как покажет последующее повествование, эта характеристика является в образе ключевой.
Оба образа являются собирательными, Крылов не называет имен, поэтому под масками медведя и пустынника может скрываться любой. Впрочем, эта черта в целом присуща творчеству великого баснописца, за что мы его и ценим. Итак, в басне «Медведь и пустынник» Крылов нарисовал два емких образа – одинокого человека, который устал от своего уединения, но уже настолько свыкся с ним, что разучился живой речи, и гиганта-медведя, незлобного, но также молчаливого. И оба персонажа прониклись симпатией друг к другу. Если образ пустынника остается статичным, то фигура медведя претерпевает эволюцию:
- При первой встрече с человеком он просто «большой».
- Далее – протягивает лапу новому знакомцу, то есть проявляет дружелюбие.
- Затем – привязывается к нему.
- Во время прогулки проявляет заботу.
- Наконец, пробует оказать помощь и случайно убивает друга.
Глупость символизируют сразу оба героя: и человек, доверившийся дикому большому животному, которое, хотя и проявляет симпатию, но не в силах совладать со своей внутренней сутью, и медведь, который хотел помочь, но лишь навредил. Именно такой смысл имеет и известное выражение «медвежья услуга».
Новое в блогах
По домыслам неверующих, если жить по Христу, не отвечая злом на зло из страха перед адом, это будет проявлением слабости и глупости. Но это дурные домыслы, поскольку на деле люди, живущие в страхе перед адом, преисполнены внутренней силой, удерживая себя там, где люди, лишённые этого страха, впадают в горячку, в панику или в истерику. Страху перед адом сопутствует надежда на вечную жизнь, и она делает людей воистину бесстрашными перед лицом смертельной опасности, угрожающей народу. Вспомним русских воинов прошлого….
Христос просвещает, и это просвещение делает суждения человека об окружающем светлыми и чистыми, тогда как раньше они были мутными или даже мрачными. Мрачные суждения – это когда человек видит жизнь в чёрном цвете, и на что бы он ни посмотрел, обо всём думает плохо – с примесью злобы, зависти, алчности или других негативных чувств, во власти которых он оказался. Как водится, человек с мрачными суждениями думает, что он рассуждает здраво. Но кто назовёт здравым помрачённый рассудок?
Мутные суждения светлее мрачных, но и с ними человек часто творит зло, а думает, что делает добро. Естественно, подобные ошибки к добру не приведут, и человек, сеющий зло, пожинает опять же зло. Никто не будет заботливо выращивать для себя негодные плоды, а если многие люди их выращивают, это происходит из-за того, что они по ошибке зло приняли за добро. И чтобы не ошибаться в вопросах добра и зла, всем надо знать Слово Божье, которое принёс Христос. Из Слова, как из Уголовного Кодекса, узнаётся обо всех делах, которыми человек преступает законы Вселенной, и творит себе будущее возмездие, и нам остаётся этих дел не делать. Но как их не делать, если мы живём во власти греха? И здесь надо знать, что от раздумий над Словом на ум приходит множество мыслей, отбирающих власть у грешных помыслов. От размышлений над Словом в уме рождаются выводы, что делать грешные дела – это делать беду, которая рано или поздно возвратится к тебе самому, и чем больше ты натворил беды, тем больше получишь её сам. А человек сам себе не враг, и с такими выводами он само собой отступается от грешных дел.
Для просвещённых Христом людей ясно, что когда бы весь наш народ усваивал Учение Христа, в нём резко пошли бы на убыль бедовые дела. Народ сам себе творит беды только своими грехами, своими преступлениями законов любви, по которым живёт Вселенная. Жить по ним – это делать все дела с истинной любовью к Небесному Отцу и с братской любовью к людям. И причиной всех наших бед, причиной всей творящейся по России подлости, всего воровства, всего непотребства и всякой грязи является невежество в вопросах ответственности за грешные дела. Это, как незнание Уголовного Кодекса, которое не избавляет от ответственности. Только и всего.
Со всем этим надо бы как-то довести до людей, которые выступают против учения Христа, стараясь послужить против мракобесия и послужить народу на добро, что не надо стараться. Потому что как раз мракобесию вы и служите. И служите не на добро народу, а во зло. Воистину, вы хуже всех врагов, вы — самые трудные враги, поскольку поступать с вами, как с врагами, и даже просто назвать вас дураками – не по-христиански.
Мораль
«Пустынник и медведь» — басня Крылова, мораль которой прописана в самом начале. Произведение учит нас внимательнее выбирать друзей, ведь «услужливый дурак опаснее врага». Баснописец советует пользоваться помощью лишь тех, кто не причинит вреда своими стараниями. Так, несчастный пустынник стал жертвой услужливого медведя, который лишь хотел ему помочь, но не подумал, не рассчитал силы и случайно убил друга. Поэтому надо внимательно подходить к выбору друзей и искренне ценить тех, кого выбрали. Этим Крылов и интересен – в небольшом по объему стихотворном тексте он сумел осветить важнейшую проблему человеческой глупости.