Пустынник и медведь

Иван крылов 📜 пустынник и медведь (басня) - читать и слушать стих +заказать анализ

Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:

Проза:

Сатирические «пись­ма» , составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

  • «Ночи» (незаконч.) (1792)

  • «Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании …ов», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

  • «Кофейница» (1783, опубл. 1869)

  • «Бешеная семья» (1793)

  • «Илья-богатырь» (1807)

Комедии:

  • «Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)

  • «Проказники» (1788, опубл. 1793; в про­зе)

  • «Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)

  • «Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)

  • «Модная лавка» (1807, в прозе)

  • «Урок дочкам» (1807; в прозе

  • Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).

Басни:

  • «Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)

  • «Разборчивая невеста» (1806)

  • «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)

  • «Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)

  • «Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)

  • «Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)

  • «Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)

  • «Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)

  • «Крестьянин и Овца» (1823)

  • «Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)

  • «Свинья под Дубом» (1825)

  • «Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)

  • «Волк и Кот» (1830)

  • «Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.

Сюжет

Басня Крылова «Медведь и пустынник» имеет довольно простой линейный сюжет. Так, пустынник — житель пустыни — устав от своего одиночества, направился в лес, чтобы познакомиться с соседями и начать с ними дружбу. Однако кто же сможет выжить в чаще, как не дикие животные? Действительно, навстречу пустыннику вышел медведь, которого автор именует Мишка или Мишук. Делать нечего, пустынник решает завести знакомство с ним. Новоиспеченные друзья проводят все время вместе, оба неговорливы, и, как указывает баснописец, сор из избы вынесен не был.

Дружба была недолгой. Во время прогулки с новым приятелем пустынник утомился и по совету Мишки прилег отдохнуть под деревом. Увы, на его щеку села муха. И простодушный медведь, решив спасти друга, поднял увесистый булыжник и ударил человека по голове, раскроив ему череп. Таков сюжет небольшого произведения. Но что же автор хотел донести до своих читателей? Давайте разберемся.

Басня «Пустынник и медведь»

Про­слу­шать басню «Пустын­ник и мед­ведь». Читает Игорь Ильинский

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай Бог с дура­ком связаться! Услуж­ли­вый дурак опас­нее врага.

Жил некто чело­век без­род­ный, одинакой, Вдали от города, в глуши. Про жизнь пустын­ную, как сладко ни пиши, А в оди­но­че­стве спо­со­бен жить не всякой: Утешно нам и грусть, и радость разделить. Мне ска­жут: «А лужок, а тем­ная дуб­рова, При­горки, ручейки и мурава шелкова?» – «Пре­красны, что и говорить! А всё при­ску­чится, как не с кем мол­вить слова». Так и Пустын­нику тому Соску­чи­лось быть вечно одному. Идет он в лес толк­нуться у соседей, Чтоб с кем-нибудь зна­ком­ство свесть. В лесу кого набресть, Кроме вол­ков или медведей? И точно, встре­тился с боль­шим Мед­ве­дем он, Но делать нечего: сни­мает шляпу И милому сосе­душке поклон. Сосед ему про­тя­ги­вает лапу, И, слово-за-слово, зна­ко­мятся они, Потом дружатся, Потом не могут уж расстаться И целые про­во­дят вме­сте дни. О чем у них, и что бывало разговору, Иль при­ска­зок, иль шуто­чек каких, И как беседа шла у них, Я по сию не знаю пору. Пустын­ник был не говорлив; Мишук с при­роды молчалив: Так из избы не выне­сено сору. Но как бы ни было, Пустын­ник очень рад, Что дал ему Бог в друге клад. Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится, И Мишень­кой не может нахвалиться. Одна­жды взду­ма­лось друзьям В день жар­кий побро­дить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам; А так как чело­век мед­ведя послабее, То и Пустын­ник наш скорее, Чем Мишенька, устал И отста­вать от друга стал. То видя, гово­рит, как пут­ный, Мишка другу: «При­ляг-ка, брат, и отдохни, Да коли хочешь, так сосни; А я посте­регу тебя здесь у досугу». Пустын­ник был сго­вор­чив: лег, зевнул, Да тот­час и заснул. А Мишка на часах – да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неот­вяз­чи­вей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, Уве­си­стый булыж­ник в лапы сгреб, При­сел на кор­точки, не пере­во­дит духу, Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» И, у друга на лбу под­ка­ра­уля муху, Что силы есть – хвать друга кам­нем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!

При­ме­ча­ния

Дубра́ва (дуб­рова) – лист­вен­ный лес, дубо­вая роща (устар.). Мурава́ – соч­ная зеле­ная, густо рас­ту­щая моло­дая трава. Пусты́нник – то же, что отшельник. И по дола́м, и по гора́м… – везде, повсюду, в раз­ных местах. Пу́тный – дель­ный, толковый. Востру́ха – живая, бой­кая женщина.

Время напи­са­ния: 1807 г. Кры­ла­тое выра­же­ние: 1. Услуж­ли­вый дурак опас­нее врага. 2. Мед­ве­жья услуга. Иро­ни­че­ски – об услуге, кото­рая при­но­сит больше вреда, чем пользы. В кры­лов­ском про­из­ве­де­нии выра­же­ния «мед­ве­жья услуга» нет: оно сло­жи­лось позд­нее, как чита­тель­ский ком­мен­та­рий к сюжету и морали этой басни и в таком виде вошло в фольклор.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга чет­вер­тая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Герои

Вся басня Крылова «Медведь и пустынник» построена на взаимодействии двух персонажей, вынесенных в ее название. Это медведь и житель пустыни. Образы прописаны очень кратко, но емко:

  • Так, о человеке сказано, что он «безродный, одинокой», уставший от уединенного существования. Хотя спустя несколько строф автор высмеивает и этого героя – он так стремился к общению, а после встречи с медведем мы узнаем, что пустынник молчалив и немногословен. Зачем же он с таким упорстом искал собеседника?
  • Второй ключевой персонаж – это мишка. Он показан довольно добродушным, также малообщительным, но искренне полюбившим составившего ему компанию человека. Про этого героя говорится лишь, что он «большой». И, как покажет последующее повествование, эта характеристика является в образе ключевой.

Оба образа являются собирательными, Крылов не называет имен, поэтому под масками медведя и пустынника может скрываться любой. Впрочем, эта черта в целом присуща творчеству великого баснописца, за что мы его и ценим. Итак, в басне «Медведь и пустынник» Крылов нарисовал два емких образа – одинокого человека, который устал от своего уединения, но уже настолько свыкся с ним, что разучился живой речи, и гиганта-медведя, незлобного, но также молчаливого. И оба персонажа прониклись симпатией друг к другу. Если образ пустынника остается статичным, то фигура медведя претерпевает эволюцию:

  • При первой встрече с человеком он просто «большой».
  • Далее – протягивает лапу новому знакомцу, то есть проявляет дружелюбие.
  • Затем – привязывается к нему.
  • Во время прогулки проявляет заботу.
  • Наконец, пробует оказать помощь и случайно убивает друга.

Глупость символизируют сразу оба героя: и человек, доверившийся дикому большому животному, которое, хотя и проявляет симпатию, но не в силах совладать со своей внутренней сутью, и медведь, который хотел помочь, но лишь навредил. Именно такой смысл имеет и известное выражение «медвежья услуга».

Новое в блогах

По домыслам неверующих, если жить по Христу, не отвечая злом на зло из страха перед адом, это будет проявлением слабости и глупости. Но это дурные домыслы, поскольку на деле люди, живущие в страхе перед адом, преисполнены внутренней силой, удерживая себя там, где люди, лишённые этого страха, впадают в горячку, в панику или в истерику. Страху перед адом сопутствует надежда на вечную жизнь, и она делает людей воистину бесстрашными перед лицом смертельной опасности, угрожающей народу. Вспомним русских воинов прошлого….

Христос просвещает, и это просвещение делает суждения человека об окружающем светлыми и чистыми, тогда как раньше они были мутными или даже мрачными. Мрачные суждения – это когда человек видит жизнь в чёрном цвете, и на что бы он ни посмотрел, обо всём думает плохо – с примесью злобы, зависти, алчности или других негативных чувств, во власти которых он оказался. Как водится, человек с мрачными суждениями думает, что он рассуждает здраво. Но кто назовёт здравым помрачённый рассудок?

Мутные суждения светлее мрачных, но и с ними человек часто творит зло, а думает, что делает добро. Естественно, подобные ошибки к добру не приведут, и человек, сеющий зло, пожинает опять же зло. Никто не будет заботливо выращивать для себя негодные плоды, а если многие люди их выращивают, это происходит из-за того, что они по ошибке зло приняли за добро. И чтобы не ошибаться в вопросах добра и зла, всем надо знать Слово Божье, которое принёс Христос. Из Слова, как из Уголовного Кодекса, узнаётся обо всех делах, которыми человек преступает законы Вселенной, и творит себе будущее возмездие, и нам остаётся этих дел не делать. Но как их не делать, если мы живём во власти греха? И здесь надо знать, что от раздумий над Словом на ум приходит множество мыслей, отбирающих власть у грешных помыслов. От размышлений над Словом в уме рождаются выводы, что делать грешные дела – это делать беду, которая рано или поздно возвратится к тебе самому, и чем больше ты натворил беды, тем больше получишь её сам. А человек сам себе не враг, и с такими выводами он само собой отступается от грешных дел.

Для просвещённых Христом людей ясно, что когда бы весь наш народ усваивал Учение Христа, в нём резко пошли бы на убыль бедовые дела. Народ сам себе творит беды только своими грехами, своими преступлениями законов любви, по которым живёт Вселенная. Жить по ним – это делать все дела с истинной любовью к Небесному Отцу и с братской любовью к людям. И причиной всех наших бед, причиной всей творящейся по России подлости, всего воровства, всего непотребства и всякой грязи является невежество в вопросах ответственности за грешные дела. Это, как незнание Уголовного Кодекса, которое не избавляет от ответственности. Только и всего.

Со всем этим надо бы как-то довести до людей, которые выступают против учения Христа, стараясь послужить против мракобесия и послужить народу на добро, что не надо стараться. Потому что как раз мракобесию вы и служите. И служите не на добро народу, а во зло. Воистину, вы хуже всех врагов, вы — самые трудные враги, поскольку поступать с вами, как с врагами, и даже просто назвать вас дураками – не по-христиански.

Мораль

«Пустынник и медведь» — басня Крылова, мораль которой прописана в самом начале. Произведение учит нас внимательнее выбирать друзей, ведь «услужливый дурак опаснее врага». Баснописец советует пользоваться помощью лишь тех, кто не причинит вреда своими стараниями. Так, несчастный пустынник стал жертвой услужливого медведя, который лишь хотел ему помочь, но не подумал, не рассчитал силы и случайно убил друга. Поэтому надо внимательно подходить к выбору друзей и искренне ценить тех, кого выбрали. Этим Крылов и интересен – в небольшом по объему стихотворном тексте он сумел осветить важнейшую проблему человеческой глупости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: