Надо иметь чувство юмора. драгунский

«надо иметь чувство юмора» — читательский дневник по рассказу в. драгунского

Характер Дениски

Автор стремится показать внутренний мир мальчика. Доверчивость и непосредственность Дениски задают тон всему повествованию. Ребенок искренне и свободно высказывается, не обращая внимания на чужую точку зрения. Так автор показывает уважение к собственному мнению Дениски.

Дениска по-детски наивный, но достаточно рассудительный мальчик. Он внимательно следит за событиями в своей жизни и стремится сделать выводы. Часто воспринимает все слишком серьезно и трагично. Он любит выдумывать и фантазировать, из-за чего иногда попадает в смешные ситуации.

Поступки Дениски говорят об искреннем и простодушном характере, а рассуждения показывают чистоту его детских помыслов. Он часто высказывается невпопад, в силу того, что не всегда понимает смысл тех или иных суждений. Но ребенок не стремится никого обидеть или оскорбить.

Но с другой стороны, в характере мальчика описываются черты уже сложившейся личности. Ребенок резко противится лжи, фальши, но чутко воспринимает красоту и ценит доброту. Это наверное главное, чем отличается Дениска от Мишки в рассказах Драгунского.

Сюжет

Читать рассказы Драгунского – ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА

Индекс материала
Читать рассказы Драгунского
НАДО ИМЕТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА
СЛАВА ИВАНА КОЗЛОВСКОГО
ОДНА КАПЛЯ УБИВАЕТ ЛОШАДЬ
КРАСНЫЙ ШАРИК В СИНЕМ НЕБЕ
КОТ В САПОГАХ
СРАЖЕНИЕ У ЧИСТОЙ РЕЧКИ
ДРУГ ДЕТСТВА
ДЫМКА И АНТОН
НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА
СИНИЙ КИНЖАЛ
МОТОГОНКИ ПО ОТВЕСНОЙ СТЕНЕ
ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТИЛЕ БАТТЕРФЛЯЙ
СВЕРХУ ВНИЗ, НАИСКОСОК!
НЕ ПИФ, НЕ ПАФ!
АНГЛИЧАНИН ПАВЛЯ
СМЕРТЬ ШПИОНА ГАДЮКИНА
СТАРЫЙ МОРЕХОД
ЗАПАХ НЕБА И МАХОРОЧКИ
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ
ДЕВОЧКА НА ШАРЕ
РАССКАЖИТЕ МНЕ ПРО СИНГАПУР
ЧТО Я ЛЮБЛЮ
. И ЧЕГО НЕ ЛЮБЛЮ!
ЧТО ЛЮБИТ МИШКА
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ
ГЛАВНЫЕ РЕКИ
ЗЕЛЕНЧАТЫЕ ЛЕОПАРДЫ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ
И МЫ.
ШЛЯПА ГРОССМЕЙСТЕРА
РОВНО 25 КИЛО
ЗДОРОВАЯ МЫСЛЬ
ПОХИТИТЕЛЬ СОБАК
Страница 37
КУРИНЫЙ БУЛЬОН
. БЫ
АРБУЗНЫЙ ПЕРЕУЛОК
СЛОН И РАДИО
НЕ ХУЖЕ ВАС, ЦИРКОВЫХ
МОЙ ЗНАКОМЫЙ МЕДВЕДЬ
ГУСИНОЕ ГОРЛО
РЫЦАРИ
НА САДОВОЙ БОЛЬШОЕ ДВИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК С ГОЛУБЫМ ЛИЦОМ
РАБОЧИЕ ДРОБЯТ КАМЕНЬ
ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ, ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ.
ХИТРЫЙ СПОСОБ
КАК Я ГОСТИЛ У ДЯДИ МИШИ
БЕЛЫЕ АМАДИНЫ
ЧИКИ-БРЫК
ПОДЗОРНАЯ ТРУБА
ДЯДЯ ПАВЕЛ ИСТОПНИК
ФАНТОМАС
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Страница 58
СЕСТРА МОЯ КСЕНИЯ
ПОЮТ КОЛЕСА – ТРА-ТА-ТА
Все страницы

ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга: – Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь. И когда выгрузили, шофер сказал: – Теперь надо эту елку заактировать, – и ушел. А мы остались возле елки. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала: – Смотрите, а на елке сыски висят. “Сыски”! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: – Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару: – Пять лет девчонке, а говорит “сыски”. Ха-ха-ха! Потом Мишка упал в обморок и застонал: – Ах, мне плохо! Сыски. И стал икать: – Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал: – Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски. У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо. – Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать “сыски”, а у меня высвистывается “сыски”. Мишка сказал: – Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая, Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих: – Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски! А Мишка: – Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: “Сыски!” – “Хыхки!” – “Сыски!”. Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал: – Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!

Хитрый способ

Дениса мама вышла в отпуск. Она злится из-за того, что вместо отдыха ей приходится три раза в день мыть посуду. Она поручила мужу и сыну найти способ, чтобы облегчить ей работу по дому.

Дениска взялся за голову и начал усердно думать, а папа спокойно сидел и слушал радио, читал газеты и отдыхал на диване. Мальчик хотел придумать прибор, который мог самостоятельно мыть и вытирать посуду. В конце концов, у него ничего не вышло.

В этот раз мама на стол не накрывала. Угрожала тем, что не будет кормить мужа и сына до тех пор, пока они не решат вопрос с мытьем посуды. Денис очень проголодался и обещал раскрыть хитрый способ, который он придумал, но только за обедом.

Семья начала обедать, и Денис поведал о своем хитром способе. Дело заключалось в том, что необходимо кушать по отдельности, тогда посуды будет в несколько раз меньше. Папа поест, потом мама, а в конце Денис. Тогда придется мыть только одну чашку. Родители засмеялись. Этот вариант не подходил, так как не соблюдаются гигиенические нормы. Мальчик заявил, что абсолютно не брезгует родных. Тогда отец засучил рукава и позвал сына. С этого момента они стали помогать маме мыть посуду. Вот такой нехитрый способ нашел отец.

Рассказ учит, что необходимо оказывать помощь родным и близким.

Экранизации

По мотивам «Денискиных рассказов» в 1960-е и 1970-е годы было снято несколько фильмов, в том числе два двухсерийных телефильма:

  • 1962 — Весёлые истории
  • 1966 — Девочка на шаре
  • 1970 — Волшебная сила (новелла «Мстители из 2-го В»)
  • 1970 — Денискины рассказы (из четырёх новелл)
  • 1973 — Где это видано, где это слыхано (короткометражный)
  • 1973 — Капитан (короткометражный)
  • 1973 — Подзорная труба (короткометражный)
  • 1973 — Пожар во флигеле (короткометражный)
  • 1974 — Слава Ивана Козловского (короткометражный, в киножурнале «Ералаш»)
  • 1976 — По секрету всему свету (2 серии)
  • 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва (2 серии)

Одна капля убивает лошадь

Однажды Денискин отец приболел, и врач посоветовал ему бросить курить. Мама поддержала и начала «пилить» папу, говоря, что «одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь!». Дениска с опаской посмотрел на папу – тот был явно меньше лошади. Мальчик не на шутку испугался. Скоро папа поправился, и к ним пришли гости. Одна Тетя подарила ему портсигар. Дениска был зол, ведь это лишнее напоминание о курении!

Папины сигареты были слишком большие и не влезали в новый портсигар, и он был послан укоротить их. Дениска так и сделал. Все гости начали смеяться, особенна эта тетя. Дело вот в чем – мальчик оставил мундштуки, а срезал табак. Мама поинтересовалась, специально ли он так поступил. Он не стал обманывать. Папа разозлился и выгнал сына – видимо, он ничего не понял.

Главные персонажи

Прототипами главных героев книги стали сын писателя Денис и его лучший друг Мишка. В очерке «Новогодний подарок» автор упоминает младшую сестру мальчика. В семье Драгунских тогда на самом деле появилась девочка Ксюша. Может быть, поэтому и стали так популярны эти новеллы, ведь в них описываются реальные события. Дети любят искренность, они тонко чувствуют грань между правдой и ложью. Дружелюбный мир Драгунского, который он почерпнул из жизни собственных детей, можно увидеть глазами главных героев:

  1. Денис Кораблёв — умный, добрый, наивный мальчик.
  2. Мишка Слонов — озорной мальчишка, одноклассник и лучший друг Дениса, по совместительству товарищ по приключениям.
  3. Алёнка — смелая и начитанная девочка.
  4. Папа и мама Дениса — мудрые и понимающие родители.
  5. Костик — друг Миши и Дениса.
  6. Люся — пионервожатая.
  7. Раиса Ивановна — учительница начальных классов, классный руководитель мальчиков.
  8. Борис Иванович — преподаватель музыки.

Красный шарик в синем небе

К Дениске, крича, прибежала Аленка сообщить, что им срочно нужно отправиться на весенний базар, кричала, будто пожар начался. Он подхватил идею.

На базаре ребята увидели большущих людей, они разговаривали, но явно были ненастоящие. Аленка подумала, что там, внутри кукол, живые люди. Дениска засмеялся и объяснил, что внутри радио спрятано. Дети долго исследовали магазин, а потом купили по 2 больших стакана кваса.

Затем они очутились около женщины, которая торговала воздушными шарами. У Аленки оказалось 10 копеек, и она попросила себе шарик красного цвета. Она протянула его Дениске, а он был так уверен, что шарик очень хочет на свободу, что выпустил его в небо.

Аленка шла молча, а Дениска не мог ей объяснить, как это красиво, когда красный шарик улетает в синее небо! Девочка была слишком маленькая, чтобы понять это. Дети, не разговаривая, дошли до подъезда, попрощалась Аленка так:

Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький- маленький и ужасно симпатичный. Потом Мишка говорит: — Написал? Я говорю:

— Ты мою тетрадку проверь, — говорит Мишка, — а я — твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

А он:

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

— А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие — «мозы»?

Мишка покраснел:

— Мозы — это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

— Да, — сказал я, — не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

И мы стали переписывать.

А когда переписали, я сказал:

— Давай задачи задавать!

— Давай, — сказал Мишка.

В это время пришёл папа.

Он сказал:

— Здравствуйте, товарищи студенты…

И сел к столу.

Я сказал:

— Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надувался, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

— Сдаёшься, Мишка?

Мишка сказал:

— Сдаюсь!

Я сказал:

— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. — И стал хохотать: — Это меня тётя Мила научила!..

Мишка надулся ещё больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

— А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.

— Давай задавай, — сказал я.

Папа походил по комнате.

— Ну слушай, — сказал он. — Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из четырёх человек. Мама встаёт в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встаёт мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин. Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, делённые на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы. Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня.

А Мишка захохотал во всё горло и стал тоже смотреть на меня.

Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

— Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы ещё этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И ещё я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодёжь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу: «Здравствуй, папа!» — и пойду дальше покорять.

А он скажет: «Тебе привет от мамы…»

А я скажу: «Спасибо… Как она поживает?»

А он скажет: «Ничего».

А я скажу: «Наверно, она забыла своего единственного сына? »

А он скажет: «Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку.

Он меня увидел и сказал:

— Ах, ты вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счёт?

Он поднял пальто и повесил его на место и сказал дальше:

— Я это всё выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом ещё раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

— Надо иметь чувство юмора, — сказал он мне, и глаза у него стали весёлые-весёлые. —

А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

И я засмеялся. И он тоже.

И мы пошли в комнату.

Сверху вниз, наискосок!

В одно лето в Денискином дворе работали 3 девушки-маляра. В один из рабочих дней, в 12 они ушли обедать, а шланг и коричневую краску оставили открытыми.

Дети поспорили: пойдёт ли краска, если качать насос. Пошла. Краска прыскала, как из леечки – невероятно удобно. Они покрасили стену. Потом одну ногу Аленки, другую ногу, а после и всю Аленку. И волосы покрасили. Потом покрасили Мишкино белье, которое сушилось. Потом дверь парадной. Потом дверь отворилась, и они покрасили белый костюм управдома… Им хорошенько попало. А девушки-маляры посоветовали Дениске побыстрее вырасти, чтобы они взяли мальчишку к себе в бригаду. С того времени он старается расти быстрее.

«Англичанин Павля»

Рассказ начинается с описания последнего летнего дня в семье Кораблёвых. Накануне первого сентября папа принёс домой большой арбуз, поэтому все члены семьи сидели за столом и поглощали это вкусное лакомство. Тут в гости к Дениске пришёл его приятель Павля, с которым он не виделся всё лето.

В процессе общения выяснилось, что Павел не терял времени зря летом, а учил английский язык. Дениске стало очень завидно, ведь он провёл время впустую за играми и развлечениями. Мама и папа Дениса начали активно интересоваться, что может произнести Павел на иностранном языке и почему не пользуется своими знаниями. Однако, как оказалось позднее, Павел осилил только одно слово, да и то это было имя Петя на английском — Пит. На этом его познания и закончились.

Кратко о сборнике и героях

Сборник рассказов о мальчике Денисе Кораблеве впервые появился на прилавках магазинов в 1959 году и скоро стал классикой детской литературы. Автор Виктор Юзефович Драгунский посвятил его своему маленькому сыну Денису. Он же явился прототипом главного героя. Любовь к сыну и желание открыть читателям многообразный мир детства подвигли писателя на написание данной книги.

Время и место действия – 60-е годы прошлого столетия, Москва. Повествование ведется от лица самого Дениса. Рассказы представляют собой как бы дневниковые записи мальчика, в которых он описывает наиболее запомнившиеся события своей жизни. Взрослея, он познает мир, но с детской непосредственностью реагирует на события. Внимательному читателю дано увидеть в Денисе пытливый ум, чуткую душу и хорошее чувство юмора.

В новеллах присутствуют психологические зарисовки, есть место и грусти, и смеху. Поэтому читать рассказы чрезвычайно интересно.

Среди персонажей книги – друзья главного героя (Миша, Аленка, Костик), а также, его одноклассники, учительница, родители, соседи по дому. Весь цикл «Денискиных рассказов» состоит из 68 новелл. В разное время издавались сборники, включавшие в себя те или иные избранные истории.

Список рассказов

  • Англичанин Павля
  • Арбузный переулок
  • Белые амадины
  • …Бы
  • Главные реки
  • Гусиное горло
  • Где это видано, где это слыхано…
  • Двадцать лет под кроватью
  • Девочка на шаре
  • Дениска размечтался
  • Друг детства
  • Дымка и Антон
  • Дядя Павел истопник
  • Живой уголок
  • Заколдованная буква
  • Запах неба и махорочки
  • Здоровая мысль
  • Зелёнчатые леопарды
  • И мы!
  • Как я гостил у дяди Миши
  • Когда я был маленький
  • Кот в сапогах
  • Красный шарик в синем небе
  • Куриный бульон
  • Мотогонки по отвесной стене
  • Мой знакомый медведь
  • На Садовой большое движение
  • Надо иметь чувство юмора
  • Не пиф, не паф!
  • Не хуже вас, цирковых
  • Независимый Горбушка
  • Ничего изменить нельзя
  • Одна капля убивает лошадь
  • Он живой и светится…
  • Первый день
  • Перед сном
  • Подзорная труба
  • Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…
  • Похититель собак
  • Поют колёса — тра-та-та
  • Приключение
  • Профессор кислых щей
  • Рабочие дробят камень
  • Разговаривающая ветчина
  • Расскажите мне про Сингапур
  • Ровно 25 кило
  • Рыцари
  • Сверху вниз, наискосок!
  • Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)
  • Синий кинжал
  • Слава Ивана Козловского
  • Слон и радио
  • Слониха Лялька
  • Смерть шпиона Гадюкина
  • Сражение у чистой речки
  • Старый мореход
  • Тайное становится явным
  • Тиха украинская ночь…
  • Третье место в стиле баттерфляй
  • Тройка по поведению
  • Удивительный день
  • Учительница
  • Фантомас
  • Хитрый способ
  • Человек с голубым лицом
  • Чики-брык
  • Что любит Мишка
  • Что я люблю…
  • …И чего не люблю!
  • Шляпа гроссмейстера

Кот в сапогах

В школе начались каникулы, и учительница обещала провести костюмированный утренник. За лучший костюм были обещаны подарки. Мишка сразу решил быть гномом.

Мама Дениски уехала в санаторий, он остался наедине с папой и считал часы до маминого возвращения. Зачеркивал клеточки в календаре.

День утренника, наконец, наступил, вбегает гном Мишка, интересуется, почему Дениска без костюма. А у того мама в санатории. Мальчики начали мастерить костюм из того, что было. Рыбацкие сапоги, соломенная шляпка с цветами — не особо понятно, кем же был Дениска. Соседка с уверенностью вымолвила: «Кот в сапогах!». Точно! Дениске вдобавок нарисовали усы и пришили хвост.

Гномов на празднике было очень много, а ещё снежинок. А Дениска выиграл 2 книги за лучший костюм. Мишка не выиграл, и он отдал ему «Дядю Степу», потому что он — самый лучший гном.

Вернулся мальчик домой, зачеркнул клеточку в календаре. До маминого возвращения всего 3 дня!

Мотогонки по отвесной стене

Дениску прозвали чемпионом мира, за то, как он здорово катался на велосипеде. Однажды он увидел в своём дворе велосипед, он ехал сам! Мальчик страшно удивился и спросил у Мишки, как так велосипед едет сам – оказалось, у него был мотор, а хозяином был Федька, их племянник

Тот приехал по важному делу – пить чай. Друг уговорил Дениску прокатиться на нем

В нем бензину на 100 км! — говорит.

Дениска стартанул и стал наяривать круги по двору, а Мишка бежал следом. Где тормоз, никто из них не знал. Они это поняли через несколько кругов. Может ехать, пока бензин не кончится? Сколько же? Недели две? Герой не мог, у него билеты в театр на вторник. Федька их убьет, дело ясное. Дениска все ездил по кругу, где тормоз все еще было не ясно, тошнило ужасно, еще и нога затекла. Мальчики уже 100 раз пожалел, что взяли этот треклятый велосипед. Вдруг машина резко остановилась, а водитель получил подзатыльник. Это был Федька. Если бы он не остановил, Дениска бы сейчас до сих пор кружил по двору.

Денискины рассказы: Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный. Потом Мишка говорит: – Написал? Я говорю: – Уже. – Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою. И мы поменялись тетрадками. И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал. Я говорю: – Ты чего, Мишка, покатываешься? А он: – Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего? Я говорю: – А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»? Мишка покраснел: – Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое? – Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты. И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал: – Давай задачи задавать! – Давай, – сказал Мишка. В это время пришел папа. Он сказал: – Здравствуйте, товарищи студенты… И сел к столу.Я сказал: – Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал: – Сдаешься, Мишка? Мишка сказал: – Сдаюсь! Я сказал: – Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать: – Это меня тетя Мила научила!.. Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал: – А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.– Давай задавай, – сказал я.

Папа походил по комнате. – Ну слушай, – сказал папа. – Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама. Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин. Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы. Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все! Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во все горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали. Я сказал: – Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили. И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно.

И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу: «Здравствуй, папа», – и пойду дальше покорять. А он скажет: «Тебе привет от мамы…» А я скажу: «Спасибо… Как она поживает?» А он скажет: «Ничего». А я скажу: «Наверно, она забыла своего единственного сына?» А он скажет: «Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!» А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал: – Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет? Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше: – Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе! И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки. Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся: – Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся! И я засмеялся. И он тоже. И мы пошли в комнату.

— КОНЕЦ —

Синий кинжал

Шел урок труда. Дениска получил пятерку, а Левка тройку. Дениска начал дразниться, за что получил пеналом по голове. Герой твердо решил убить обидчика. Пришёл домой и начал точить папин синий ножик из пластмассы.

Он представлял, как Левка падет ниц и будет молить Дениску о прощении. В этих думах никак не получалось уснуть. Наутро не хотелось завтракать, он ничего и не съел, кроме картошки с сосиской, хлеба с маслом и 2 чашками чая. Герой пришел в школу, а ему навстречу Левка — протягивает давно обещанную золотую гильзу. Бывший враг будто хотел извиниться, но Дениске и этого не надо было, просто он вдруг резко позабыл, что хотел его убить.

«Он живой и светится»

Главные персонажи

Прототипами главных героев книги стали сын писателя Денис и его лучший друг Мишка. В очерке «Новогодний подарок» автор упоминает младшую сестру мальчика. В семье Драгунских тогда на самом деле появилась девочка Ксюша. Может быть, поэтому и стали так популярны эти новеллы, ведь в них описываются реальные события. Дети любят искренность, они тонко чувствуют грань между правдой и ложью. Дружелюбный мир Драгунского, который он почерпнул из жизни собственных детей, можно увидеть глазами главных героев:

  1. Денис Кораблёв — умный, добрый, наивный мальчик.
  2. Мишка Слонов — озорной мальчишка, одноклассник и лучший друг Дениса, по совместительству товарищ по приключениям.
  3. Алёнка — смелая и начитанная девочка.
  4. Папа и мама Дениса — мудрые и понимающие родители.
  5. Костик — друг Миши и Дениса.
  6. Люся — пионервожатая.
  7. Раиса Ивановна — учительница начальных классов, классный руководитель мальчиков.
  8. Борис Иванович — преподаватель музыки.

Он живой и светится

Сюжет рассказа разворачивается вокруг главного героя Дениса Кораблева. Мальчик долгое время проводит во дворе, ожидая свою маму. Она задерживается на работе или в магазине. Уже начинает темнеть, а ее все нет и нет. Денис стоит, как вкопанный, не двигается с места. Он уже устал и хочет кушать, но у него нет ключей от дома, поэтому ребенок вынужден ждать на улице.

К Денису подошел его старый товарищ Миша Слонов. Мальчик обрадовался при виде друга, хоть на несколько минут он забыл о своем одиночестве. Мишке очень понравился Дениса игрушечный самосвал. Он предлагает ему осуществить бартер – обменяться игрушками, но Денису самосвал дорог, так как это подарок отца. Мишка использует последний шанс и достает живого светлячка. Денис в восторге от животного, это подтверждают его слова: «Он живой и светится». Мальчик испытывает удивительные эмоции, наслаждается чудесным сиянием, исходящим из спичечного коробка. Теперь он готов отдать все, чтобы заполучить его. Мишка отправляется в сторону дома, а Денису стало не так одиноко. Рядом с ним было настоящее живое существо.

Спустя некоторое время мама вернулась, и они отправились домой. Мама была удивлена поступком сына, как он мог променять отличную игрушку на какого-то светлячка. Хотя она не задумывается о том, что Денису было так одиноко и печально ждать ее, а этот светлячок согрел его душу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: