Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Крымова Описания картин Крымова
- Сочинение-описание картины Иван Царевич на Сером Волке Васнецова (4 класс) Всем известная картина В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» была написана в 1889 году. Он также очень известен многими другими своими произведениями. Например, это картинка «Богатыри».
- Сочинение по картине Ветреный день. Бык Крымова (описание) Наверное, нет такого человека, которому бы не был известен Крымов. Он является превосходным художником, который написал огромное количество разных картин. Он решил пойти по стопам отца и поэтому с детства
Анализ 2
Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.
Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.
Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.
Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.
Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.
Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.
Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.
Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации
«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.
Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.
Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года
Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа
Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.
О морали басни про мартышку и очки
Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.
Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».
Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.
Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.
Проблемы общества, представленные в басне Крылова
Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.
Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:
Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все
Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:
Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:
Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом
Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти
4.1
5
(
8
голосов
)
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Крылатые выражения из басен крылова ставшие пословицами — выражения из басен крылова ставшие пословицами — 22 ответа
В разделе Другое на вопрос выражения из басен крылова ставшие пословицами заданный автором Angelina zomerfeld лучший ответ это – А Васька слушает да ест.- А вы, друзья, , как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь.- А ларчик просто открывался.
– Ай, Моська! Знать она сильна,Что лает на слона!- Беда, коль пироги начнет печи сапожник,А сапоги точать пирожник.-Великий зверь на малые дела- Ворона в павлиньих перьях- Да только воз и ныне там.- Если голова пуста,То голове ума не придадут места.
– Избави Бог и нас от этаких судей!- Кукушка хвалит петуха,За то, что хвалит он кукушку.-Услужливый дурак опаснее врага.- Орлам случается и ниже кур спускаться,Но курам никогда до облак не подняться.- Пой лучше хорошо щегленком,Чем дурно соловьем.
– Чем кумушек считать, трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?- Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.
Ответ от Вровеньне не не, самый классный фраз–А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь!! ! Примеры- на каждом шагу!! ! В каждом телевизоре!! ! На каждой работе!!!!Ответ от росомахарОтвет от КеросинкаУ сильного всегда бессильный виноват.
А, воз и ныне там.
Ответ от #Леди-Л.#=Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку! =Ответ от Александр & AlexanderА виноват ты тем, что хочется мне кушать.Ты братец сер, а я приятель седИ волчью вашу я давно натуру знаю.. .Ответ от Елена Добриян1. А вы, друзья, как ни садитесь;Всё в музыканты не годитесь2.Видит око, да зуб неймёт
3. У сильного всегда бессильный виноват.
Ответ от ЁкрабУ сильного всегда бессильный виноват.. .
И права Ласточка—-там каждая строка вечная, хотя идёт из такой дали… Плохо то, что народ не меняется в своих худших качествах.
Ответ от ЛасточкаА в любой басне вечные слова. Крылов ведь делал перевод Изопа из древнего мира, чуете какая старина.Ответ от Лариса ДА, воз и ныне там. Из басни Лебедь, рак и щукаОтвет от АняА ларчик просто открывался
А Васька слушает да ест
Ответ от Ёветлана Кузнецова1.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (Щука и Кот) .2.Если голова пуста, то голове ума не придадут места. (Парнас) .3.Наделала синица славы, а моря не зажгла. (Синица) .4.Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. (Скворец) .5.Уж лучше пей, да дело разумей. (Музыканты) .6.Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (Вороненок) .7.Услужливый дурак опаснее врага. (Пустынник и медведь) .
8.Хоть видит око, да зуб неймет. (Лисица и виноград).
Популярные сегодня пересказы
- Стрижонок Скрип — краткое содержание рассказа Астафьева Стрижонок вылупился и провёл первую ночь под тёплым маминым крылышком. Утром птенец понял, что мамы нет, а рядом возятся другие стрижата.
- Набукко — краткое содержание оперы Верди Повествование получает развитие с момента, когда объединенное войско Набукко подступает к стенам Иерусалима. Они намерены взять его осадой. Все в городе притаились, они с трепетом и страхом ожидают, что вот начнется битва
- Первое дело — краткое содержание рассказа Искандера Тётка попросила мальчика сходить на мельницу. Раньше это делал её муж, но он пошёл в правление и долго не возвращался оттуда. Парнишка очень обрадовался поручению. С помощью большого початка кукурузы
- Соня — краткое содержание рассказа Толстой Рассказ «Соня» принадлежит авторству современной русской писательницы Татьяны Толстой. Это достаточно печальный по своей концовке, да и сути, рассказ. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
Чему еще учит басня
Чтобы понять ценность какой-либо вещи, нужно научиться ее применять. Нежелание тратить время на то, чтобы учиться чему-то новому — признак глупости, которая высмеивается в басне. Иван Андреевич Крылов в очередной раз призывает подрастающее поколение не жалеть времени и сил на получение знаний.
Еще произведение предостерегает от привычки делать преждевременные выводы. Прежде чем критиковать совет, нужно как следует над ним поразмышлять, подумать, как он помогает другим. Не стоит заранее говорить, что ситуация особенная и никто не может помочь.
Другая распространенная ошибка — нежелание просить помощи. Мартышке никто не запрещал спросить других, что делать. Раз за короткий срок она нашла много очков, значит, она не из робкого десятка и при желании может многое. Если бы у нее возникло желание разобраться, она бы с легкостью нашла, у кого попросить помощи. Произведение Крылова учит быть благодарными за знания, опыт, который человек перенимает у других. Когда дают совет, вместо проявления упрямства нужно слушать каждое слово, чтоб потом его применять.
«Мартышка и очки» — басня, мораль которой понятна даже детям. Обезьяна — это аллегория, в которой некоторые узнают себя. В какой-то мере глупость присуща каждому человеку, ведь все ошибаются
Но важно учиться думать, приобретать знания и не выставлять глупость напоказ, а бороться с нею
Басня Мартышка и очки
Басня Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки». Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.
Мартышка и очки (И. А. Крылов) читать
Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Мораль и анализ басни «Мартышка и очки».
В басне «Мартышка и очки» И. А. Крылов очень точно высмеивает ряд человеческих пороков, во главе которых ставит невежество и лень. И мартышка, в качестве главного героя выбрана не зря. Её родство человеку очень точная аллегория и намёк на то, что все происходящие события можно наложить на современное общество. И именно невежество и не желание потратить силы, на познание простых вещей, не дают мартышке правильно применить очки. Она их то лижет, то прикладывает к разным местам. И даже учитывая то, что с момента написания басни прошло значительное количество лет, она не потеряла актуальность и сейчас. Очень часто в современном обществе встречаются персонажи не желающие ни минуты своего времени потратить на глубокое изучение вопроса. А действуют как та мартышка, наугад и авось. И в таких случаях очень хочется подойти и сказать «Мартышка к старости слаба глазами стала». Но боюсь, что человек даже не поймёт глубины этих слов, т.к. ему присущи все пороки которые пытался высмеять автор.
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,Не в гости, но живот спасая;За шкуру он свою дрожал:Охотники за ним гнались и гончих стая.Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,Да то лишь горе,Что все ворота на запоре.Вот видит Волк мой на забореКотаИ молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,Кто здесь из мужичков добрее,Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.«То так; да у него я ободрал барана».—«Ну, попытайся ж у Демьяна».—«Боюсь, что на меня и он сердит:Я у него унес козленка».—«Беги ж, вон там живет Трофим».—«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:Он на меня с весны грозится за ягненка!» —«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,Сказал тут Васька Волку:«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?Нет, в наших мужичках не столько мало толку,Чтоб на свою беду тебя спасли они.И правы, — сам себя вини:Что ты посеял — то и жни».
Тема, идея и проблема
Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:
- Тема — неумение достойно применять собственные знания.
- Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
- Проблема — необразованность и примитивизм.
На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.
И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.
В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.
Мораль и анализ
Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.
Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.
Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.
Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:
- И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
- Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
- Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.
Приемы образности
Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.
- Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
- Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
- Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
- Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
- Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.