Неразменный рубль – первый способ притянуть деньги
Первый ритуал связан с техникой фэн-шуй и его нужно проводить не более трех дней. Сначала нужно окурить помещение, в котором Вы будете проводить процедуру, палочками с запахом сандала или пачули.
На листке бумаги нарисуйте квадрат, в нем треугольник. В вершины треугольника нужно расположить три свечки любого размера. Подберите цвет для свечи, который подходит Вашей стихии по фэн-шуй. Дереву подходит зеленый цвет, Земли – коричневый, Воде – голубой, Металлу – белый или серебряный, Огню – красный.
Для того, чтобы определить, какая стихия Ваша, воспользуйтесь таблицей ниже.
15 03 1942 — 24 06 1944
27 01 1952 — 2 02 1954
5 02 1962 — 12 02 1964
17 02 1969 — 26 01 1971
28 03 1979 — 4 07 1981
6 09 1989 — 26 10 1990
Стихия Земли:
31 11 1938 — 7 03 1940
10 05 1948 — 16 07 1950
18 06 1958 — 27 03 1960
21 11 1966 — 8 12 1967
11 05 1975 — 17 11 1977
20 03 1985 — 28 09 1987
8 10 1940 — 14 06 1942
17 12 1950 — 26 04 1952
28 04 1960 — 4 12 1962
9 09 1967 — 16 04 1969
18 07 1977 — 27 03 1979
29 01 1987 — 5 02 1989
11 02 1937 — 30 01 1938
2 02 1946 — 9 02 1948
12 02 1956 — 17 02 1958
3 02 1973 — 10 02 1975
13 02 1983 — 19 02 1985
Стихия Дерево:
25 01 1944 — 05 02 1946
3 02 1954 — 11 02 1956
13 02 1964 — 20 01 1966
27 01 1971 — 2 02 1973
5 02 1981 — 12 02 1983
Как только завершите ритуал, на протяжении трех-четырех суток не давайте никому ничего в долг. Ни денег, ни одежды, ни еды, ни даже продуктов. Это запрещается, поскольку ритуал может потерять свои силы.
После того, как Вы зажгли свечи поставьте зеркало в центр треугольника, а на зеркало положите 1000 рублей. Включите расслабляющую музыку или помедитируйте. Пожелайте внутри себя счастья и блага пять раз. Помечтайте о самом лучшем, что может принести это ритуал. Пускай в душе у вас будет покой и гармония.
Затем 1000 купюр спрячьте в специальный отдел в кошельке и никогда не используйте. Они будут просто нести энергию денег. На протяжении трех четырех суток не давайте в долг ничего никому.
Предупреждаем, что с этим ритуалом нужно соблюдать большую осторожность. Если Ваши мысли будут не чисты, то ритуал наоборот может навредить финансам
Поэтому хорошо убедитесь, готовы ли Вы к нему или же стоит подобрать другие методики привлечения денег, более простые, но не менее эффективные. Мы расскажем Вам о них!
Глава первая
Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, т. е. такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того, чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без единой отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.
Здесь надо стать, пожать кошку посильнее, так, чтобы она замяукала , и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль , — ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, — то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, — он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.
Конечно, это поверье пустое и недостаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил.
Глава девятая: Месть татарам и освобождение
Прошёл ещё год. В степь вновь явились двое пришлых хивяков. Говорили они на смешанном языке: то на русском, то на татарском. Один из них всё время носил с собой ящички. Они говорили, что пришли из Хивы закупать коней, что воевать будут с кем-то, а с кем именно не сообщали. Они попросили татар перегнать к ним на реку Дарью коней и там рассчитаться. Татары не знали, как поступить, даже побаивались этих пришлых, которые продолжали уговаривать:
Они продолжали угрожать, что их индийский бог пустит огненные искры. Однажды ночью так и произошло: послышалось шипение и хлопок, после чего небо осветилось искрами, загорелось пёстрое зарево. Татары кинулись в погоню за хивяками, а тех уже и след простыл, только ящики свой они оставили. Иван Северьяныч заглянул в них, а там разные снадобья и бумажные трубки лежат. Пленник поднёс одну из трубок к костру, она взорвалась такими же искрами, и понял он, что это фейерверки. Стал Иван Северьяныч пускать их, запугивая тем степняков. Те боялись, просили прощения, что в бога его не верили, умоляли помиловать. Так он заставил их креститься, а убитого миссионера наказал почитать как мученика и молиться за него.
Потом странник нашёл в ящиках едкую землю, стал прикладывать её к пяткам, набитым щетиной, и конский волос весь вышел из-под кожи с гноем. Чтобы сбежать из орды, притворился он больным, заставил жителей молиться за себя, назначил пост и запретил три дня им из юрт выходить, для страха запустил напоследок самый большой фейерверк. Так и сбежал Иван Северьяныч из орды.
На третий день пути странник увидел реку, людей: крестятся и водку пьют. Так он понял, что они русские. Он им и объявился. Люди эти оказались рыбаками. Они встретили его радушно и предложили ему выпить. Он стал пить и рассказывать обо всём, что с ним приключилось. Так всю ночь и просидели они. После весёлой гулянки пошёл он дальше. Так и добрался до Астрахани.
В Астрахани заработал Иван Северьяныч на поденщине один рубль и запил. Не помня, как очутился он в другом городе, попал в острог, откуда его по пересылке послали в свою губернию. Привели его в родной город, в полиции высекли и доставили в имение к графу, жена которого давно уже померла, а сам он постарел и больше не интересовался конной охотой. Батюшка отец Илья не стал его исповедовать и на три года не разрешил ему причащаться. Граф не захотел его держать у себя, его выселки, дали паспорт и пустили на оброк.
Глава восьмая
Было утро; у моей кроватки стояла бабушка, в ее большом белом чепце с рюшевыми мармотками, и держала в руке новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила. Я понял, что все виденное мною происходило не наяву, а во сне, и поспешил рассказать, о чем я плакал. – Что же, – сказала бабушка, – сон твой хорош, – особенно если ты захочешь понять его, как следует. В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаенный смысл. Неразменный рубль – по-моему, это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастья своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив – чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке сверх теплого полушубка – есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Сделавши кое-что – очень немного в сравнении с тем, что бы ты мог еще сделать, владея безрасходным рублем, ты уже стал гордиться собою и отвернулся от меня, которая для тебя в твоем сне изображала опыт жизни. Ты начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что не нужные стекляшки, и – рубль твой растаял. Этому так и следовало быть, и я за тебя очень рада, что ты получил такой урок во сне. Я очень бы желала, чтобы этот рождественский сон у тебя остался в памяти. А теперь поедем в церковь и после обедни купим все то, что ты покупал для бедных людей в твоем сновидении.– Кроме одного, моя дорогая. Бабушка улыбнулась и сказала: – Ну, конечно, я знаю, что ты уже не купишь жилета с стекловидными пуговицами. – Нет, я не куплю также и лакомств, которые я покупал во сне для самого себя. Бабушка подумала и сказала: – Я не вижу нужды, чтобы ты лишил себя этого маленького удовольствия, но… если ты желаешь за это получить гораздо большее счастье, то… я тебя понимаю… И вдруг мы с нею оба обнялись и, ничего более не говоря друг другу, оба заплакали. Бабушка отгадала, что я хотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. И когда это было мною сделано, то сердце мое исполнилось такой радостью, какой я не испытывал до того еще ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие, при котором ничего больше не хочешь. Каждый может испробовать сделать в своем нынешнем положении мой опыт, и я уверен, что он найдет в словах моих не ложь, а истинную правду.
Благодарим за прочтение произведения Николая Семёновича Лескова «Неразменный рубль»!
Читать все произведения Николая ЛесковаНа главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Глава девятнадцатая: Служба на фронте
Странник убежал, не помня себя, не зная, куда бежит и зачем. Ему казалось, что кто-то страшный гнался за ним, и в ужасе он призывал на помощь ангела-хранителя. Иван пришёл в себя на какой-то незнакомой дороге, под деревом, в чужом месте. Он не понимал, что дальше делать. Одно только знал странник: нужно молиться за душу Груши. Ему показалось, что душа её в образе ангела, девочки лет семи, с небольшими крыльями за спиной зовёт его идти за собой, показывая путь. Иван долго шёл, пока его не подвезли на телеге старичок со старушкой. Они жаловались, что сына берут в солдаты, а у них нет денег, чтобы откупиться. Ивану стало жалко их, и он предложил пойти в солдаты вместо их сына, но у него нет документов. Старики обрадовались и сказали, что сами всё сделают, и попросили его назваться их сыном Петром Сердюковым. Так Иван оказался в рекрутах в другом городе.
Старики дали Ивану двадцать пять рублей, которые он отнёс в бедный монастырь, чтобы там молились за Грушину душу. Странник попросил начальство, чтобы его отправили на Кавказ, где он прослужил более пятнадцати лет.
На последнем году службы, во время погони за татарами, произошёл случай, который снова изменил его жизнь. Татары ушли от погони за реку Койсу и укрылись на другом берегу за камнями, ведя прицельный огонь по солдатам. Полковник предложил кому-нибудь из бойцов переплыть на ту сторону, взяв с собой канат, чтобы соорудить мост. Татары стреляли из-за камней по солдатам, не давая доплыть к другому берегу. Погибло несколько человек. Иван решил смыть свой грех, зная, что он может погибнуть. Прочитав молитву, он поплыл через реку. Когда странник плыл, ему казалось, что он увидел над собой летящую Грушу, по внешности лет шестнадцати, которая своими большими крыльями закрывала его от пуль. Иван смог перетянуть канат, достигнув другого берега и соорудить мост. Полковник стал хвалить его за такой смелый поступок и обнимать, называя молодцом.
Во время ночлега странник рассказал полковнику о своей жизни, поразив его пережитыми невзгодами. За его храбрость полковник решил произвести его в офицеры. Об этом было послано прошение. Иван попросил полковника заодно узнать, правда ли, что именно он убил цыганку. Был получен ответ:
Иван после этого стал сомневаться, что это он спихнул Грушу в воду, и что, возможно, он всё выдумал из-за тоски по цыганке.
Когда Ивана произвели в офицеры, он стал проситься в отставку. Полковник отпустил странника в Петербург с рекомендательным письмом для одного большого чиновника, чтобы тот помог ему найти работу. Покровитель, пытаясь помочь Ивану, устроил его в адресный стол справщиком, но эта работу ему не понравилась. Кучером его не брали, потому что теперь он стал благородным офицером, имел орден Георгия. Чтобы не голодать, Иван пошёл в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Такая работа тоже не устроила его, потому что он играл роль демона, и репетиции проходили в дни церковных праздников. Для роли демона он был одет в костюм, обшитый лохматой шкурой козла с длинным хвостом. Нужно было танцевать и кувыркаться, рога на голове мешали двигаться. Весь спектакль актёры должны были избивать его палками, сделанными из холста. Это надоедало Ивану, так как били иногда больно в угоду публике.
Пришлось оставить театр ещё из-за того, что странник побил актёра, играющего роль принца, за его злые шутки и насмешки. Хозяин труппы выгнал Ивана.
Странник остался без жилья и пропитания, решил уйти в монастырь. Жизнь в монастыре очень полюбилась ему. Иван мог посещать службы в церкви, когда ему захочется. Ему было привычно следовать местному распорядку, жить в послушании на всём готовом, спокойно исполнять свою работу кучера. Там он получил монашеское имя Измаил.
Старший постриг он не хотел принимать, потому что считал недостойным его за свои грехи.
Глава двенадцатая: Гипноз
Тёмной ночью шёл пьяный Иван домой, боясь, что на него нападут и заберут кошелёк с большими деньгами. Он думал о том, не был ли предателем его новый знакомый. Ведь из трактира их выставили вдвоём, а проходимец тут же куда-то исчез. Иван позвал магнетизёра, тот сразу же отозвался, но странник долго не мог узнать его, всматривался в его лицо, и казалось ему, что у проходимца два носа. Как будто в бреду слушал он странные речи собеседника, а тот всё по-французски слова говорил. Магнетизёр пообещал Ивану, что даст ему новое понятие в жизни:
Зовёт проходимец Ивана с собой. И, решив напустить в странника ещё больше магнетизма, стал перебирать ему волосы на голове. А Иван всё хуже и хуже себя чувствовать стал, будто смотрел на мир не своими глазами, а глазами магнетизёра.
Иван сам не понял, как очутился возле неизвестного дома, рядом до сих пор проходимец находился, руками перед ним махал, словно колдовал что-то. Странник стал немного приходить в себя. Магнетизёр дал ему кусочек сахару и исчез в неизвестном направлении.
Иван стоял посреди улицы и не понимал, где он находится. В окнах чужого дома горел свет, он решил зайти и спросить дорогу, как домой дойти.
Глава вторая: Детство Ивана
Монах поведал своим спутникам о том, что родился крепостным у графа К. из Орловской губернии. В селе, где жил граф, были знатный дом и конный завод. Отец Ивана был кучером в конюшне. Мать долго не могла иметь ребёнка, она просила бога дать ей дитя, и её молитвы были услышаны. Но сразу после родов она умерла. Мальчик родился с крупной головой, отчего дворня прозвала его Голованом. Будучи ребёнком, Иван проводил много времени в конюшне отца. Там он научился ухаживать за лошадьми, очень полюбив этих животных.
Когда Ивану было одиннадцать лет, его посадили форейтором в упряжку из шести лошадей. Голос у него был сильный, громкий, «продолжительный», но сил было ещё мало, поэтому его обычно приматывали ремнями к седлу. Однажды Иван вместе с графом поехали в гости. По пути он увидел спящего на возу посреди сена старика монаха. Ради баловства он ударил его кнутом. Тот испугался, спрыгнул с воза и разбился насмерть. После этого, во сне к Ивану пришёл тот самый старик и дал упрёк за то, что тот его без покаяния жизни лишил, но при этом был ему за это благодарен. Монах сообщил Ивану о том, что он «обещанный богу сын», что его мать обещала его богу. Монах дал ему знамение:
Мальчик забыл о знамении монаха, но он вновь пришёл к нему во сне и напомнил о своём предсказании. Вскоре повёз он графскую семью в Воронеж. Остановились в одном из уездов лошадь покормить, мальчик уснул и снова увидел перед глазами монаха, который напомнил о своём предсказании. Иван не обратил и на этот раз на его слова никакого внимания. Поехали они дальше. Путь был проложен над обрывом, в котором погибало много людей. Вдруг лопнул тормоз, оборвалась вожжа, и все шесть лошадей побежали над пропастью. Иван кинулся на подседельное дышло и повис на самом его конце, придушив дышловиков. От испуга он расслабил руки и полетел вниз. Чудом оставшись в живых, он очнулся в избе мужика, который повёз его в Воронеж.
Граф был благодарен Ивану за спасение и велел мальчика просить всё, что ему захочется. Иван пожелал получить в награду гармонь, но играть у него не получалось, и заброшенный инструмент вскоре украли из сарая.
Художественное своеобразие
Образы рассказа выполняют ту же функцию, что и образы притчи как жанра. Они соотносимы с библейскими образами. Жилет – аллегория того, что человеческая слава суетна и не подкреплена никакими достоинствами. Лесков подчёркивает абсолютную бесполезность этой вещи, ведь жилет надет поверх полушубка, то есть он и не греет, и некрасив. Бабушка истолковывает 4 аллегории сна: неразменный рубль – талант человека, бескорыстное служение людям, человек в жилете – суета. Сама она – воплощение жизненного опыта.
Тусклый свет блестящих пуговиц на жилете Миколаша должен сопоставить с истинным светом бескорыстия. Настоящую природу стеклянных пуговиц честно раскрывает Миколаше хозяин жилета: «пуговицы хотя тоже не светят и не греют, но они могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится». И длинный, сухой обладатель жилета, и пузатый купец воплощают тёмную сторону человека.
Лесков передаёт святочное настроение, которое так близко детям, создавая картинку рождественской ярмарки. Читатель чувствует необычные запахи онучи, лыка, пшена, овчины, видит пёструю нарядную толпу.
-
«Однодум», анализ рассказа Лескова
-
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
-
«Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
-
«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
-
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
-
«Зверь», анализ рассказа Лескова
-
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
-
«Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
-
«На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Овцебык», краткое содержание по главам рассказа Николая Лескова
-
«Дурачок», анализ рассказа Лескова
По произведению: «Неразменный рубль»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Глава шестнадцатая: Судьба Груши
Князь во время разговора с Евгеньей Семёновной попросил у неё денег, двадцать тысяч рублей, которые ему нужны были для покупки суконной фабрики. Так как у барыни не было такой суммы, он предложил заложить её дом и пообещал вернуть ей деньги с процентами в десять тысяч. Он рассчитывал заработать миллионы, продавая красочные, но плохого качества сукна азиатам в город Нижний. Князь хотел послать Ивана, зная его честность, на ярмарку к Макарью с образцами сукна, набрать заказов и задатки у азиатов. Евгенья Семёновна поняла, что целью князя было распространить в обществе слухи о том, что дела его улучшились, что он разбогател, и тогда он сможет жениться на дочери предводителя, взяв большое приданое. Это позволит закрыть все его долги. Евгенья Семёновна согласилась подписать закладную на дом и рассчитывала на то, что вернёт свои деньги и разбогатеет. Барыня спросила у князя, что же он будет делать с цыганкой, которая его очень любит. Князь ответил, что собирается бросить Грушу и устроить её жизнь: купить дом и выдать её замуж за Ивана, сделав его купцом. Евгенья Семёновна заметила:
Князю нужно было встретиться с Иваном. Евгенья Семёновна сообщила ему, что странник в городе, и пообещала прислать его к хозяину.
Документы на фабрику были срочно оформлены. Князь послал Ивана на ярмарку, где тот набрал у азиатов заказов, денег и образцов и выслал все деньги хозяину. В княжеском дворе были возведены новые постройки. Флигель, где жила Груша, был снесён. О её дальнейшей судьбе Ивану ничего не было известно, потому что людям князя было приказано молчать, а у новых слуг он ничего не мог узнать. Ему было очень жалко Грушу. С трудом он узнал у старушки-прислуги о том, что князь увёз девушку в коляске в неизвестном направлении.
Иван понимал, что Груша мешала хозяину жениться на другой девушке, потому что она очень любила его «страстной цыганской любовью». Странник знал, что Груша не сможет покорно принять измену князя и будет бороться, чтобы помешать его свадьбе.
В день венчания князя с предводительской дочерью Иван ушёл в лес до самого вечера, надеясь найти там Грушу. Не найдя её, он вернулся и, сидя неподалёку у дома, где проходила свадьба, он стал её звать, называя сестрицей.
Неразменный рубль – нужен человек, который знает иностранный язык
Второй способ
Второй способ более веселый, очень простой и уже не напоминает магию. В нем должен принять участие человек, который хорошо знает иностранные языки.
Позовите знакомого, родственника или друга, который неплохо разбирается в других языках, а еще будет лучше, если он знает хотя бы больше одного на высоком уровне. Посадите его напротив себя и возьмите в руки монетку. Монета может быть любого номинала. Главное тут присутствие человека и его хорошие способности в изучении языков.
Дело в том, что в древние времена людьми, которые хорошо знали иностранные языки, были купцы и торговцы, и именно эти профессии в то время преуспевали. От этого и пошла связь иностранных языков с деньгами.
Вторая часть – разговор. Поговорите с человеком. Спросите у собеседника, как лучше Вам заработать.
Он должен сказать свое субъективное видение ситуации, при чем сам совет роли никакой в ритуале не играет. Студенту знаток может посоветовать хорошо учится, дабы получать стипендию, безработному дать объявление на поисковые сайты, человеку, который хочет повышения, подскажет лучше работать и так далее. Суть того, что скажет Ваш собеседник не несет никакого смысла в ритуале. Вы послушайте его речь и поблагодарите в слух.
Во время того, как человек будет давать Вам совет, а процедура эта может занимать от силы минут пять, Вы должны теребить в руках монетку. Она то и будет впитывать энергию совета от этого человека.
Затем положите монетку в кошелек или в другое укромное место и сохраните ее. Удивительно, но деньги сами начнут к Вам приходить. Вам могут повысить зарплату, одолжить финансы или даже неожиданно их подарить.Вас могут повысить или предложить хорошую подработку. Со временем финансовое положение улучшится.
Неразменный рубль – ищем новую работу!
В последнем ритуале нужна не монетка, а стакан с водой. Обратитесь за советом к человеку, который выше Вас по карьерной лестнице. Спросите его о том, как Вам добиться успеха в карьере. Пока он будет отвечать Вам, пейте воду из стакана. Через некоторое время Ваше дела на работе улучшатся. Также этот способ помогает безработным найти рабочее место.
Вот такие необычные способы притянуть деньги! Они выгладят довольно странно, но многие из них действительно эффективные. Желаем Вам удачи в задуманном!
Напоминаем, что совсем недавно мы писали о самых сильных магических травах, которые привлекают в дом деньги.
Теги: Неразменный рубль, заговариваем монету, деньги, монета
Глава одиннадцатая: Вечер в трактире
У князя была купленная с завода молодая кобылица по имени Дидона. Иван её очень любил, чистил её до блеска и пылинки сдувал. И вот раз они с князем разделились и поехали на разные ярмарки. Вдруг Иван получает от хозяина письмо с просьбой прислать к нему Дидону. Странник подумал, что, видимо, князь продал её кому-то или в карты проиграл. Он отпустил Дидону с конюхами, а сам почувствовал, как сильно захотелось ему сделать «выход». Но при Иване были все деньги княжеские, пять тысяч рублей, поэтому он попытался обуздать своё желание, отчего ещё более захотелось ему выпить. Чтобы успокоить душу, он сходил в церковь помолиться и пошёл в трактир чай пить. А там стоит среди гостей проходимец, его выгоняют, а он не желает уходить, и, хотя денег у него нет, просит водки и обещает вместе со стеклом съесть. Ему подали, он и съел. Ивану стало жалко человека, он ему за свой счёт велел другую рюмку подать. Так проходимец и стал выпрашивать у странника рюмку за рюмкой.
Проходимец этот поведал Ивану, что обладает магнетизмом и может пьяного вылечить от вредного пристрастия. Он пообещал страннику, что избавит его от пьянства за угощение, то есть за очередную рюмку. Иван послушался нового знакомого. Так он вместе с проходимцем и пил в трактире, так сказать «лечился», до самого вечера. Вдребезги пьяных мужчин выставили за порог трактира.
Глава первая: Знакомство с Флягиным
Странствуя по Ладожскому озеру на судне от острова Коневца к Валааму, путешественники побывали в посёлке Корела. Продолжая свою поездку, они стали обсуждать это весьма несчастное и древнее русское поселение.
Один из путников, любитель пофилософствовать, сказал, что в Корелу можно отправлять ссыльных Петербурга, вместо того, чтобы отправлять их в отдалённые места, ведь это намного дешевле для государства. Другой путник ответил, что дьячок, что жил в Кореле в изгнании, не смог выдержать тоску этого места, отчего и повесился. Философ полагал, что дьячок правильно поступил, а его религиозный собеседник считал, что самоубийцы целый век мучаются на том свете, потому что за них нельзя молиться.
Вдруг, защищая дьячка, в разговор вступил ещё один человек, малоречивый, дюжий, седой. На вид ему было лет пятьдесят. Одет он был в платье послушника. Он рассказал о попе из Москвы, который молился за самоубийц, исправляя их положение на том свете. Патриарх Филарет за пьянство хотел лишить духовного звания попа, но того защитил сам преподобный Сергий Радонежский, дважды приходивший к Филарету во сне.
Пассажиры заинтересовались странником и стали допытываться о его жизни. Богатырь стал рассказывать о том, что служил конэсером, укротителем лошадей, в армии. Он выбирал к жеребцам особенный подход, выливая им тесто на голову, чтобы усмирить их норов. Путешественники спросили странника, почему он стал монахом, на что он им ответил, что многое в своей жизни делал по родительскому обещанию. Черноризец прошёл необычный жизненный путь, поэтому путники попросили его рассказать о своём прошлом. Звали мужчину Иван Северьяныч Флягин.
Глава седьмая: Работа в плену
Привезли героя в другую орду, а обратно не пустили. Как и от первых двух жён, так и от следующих двух у Ивана Северьяныча были дети, которых он любил, но не считал за своих, потому что они были некрещёные. За всё время жизни в степях мужчина не привык к чужим краям. Очень часто на странника находила острая тоска по России. Он плакал по крещёной земле. Смотрел на местную природу и вспоминал родную. Он припоминал русские обычаи и всё думал о былом, да сравнивал русскую жизнь с татарской.
Иван Северьяныч прервал свой долгий рассказ. До того старый монах трогательно рассказывал попутчикам о своих былых раздумьях, что те притихли и прониклись его скорбью. Слушатели дали отдохнуть страннику, а потом вновь стали сыпать вопросами, главным из которых состоял в том, как же вылечил монах свои пятки, испорченные щетиной.
Глава тринадцатая: Ночь с цыганами
Войдя в дом, Иван увидел длинные сени, светили фонарь и свечи. Иван заметил, что дальняя дверь отворилась, из неё вышел высокий цыган, выпроваживая быстро кого-то. Страннику показалось, что спровадил он именно магнетизёра, обещая прибавления денег за то, что он привёл Ивана. После этого цыган бросился навстречу страннику, приглашая его зайти и послушать песни. Среди многочисленного количества людей, находящихся в комнате, куда завёл его цыган, пела молодая цыганка.
Увидел Иван среди всех людей давно знакомых купцов, князей, заводчиков. Певица-цыганка, звали её Груша, ходила с большим подносом, по краям которого стояло шампанское, а посередине огромная сумма денег. Кому она подавала стакан с вином, тот сразу пил и кидал ей на поднос деньги, а она, в свою очередь, в губы целовала и кланялась.
Поднесла цыганка и Ивану поднос. Он выпил вина, она его в губы поцеловала и поклонилась, и выложил он ей сто рублей. Цыган, как увидел деньги, сразу начал странника за стол приглашать. Он хотел было уйти, а Груша остановила его, вновь в губы поцеловала. Понял Иван истинную красоту, и согласился мысленно со словами магнетизёра. Ждал он, чтобы Груша ещё спела, и когда она пела, он ей за каждую исполненную песню по сто рублей выкладывал, не жалея.
Стали все танцевать, а цыганка лучше всех плясала, и все ей деньги под ноги кидали. Иван тоже кидал, плясал, а после выпил залпом всю бутылку вина, что на столе стояла.
Тема и проблематика
Тема рассказа традиционна для святочных рассказов: нравственное перерождение героя. Поскольку герой и в начале рассказа хороший мальчик, то ему приходится пройти определённые испытания и проявить себя с разных сторон – и с хорошей, и с плохой. Осознав свои ошибки, мальчик становится взрослее. Во сне он переживает своеобразную инициацию. Недаром же у рассказа много общего с волшебной сказкой.
Лесков ставит перед собой в рассказе воспитательные задачи: маленькие читатели должны были либо узнать себя в Миколаше, либо осознать проблему раньше, чем к ним придёт испытание славой. Проблематика связана с воспитательными целями рассказа.
Лесков поднимает проблему жизненного предназначения человека, реализации его призвания и способностей, чему не должна помешать человеческая слава. Важна в рассказе проблема выбора, проблема самостоятельности, жертвенности.
Глава вторая
Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счет, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далеком распутье и торговаться с ним за черную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку. Я знал, что на свете бывают пряники желтые, с патокою, и белые пряники – с мятой, бывают столбики и сосульки, бывает такое лакомство, которое называется «резь», или лапша, или еще проще «шмотья», бывают орехи простые и каленые; а для богатого кармана привозят и изюм, и финики. Кроме того, я видел картины с генералами и множество других вещей, которых я не мог всех перекупить, потому что мне давали на мои расходы простой серебряный рубль, а не беспереводный. Но няня нагнулась надо мною и прошептала, что нынче это будет иначе, потому что беспереводный рубль есть у моей бабушки, и она решила подарить его мне, но только я должен быть очень осторожен, чтобы не лишиться этой чудесной монеты, потому что она имеет одно волшебное, очень капризное свойство. – Какое? – спросил я. – А это тебе скажет бабушка. Ты спи, а завтра, как проснешься, бабушка принесет тебе неразменный рубль и скажет, как надо с ним обращаться. Обольщенный этим обещанием, я постарался заснуть в ту же минуту, чтобы ожидание неразменного рубля не было томительно.
Глава пятнадцатая: Любовь графа
Князь был человеком добрым, но имеющим непостоянный характер. Он привык, чтобы все его желания тут же исполнялись. Иван, зная переменчивость его натуры, не ждал ничего хорошего для Груши. Вскоре его опасения оправдались. Любовь князя к девушке постепенно остывала, он стал скучать в её обществе и звал к ним в компанию Ивана, чтобы он слушал пение Груши вместе с ним. Цыганка говорила:
Груша рада была общаться со странником и относилась к нему очень дружелюбно. Когда князь и Груша сидели за обеденным столом, Ивану не положено было сидеть с ними вместе. Но когда цыганка оставалась дома одна, то сажала странника рядом с собой.
Со временем князь становился всё грустнее. Он жаловался страннику на то, что дела его идут плохо, он должен рассчитывать каждую копейку, чтобы заказать себе бутылку вина к обеду. Кроме любви к Груше, ему не хватало общения с другими людьми. Ему хотелось открыть своё дело.
Князь начал торговать лошадьми, но был непрактичен, и эта попытка разбогатеть не увенчалась успехом. Не получилось и строительство мельницы, не дала прибыли шорная мастерская. Долги росли, князь редко бывал дома, а Груша часто оставалась одна. Хоть она жаловалась, что мало его видит, но заметив, что князь скучает в её обществе, сама предлагала ему куда-нибудь поехать прогуляться. Князь просил Ивана общаться с Грушей, беречь её, когда сам был в отъезде:
Груша ревновала князя, стала расспрашивать Ивана Северьяныча о том, где бывает князь во время своих поездок, просила рассказать о том, не решил ли князь жениться, не вернулся ли к той женщине, которую раньше любил. Она попросила его съездить в город, узнать обо всём. Под предлогом покупки лекарств для лошадей, он поехал.
В городе жила прежняя любовь князя, дочь секретаря Евгенья Семёновна, у которой был ребёнок от князя – дочурка Людочка. Евгенья Семёновна была образованной, умела играть на фортепиано, знала иностранные языки, славилась своей добротой к людям князя, была хороша собой. После рождения дочери она располнела, поэтому князь её бросил. Он, имея в прошлом большой капитал, купил барыне с дочкою дом. Больше он не приезжал к ней. Люди князя помнили доброту барыни и заезжали к ней в гости. Иван Северьяныч по приезде в город тоже остановился у неё. Во время разговора с Евгеньей Семёновной он узнал, что князь собирался взять в аренду суконную фабрику. Он прислал ей письмо, что хочет повидаться со своей дочерью. В этот же день князь приехал к Евгенье Семёновне, увиделся с дочерью, с которой был очень ласков. Он отправил девочку с няней кататься в карете. Иван Северьяныч, сидя за тонкой стенкой в другой комнате, подслушивал разговор барыни с князем, чтобы узнать, не задумал ли что-то плохое князь против Груши.