Огородники – краткое содержание рассказа Носова
Через день после приезда рассказчика в пионерский лагерь вожатый объявил, что теперь у отряда будет свой огород. Ребята предложили поделить всю землю на участки, закрепив за каждым двух ответственных. Таким образом, станет понятно, кто работает лучше всех, а кто отстающий. Бригада, вскопавшая быстрее всех свой участок, получит красное знамя «Лучший огородник». Далее вымпел будет переходить к первым, завершившим посадку, затем прополку, а та бригада, что соберет осенью самый большой урожай, увезет знамя с собой в город. Рассказчик с другом Мишкой попросились в одну бригаду и решили бороться за звание лучшего огородника. Ребята были уверены в скорой победе. При разделе земли им достался участок под номером 12. Мишка тут же стал жаловаться на то, что им достался самый плохой надел: и ямы в нем, и пни. В то время, пока рассказчик вскапывал землю, его друг бегал по соседним территориям и смотрел, сколько сделали другие. Работать решено было каждый день, но до обеда, таким образом, первый день работы мальчики закончили, сделав чуть меньше остальных.
После обеда второго дня работы вожатый начал мастерить вымпел, а Мишка предложил сделать еще и пугало для ворон. Готовое пугало поставили посреди двора, а перед отбоем друзья договорились ночью вскопать всю землю на своем участке, оставив на утро лишь небольшой кусочек.
Придя ночью на огород, ребята по пню определили, что это их участок. В этот раз Мишка добросовестно трудился, и мальчики даже сумели выкопать пень, обрубив у него корни. Выбросив его в реку, герои отправились в лагерь, досыпать.
На следующее утро ребята едва смогли подняться с постели, потому что все тело болело от тяжелой работы. Когда все отправились на огород, друзья пришли туда самыми последними, посмеиваясь над другими. Особенно их поразил самый запущенный участок, посредине которого торчал не выкорчеванный пень. Какого же было их удивление, когда они обнаружили, что это их собственная земля, и ночью они по ошибке вскопали чужую территорию. Понимая, что звания лучшего огородника им уже не видать, мальчики вновь удрученно взялись за лопаты. А Ваня и Сенька, посмеиваясь над друзьями, поставили по окончании работы на их участке пугало, как символ отстающих.
Мальчики очень расстроились и всеми силами старались отделаться от пугала до конца сезона. Но у них ничего не выходило, потому что во время посадки Мишка перепутал семена, а при прополке – сорняки с петрушкой. А осенью красное знамя оказалось у них в руках! Ведь пугало сохранило им весь урожай и постоянно им напоминало о том, что нужно работать лучше.
Популярные сегодня пересказы
Замечательнейший рассказ «Скверный анекдот», в котором затрагиваются темы социального статуса, вопросов гуманизма и других вопросов, касаемых человечности, Федором Михайловичем Достоевским.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» (в рукописи названия у него не было) стало известно после гибели поэта. В нем описывается кровопролитное сражение в Чечне, которое произошло на речке Валерик 11 июля 1840 г
Данный рассказ был написан в 1962 году и опубликован в журнале под названием «Октябрь». Предположительно, произведение описывает события, которые произошли лет десять назад.
Друг мистера Мишкоу верит, что черепахи – символ счастья. Он подарил Мишкоу черепаху. Но жена и дети Мишкоу равнодушны ко всему, похожи на стариков. А он стоял на четвереньках, пытаяся пробудить черепаху.
Дневник Коли Синицына
И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.
Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.
Бенгальские огни
Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.
Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.
Заплатка
У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»
Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.
Носов «Шурик у дедушки» для читательского дневника
Два брата, старший — Коля и младший Шурик, отдыхают на даче. Старший Коля чувствует свое превосходство, над младшим, так как уже ходит в первый класс. Обследуя дачу ребята нашли много сокровищ. Коле достались банка из под варенья и коробочка из под гуталина, Шурик получил дверную ручку и калошу на правую ногу. За удочку ребята, чуть не подрались, в конце концов она досталась рассказчику. Шурик заявил, что ему не особо то и нужна удочка.
На этом ребята разошлись, Коля — копать червей для рыбалки, Шурик к бабушке, за спичками. Он захотел расплавить калошу, что бы получить резину. Бабушка отказала Шурику, заявив, что он такими темпами сожжет ей дом. Получив отказ, Шурик привязал калошу к ручке, на длинной веревке. Теперь Шурик водил калошу за собой. Увидев, что старший брат готовится к рыбалке, Шурик заявил, что заколдует рыбу и брат ни чего не поймает. Коля отправился на колхозный пруд, где и начал удить рыбу. Шурик же начал «колдовать» : бросать калошу в воду, а потом вытаскивать ее на берег. При этом он приговаривал:
«Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!»
Эти действия снова привели к ссоре братьев. Да к такой сильной, что Шурику пришлось спасаться бегом, от разозленного брата.
Коля вернулся с пруда, так ни чего и не поймав. На ехидные замечания, брата он не отреагировал, в свою очередь заметив, чем занимался Шурик в одиночестве. А Шурик, раздобыв гвозди, прибил ручку к калитке, а затем прибил и калошу. Для чего он это сделал, он и сам не понял.
Вернувшийся дедушка, ребят не только не разозлился, а наоборот похвалил Шурика, найдя прибитую ручку и калошу в
есьма полезными изобретениями. Ручка послужит для низких людей не способных дотянуться до верхней, а калоша заменит — почтовый ящик.
Коля же рассказал дедушке. что не ходил на рыбалку, но ни чего не поймал. Выслушав его, дедушка пояснил, что в пруду рыбы еще нет, так как он был вырыт совсем не давно. Как рыбное место, дедушка посоветовал — реку.
На следующий день, Коля позвал Шурика на речку. Шурик съязвил, что Коля боится его «колдовства», но брат заявил. что Шурик может колдовать Так они пошли на реку вдвоем, Коля ловил рыбу, а Шурик сидел рядом и читал свои заклинания. Так продолжалось до момента, пока Коля поймал первую рыбу. Бросив все Шурик, посадил рыбу в банку, определили, что это — окунь.
В этот день ребята принесли домой большой улов: шесть окуней, одного ерша и четырех пескарей. Когда они вернулись домой, на месте калоши висел красивый, синий почтовый ящик. Но, это не расстроило Шурика, так как ящик ему очень понравился.
Когда же Коля напомнил, Шурику про то, что его колдовство не действует. Тот сказал, что знает и сам в него не верит, а верят в колдовство, только дикари и старые старушки. Последнее очень рассмешило бабушку, так как она хоть и была старенькой, но в колдовство тоже не верила.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Трест, который лопнул О. Генри Автор беседовал с Джеффом Питере о слабых местах такого монополистического объединения, как трест. Он поинтересовался не приходилось ли тому возглавлять что-то подобное. Собеседник признался, что один раз довелось
- Роза и крест — краткое содержание пьесы Блока История разворачивается во Франции в Лангедоке и Бретани в 8 веке, в самый разгар альбигойевского восстания и во время сбора крестового похода. То войско, что призвали на помощь движется со стороны Севера.
- Кирпичные острова — краткое содержание рассказа Погодина Произведение под названием «Кирпичные острова» написано известнейшим русским писателем Радия Петровича Погодина Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
- Книжный вор — краткое содержание романа Зузака Повествование в рассказе осуществляется от лица смерти, которая в период Второй мировой войны, несмотря на страшную занятость, наблюдает за судьбой маленькой девочки по имени Лизель Менингер.
Конспект урока по литературному чтению «Н. Носов. Огородники»
3-ему ряду индивидуальное задание по группам.
4)Расположить пословицы по порядку в соответствии с событиями в рассказе. всё-таки наше!
Как пойдёт дело в разлад, так и сам не рад.
5)Выслушиваются ответы детей по составленным синквейнам .
Рассмотреть с разных точек зрения характеристику Кольки (верный, ответственный, терпеливый, но слабохарактерный, пошёл на поводу у своего напарника) и Мишки.
Подробно остановиться на Мишке.
Отношение к работе. (Лодырь, лентяй, бездельник.)
Отношение к товарищам. (Эгоист, самолюб.)
Отношение к жизни. ( Прохвост, хитрец, обманщик. Делает дело украдкой, ко всем придирается.)
Хотя однозначной характеристики дать нельзя. Ночью потрудился на славу. Значит, может, если захочет. Вот только мотив – обманом вырвать победу – какой?
Друг – лодырь, эгоист, прохвост
Как бы вы себя чувствовали рядом с таким другом? Какой совет бы вы дали Мишке в данной ситуации? ( Трудиться, стараться, не отвлекаться по пустякам, преодолеть самого себя и собственную лень, исправиться, не подводить друзей.)
Молодцы! Правильные слова говорите. Даже верно назвали главный принцип Н. Носова, которым он руководствовался всю жизнь:
Настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде,
в преодолении трудностей».
6)
Но одно дело сказать, и совсем другое — сделать. Насоветовать можем, а сами…? Обратимся за помощью к«стульчику уверенности» ( психологический приём).5. Подведение итогов.
Такс какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ? В очередной раз развеселить читателя? Подшутить над кем-нибудь? ( Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними, помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного).
Какие ещё важные слова вы должны были добавить в цель урока. (Прислушаться к советам, которые звучат у автора между строк. Жить в соответствии с этими советами так, чтобы положительных качеств найти в себе больше).
А сейчас самое время вернуться кзаданию о пословицах . Проверим, возьмём на заметку эти мудрые мысли.
Послушайте концовку рассказа в авторском не сокращённом варианте
Аудио сказкадо слов «Если б не пугало, мы бы не получили знамя .»
Как вы думаете, причём здесь пугало?
Кроме страшилы для птиц, чем пугало было для ребят?
Предлагаю и вам поучаствовать в соревновании, например, в уборке класса (Подробное обсуждение этого соревнования оставить на классный час)
6. Рефлексия, домашнее задание.
И закончить урок хочу добрым пожеланием «Время даром не теряйте – книги Носова читайте» Как вы думаете, какое домашнее задание под этим девизом подразумевается? (Найти и прочитать другие произведения Н. Носова, знать их краткое содержание, тему и мысль).
Плюс не забудьте восполнить пробелы в информации о значении и происхождении фразеологизмов, нарисовать рисунок.
Оцените свою работу на уроке.
Выберите из трёх предложенных вариантов ответов на листочках тот, который характеризует вашу работу на уроке:
- Спустя рукава
- И так и сяк
- Засучив рукава
Популярные сегодня пересказы
- Лиханов Годы советского периода отличаются творческим подъемом многих представителей литературного направления. Среди них огромной популярностью пользуются труды Альберта Анатольевича Лиханова.
- Краткое содержание романа Молодая гвардия Фадеева По жанровой направленности произведение относится к разряду социально-психологического романа, ключевая тематика которого заключается в изображении реальных событий, происходящих в период войны
- Краткое содержание повести Хозяйка Достоевского Главного героя данного замечательного произведения Василия Ордынова можно назвать не амбициозным человеком. Это связано с тем, что, будучи сиротой, по окончанию университета
- Волшебная лампа Аладдина — краткое содержание сказки В персидском городе проживал мальчик по имени Алладин, он был из бедной семьи. Он много бездельничал и то и дело воровал фрукты в чужих садах. А когда Алладину исполнилось пятнадцать лет
Носов «Три охотника» для читательского дневника
Трое охотников: Дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма устроившись на опушке рассказывают друг другу охотничьи байки:
Первым рассказывает Дядя Ваня историю о том, что будучи еще совсем маленьким и не имея еще ружья повстречал в лесу волка. Волк не успел поймать Дядю Ваню, а только порвал сзади штаны. Мальчуган спасся от волка на дереве, рассудив, что наступит вечер и когда волк заснет, он спустится и тихонько проберется домой. На его беду на смену волку пришел еще один. а потом еще один. Так под деревом собралась, целая стая.
Наступила ночь. И в это мгновение снег по молодым охотником провалился, и полетев вниз попал в берлогу к медведю. Выбравшись из нее и не удивив волков Дядя Ваня поспешил домой. Мать ему зашила штаны, а отец подарил ружье.
Дядя Федя рассказал, что однажды тоже повстречал медведя и тоже без ружья. Бросившись бежать, чтобы отвлечь мишку, он стал бросать ему свои вещи. Оставшись в одних трусах, он выбежал на мостик, который не выдержав веса медведя рухнул. Медведь вылез на берег и ушел в обратно в лес.
Дядя Федя решил вернуться домов, но потом понял, что ни ключей, ни документов у него не осталось. Так как все было в куртке. Добравшись до своего дома, стараясь не попадаться соседям на глаза. Добравшись к двери своего дома, Дядя Федя пытался выломать ее, но у него ни чего не получилось. Тогда он полез в окно. Тут то его и поймали бдительные соседи, которые давно заметили подозрительного гражданина. Даже позвали милиционера. Послушав объяснение, милиционер не поверил объяснению незадачливого охотника. Положение спасла соседка, узнавшая дядю Федю.
Третьим свою историю рассказал дядя Кузьма. В ней он рассказал, как принеся домой добытого медведя. Освежевание медведя прервал пес Фоксик, укусивший медведя за нос. Это разбудило медведя и он кинулся за охотником. Долго гоняя его по двору, медведь загнал дядю Кузьму на кровать, которому ни чего не оставалось как притвориться мертвым. Тогда медведь подошел к нему стал трясти за плечо и говорить: «Вставай скорее! Вставай». Оказалось все это сон, а будит его жена.
Посмеялись охотники над историями друг друга. И решили, что убивать животных и птиц не стоит, а лучше наслаждаться наблюдениями за природой.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк
В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки
- Краткое содержание Жан-Кристоф Роллан
В небольшом германском городке, в семье Крафтов, увлеченных музыкой, появляется на свет малыш, его назвали Кристоф. Ребенок с ранних пор имел врожденный талант к музыке. Кристоф сочинял собственные мелодии
- Краткое содержание Аверченко Виктор Поликарпович
Произведение писателя представляет собой ироничный рассказ, повествующий о событиях, произошедших в небольшом российском городе, куда наведывается суровый и справедливый контролирующий инспектор для проведения ревизионного контроля.
- Краткое содержание Бунин Темные аллеи
В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас
- Краткое содержание Чехов Размазня
В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает
Действие происходит в пионерском лагере. Именно туда приехали главные герои произведения – Коля и Мишка. В лагере все ребята ухаживают за огородом. Чтобы работать было веселее, решено было поделить огород на участки и устроить соревнование с вручением победителям переходящего красного знамени с надписью «Лучшему огороднику». Каждый участок должны были обрабатывать два человека.
Конечно же, Коля и Мишка, будучи друзьями, стали работать вместе. Вот только характеры у них совершенно разные. Если Коля старался просто работать, то Мишка все время что-то придумывал и суетился не по делу. Когда делили участки, Мишка много возмущался, что им дали самый плохой участок. А во время вскапывания огорода он больше времени бегал с рулеткой, чем копал, измеряя, сколько уже вскопано и сколько осталось. При этом Мишка непрерывно хвастался окружающим, что их бригада обязательно будет первой.
Собираясь перехитрить всех, Мишка подговорил друга вскопать участок ночью, чтобы вырваться в победители. Друзья так и поступили. Да только в темноте они перепутали участки и вскопали чужую землю. В итоге, незадачливые копатели попали в отстающие. А им на участок вместо знамени поставили огородное пугало. Это пугало, ставшее отличительным знаком отстающих, все лето простояло на участке героев рассказа. А все из-за Мишки, который много суетился и постоянно все путал. То свеклу не там посадит, то вместо сорняков ценную культуру выдернет.
Но осенью неожиданно оказалось, что друзья стали победителями соревнования, потому что на их участке урожай был лучше, чем у других. А благодарить за это надо было пугало, которое своим видом отгоняло ворон от участка и помогло сберечь урожай. Да и сами герои рассказа, постоянно видя перед глазами этот символ отставания, старались работать как можно лучше, за что и получили звание лучших огородников.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Огородники» в том, что в трудовой деятельности, и особенно в сельском труде, главное – это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды. Да, герои рассказа наделали много ошибок, когда начали возделывать участок, но они сумели взять инициативу в свои руки и довести начатое дело до конца.
Рассказ «Огородники» учит нас уважительно относиться к труду в целом и к работе на земле, в частности. Не стоит делать поспешных выводов о том, кто плох, а кто хорош, пока не увидишь результат.
Популярные сегодня пересказы
- Обещание на рассвете — краткое содержание романа Гари Произведение по жанровой направленности представляет собой автобиографическую прозу. Автор повествует об истории собственной жизни, рассказывая изначально о детских годах
- Жестяной барабан — краткое содержание Грасс Гениальное по своему содержанию произведение «Жестяной барабан» написано знаменитым писателем Гюнтером Грассом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
- Сказка бочки — краткое содержание произведения Свифта Автор считает, что для того, чтобы стать хорошим оратором, необходимо возвыситься над толпой. Речи произносить лучше всего с лестницы, кафедры или сцены уличного театра. Далее писатель
- Вредные советы — краткое содержание Остер Данные советы нужно и можно читать, и применять только достаточно вредным детям, которые живут подобным образом. Если вы собрались идти к своему другу на день рождения, то идите без подарка, даже не думайте о том, что подарить
Живая шляпа
Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.
Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.
Мишкина каша
Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.
А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.
А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.
Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.
Витя Малеев в школе и дома
Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…
Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.