IV
Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.
Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».
Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.
И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.
Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.
Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.
Начало творческого пути
Женившись на Марии Ивановне Васильевой в 1905 году, Александр решает всецело посвятить себя литературе. Он начал сотрудничать с периодическим изданием «Зритель». В этом журнале писатель опубликовал свое произведение «Чепуха» и впервые подписал его своим известным псевдонимом «Саша Черный». Эта работа вызвала восторг у публики. Писателя стали приглашать к сотрудничеству многие журналы и газеты. Саша Черный сотрудничал с такими периодическими изданиями как «Журнальчик», «Леший», «Альманах», «Маски».
Популярность писателя возрастала, однако были и негативные моменты: после того как в журнале «Зритель» появились сатирические стихи Саши Черного журнал был закрыт, некоторые работы писателя не печатались по причине политической цензуры. Писатель на какое-то время уезжает в Германию.
Через два года Александр возвращается в Петербург и начинает плотно сотрудничать с журналом «Сатирикон». В то время его творчеством восхищались практически все образование люди. Его стихи привлекали своим юмором, хлесткой сатирой, дерзостью, остроумием. В разгар своего творчества большое количество издательств предлагали писателю сотрудничество. Вскоре сатирическое направление изжило себя в творчестве писателя, и он начинает заниматься детским литературным направлением.
Расцвет творчества
В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:
«Как только выходил новый номер журнала, читатели сразу же начинали искать в нём произведения Саши Чёрного. Каждая курсистка или врач, студент или инженер, учитель или адвокат могли рассказать их наизусть».
Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:
- «Русская молва» и «Современный мир»;
- «Киевская мысль» и «Солнце России»;
- «Современник» и «Аргус»;
- «Одесские новости».
Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».
Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:
- стихотворение «Костёр»;
- вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
- в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
- в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».
Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.
Литература
Русская литература богата на «говорящие» псевдонимы вроде Максима Горького, Демьяна Бедного, Эмиля Кроткого. Псевдоним Саша Черный имеет другое происхождение. У Александра Гликберга были разные псевдонимы – Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. А имя, под которым читатели теперь знают поэта и писателя, родом из детства: так маленького брюнета Сашу называла родня, чтобы отличать от другого Саши Гликберга – блондина.
Писатель Саша Черный и его пес Микки
Первое стихотворение, подписанное Сашей Черным, вышло в 1905 году и «взорвало» читающую публику. Под названием «Чепуха» скрывалась хлесткая сатира на самую верхушку тогдашней власти: депутатов Госдумы, министров и даже царя. Журнал «Зритель» после такого тут же закрыли. А Саша Черный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».
В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.
Книги Саши Черного
В Санкт-Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Три года Аркадий Аверченко систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвел, книги Саши Черного активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался все тем же замкнутым еврейским мальчиком.
В 1912 году, уехав на Капри, Саша Черный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Во время войны Саша-поэт творить не мог, ему даже пришлось лечить тяжелую депрессию. Зато активно работал Саша-прозаик, писавший и издававший книги для детей.
Портрет Саши Черного
Саша Черный с легкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребенком и вести с тем на удивление взрослую беседу. Дети для него – и читатели, и герои произведений, например, рассказов «Кавказский пленник» или «Домик в саду».
Еще одна особенность – сочетание во взрослых стихах беспощадной сатиры, потрясающей искренности, душевной боли и вечных ноток пессимизма. И при том у стихов самая разная направленность. Например, «Галчата» легки и воздушны, «Апельсин» дышит лиризмом, пусть и с налетом иронии. А «Гиена» кажется миниатюрой для детей, но вывод, который делает автор, явно взывает ко взрослому разуму.
Рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Домик в саду» и «Дневник Фокса Микки»
В 1918 году Саша Черный, не принявший большевистскую власть, предпочел жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вел литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьезные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».
Перу Саши Черного принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Генриха Гейне, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Черного композитор Дмитрий Шостакович создал ряд музыкальных произведений.
«Игорь-Робинзон»
Люди оказываются на грани жизни и смерти не только во время войны. Вспомнить хотя бы Робинзона Крузо — героя одноимённого романа Даниеля Дефо, который попал в кораблекрушение и очутился на необитаемом острове, где ему пришлось прождать спасения аж 28 лет! Используя инструменты, которые он сумел унести с полуразрушенного корабля, Робинзон построил себе «крепость», научился охотиться на диких коз — и даже организовал ферму и огород.
История Крузо выглядит как вымысел, но, как ни странно, у него был прототип — шотландский матрос Александр Селкирк: он провёл на тихоокеанском острове Мас-а-Тиерра четыре с половиной года. Это, конечно, не двадцать с лишним лет, но всё же! Причём, что интересно, до него на этом же самом острове умудрялись «потеряться» ещё тринадцать человек… Мужчину обнаружил экипаж английского корабля «Герцог», и произошло это в 1709 году, — а спустя десятилетие Дефо опубликовал роман, который стал бестселлером.
Но вернёмся к Игорю, герою рассказа Саши Чёрного. Вот что произошло с ним в один погожий день, когда взрослые — родители и экономка — разбрелись кто куда:
- …у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.
- Запрещено одному кататься на лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было… <…>
- Продрался к пристани, влез в лодку <…>. Флаг поднял, <…> сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… <…>
- И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок <…>. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается-кланяется. До свиданья, адмирал!
- Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А лёгкий ветерок <…> боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое <…>. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.
- Зашипела над лодкой зелёная лоза, кролики по кустам брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!
«Остров» оказался крошечным клочком земли — двадцать пять шагов в длину, пятнадцать в ширину; посередине торчит будка, в которой лежит старое сено, вокруг бегают кролики. Берег близко — рукой подать, но Игорь не умеет плавать. Что же делать?
Казалось бы, мальчишка должен обрадоваться, что разделил участь любимого героя. Но Игорь восторга не испытывает — наоборот, переживает: сколько ему придётся просидеть на острове, пока родители не вернутся домой и не бросятся на поиски? Да и когда найдут, радости будет немного: отругают, а то и накажут… Может, позвать кого-нибудь на помощь? но кого? Кричать бесполезно, «только индюку удовольствие, — ишь как передразнивает»…
Конечно, как и в предыдущем рассказе, здесь тоже всё кончается быстро и хорошо — и, думается, Игорь больше не будет без разрешения кататься на лодке. А может, даже попросит родителей, чтобы они научили его плавать…
Детство и юность
В конце XIX века в Одессе на улице Ришельевской жила обычная еврейская семья: провизор Мендель Гликберг, его жена Марьям, болезненная и страдающая истерией, и пятеро детей. Мальчик, рожденный в этой семье 1 (13) октября 1880 года, получил имя Александр. Детство Саши было безрадостным. Отец, агент фармацевтической компании, постоянно был в разъездах. Мать ввиду состояния здоровья детьми практически не занималась, зато жаловалась на них мужу. А тот был скор на наказания, так что его приездов домой дети не любили и боялись.
Поэт Саша Черный
В 1887 году в России приняли норму, по которой евреи не могли составлять более 10 процентов учеников гимназии. Провизор Гликберг нашел выход – крестил семью. Так в возрасте девяти лет Александр поступил в гимназию. Учебе, которая давалась мальчику достаточно легко, мешала тяжелая атмосфера в семье, и в 15 лет Саша сбежал из дома.
Родная тетя, сестра отца, перевезла племянника в Санкт-Петербург, в гимназию, на полный пансион. В петербургской гимназии Александру пришлось сложнее – он не смог справиться с программой по алгебре и вылетел из учебного заведения.
Саша Черный в юности
Родители не горели желанием оказывать финансовую поддержку блудному сыну. Парню пришлось попрошайничать, но нищее существование продлилось недолго. Судьба в лице начинающего журналиста Александра Яблоновского улыбнулась будущему поэту. Тот опубликовал статью о бедном юноше в газете «Сын отечества», и трагическую повесть прочел Константин Роше, житомирский чиновник, поэт, благотворитель.
Роше забрал Александра Гликберга в Житомир, определил в гимназию, в которой, впрочем, парень тоже не доучился из-за ссоры с директором. Мало того, после отчисления будущий поэт получил «волчий билет» – навсегда лишился права поступления.
Саша Черный в армии
На тот момент Александру уже исполнилось 20 лет. Парень заменил гимназию армией, где два года служил вольноопределяющимся. Еще год он работал на таможне в Новоселицах, на границе с Австро-Венгрией. В 1904 году газета «Волынский вестник» напечатала «Дневник резонера» – первое произведение писателя. А вскоре Александр Гликберг вошел в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила свое существование, и будущий Саша Черный переехал в Петербург
Секрет счастья?
Психологи, писатели, да и вообще все, кому не лень, уже много столетий спорят, как нужно воспитывать детей. Одни говорят: взрослая жизнь — не сахар, так что не стоит создавать для малышей излишне комфортную обстановку (как в рассказах Саши Чёрного). А то родители и няни избалуют домашним уютом, а потом отправят в детский сад или школу — и ребята с непривычки испытают стресс. Ведь в среде сверстников неизбежно придётся конфликтовать, отстаивать свои интересы, да иногда не словами, а кулаками… Ребёнок, который прожил долгие годы словно в раю, вряд ли сможет постоять за себя — и станет изгоем.
Другие не соглашаются: нет-нет, чем счастливее дети, чем лучше их отношения с родными и близкими, тем крепче и стабильнее у них психика — и тем больше вероятность, что они легко сориентируются в новой обстановке. А что до конфликтов в коллективе… Если ребёнок доверяет папе и маме, он с радостью обсудит возникшие проблемы, и таким образом у него будет, опять-таки, намного больше шансов найти мирный выход из ситуации, чем у тех ребят, которые вынуждены сами разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.
Если истина где-то посередине, то герои Саши Чёрного — это «идеальные» дети: они живут в достатке и комфорте, но при этом у них достаточно свободы, чтобы играть, фантазировать и даже попадать в мелкие неприятности, которые понемногу закаляют их характер.
В заключение вспомним фразу А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье — хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».
Обучение
В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.
Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.
В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.
Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.
Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.
В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.
II
Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.
Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.
Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.
Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.
III
От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.
Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.
Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.
И вот он прочел такую надпись:
КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,
ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА
Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.
Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.
Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!
Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.
Петербург
К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.
Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.
Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.
Его начали печатать несколько журналов и газет:
- «Журнальчик»;
- «Леший»;
- «Альманах»;
- «Маски».
Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.
Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.
Революция и война
В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.
В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.
Биография
Известный русский поэт серебряного века Саша Черный родился 13 октября 1880 года в Одессе. Настоящее имя поэта Александр Михайлович Гликберг. Его семя имела еврейские корни. Отец был провизором в химической фирме. Мать была из купеческой семьи. Семья самого Александра была достаточно зажиточная. В семье было пятеро детей. Александр был вторым ребенком.
Родители хотели, чтобы мальчик поступил в гимназию, поэтому ребенка крестили. Однако в этом учебном учреждении Александр проучился не долго. Вскоре он сбежал из дома, некоторое время бродяжничал. Историю этого ребёнка напечатали в местной газете. О судьбе мальчика узнал чиновник К. К. Роше, который занимался благотворительностью и любил поэзию. Он был очень растроган историей этого ребёнка и решил взять его к себе в Житомир. К. К. Роше оказал большое влияние на Александра. Роше предоставил мальчику крышу над головой и образование. Сам Александр считал Константина Роше своим крестным отцом. Под влиянием К. Роше который страстно любил поэзию, Александр обнаружил свой поэтический талант.
Благодаря своему крестному отцу Александр смог устроиться на работу мелким чиновником. В это время будущий писатель делает свои первые попытки в литературном творчестве.
В 1900 году Александр поступил на военную службу. Служил он в Житомире на протяжении двух лет.
В 1902 году Саша Черный переезжает в небольшой городок Новоселицы, где смог устроиться на таможню на границе с Австро-Венгрией. Через некоторое время будущий писатель возвращается обратно в Житомир.
В 1904 году он публикует свое первое произведение «Дневник резонёра» в газете «Волынский вестник». Стихотворение произвело положительное впечатление на местную интеллигенцию.
Некоторое время Александр регулярно печатает свои произведения в газете «Волынский вестник», однако, к сожалению, вскоре эта газета закрылась.
Писатель решает переехать в Петербург. Там он некоторое время живет у родственников Константина Роше. Ему так же удалось получить должность в железнодорожной налоговой службе.
В 1905 году Александр женится на Марии Ивановне Васильевой, которая была непосредственной начальницей писателя в налоговой службе и была старше своего мужа.
Примерно с этого момента писатель решает впредь заниматься только литературной деятельностью.
Из-за запретов цензуры Саша Черный решает переехать в Германию. Там он решил продолжить свое образование и поступает в Гейдельбергский университет.
Через два года писатель решает вернуться снова в Петербург. Он начинает регулярно печататься в журнале «Сатирикон». Саша Черный работал очень плодотворно. Выходят многочисленные сборники произведений поэта.
Почувствовав некоторую опустошённость в сатирическом направлении Саша Чернёный в 1911 году уходит из «Сатирикона» и начинает работать в направлении литературы для детей. Сначала было опубликовано стихотворение «Костер», позже вышел в свет рассказ «Красный камушек». В 1914 году опубликована «Живая азбука». В 1915 году в свет вышло детское стихотворение «Тук-тук».
Когда началась Первая мировая война, Александра отправили на фронт. Война оставила тяжелейший осадок в душе писателя. Он попал в госпиталь. После того как он поправился, Александр служил в медицинских частях.
После февральской революции Саша Черный пытался принять советскую власть, но так до конца и не смог. В 1920 году поэт эмигрирует. Сначала он приезжает в Прибалтику, затем живет в Берлине. Там он активно продолжает заниматься писательством.
В 1923 году было опубликовано книга «Жажда». Практически в каждом стихотворении этого сборника чествовалась тоска поэта по родине.
В 1924 году поэт перебирается во Францию. Он продолжает активно работать, прилагает максимальные усилия для того чтоб сделать русскую литератору популярной за рубежом. В это время он активно работает в прозаическом направлении, пишет такие известные произведения для детей как: «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки» и многие другие.
В конце совей жизни Саша Черный приобрел дом на юге Франции. Летом 1932 года на ферме рядом с домом поэта произошел пожар. Александр ринулся на помощь соседям, помогал тушить огонь. Огонь удалось устранить, но придя домой он скончался от сердечного приступа.
V
Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.
«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.
«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.
Он встал и терпеливо потянул камень в гору.
Смерть
В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.
5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.
Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.
Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.
Основные персонажи
В своем произведении писатель описывает детскую беззаботность. Он дает понять, что любые проблемы, которые сейчас кажутся грустными, завтра могут быстро разрешиться и принести радость. Про эти неприятности потом никто и не вспомнит. Необходимо просто жить и попробовать не печалиться по пустякам. В этом и заключается главная мысль рассказа «Кавказский пленник». Основными героями произведения Саши Черного являются:
- Валя — находчивая и очень веселая девочка;
- Катя — ее сестра, любит помечтать;
- Миша — добрый и находчивый мальчик, напарник по развлечениям;
- Тузик — дворовая собака.
В рассказе автор заставляет читателя задуматься, нужно ли расстраиваться из-за событий, которые в ближайшем будущем могут оказаться неважными. Благодаря выдуманной игре, в которую сестры втянули собственного друга и собаку, они смогли по-другому посмотреть на прочитанную историю. Как оказалось, все было не так страшно.