Поездка
Папа каждое утро уходит в гараж. Там он свою машину поит водой и бензином и отправляется в путь. Однажды он подкатил к дому и, не выходя из кабины, позвал:
— Надькин! Поедем со мной на станцию; гостей встречать!
Надя кинулась на крыльцо. Папа широко распахнул дверцу.
— Надежда Николаевна, прошу!
Легко сказать «прошу», когда подножка приходится Надежде Николаевне по грудь. Но Надежда Николаевна навалилась животиком, упёрлась коленкой, да тут ещё папа подсобил — гоп! — и вот она уже сидит на мягком сиденье, как заправский шофёр. Машина тронулась. Навстречу Наде побежали избы, деревья… Знакомая собака Булька как-то боком бежит за машиной, норовя куснуть толстое колесо.
— Булечка, куда? Нельзя!
Но Булька уже где-то позади. Теперь поплыли телеграфные столбы с белыми чашечками на макушках. Возле чашечек сидят воробьи, словно собрались попить чайку. Потом поехали по мостику. Внизу засинела речка. На песке белели гладкие камушки.
— Папа, можно я камушков наберу?
— Некогда, дочка, опоздаем!
Машина без остановки пронеслась по мосту. Ни папа, ни Надя не знали тогда, что эти камушки Наде понадобятся.
Массаж ладошек и стоп с потешкой
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Поезд рассказ для детей тайца
В отечественной литературе для детей много хороших коротких рассказов, подходящих для чтения дошкольникам разного возраста. Это также хорошая тренировка чтения для ребят, научившихся читать. Пока им трудновато читать объёмные книжки. Но вполне подойдут маленькие рассказы, созданные специально для таких обстоятельств. Пример — короткие рассказы для детей советского писателя Якова Тайца. Он не только писал книжки, но и, будучи художником, сам их иллюстрировал.
Маленькие рассказы Тайца написаны понятным для современных детей языком
Это немаловажно при нынешнем состоянии устной речи
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое. Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками. Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не исключает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание прекрасного
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Умывание с потешкой
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила.
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО «Речевое развитие») в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы.
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Пересказ рассказа по опорным картинкам».
1 Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.2. Развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.3.Активация и обогащение словаря по теме.
Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему «Составления рассказа по картинке»
Вопросы по тексту:
— Скажите мне, какой бывает дождик?
Вот у нас игра какая: хлоп ладошка, хлоп другая!
(хлопки в ладоши)
Правой, правою ладошкой мы похлопаем немножко.
(шлепки по левой руке от плеча к кисти)
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
(шлепки по правой руке).
А потом, потом, потом даже щёчки побьём.
(лёгкое похлопывание по щекам).
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(хлопки над головой)
По коленкам – шлёп, шлёп!
(хлопки по коленям)
По плечикам теперь похлопай!
(шлепки по плечам)
По бокам себя пошлёпай!
(шлепки по бокам)
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Справа можем! Слева можем!
И крест-накрест руки сложим!
(поколачивание по груди справа, слева)
И погладим мы себя – вот какая красота!
(поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам).
Воспитатель: Это, когда несколько людей объединяются и вместе занимаются сельским хозяйством: сажают какие-то растения, вместе за ними ухаживают, вместе собирают урожай.
Воспитатель: Как вы думаете, то, что я вам прочитала к какому жанру можно отнести: рассказ, сказка или стихотворение?
- Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Воспитатель: Сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Потом мы будем его пересказывать.
(по ходу чтения выставляю на фланелиграф иллюстрации, которые помогут при пересказе).
Пересказ текста – желающие.
Воспитатель: Что делал в колхозе Надин дедушка?
Воспитатель: Как называется его профессия? (поливальщик).
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть на компьютере презентацию, где мы сможем выяснить какие бывают профессии и что нужно для работы людям разных профессий.
(просмотр презентации :дети по картинке называют профессию и что этому человеку нужно для работы).
VIII. Итог занятия.
— Что мы сегодня читали и пересказывали? (рассказ)
-Как он называется?
-Кем работал Надин дедушка?
-Молодцы, мне очень приятно, что вы такие умные и отвечали на все мои вопросы.
Ход занятия
Надя спросила: — Дедушка, а ты кто в колхозе? — Я — начальник дождя. Надя засмеялась: — А у дождя начальников не бывает! — А вот и бывает! — сказал дедушка. Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки. Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки! Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал. Надя спросила: — А можно мне? Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!
· О чем говорится в этом рассказе?
· Как назвал себя Надин дедушка?(Начальник дождя)
-Послушай рассказ еще раз. Повторное чтение рассказа.
— Это интересный рассказ. Но дети сейчас в детский сад не ходят и этот рассказ не знают. Давай напишем им письмо. Ты будешь рассказывать мне, а я записывать. Дети получат письмо и увидят, как ты научился рассказывать .
Ребенок пересказывает рассказ. Взрослый записывает. После пересказа (написания письма) похвалите ребенка.
-
Щепа роспись по лубу и дереву тиснение и резьба по бересте конспект урока
-
Книги о братьях наших меньших художники оформители конспект
-
Внешняя политика александра 3 8 класс конспект
-
Сми в политике конспект урока 11 класс
- Диагностирование подвески колес и шин конспект
Гости
Часа через два подкатили к станции. Скоро пришёл поезд. На станции сразу стало тесней. Из одного вагона вышло человек двадцать с чемоданами. Папа к ним подошёл.
— Вы не в «Ясные лучи»?
— Вот именно, что туда, — сказал высокий человек в очках. Его все называли «начальник».
Гости забрались в кузов, и машина понеслась домой. Наде очень хотелось поговорить с гостями, но они сидели в кузове, а она — в кабине. И только когда приехали в колхоз, она набралась храбрости и спросила у начальника:
— Скажите, пожалуйста, вы зачем приехали? Просто погостить или построить чего-нибудь?
— Построить.
— А что вы будете строить?
— Ветку.
— Ветку?! — Надя засмеялась: «Вот взрослые всегда так! Им бы только пошутить!»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Елена Корчик
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд«
Составила воспитатель МБДОУ детского сада
№89 «Дюймовочка»
г. Брянска Корчик Елена Михайловна
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ.
Связная речь: учить самостоятельно пересказывать сказку, выразительно передавать прямую речь;
Звуковая культура речи: уточнить закрепить правильное произношение звука С в словах. Отчетливо и внятно произносить слова со звуком С.
Оборудование и материалы: картинка к рассказу Я. Тайца «Поезд»
, Картина«Саша и снеговик» .
Гости
Часа через два подкатили к станции. Скоро пришёл поезд. На станции сразу стало тесней. Из одного вагона вышло человек двадцать с чемоданами. Папа к ним подошёл.
— Вы не в «Ясные лучи»?
— Вот именно, что туда, — сказал высокий человек в очках. Его все называли «начальник».
Гости забрались в кузов, и машина понеслась домой. Наде очень хотелось поговорить с гостями, но они сидели в кузове, а она — в кабине. И только когда приехали в колхоз, она набралась храбрости и спросила у начальника:
— Скажите, пожалуйста, вы зачем приехали? Просто погостить или построить чего-нибудь?
— Построить.
— А что вы будете строить?
— Ветку.
— Ветку?! — Надя засмеялась: «Вот взрослые всегда так! Им бы только пошутить!»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Елена Корчик
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд«
Составила воспитатель МБДОУ детского сада
№89 «Дюймовочка»
г. Брянска Корчик Елена Михайловна
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ.
Связная речь: учить самостоятельно пересказывать сказку, выразительно передавать прямую речь;
Звуковая культура речи: уточнить закрепить правильное произношение звука С в словах. Отчетливо и внятно произносить слова со звуком С.
Оборудование и материалы: картинка к рассказу Я. Тайца «Поезд»
, Картина«Саша и снеговик» .
Рассказы Я. Тайца
По ягоды
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес, давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади нет ничего, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела — всё в кружечку. Пришла домой, поставила кружечку перед дедом и говорит: — Кушай! — А сама что же? — А я вчера ела. — Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе. И вот они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всю и съели.
Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала: — Ты почему Красную Шапочку съел? Волк молчит. — Ты почему трёх поросят обижал? Волк поджал хвост. — Вот сиди теперь в клетке, плохой серый волк! Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, больше не будет
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое. Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками. Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире
, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не исключает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» ).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание прекрасного
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Чтение рассказа я тайца поезд
В отечественной литературе для детей много хороших коротких рассказов, подходящих для чтения дошкольникам разного возраста. Это также хорошая тренировка чтения для ребят, научившихся читать. Пока им трудновато читать объёмные книжки. Но вполне подойдут маленькие рассказы, созданные специально для таких обстоятельств. Пример — короткие рассказы для детей советского писателя Якова Тайца. Он не только писал книжки, но и, будучи художником, сам их иллюстрировал.
Маленькие рассказы Тайца написаны понятным для современных детей языком
Это немаловажно при нынешнем состоянии устной речи
Четыре простых правила, как читать рассказы самым маленьким:
Первое
Рассказы можно и нужно не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!. Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее
Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи
Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.
Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш потеряет интерес к рассказу.
Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.
Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.
Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).
После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.Один папа без санок» (по рассказу Я
Тайц).Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них), рассмотрите их и назовите
После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.
Третье
В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т. е
без картинки или инсценировки по содержанию рассказа). Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.
Какие рассказы могут понять дети без картинок?
· До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.
· После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.
· А с 2 лет 6 месяцев дети начинают понимать без показа картинок и рассказы взрослых о тех событиях, которых не было в их жизни, но они знакомы с аналогичными явлениями или с отдельными элементами сюжета рассказа. Также с 2 лет 6 месяцев ребенок может передать содержание знакомой сказки или рассказа по вопросам (то есть может ответить на вопросы взрослого по содержанию рассказа).
Четыре простых правила, как читать рассказы самым маленьким:
Первое
Рассказы можно и нужно не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!. Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее
Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи
Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.
Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш потеряет интерес к рассказу.
Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.
Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.
Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).
После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.Один папа без санок» (по рассказу Я
Тайц).Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них), рассмотрите их и назовите
После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.
Третье
В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т. е
без картинки или инсценировки по содержанию рассказа). Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.
Какие рассказы могут понять дети без картинок?
· До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.
· После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.
· А с 2 лет 6 месяцев дети начинают понимать без показа картинок и рассказы взрослых о тех событиях, которых не было в их жизни, но они знакомы с аналогичными явлениями или с отдельными элементами сюжета рассказа. Также с 2 лет 6 месяцев ребенок может передать содержание знакомой сказки или рассказа по вопросам (то есть может ответить на вопросы взрослого по содержанию рассказа).
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое
Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого
Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.