ЗЕРКАЛО
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик —
Вот и вышел человечек.
С этим стишком Надя закончила рисунок. Потом, боясь, что её не поймут, подписала под ним: “Это я”. Она внимательно осмотрела своё творение и решила, что ему чего-то не хватает.
Юная художница подошла к зеркалу и стала разглядывать себя: что ещё нужно дорисовать, чтобы любой мог понять, кто изображён на портрете?
Надя очень любила наряжаться и вертеться перед большим зеркалом, пробовала разные причёски. На этот раз девочка примерила мамину шляпку с вуалью.
Ей захотелось выглядеть загадочной и романтичной, как длинноногие девушки, показывающие моды по телевизору. Надя представила себя взрослой, бросила в зеркало томный взгляд и попробовала пройтись походкой манекенщицы. Получилось не очень красиво, а когда она резко остановилась, шляпа съехала ей на нос.
Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабушкину шапочку. Не удержавшись, она примерила её. И замерла, сделав удивительное открытие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только морщин у неё пока не было. Пока.
Теперь Надя знала, какой она станет через много лет. Правда, это будущее казалось ей очень далёким…
Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с нежной грустью наблюдает за её шалостями и украдкой вздыхает.
Раздались шаги. Надя торопливо положила шапку на место и побежала к дверям. На пороге она встретила… саму себя, только не такую резвую. А вот глаза были совсем такие же: по-детски удивленные и радостные.
Наденька обняла себя будущую и тихо спросила:
Бабушка, а правда, что в детстве ты была мной?
Бабушка помолчала, потом загадочно улыбнулась и достала с полки старинный альбом. Перелистав несколько страниц, она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на Надю.
Вот какой я была.
Ой, и правда, ты похожа на меня! — в восторге воскликнула внучка.
А может, это ты похожа на меня? — лукаво прищурившись, спросила бабушка.
Это не важно, кто на кого похож. Главное — похожи, — не уступала малышка
Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…
И бабушка стала листать альбом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они — маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные — были чем-то похожи друг на друга… И на неё.
Расскажи мне о них, — попросила девочка.
Бабушка прижала к себе свою кровинку, и заструился рассказ об их роде, идущем из давних веков.
Уже подошло время мультиков, но девочке не захотелось их смотреть. Она открывала что-то удивительное, бывшее давно, но живущее в ней.
А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?
Попугайчик — рассказ Бориса Ганаго для детей
Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:
— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:
— А разве раньше я человеком не был?
— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
— А что такое душа? — насторожился мальчик.
— Это способность любить.
Мама испытующе посмотрела на сына:
— Может, сам позвонишь?
Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.
Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:
— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?
Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.
Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…
В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.
Представь это сам…
Читать другие рассказы ГанагоЧитать рассказы других авторов
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
Как только не защищались от врагов люди! Построят крепость, выкопают вокруг неё глубокий ров, заполнят его водой и только у ворот опускают подъёмный мост, чтобы своих пропустить. Но и самые неприступные крепости не спасали. Иногда враг брал их измором, иной раз хитростью. Так пала знаменитая Троя. Подвели греки к её стенам деревянного коня, в котором воины спрятались, а троянцы из любопытства сами его к себе и затащили. Ночью греки вылезли и открыли ворота…
Многие люди считают, что самая неприступная крепость — это их голова. Но и на неё свой “троянский конь” находится.
Вот ты прочитал интересную книжку про пиратов, а они тут же взяли твою голову на абордаж и захватили её. Бросили якорь в твоей памяти и уже живут в ней, как старые знакомые. А могут и начать приказывать… Это произошло в одной из школ Вашингтона. Вошёл в свой класс Барри, достал пистолет и стал целиться в своих товарищей, в ребят, с которыми учился и дружил.
Они подумали, что это глупая шутка. Но Барри открыл огонь… Потом выяснилось, что мальчик сделал то же, что и главный герой книги, которую он недавно прочитал. Барри всё повторил до последней детали: и пистолет взял той же модели, и стрелял так же, даже сказал при этом слова из книги. Может быть, товарищей лишил жизни не сам Барри, а тот образ, который вошёл в его сознание и ожил там?
А что читаешь ты? Какие фильмы смотришь? Кто затаился в нашем домашнем “троянском коне” — телевизоре? Лишь только включишь его, и образы с экрана ворвутся в твою не столь уж неприступную крепость-голову и попытаются завладеть твоей душой.
Не потому ли старцы советовали взять на вооружение щит молитвы, Имя Господа нашего Иисуса Христа?
НИКА
Маленькая Ника росла в художественной мастерской. Сюда её приводила бабушка, когда рисовала свои картины. Бабушка была заботлива и ласкова с внучкой, но когда брала в руки кисти, то взгляд её уже затуманивался, уносясь далеко от девочки,
Порой в мастерскую собирались любители живописи. Бабушка показывала им свои картины. Там были начертаны облики знаменитых людей, выступающие из тьмы веков, были и цветы, и птицы, но необычные, как бы тоже куда-то устремленные. За ними постепенно проявлялся глубинный смысл, мучительно выношенная мысль, догадка, открытие невидимого мира. Казалось, потоки любви Создавшего изливаются на нас.
Созерцающие невольно говорили: “ах!” и принимались за чаепитие. Разговор еще долго держался на волне подаренных талантом впечатлений. Гости, увлеченные увиденным, забывали о внучке, маленькой Нике. Едва они входили, все восторгались ею, преподносили зефир или шоколад. В эти мгновения Ника чувствовала себя победительницей. Ведь имя Ника и означает победа. Потом, когда все заглядывались на полотна, о ней никто и не вспоминал, словно её и вовсе не существовало. А Нике так нравилось, когда восторгались именно ею. Если кто не смотрел на неё восторженным взглядом, то она считала его нехорошим человеком и недовольно задирала перед ним нос. К картинам Ника ревновала. Ей самой хотелось быть созерцаемой, оказаться в эпицентре восторгов.
Однажды она не выдержала. Когда хором зазвучали комплименты картинам бабушки, девочка встала перед полотном и заявила:
Смотрите на меня: я — картина!
Малышка вертелась, показывая какие у неё на юбочке рюшечки-финтифлюшечки, какие бантики, Но разве Ника сшила юбочку? Сама завязала бантики? Разве она создала такие глазки, волосы, носик? Так чем же хвастаться?!
Вот если бы она победила в себе дух самолюбования, научилась любить бабушку, маму, всех людей, самого Творца, то тогда, действительно, стала бы Никой-победительницей, достойной картины.
ДВЕ КРАСОТЫ
Жил-был художник, который поклонялся красоте. Он мог часами, забыв про еду и питьё, смотреть на морской прибой или звёздное небо. Как всегда бывает в сказках, прекрасная девушка полюбила его. Несколько недель художник любовался ею, а потом исчез. Его натура требовала новых красот, и он отправился искать их.
Шли годы… От горя красота девушки поблекла. Тоскуя, но не теряя надежды, она ждала своего возлюбленного.
Однажды к ней постучали. Открыв дверь, она увидела на пороге слепого бродягу. Трудно было найти в лице этого измождённого скитальца знакомые черты, но сердце подсказало ей, что это — он.
Радости девушки не было предела. И даже то, что художник ослеп, не казалось ей трагедией — ведь он не мог увидеть, как увяла её красота. Главное, что они снова были вместе.
Но её возлюбленный был глубоко несчастен. Как-то он поделился с девушкой своей заветной мечтой: написать картину, которая должна стать главной в его жизни. Замысел созрел давно, он видел её внутренним взором, но эта слепота… О, если бы он вновь стал зрячим!
Сказка есть сказка, и девушка, конечно, нашла волшебное лекарство. И тут её душу стали терзать сомнения. Что будет с нею, когда художник увидит, что её красота исчезла? Не останется ли она опять одна?
О любящее женское сердце! Своей рукой она смочила его веки целебным бальзамом, повернулась, чтобы он не мог увидеть её лицо, и собралась уйти навсегда.
Но свершилось чудо! В тот момент, когда художник прозрел, к ней вернулась её красота. И он опять не мог оторвать от неё глаз…
А если бы не волшебное превращение? Неужели он бы оказался так слеп, что не увидел внутреннюю красоту её души, над которой не властны ни время, ни горе?
Рассказы Б.Ганаго. Душеполезное чтение
Слепые котятаВ лабиринтеЧемпионПрощание с ангелами…Ах, ах!
Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и преподаватель в минской епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово».
Борис Ганаго уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги с удовольствие читают и взрослые и дети, они написаны в форме увлекательных рассказов и бесед и часто применяются для чтения в воскресных школах и при изучении православного вероучения. Большой популярностью пользуются и аудиокниги, составленные по рассказам и повестям автора.
Брошюры:Детям о слове.Воскресное чудо.О промысле Божием. Рассказы для детей.Детям о молитве.Об образе Божием.Рассказы для детей.Детям о вере.Помыслы сердца.Снежный ангел. Составитель Борис ГанагоНебесный Гость. Рассказы для детей.Касание неба.Искорки света. Рассказы для детей. Составитель Борис ГанагоСвеча в окне. Рассказы для детей.
Книги:Чудик. ПовестьДо первой звездыГотово ли сердце?Цветы для Спасителя.К кому приходят Ангелы. Сборник рассказовБудем как дети
Элитные надгробия.
Екатерина Карпова
ТВОЙ ПТЕНЧИК
Выпал из гнезда птенчик — совсем маленький, беспомощный, даже крылышки ещё не выросли. Ничего не умеет, только пищит и клювик раскрывает — есть просит.
Взяли его ребята и принесли в дом. Соорудили ему гнёздышко из травы и веточек. Вова кормил малыша, а Ира поила и выносила на солнышко.
Вскоре птенчик окреп, и вместо пушка у него стали перышки вырастать. Ребята нашли на чердаке старую птичью клетку и для надежности посадили в неё своего любимца — уж очень выразительно стал на него кот поглядывать. Целыми днями у дверей дежурил, момента удобного дожидался. И сколько его дети ни гнали, глаз с птенчика не сводил.
Лето пролетело незаметно. Птенчик на глазах у детей вырос и начал по клетке летать. А вскоре ему в ней тесно стало. Когда клетку на улицу выносили, он бился о прутья и просился на волю. Вот и решили ребята своего питомца выпустить. Конечно, жалко им было с ним расставаться, но лишать свободы того, кто создан для полёта, они не могли.
Однажды солнечным утром простились дети со своим любимцем, вынесли клетку во двор и открыли. Птенчик выпрыгнул на траву и оглянулся на своих друзей.
В этот момент появился кот. Притаившись в кустах, он приготовился к прыжку, бросился, но… Птенчик взлетел высоко-высоко…
Святой старец Иоанн Кронштадтский сравнивал нашу душу с птицей. За каждой душой враг охотится, поймать хочет. Ведь поначалу душа человеческая, совсем как птенец неоперившийся, беспомощна, летать не умеет. Как же нам сохранить её, как вырастить, чтобы не разбилась она о камни острые, не попала в сети ловца?
Господь создал спасительную ограду, за которой растёт и крепнет наша душа, — дом Божий, Церковь святую. В ней душа учится возлетать высоко-высоко, к самому небу. И познаёт она там такую светлую радость, что ей никакие земные сети не страшны.
ХОЧЕШЬ БЫТЬ КОРОЛЁМ?
У витрины клянчит малыш:
Купи это! Купи это…
Мама послушает, послушает, а потом не выдержит и купит. Принесут новую игрушку домой, ребёнок поиграет немного и забросит ее в угол. А там уже целая гора “купи-купи” валяется.
Идёт по улице бабушка с Алей. Увидит девочка что-нибудь интересное, попросит купить, а бабушка спокойно объяснит:
Сейчас у нас денежек нет. Только на молоко.
Аля-умница подумает и скажет:
Ну хорошо, потом.
Потом о своём желании она забудет, а о том, что денежек мало, помнит. И, если ей захочется что-нибудь, сама себе говорит:
Потом, потом…
Совсем малютка, а своими желаниями управляет.
Однажды король Фридрих, устав от важных дел, вышел на прогулку. На тёмной аллее он столкнулся со слепым.
Кто ты? — спросил Фридрих.
Я — король! — ответил слепой.
Король? — удивился монарх. — И кем же ты управляешь?
Собой! — сказал слепой и прошёл мимо.
Фридрих задумался. Может быть, и в самом деле легче повелевать целым государством, чем собой, своими желаниями?
А вот Але это совсем нетрудно. Увидит в витрине красивую игрушку или шоколадку и махнёт ручкой:
Потом, потом… Разве она не королева?
А ТЕБЕ СНЯТСЯ КОЛОКОЛЬЧИКИ?
В поле море цветов, тянутся к нам, приветствуют. Колокольчики, кивая головками, словно звенят.
О чём? — Они радуются жизни и звенят, чтобы пробудить наши души.
Дикий, непокорный конь проносится стрелой. Его копыта бьют по колокольчикам. Всадник не может сдержать бег неукротимый. Он лишь просит:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Почему он просит прощения? За что?
Кто знает, может быть, они услышат его, и от слова “прости” раны залечатся, боль забудется?
Наши желания, капризы — неукротимый конь. Как часто, вскочив на него, мы раним улыбки близких: огорчаем, обижаем, не слушаем.
Когда-то дети перед сном подходили к родителям и шептали:
Прости, мамочка… Прости, папочка…
А потом сладко засыпали. И им снились колокольчики. Море цветов.
ВЕЛОСИПЕД
У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Когда Слава выходил во двор, дети кричали: “Ура!”
Он вообще был удивительный ребенок. На уроках сидел не шелохнувшись, чтобы ни одного слова не пропустить. Всё ему было интересно: и дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть ещё и шахматы, и фотография, и многое-многое другое. Вот только как всё успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий…
Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на один предмет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.
Пришёл к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика по расписанию прогулка ещё через час. Он и отказался. Но увидев, как огорчился Андрюша, предложил:
Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.
У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил велосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.
Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на свой график, и опять за книги. Прошёл час.
В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрей и что-то бормочет.
Говори толком, что случилось?
В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоём велосипеде покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Всё, что могли, сломали или согнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что ещё недавно было велосипедом.
А тебя не тронули?
Ну и слава Богу.
Сосед в недоумении посмотрел на друга:
Как это — “слава Богу”?
Однако Слава не стал ничего ему объяснять, лишь добавил
Ничего. Господь управит!
Андрей ничего не понимал: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и крепко попадёт обоим. Что делать? А Слава вроде бы и не очень огорчился, всё повторял:
Ладно. Не вешай носа. Господь поможет.
Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:
Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать кататься.
Но мама вступилась за сына:
Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребенка радости делиться с друзьями.
Папа не нашёл, что на это возразить, и молча ушёл в другую комнату. Подойдя поближе к сыну, мама спросила:
Ну и что ты сказал Андрюше?
За что же ты Бога благодарил?
За то, что мальчишки Андрея не тронули… А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.
Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, перекрестившись, произнесла:
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пасху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нём по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, мечтал скорее вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.