Другие рассказы Зощенко
-
Эта история про мальчика Петю четырех лет. Мама очень о нем заботилась, кормила с ложечки и одевала. Однажды утром, мама поставила Петю на ножки с кровати, а он упал. Мама страшно перепугалась и даже вызвала …
-
Короткий рассказ про курицу, которая спасла свое потомство от лохматой собаки. Умная кура читать Одна кура гуляла во дворе с цыплятами. У нее девять маленьких цыплят. Вдруг откуда-то прибежала лохматая собака. Эта собака подкралась к …
-
Короткий рассказ Зощенко из цикла «Умные животные» о том, как мышка сумела спастись от кошки и перехитрить её. Вот какие бывают мышки читать Погналась кошка за маленькой мышкой. А маленькая мышка, не будь дура, решила …
-
Рассказ про двух девочек, собиравших в лесу грибы. Они переходили насыпь с железной дорогой и услышали шум поезда. Старшая отошла назад, а младшая побежала по рельсам. Только чудом она осталась жива. Девочка и грибы читать …
-
Птичка — Толстой Л.Н.
Мальчику Сереже подарили на день рождения сетку для ловли птиц. Мама ему объясняла, что ловить птиц ради забавы нехорошо. Но Сережа все-таки поймал чижа и посадил его в клетку. Но за птицей надо уметь ухаживать …
Автор Михаил Зощенко
Не надо врать
1
Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно.
А я был очень маленький, когда поступил в гимназию в приготовительный класс. Мне было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.
И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:
Весело сияет месяц над селом,
Белый снег сверкает
синим огоньком…
А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.
А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.
А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.
Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.
А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.
Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под сапогами как свеча болит».
Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:
– А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.
И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.
2
После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтобы вместе идти домой. По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:
– Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».
Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:
– Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.
Я сказал:
– А что же делать?
Лёля сказала:
– Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.
Я сказал:
– Лёля, это нехорошо – обманывать родителей!
Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.
Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но, когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.
Читательский дневник по рассказу «Не надо врать» Михаила Зощенко
Название произведения: «Не надо врать».
Число страниц: 18.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: Минька, Лёля, отец, учитель.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Минька — совестливый, находчивый и наивный мальчик.
Боялся признаться о плохой оценке и заврался.
Понял, что поступил некрасиво.
Лёля — ловкая и находчивая, хитрая.
По глупости подсказала брату, как соврать.
Папа — справедливый, строгий и рассудительный.
Учитель — добрый, заботливый, но справедливый.
Краткое содержание рассказа «Не надо врать»
Минька стал учиться в гимназии и не выучил стихотворения.
Учитель поставил ему единицу.
Лёля посоветовала заклеить страницы, но мальчик забыл его в парке.
Учитель выдал ему новый дневник и поставил туда единицу.
С досады Минька закинул дневник под шкаф.
Учитель дал третий и поставил туда ещё единицу по поведению.
Минька заклеил страницы, а папа не мог их просмотреть.
Но женщина принесла дневник, забытый в парке.
Папа всё понял и стал ругать сына.
Минька признался, что третий дневник закинул под шкаф.
Пришёл учитель и стал называть Миньку вруном.
Но папа уже знал про третий дневник и заступился за сына.
Минька плакал и обещал никогда не врать.
План рассказа:
- Первые дни в гимназии.
- Первая единица.
- Забытый дневник.
- Выкинутый дневник.
- Склеенные страницы.
- Разоблачение.
- Признание.
- Папа и учитель.
- Обещание.
Основная мысль рассказа «Не надо врать»
Главная мысль рассказа в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя врать.
Основной идеей рассказа является мысль о том, что честность — это качество, которым должны обладать все.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть честными и открыто признаваться в своих ошибках.
Учит тому, что обман всегда вскрывается, и тогда человеку бывает стыдно.
Учит не слушать глупых советов.
Краткий отзыв о рассказе «Не надо врать» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что маленькая ложь часто тянет за собой другую, более серьёзную.
Вот и герой рассказа, потерял один дневник, выкинул второй, попытался склеить страницы у третьего.
И если бы его обман не раскрылся, неизвестно к чему бы это привело.
Это прекрасный, поучительный рассказ.
Автору удалось показать, как опасно бывает враньё, и что честность всегда вознаграждается.
Мне понравился Минька, когда он признался в том, что выкинул дневник под шкаф.
Он понял, что врать нехорошо.
И он исправился, когда дал обещание больше никогда не обманывать.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что лучше один раз потерпеть наказание за свой проступок, чем долго мучиться в ожидании разоблачения обмана.
Пословицы к произведению:
- Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
- Обманом много не наторгуешь.
- Честность всего дороже.
- Честные глаза вбок не глядят.
- Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:
- «30 лет спустя»
- «Ёлка»
- «Самое главное»
- «Великие путешественники»
- «Золотые слова»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Популярные сегодня пересказы
- Сказка о медведихе — краткое содержание сказки Пушкина Тёплым весенним утром вышла из густого леса большая бурая медведица с медвежатами. Медведиха прилегла возле белой берёзы и на своих малышей поглядывала, любовалась. А весёлые медвежата, как маленькие дети
- Свадьба Фигаро — краткое содержание оперы Моцарта Слуга графа Альмавивы собирается счастливо жениться на камеристке графине Сюзанне. Однако его радость омрачается тем, что граф влюблен в девушку и явно собирается воспользоваться правом первой ночи
- Агамемнон — краткое содержание трагедии Эсхила Эсхил начинает с Агамемнона первую часть своей трагедии Ористейа. Речь идет о возвращении правителя Аргоса с Троянской войны, которая стала грандиозным событием того времени. Люди ждут своего царя и ждет его супруга Клитемнестра
- Подарки феи — краткое содержание сказки Перро В сказке Ш.Перро рассказывается о судьбе двух девушек: злой и доброй. У одной вдовы выросли совершенно разные дочери. Старшая во всем походила на мать. Мало того, что она внешне не отличалась
Отзыв о рассказе М.Зощенко «Не надо врать»
Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии.
Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу.
Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке.