Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно. Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром. С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
ТЮПА МАЛЕНЬКИЙ
Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него.Непунька ждёт-пождёт, скоро ли у неё будут другие, новые маленькие сосунки.Она и местечко приглядела — корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка.У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали.Непунька ходит, котят ищет, зовёт. Молока у Непуньки много, а кормить некого.
Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки.И тут Непунька решила, что Тюпа — это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать.А Тюпа — учёный, он близко не подходит.
Его ещё вчера так приласкали — до сих пор помнит!А Непунька поёт:«Иди, покормлю», — легла на бочок.Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит.Уговорила Непунька Тюпу.Насосался он молочка — заснул.И тут начались другие чудеса.Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький.
Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает.Тюпка проснулся, удивился: зачем это, для чего это? Он сам может.Хотел уйти. А Непунька уговаривает:«Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься».Песни пела-пела и сама заснула.
Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё.Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Выбежала на двор, зовёт.А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает — пугает какую-то пичужку. Непунька скорее к нему: «Не упади! Не свались!» А Тюпа не слушает.
Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе. Произведения и биография
Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук Болтливая сорока Большие и маленькие Васька Бобка и крольчиха Щур Глупый мальчишка Хитрая мама Как Никита мне помогал Никита-охотник Сказка, которую Никита сам рассказал Кошка Как лошадка зверей катала Самолетики за крышами Цапля Страшный рассказ Злая Галя Зоосад Ваня-охотник Кабаны Птичье озеро Свинья Кошка Маруська Олешки Яшка Лесной котенок Кот и рыбки Бык Забодай Глупые обезьянки Путешественники Приятель Ёж Военная собака Бульдог
Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов
Первые шаги к призванию
Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь — Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.
Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.
Зоопарк
У меня сегодня праздник- Посещаю Зоопарк. Ничего себе подарок, Зоопарку каждый рад! Я шагаю по дорожке. На ногах блестят сапожки, Зоопарк у нас большой, Это очень хорошо! Ах, какие львяточки! Жаль, что далеко. Я бы эти мордочки Целовал легко! Думаешь мурлыкают, Если приласкать? Львица – мама строгая, Не даст нам поиграть.
Ламы очень важные, Глаза такие влажные, Что я пришел, Неважно им. А были бы с горбами, Подумал, что верблюд. Верблюд их переплюнул, Когда с горбами стал, И как он их придумал, Запасы туда клал?
Верблюд их переплюнул, Когда с горбами стал, И как он их придумал, Запасы туда клал?
Верблюды обалденные, Такие здоровенные! Если влезу на верблюда, как с горы скачусь от туда.
Зебры воображалы, Полосатые пижамы. Друг за дружкой Мирно ходят, Друг от дружки глаз не сводят.
Вот лошадь Пржевальского не ласковая – дикая. Захочешь покататься, Поди ко, догони ко! Брыкаться и лягаться Ей не привыкать, И как ее поймали? Я не могу понять.
Страус вот так птичка, Прыгнет высоко! Снесет если яичко- Будет о-го-го! А перышки, какие! Пушистые, большие. Пальцы мощные на лапах, Крылышек чуть – чуть мохнатых, Потому что страусу некуда лететь, Все есть у него дома, чего еще иметь?
Белки ленятся сегодня. Не резвятся, не играют, Развалились кверху пузом И тихонько отдыхают. Из дупла свисают лапки, из дупла свисает хвостик. Эй, вы, белки! Я пришел к вам, Покажите же свой носик!
Есть еще тут сельский дворик, Обожаю его просто! Можно всех зверей здесь трогать И за рожки, и за хвостик! Тут ягнятки и козлятки Важно ходят друг за другом.; Я их угощу морковкой, Да и стану сразу другом! Меня бодать они не будут, Потому что тоже дети, Я их так сейчас люблю , Больше всех людей на свете!
Тут свинки возле мамы В пыли все извалялись. Визжат они все время- Переволновались!
Тут гуляет, как из сказки, Самый северный олень. У него рога большие, Он их носит целый день. На зиму рога он сбросит. Отдохнет пусть голова, А пока, любуйтесь люди, Ах, какая красота!
Гуси, лебеди и утки, Разместились у пруда. Кто с птенцами, кто ныряет, Всех их ждут свои дела
Ходят важно, смотрят строго, Держат голову высоко. Лебедь — очень большой силы, И лисе ломает спину, Если та без уваженья К лебедю начнет движенье. А фазанов сколько разных Курочек и петушков, И павлинов, столь прекрасных, что стоишь, открывши рот
Вот идет большой индюк, Сжать его не хватит рук, Распушился будто шар, Свою индейку напугал
А фазанов сколько разных Курочек и петушков, И павлинов, столь прекрасных, что стоишь, открывши рот. Вот идет большой индюк, Сжать его не хватит рук, Распушился будто шар, Свою индейку напугал.
Два красивых белых льва Ленивы с самого утра Им бы все валяться, Друг к другу ласкаться, Один косточку грызет, А другой наоборот, Смотрит на прохожих, На львов не похожих.
А в ковчеге малыши хомячки и кролики, Змеи, рыбы, пауки Их изучают школьники. Таракан, какой здоровый! этого не может быть! съест такой тарелку каши И компот возьмет, запить!
Зоопарк я наш люблю, Место это — лучшее. Хорошо тут жить зверью, Да и всем ползучим. Я искал, чего тут нет – перерыва на обед!
На пути к творчеству
Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.
И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.
Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.
Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.
Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?
На писательском поприще
К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.
После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.
Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.
Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним
Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: “Разные звери” (1930 год), “Волчишко и другие”, “Никитка и его друзья”, “Про Томку”, “Про больших и маленьких”, “Моя первая зоология”, “Васька”, “Медвежата”, “Про сороку” и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.
Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам
Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в “Мурзилке”, детском журнале. Чуть позже он начал работать в “Еже” (с 1928 по 1935 год) и в “Чиже” (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ “Мурзук” В. В. Бианки
Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей
Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: “Вольные птицы”, “Дикие звери”, “Как мишка большим медведем стал”. В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.
ПОЧЕМУ ТЮПУ ПРОЗВАЛИ ТЮПОЙ
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…»Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки — пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает — боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет — прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить.Тюпа — ловкач неуклюжий.