Содержание романа «Незнайка на Луне» по частям
Часть 1
Прошло два с половиной года с тех пор, «как Незнайка совершил путешествие в Солнечный город». Когда он узнал, что ученые Знайка, Селедочка и Фуксия построили ракету и совершили полет на Луну, Незнайка сам захотел побывать там.
Знайка показал всем кусочек лунного камня, который вызывал невесомость. После этого удивительного открытия, коротышки принялись за строительство ракеты для полета на Луну. Пока строилась ракета, Незнайка тайком ото всех забрал аппарат невесомости, чтобы провести эксперимент над рыбами в речке. За это он был наказан – его имя вычеркнули из списка пассажиров на Луну. Незнайка «как говорится, был убит горем» – он ни с кем не разговаривал, потерял аппетит, покой и сон.
Но вскоре Незнайка успокоился и уговорил Пончика, который был «слишком тяжёленький», пробраться ночью на ракету. Случайно друзья нажали кнопку стартера, и вдвоем улетели на Луну. Оказавшись на месте, Пончик и Незнайка решили «сделать вылазку из ракеты и как следует осмотреться вокруг». Надев скафандры, они пошли исследовать лунную поверхность.
Часть 2
Неожиданно Незнайка провалился в тоннель, который «уходил в глубь Луны». Так Незнайка выяснил, что внутри Луны есть еще шар, «на этом внутреннем шаре живут лунные коротышки, или лунатики».
Коротышка очутился в лунном городе. Увидев на улице многочисленные кафе, «Незнайка вспомнил, что давно уже хочет есть». Недолго думая, он поел в одном из заведений, но когда у него потребовали денег, он очень растерялся, поскольку не знал, что это такое. Так Незнайка оказался в каталажке, в которой была странная система заключенных по росту, размеру головы, носа и пр. В каталажке Незнайка узнал, что представляют собой деньги, как устроено капиталистическое общество, царившее на Луне, а также где находится Дурацкий остров, куда отправляют всех нарушителей закона и затем превращают в овец.
Когда настало время суда, судья решил, что Незнайка – «не настоящий преступник, а шантрапа с пустыми карманами». Его отпустили на волю вместе с другим заключенным по имени Козлик. Оказавшись на воле, Незнайка, и его новые друзья – Козлик, Жулио и Миг – решили создать акционерное Общество Гигантских Растений. Вокруг имени Незнайки раздули большую шумиху, и акции Общества стали приобретать на последние гроши местные бедняки.
Обществом заинтересовался влиятельный богач Спрутс, которому было невыгодно, чтобы у бедняков оказались гигантские растения. Понимая, что может обанкротиться, он предложил взятку друзьям, чтобы те сбежали со всеми деньгами акционеров. Миг и Жулио согласились на взятку, но решили ничего не говорить Козлику и Незнайке.
Часть 3
Когда в газете появилось «сообщение о крахе Общества гигантских растений», Незнайка и Козлик были вынуждены бежать из города. Они нашли пристанище в другом городе, но у друзей было так мало денег, что поначалу они останавливались в самых бедных гостиницах с тараканами и клопами, а после, и вовсе, ночевали под мостом. Вскоре приятелей арестовали и отправили на Дурацкий остров.
Тем временем Пончик, оставшись в одиночестве, отправился на поиски Незнайки. Вскоре он набрел на берег моря, жители которого никогда не пробовали соль. Пончик стал продавать им морскую соль, и на этом разбогател. Однако местные богачи сделали так, что Пончик очень быстро разорился и был вынужден тяжело работать, чтобы не умереть с голода.
Часть 4
Знайка был очень удивлен, когда проснулся утро «посмотрел в окно и не увидел космического корабля». Ему пришлось построить вторую ракету и отправиться на Луну, чтобы найти пропавших друзей. Однако богачи с Луны, увидев пришельцев, совсем не были им рады. Они приказали полиции стрелять по космическому кораблю. Чтобы спастись от пуль, Знайка использовал прибор невесомости.
Когда коротышки узнали про Общество Гигантских растений, они раздали беднякам заветные семена. Появление землян вызвало в городах настоящий переворот – власть захватили простые труженики, которые заставили богачей работать наравне с ними.
Знайке удалось отыскать Пончика и Незнайку, и все коротышки благополучно вернулись домой.
Заключение
Книга Н. Носова о приключениях коротышек на Луне учит ценить своих друзей, помогать ближним, быть честным и справедливым, и никогда не опускать руки.
Это интересно: Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком содержании рассказа Носова «Кукла» для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.
Наш ответ шаттлам
Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Пятого января 1972 года президент США Ричард Никсон
объявил о начале создания многоцелевого транспортного космического корабля Space Shuttle («Космический челнок») в рамках программы NASA «Космическая транспортная система». Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения.
В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле
Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ.
Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались (по крайней мере, на словах). Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты.
Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша
экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР».
Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский
buran.ru
Исходя из этого, было решено создать советский аналог шаттла, благо определенный задел к тому времени уже имелся. Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран».
Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский
выступал за строительство; главный двигателист наших ракет генеральный конструктор НПО «Энергия»Валентин Глушко и министр авиационной промышленностиАлександр Дементьев были против. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшегоДмитрия Устинова , видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны.
Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28–30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет
Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника.
Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса.
О книге
Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. В это время формируется отношение ко всему, происходящему вокруг. Детская литература становится способом легко, образно и увлекательно рассказать о самом главном.
«Мой генерал» Лиханов Альберт Анатольевич понравится тем, кто любит отдыхать вместе с книгой, произведение относится к жанру детская художественная литература. Этот мир кажется таким настоящим, таким родным, в нем есть запахи детства и атмосфера волшебства. Зрительные образы настолько объемны, что из этого мира не хочется возвращаться в реальность.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Аксаков Буран
Сергей Тимофеевич изначально сочинял стихи, а «Буран» — первое его прозаическое произведение. Опубликованное под псевдонимом оно было благоприятно встречено читателями и критиками. Важнейшую часть очерка занимает описание этого стихийного явления
- Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда
В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.
Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху — служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:
Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной. Поэт признается: И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить на вас — доходней оно и прелестней. Ноя себя смирял, становясь на горло собственной песне.
Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих …дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции: Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!
Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника: Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм.
Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал: Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий.
Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня — служить делу социалистической революции. Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высоко совершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма. Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта — необходимая работа в нашем Советском Союзе».
Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.
Популярные сегодня пересказы
- Граф Нулин — краткое содержание поэмы Пушкина Трубят рога: молодой поместный барин отправляется на осеннюю охоту, организованную по всем правилам, с псарями, борзыми. Он в чекмене, за кушаком турецкий нож, за пазухой фляга рому. Он доволен своим выездом и бросает жене
- Здравомысленный заяц — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель 19 века, редактор «Отечественных записок» из Твери, который дал миру большое количество сказок, в которых внимательный и вдумающийся читатель всегда найдёт скрытые смыслы
- Краткое содержание повести Понедельник начинается в субботу Стругацких Жанровая направленность произведения определяет его в качестве фантастической короткой повести с элементами юмора, основная тематика которой заключается в возможности каждого талантливого человека в реализации своих научных идей
- Гайдар Настоящая фамилия Гайдара — Голиков. Его происхождение относится к семье учителей. Известно, что его мать была дальней родственницей Михаила Лермонтова.
Начало
Произведение написано от имени первого лица, мальчика Антошки, родом из Сибири. Детские наивные замечания, типа «моего друга зовут Кешка, а остальное у нас все одинаково», перемешаны с взрослыми рассуждениями о прочности любви. Антошка называет себя «замов сын» — его папа заместитель главного инженера.
В романе «Мой генерал» Лиханов (краткое содержание этого произведения мы передаем) создает множество образов. Подобный язык характерен для детей: мамино лицо, как и ее имя, круглое и доброе, а зовут ее — Ольга.
Мальчик рассказывает о детском восприятии мира, как он ходит заниматься французским, как мама сделала ему настоящие ботфорты, чтобы не промокали ноги. Его жизнь, конечно, не лишена детских радостей, например, не ходить в школу, когда на улице температура минус сорок.
Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
-
Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста.
(Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).
Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?
Описание окружающей среды.
Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
- Буран —
- Убор-
- Обелиски-
- Прах-
- Приволье —
- Пучина —
Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Сочинение на тему буран аксаков 6 класс
Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран». Цели: 1. Закрепить умение составлять простой план. 2. Закрепить умение пересказывать с сохранением авторского стиля. 3. Формирование умения анализировать текст с точки зрения выбора средств выразительности и характеристики героев по их поведению. 4. Определение роли пейзажа в произведении. Ход урока I. Литературоведческая разминка. Учитель. Мы знаем немало стихотворений о природе, в творчестве многих поэтов и прозаиков встречаются пейзажные зарисовки. Именно о пейзаже в литературном произведении мы будем говорить сегодня, но сначала вспомните имена поэтов, стихотворения которых с описанием пейзажа мы знаем. Запись на доске: Пушкин Тютчев Фет Есенин Некрасов Ваша задача – назвать автора стихотворения, отрывки из которого я вам буду читать, если помните продолжение – можно продолжить. Фамилии поэтов могут повторяться. 1) Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тренькает синица Меж лесных кудрей… (Есенин.) 2) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован… (Тютчев.) 3) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (Пушкин.) 4) Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. (Некрасов.) 5) Ласточки пропали, А вчера с зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. (Фет.) 6) Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит… (Тютчев.) Оценить данную работу можно только хорошей отметкой либо не оценивать вообще, пообещав, что мы еще не раз будем вспоминать стихи и их авторов. II. Объявление темы урока и цели. Учитель. Скажите, только ли пейзаж изображен в тех отрывках, которые мы сейчас вспомнили? Еще показано настроение лирического героя, его состояние. Подобные описания встречаются не только в поэтических текстах. Иногда неопытный читатель пропускает описание природы, считая его неинтересным, так как ничего не происходит. Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой, это помогает нам, читателям, лучше его понять. Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран». Именно с этого произведения началась его писательская деятельность. Мы рассмотрим, как описание природы перекликается с описанием состояния героев, проведем исследовательскую работу, определяя, какими приемами выразительности пользовался автор. Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Этот рассказ о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи. С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран». Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел. БУРА?Н -а; м. Сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах) III. Аналитическое чтение. 1. Кратко рассказать сюжет произведения. 2. Составление простого плана учащимися (не больше 10 минут). Заранее предупредить, что между пунктами плана надо оставить пустую строчку. Примерный план. 1) Знакомство с героями. Природа перед бураном. (1–2-й абзацы.) 2) Предвестие бури. (3–4-й абзацы.) 3) Описание обоза. (5-й абзац.) 4) Начало бурана. (6–7-й абзацы.) 5) Решение опытного старика переждать буран. (8–9-й абзацы.) 6) Опрометчивое решение молодых крестьян. (10-й абзац.) 7) Конец бурана. (11-й абзац.)
Сейчас читают
На свете есть множество произведений повествующих о любви, которая запретна для обеих сторон, и даже больше, может привести горе возлюбленных к гибели, то же известнейшее произведение Шекспира тому яркое подтверждение
Книга была написана в 1958 году. В книге рассказывается о крепостном мальчике по имени Митя Мышкин. Митя жил в селе под названием Закопонка. Семья Мышкиных жила в доме у богатой барыни.
Денис часто приходил в цирк на представления и его пропускали без билета. Началось это после курьёзной истории, которая произошла с ним в цирке.
Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет. Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра
Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.
Источник
Сочинения
Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.
Буран: краткий пересказ
С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге. Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны. Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.
Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее. Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо. Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.
Описание бурана
Буран всей своей мощью обрушился на землю. Тут же наступила темнота, поднимая снежные хлопья разыгрался ветер, создавая белоснежный сумрак, который слепил и ухудшал видимость. Все слилось воедино, небо, земля и воздух. Стало тяжело дышать, а буран не собирался стихать. Наоборот, он стонал, свистел, рвал, из стороны в сторону бросал предметы, обвивая своей мощью подобно змею, который решил задушить любого, кто попал в его объятия. В такие моменты человек, попавший в буран, теряет память, сила духа падает и кровь стынет в жилах не от холода, а от страха. Люди попросту сходят с ума, что и становится частой причиной их смерти.
Идти дальше было очень сложно и опасно, поэтому опытный старик предлагает остановиться и создать некое укрытие. Может кому-то посчастливится уцелеть и не замерзнуть… Несмотря на то, что совет старика показался многим странным, люди с опытом понимали, что это единственный путь к спасению. Однако молодое поколение было с этим не согласно. Кто-то стал говорить, что если старик уже повидал жизнь, то они пока не готовы умирать. Несмотря на буран, они отправятся до умета, а как буря стихнет, вернутся и откопают стариков. Молодежь не желала слушать умных советов и шестеро из них продолжили свой путь. Буран свирепствовал, и не собирался затихать. Он бушевал всю ночь. Не прекратился буран и на следующий день, все заметая и создавая огромные бугры из снега. Только к следующему вечеру непогода стала стихать, хотя снег продолжал идти всю ночь.
Когда ветер утих, перед взором читателя простиралось снежное море с оледеневшими волнами из снега. Как раз по дороге, где укрылись от бурана наши герои, возвращался уже пустой обоз. Они и увидели пробивающийся из-под снега пар. Поняв в чем дело, людей стали откапывать и нашли стариков. Они были без памяти. Пострадавших отвезли в умет, отогрели, дали проспаться, а когда старики проснулись, то были рады, что им удалось выжить в эту ужасную непогоду.
Молодые же путники, которые отбились от стариков, так и не дошли до пристанища. Скорее всего они заблудились, разбрелись по сторонам, да и замерзли. Их тела нашли уже весной. Тело одного из них находилось рядом с уметом, у забора. Он так и погиб, даже не поняв, что спасение было совсем рядом.
Главные герои
Познакомившись с кратким пересказом рассказа Буран, мы можем выделить главных героев. Это путники, которые направляются в Оренбург. Среди них можно выделить образ старика, который много уже повидал в жизни, был мудрым и хорошо понимал приметы природы. Он и дал советы, которые помогли спастись тем, кто его послушал. В том числе и Петровичу, герою, которому автор дает собственное имя. Другие персонажи рассказа остались безымянными. Может оттого, что Аксаков хотел показать общий образ русского мужика, которому всегда приходилось нелегко.
В качестве героев рассказа Аксакова Буран, следует выделить и молодое поколение. Не имея опыта и понадеявшись на свои силы, они не выжили в борьбе со стихией.
Отдельно хочется остановиться и на стихии, описанной в рассказе. Это буран, который также можно назвать героем произведения. Он, подобно живому существу, уничтожал все вокруг, никого не щадя.
Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского
В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» — неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые — мудреватые», «мандолинят» — от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками — аллитерация для стихов Маяковского — норма
Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»:
А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»):
Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского «Во весь голос», стоит учитывать, что большинство предложений — инверсионные
Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз. Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта
Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта.
Николай Каразин — Дедушка-Буран, Бабушка-Пурга
Н. Н. Каразин
Дедушка-Буран, Бабушка-Пурга
Тихо, тихо в широкой, беспредельной степи.
Ни один сухой стебелек не шевельнется, легчайшая порошинка, как осела, так и сидит, словно приклеенная… На кургане видна могила батыря степного, Бог-весть, когда похороненного, а над этою могилой торчат шесты с цветными тряпками» с конскими хвостами — бунчуками… И тряпки эти, и хвосты спокойно висят, не колыхнутся, словно, вот нарисованы они на этом сизом, мглистом тоне вечернего воздуха.
Щелкнет где, за версту, а то и больше, конская подкова камень — далеко, звучно так по степи разносится… Собака залаяла где-то в ауле дальнем, — словно, вот тут сейчас, близко… В этой мертвой тишине каждый малейший звук отчетливо, ясно так слышится.
Не к добру это могильное затишье!
Весь день не видать было солнца за сплошными, серыми тучами, а тут, как к самому краю неба оно опустилось, на минутку проглянуло, красно-багровую полосу зажгло на западе, бесконечно длинные тени отбросило от каждого кусточка, от каждой кочки, от могильного кургана и от этих шестов с хвостами и тряпками… Багровым светом озарило степь, будто красным, растопленным золотом залило.
Не к добру эта кровавая окраска!
Все, кого в пути застигла такая пора, все, кто только от дому далеко отбился, все спешат под кров, под защиту нор и логовищ, к жилому теплу — домой… Зверье всё мигом попрячется! Табуны в плотные кучи собьются, волки и лисицы по щелям степных балок, под камни залягут… Собаки, на что ко всему привычные, а и те к человеку жмутся, к порогу его войлочной кибитки или к зимней землянке, и оттуда выть начинают — протяжно, жалобно…
Не к добру это вытье заунывное!
Чу!.. Разом ожила степь, «закурилася»… Словно, из-под земли, всюду повыскакивали белые зайчики, зарезвились, заскакали, заиграли на просторе… Крутятся, прыгают, кувыркаются, мечутся в разные стороны, друг дружку с ног сбивают, пешему и конному под ноги кидаются, посвистывают полегоньку, весело… Да всё их больше и больше набегает… Один налетит на куст — рассыплется, а с того места десяток новых вскакивает…
Это разыгрались передовые вестники, детки «Пурги-бабушки», скоро, значит, и сама она пожалует.
Загудело, застонало в «тени… Сизые тучи, словно волны дыма порохового, клубятся, вровень с землею стелятся, а в этих тучах растет и близится страшный облик бедовой старухи.
Вот она, седая, сгорбленная, шагает широко, размашисто, топчет деток своих, длинною метлою во все стороны разметывает, а метла эта такая, что от востока до запада размах её стелется, сама след режет глубокий, сама этот след без остатка сглаживает. Да и не молча работу свою злая старуха справляет: громко на всю степь жалуется, и брюзжит, и ворчит и вздыхает тяжко, носом крючковатым посвистывает, зубами пощелкивает.
Тяжело в степи в эту пору, тяжело зверю-скотине, а всё-таки горе их пока полугоре, — горе впереди, горе, когда дедушка Буран сам за своею старухою следом пожалует.
Словно не в воздухе, не по земле, а далеко где-то, под землею, гул и гром идут перекатами. Несметный табун белых коней мчит Бурана-дедушку, в распашных санях везет его, старого да пьяного. Кони дикие, разнузданные, ржут и фыркают; разметали по ветру гривы белые, жмутся кучею, рвутся в стороны. Сам буран высоко в санях стоит, головою в небо уперся, шапка на нем меховая, косматая, на плечах халат распоясанный, в руках «дубина омроз» веская, что не размах, так и валится лоском всё встречное.
Расходился Буран-дедушка, на коней своих зычно гикает, бегу сдавать не дает, знать, старуху свою нагнать хочет, да никак не нагонит всё: та, ведь, тоже прытка, даром что пешая. И носятся они друг за другом, как бешеные, всё крутят да ломят, с корней выворачивают.
И нет на них силы ровной, нет на них угомону и устали, пока сами собою, своим хотением, в волю натешась, спать не улягутся.
И тогда спадет ветер, проглянет солнышко утреннее и зальет степь взбудораженную золотом, теплым, ласкающим светом.
Заискрятся алмазами бесконечные сугробы снежные, словно горы, словно волны моря, разом застывшие. Снова звуки живые в чистом воздухе послышатся, снова всё живое, мирное и немирное на свет Божий выглянет и начнет свою работу обыденную, вражеским набегом на время прерванную.
1905
Сравнение
- Туча, как небо;
- Снеговые степи, как пух лебяжий;
- Белый мрак, как мрак осенней ночи;
- Снежный прах, как змей.
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
3 стр., 1357 слов
Природа в Слове о полку Игореве: ее образ, описание и роль
… к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе. Также читают: Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве Популярные сегодня темы Большинство писательских … мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов. Сочинение 3 Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст …
Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.
Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
- Бриллиантовой корою
- Изуродованная роща
- Ледяной убор
- Чудные обелиски
- Алмазный блеск
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.
- Закатившегося солнца
- Кипящего праха
- Что такое причастие?
- Как отличать причастие от прилагательного?
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?
- Росло
- Зари
- Поднималось
- Погорелой
Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.
Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)
-
А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).
- Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора.
Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных ,, , ).
Произнесем повторяющиеся согласные звуки ,, , вместе. Как называется этот прием?