Следующая пословица
Друг ребят и зверят
Лимит времени:
из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Информация
В ноябре 2021 г. исполнилось 120 лет со дня рождения русского писателя, художника, иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина. В книжках писатель рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу. Он также был прекрасным анималистом, наблюдал за животными, часто выполнял рисунки с натуры.
Интересные факты: На семейных праздниках маленький Женя играл на скрипке дуэтом с мамой. Крепко дружил с художником-иллюстратором Юрием Васнецовым. Их связывали Вятка, любовь к искусству, охотничьи страсти и увлечения. Сын, внучка и даже правнучка Евгения Ивановича продолжили династию художников.
Пройдите нашу онлайн-викторину! Читайте рассказы Чарушина, подхватывайте эту волну очарования красотой природы!
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 15
Писать собственные книжки Евгению Чарушину посоветовал…
-
Самуил Маршак
-
Корней Чуковский
-
Михаил Пришвин
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 2 из 15
2.
Прочитай отрывок из рассказа «Кит». Ответь на вопрос: что такое китовый ус?
«Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется…»-
Это роговые пластины, которые растут в пасти кита
-
Это язык кита, похожий на ус
-
Это складки на брюхе рыбы, идущие от морды животного к хвосту
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 3 из 15
3.
Почему Тюпу прозвали Тюпой в одноименном рассказе?
-
Котенок, когда видит что-то интересное, двигает губами и получается звук: «Тюп-тюп-тюп»
-
Он смешно ходит
-
Он разливает молоко, когда пьёт
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 4 из 15
4.
Какое животное в рассказе «Большие и маленькие» так обучает своего малыша? «Ложись под куст. тут солнышко светит сквозь ветки. Светлыми пятнышками в траве играет. У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках. Тут тебя и не заметно.»
-
Барсук
-
Олень
-
Рысь
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 5 из 15
Кого Томка испугался на первой охоте?
-
Коровы
-
Пчелы
-
Лося
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 6 из 15
6.
« Заглянула Кая в щёлочку, видит – сидит там зверь, белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые…». Назовите зверька, который котлетки не любит, косточкой из супа тоже не интересуется, из рассказа «Что за зверь?».
-
Ёж
-
Барсук
-
Кролик
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 7 из 15
Угадайте книгу по обложке:
-
Цапля
-
Волчишко
-
Болтливая сорока
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 8 из 15
8.
Как звали щенка из рассказа «Друзья» и почему?
-
Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь
-
Приятель, потому что везде ходил по пятам
-
Васькой, как кота Ваську, потому что тоненько лаял будто мяукал
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 9 из 15
Кто знал только два слова «Злодей» и «Кушать»?
-
Попугай
-
Скворец
-
Ворона
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 10 из 15
10.
Назовите породу собаки, мертвой хваткой схватившей квартирного вора, из рассказа «Верный Трой».
-
Овчарка
-
Такса
-
Бульдог
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 11 из 15
Куда спрятались два шустрых лисёнка из рассказа «Лисята»?
-
В шкаф
-
В сапог
-
Под кровать
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 12 из 15
Первый рассказ Евгения Чарушина назывался…
-
Щур
-
Волчишко
-
Медвежата
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 13 из 15
13.
Угадай, кто это? Что плохо лежит — она тут как тут. Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.
-
Сорока
-
Ворона
-
Орёл
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 14 из 15
14.
Какое животное в рассказе «Большие и маленькие» так обучает своего малыша? «Ходи неслышно, ступай мягко – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной – должен таится, в засадах лежать, добычу добывать»
-
Рысь
-
Волк
-
Медведь
Правильно
Неправильно
-
-
Задание 15 из 15
Какой девиз был главным в жизни писателя, художника и большого знатока природы Евгения Чарушина?
-
Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.
-
Срубили кусты – прощай птицы
-
Лучше рисуешь — больше нарисуешь
Правильно
Неправильно
-
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей. Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
ПУНЬКА И ПТИЦЫ
Кошки — они охотники. Они любят словить пичужку. Наш Пуня тоже не прочь поохотиться, но только не дома. Дома он никого не трогает. Принесли мне как-то в маленькой клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки. «Куда, — думаю, — мне их деть, чего с ними делать?» Выпустить на волю — на дворе вьюжно-морозно. В клетке — тоже не годится. Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель бумажками, чтобы не пачкали, и… делайте, что хотите. Только не мешайте мне работать. Щеглы, канарейки вылетели из клетки — и к ёлке. Копошатся в ёлке, поют! Нравится! Пришёл Пунька, глядит — интересуется. «Ну, — думаю, — сейчас надо Пуньку ловить да из комнаты выкинуть». Непременно начнётся охота. А Пуньке только ёлка понравилась. Он её понюхал, на птиц и внимания не обратил. Щеглы, канарейки побаиваются. Не подскакивают близко к Пуньке. А тому безразлично, есть тут птицы или нет их. Он лёг и спит около ёлки. Но Пуньку я всё-таки прогнал. Кто его знает. Хоть и не смотрит на птиц, а вдруг невзначай и словит. Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают. Пунька к ним ходит. Спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит. И так расхрабрились пичужки, что начали у Пуньки теребить шерсть. Пунька спит. А птицы из него шерсть дёргают.
Томкины сны
Томкины сны
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята: — Почему это Томка лает? Ведь он же спит! — Он сны видит, — отвечаю. — А какие? — Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть. — Вот интересно-то! — говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят: — Чего же это он во сне видит? Вам понятно? — Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил. — Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал. — За кем побежал? — Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Коза
Тут Томка зарычал, залаял. — Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест! — Кто, — спрашиваю, — съест? — Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.
Медведь
Как Томка не показался глупым
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе — хочет понюхать.
Томка
А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Курица и цыплята
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.
И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
Цыплята
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Лесной котенок
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная, от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трехлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка — шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину — полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посередке дичь ходит. Маленький, маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
И грает себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головои мотает, — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил, — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал. А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь. Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь. Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху.
Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котенка удираю, только глаза заслоняю от веток. Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал в траву, — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, и сердце бьётся, колотится. Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха- мать — с доброго волка.
ТЮПА МАЛЕНЬКИЙ
Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него.Непунька ждёт-пождёт, скоро ли у неё будут другие, новые маленькие сосунки.Она и местечко приглядела — корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка.У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали.Непунька ходит, котят ищет, зовёт. Молока у Непуньки много, а кормить некого.
Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки.И тут Непунька решила, что Тюпа — это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать.А Тюпа — учёный, он близко не подходит.
Его ещё вчера так приласкали — до сих пор помнит!А Непунька поёт:«Иди, покормлю», — легла на бочок.Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит.Уговорила Непунька Тюпу.Насосался он молочка — заснул.И тут начались другие чудеса.Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький.
Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает.Тюпка проснулся, удивился: зачем это, для чего это? Он сам может.Хотел уйти. А Непунька уговаривает:«Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься».Песни пела-пела и сама заснула.
Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё.Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Выбежала на двор, зовёт.А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает — пугает какую-то пичужку. Непунька скорее к нему: «Не упади! Не свались!» А Тюпа не слушает.
Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Волчишко
Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нем волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел, испугался — человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс, зубы скалит. Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно, да не влезть, лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит. Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце. Пёс залаял. Человек закричал громко:
— Ха! Ха! Ха! Ха!
Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит — дымит. А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот защурился. Коты — они не спят, а только дремлют. Вылез волчишко осмотреться. Походил, походил, сел — завыл. Пёс залаял. Кот на стол прыгнул. Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал.
Волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить. Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать. Волчишко вылез из-под кресла, подполз к двери, а дверь-то открыта! Он из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле. А за полем лес. Так и убежал волчишко.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя.
Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации.
Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя.
Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии.
Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине.
КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим. Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе — хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нём. Едет, клюёт Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!» Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
ЗАХОЧЕШЬ ЕСТЬ — ГОВОРИТЬ НАУЧИШЬСЯ
Аня художник и очень любит пичужек. Все это знают и несут к ней разную живность: то галчонка, то сорочонка. Принесли как-то и скворку.
А скворец ещё не настоящий. Он и летать не может, и есть не научился. Крылышки у него растопырки-коротышки. Клюв жёлтый. Он клюв разевает, крылышками разводит и покрикивает — просит положить в клюв еду. А проглотить-то он сам проглотит.
Аня его кормит и приговаривает:
— Кушать! Кушать! Накормит и пойдёт работать.
Только начнёт — слышит, скворка опять кричит — зовёт. Снова есть хочет.
— Ты злодей, — говорит Аня. — Ты мне работать не даёшь. Мне некогда. Обжора ты! Злодей!
Кормила так Аня скворку, то ласково приговаривала: «Кушать, кушать», то сердилась: «Злодей ты, скворка!»
И скворка научился говорить.
Подошла как-то Аня к нему с кормом.
А скворка сказал:
— Кушать! Кушать!
Вот Аня удивилась!
И с тех пор он по-скворчиному перестал кричать, а как захочет есть — говорит:
— Кушать! Кушать!
И если долго еду не дают, сердится и кричит:
— Злодей! Злодей!
Аня работает у окна, а скворка вертится около. Смотрит, что она делает, то краску клюнет, то карандаш у Ани хочет отобрать — мешает.
Аня открыла окно и говорит:
— Иди погуляй.
Скворка на двор и вылетел.
Аня работает, а сама поглядывает, что он там будет делать.
На дворе много интересного.
Услыхал скворка, кто-то чирикает. Это воробьиха воробьишку кормит. И он тоже захотел есть.
Прилетел к воробьихе. Крылья растопырил, клюв открыл и говорит:
— Кушать! Кушать!
А воробьиха его клюнула и улетела.
Видит скворец: соседский кот Валерка идёт. Он к нему.
Скачет перед ним, требует:
— Кушать! Кушать!
А этого Валерку недавно побили за то, что он гонялся за цыплятами. Он сейчас на птиц и смотреть не хочет.
Тогда подскочил скворка к собаке.
Спит пёс, похрапывает.
Перед ним плошка с едой, а по плошке мухи ходят.
А скворка мух ловить ещё не научился, и еда собачья тоже не годится.
Уселся он у самого собачьего носа и говорит:
— Кушать! Кушать!
Долго пёс не просыпался, а как проснулся — залаял.
Испугался скворка. Летит от него и кричит:
— Злодей! Злодей!
К Ане приходили соседи, приносили скворке корм.
Удивлялись, что птица говорит.
Вот приходит к ней как-то соседка.
— Где, — говорит, — ваш скворец, я ему вкусненького принесла.
Аня зовет:
— Ты где? Кушать! Кушать!
Скворца нигде нет.
Начали искать — не нашли.
А было вот как.
Пошёл дождь. Из-под тучки ветер налетел. Скворка в это время ходил по двору. Закрутились щепки да пыль около него. Скворка испугался и полетел. Не домой, не к соседям, не в лес, а сам не знает куда. Опустился он на какую-то тропинку. И, наверно, он совсем бы потерялся, если бы его не нашёл чужой человек.
Шёл по тропинке прохожий. Видит: сидит скворец на дороге и не боится. Совсем близко подпускает.
Прохожий думает: «Словлю его, принесу домой, посажу в клетку, пусть поёт».
А скворец взлетел и к нему на шляпу сел. Прохожий — хвать его рукой и держит.
А скворец-то у него вдруг закричал:
— Ты злодей! Ты злодей!
Испугался прохожий, разжал руку, отпустил скворку.
Пришёл домой, всем рассказывает: вот какие чудеса — птица говорит.
А соседи это услыхали, сказали Ане.
И вместе с ней пошли птицу искать.
Скворка, как увидел Аню, прилетел к ней и закричал:
— Ты злодей! Ты злодей!
— Да не «злодей» надо говорить, — сказала Аня, — а «кушать»!
Мне нравится2Не нравится1
ТЮПА МАЛЕНЬКИЙ
Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него.Непунька ждёт-пождёт, скоро ли у неё будут другие, новые маленькие сосунки.Она и местечко приглядела — корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка.У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали.Непунька ходит, котят ищет, зовёт. Молока у Непуньки много, а кормить некого.
Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки.И тут Непунька решила, что Тюпа — это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать.А Тюпа — учёный, он близко не подходит.
Его ещё вчера так приласкали — до сих пор помнит!А Непунька поёт:«Иди, покормлю», — легла на бочок.Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит.Уговорила Непунька Тюпу.Насосался он молочка — заснул.И тут начались другие чудеса.Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький.
Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает.Тюпка проснулся, удивился: зачем это, для чего это? Он сам может.Хотел уйти. А Непунька уговаривает:«Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься».Песни пела-пела и сама заснула.
Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё.Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Выбежала на двор, зовёт.А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает — пугает какую-то пичужку. Непунька скорее к нему: «Не упади! Не свались!» А Тюпа не слушает.
Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.
Страницы: 1
Первые рассказы Евгения Чарушина
Читаем с интересом — Рассказ Хитрая мама читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
Когда я был маленьким, я очень ловко стрелял из лука. Как пущу свою стрелу, так она и вопьется прямо в цель.
Я каждый день ходил со своим луком по огороду и по двору и все высматривал, во что бы мне стрельнуть.
И вот однажды я увидел в соседнем саду на высокой густой елке какую-то кучу веток. Смотрю — а это ворона свила гнездо и сама сидит там. Она спряталась, затаилась, только один хвост торчит из веток.
И тут я сразу ее узнал. Знакомая ворона. У этой вороны в хвосте два перышка совсем были белые. Эта самая разбойница в прошлом году утащила у нас двух маленьких цыплят. Одного за другим, обоих в один день. Налетела на них сверху, как ястреб, долбанула клювом — и готово.
Я очень рассердился.
— Сейчас ты от меня не уйдешь! Я тебя, воровку, застрелю! Будешь знать, как воровать цыплят!
Вытащил я скорее свою самую острую стрелу, у которой наконечник был сделан из стальной граммофонной иголки, взял стрелу в зубы и осторожно пополз к гнезду между грядок с морковью. Но хитрая была эта ворона
Добрался я до елки, посмотрел снизу, а вороньего хвоста уж не видать. Пустое гнездо. Улетела
Но хитрая была эта ворона. Добрался я до елки, посмотрел снизу, а вороньего хвоста уж не видать. Пустое гнездо. Улетела.
Тогда я полез на соседнее дерево. Залез высоко-высоко и сел там в развилину сучьев.
«Уж тут-то, — думаю, — я ее дождусь. Как прилетит ворона на свое гнездо, тут я ее и выцелю. Уж не промажу».
И вот сидел я так, сидел, ждал ворону, даже правую ногу отсидел — у меня в ней забегали мурашки, — а никто не летит. Она, наверное, сама спряталась где-то и видит меня.
Вдруг в огород пришла моя мама. Мама сразу же увидела мня на дереве и крикнула мне:
— Ты что там делаешь?
Я ей с дерева же все и рассказал.
А мама подумала-подумала и говорит:
— Слезай. Мы эту ворону перехитрим иначе. Она у нас утащила двух цыплят, теперь пускай вернет их обратно.
Мама выкрасила зеленой акварельной краской два свежих куриных яйца, навела на них маленькой кисточкой коричневые пятнышки и полоски. И получились настоящие вороньи яйца, только большие.
— Теперь, — сказала мама, — перемени-ка яйца в гнезде: эти положи туда, а вороньи — выкинь. А дальше посмотрим, что будет.
Чтоб яйца не взболтались, я положил их в свою шапку
Нагнул голову и осторожно надел на себя шапку с яйцами. Потом залез на дерево и сделал так, как говорила мне мама: вороньи яйца забрал в карман, а вместо них в гнездо положил наши — куриные
Мы ушли из огорода и в окно стали наблюдать, заметит ли ворона обман.
И вот ворона откуда-то появилась на своем гнезде, осмотрелась кругом и села парить куриные яйца. Ничего не заметила она. Значит, все впорядке.
Ну и мама у меня! Какую интересную штуку придумала!
Карандашом на дверях я начертил двадцать одну черточку, потому что двадцать один день надо выпаривать яйца. И каждый день я одну черточку стирал. Вот уже десять дней прошло — десять черточек я стер. Вот уже пятнадцать прошло, вот двадцать. И вот, наконец, на дверях не осталось ни одной черточки. Все двадцать и один день прошли.
И я полез на елку. А там, на елке, в вороньем гнезде два маленьких цыпленка. Один желтенький, пушистый, а другой еще мокрый, и скорлупа у него на спине прилипла.
Я скорей положил их в шапку и полез вниз. А ворона-воровка каркает, летает кругом, орет во все горло. Хочет, видно, отбить своих воронят.
— Ори, ори, — говорю, — это не твои, а наши. Так тебе и надо.
И наши цыплята выросли. И получились две драчливые курочки. Они никому не давали спуску, даже иногда колотили соседнего петуха. И яйца несли эти курицы крупные и вкусные.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.