Кладовая солнца пришвин читать, кладовая солнца пришвин читать бесплатно, кладовая солнца пришвин читать онлайн

Михаил пришвин ★ кладовая солнца читать книгу онлайн бесплатно

Герои повести Кладовая солнца Пришвина сочинение

Главными героями сказки-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» являются Настя и Митраша Веселкины. Родители их умерли, и осиротевшие дети живут одни.Настя: Волосы девочки были не темные и не светлые, они отливали золотом. Все лицо Насти покрывали крупные веснушки. Настя была старше брата на два года, на момент повествования девочке 12 лет. В деревне Настю часто сравнивали с золотой курочкой на высоких ножках.

После смерти родителей детям досталось все их крестьянское хозяйство, с которым они быстро научились управляться. Настя вставала задолго до рассвета, она управлялась по хозяйству, «хворостиной выгоняла свое любимое стадо». Затем топила печь, готовила для них с братом еду. Целый день хлопотала Настя по дому.

Настя любит брата, и как старшая сестра заботится о нем. Она отправилась на его поиски, когда дети поссорились на болоте и пошли за клюквой разными тропинками. Насте стало стыдно, что собирая клюкву, она забыла о брате и он чуть не погиб. Девочка отдала всю собранную ягоду детям в детский дом.

Митраша: Плотный коренастый мальчик 10 лет. Митраша упрям и силен. В деревне его называют «мужичком в мешочке». Как и у его сестры, лицо Митраши покрывают золотые веснушки.

Отец научил сына делать деревянную посуду, это умение пригодилось ему: Митраша изготовлял утварь, как для дома, так и для соседей и знакомых, которые просили его об этом. Помимо этого мальчик посещал общественные собрания, все мужские заботы по хозяйству легли на его плечи.

Не смотря на то, что Насте и Митраше хватало забот по домашнему хозяйству, они не отклонялись и от общественных работ. Они работали на колхозных полях, на скотном дворе, посещали собрания, помогали копать противотанковые рвы.

Митраша любит свою сестру, во всем помогает ей. Они живут очень дружно.

Из-за своего упрямства мальчик попадает в беду, пойдя не той дорогой за клюквой, он проваливается в болото. Его спасает собака Травка.

Второстепенные герои

К второстепенным героям сказки-были относятся старик Антипыч, собака травка, волк Старый помещик.

Собака Травка: Собака лесника Травка после смерти своего хозяина осталась жить в лесу. Нового лесника не назначали из-за начала войны. Травке трудно было привыкнуть к дикой жизни. Она обитала у развалин сторожки Антипыча. Часто собака приносила к ней пойманную дичь для Антипыча. Однако умерший ее хозяин не приходил и собака выла.

Погнавшись за зайцем, Травка набрела на болото. Там ее увидел Митраша, он хитростью подозвал собаку к себе и Травка сама того не понимая помогла мальчику выбраться из трясины. Так Травка обрела новых хозяев. После происшествия на болоте собака осталась жить у Насти с Митрашей.

Волк Старый помещик: Старый волк, который получил прозвище Старый помещик, был неуловимым хищником. Он резал скот в деревне и охотился на собак. Охотники истребили его стаю, лишь Старый помещик оставался неуловим. Услышав лай Травки, волк пошел на ее голос. Старый помещик уже давно хотел поймать собаку Антипыча. Однако охота за Травкой привела его к погибели, Митраша не испугался старого волка. Мальчик пристрелил Старого помещика.

Популярные сегодня темы

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности

Главной героиней повести «Прощание с Матёрой» является Дарья Пинигина. Это высокая и поджарая старушка, возраст которой точно не известен.

Я всю свою жизнь мечтал о собаке, но мне не разрешали ее заводить. Родители говорили, что я слишком маленький и не смогу за ней ухаживать. У многих моих одноклассников были собаки

Левитан создал картину «Ранняя весна», используя холодные синие, голубые и коричневые тона. Видно, что ещё на ней ночное время. Вокруг ещё лежит белый снег.

В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику.

Значение и художественные особенности[ | ]

Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке „Огонька“», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года). По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга („Джунгли“), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону». Позже Пришвин о от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) .

Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально о, упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра:

Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем.

Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «„Кладовая солнца“ потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года). Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства».

По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, „где никто не бывал“, путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию».

Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри „были“ прорастает „сказка“ и у писателя появляется произведение нового для него жанра — „сказка-быль“, которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, „символическую реальность“, каждое мгновение которой полно смысла».

Примечания[ | ]

  1. 12345 Круглеевская, 1983, с. 458.
  2. Гришина, 2012, с. 683.
  3. 1234 Круглеевская, 1983, с. 459.
  4. Рязанова, Чуваков, 1984, с. 429.
  5. Пришвин, 1983, с. 252.
  6. 12 Пришвин, 1983, с. 235.
  7. Круглеевская, 1983, с. 457.
  8. Гришина, 2013, с. 870.
  9. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 661.
  10. Гришина, 2013, с. 754.
  11. Дневники. 1942—1943, 2012, с. 473.
  12. Дневники. 1942—1943, 2012, с. 731.
  13. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 436.
  14. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 39.
  15. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 543.
  16. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 681.
  17. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 663—664.
  18. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 452—453.
  19. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 692.
  20. Гришина, 2013, с. 754—755.
  21. Гришина, 2013, с. 870—871.

Кладовая солнца, доступные форматы:

просто человек, 13 февраля 2014, 17:43

Так тут сборник качается? Мне не нужен сборник, мне просто рассказ нужен.

Нужен рассказ – так качай. Здесь как раз выложен рассказ. Если бы был сборник, было бы написано, что это сборник “Зеленый шум”.

Стихотворение мне нужно КЛАДОВАЯ СОЛНЦЕ БЫСТРО

Пришвин Кладовое солнце.

Не известно, 31 марта 2016, 17:46

а я читать люблю а тут сборник или один рассказ

Небольшой плагиатик на “Гарри Поттера” (по крайней мере 1ая книга и много моментов из следующих книг).Вот только интересный факт:раз “в Нидерландах запрещены по решению Евросовета две книги”,то почему там нету Г.П.?Она явно хуже+имеет психическое воздействие на детей(в частности присутствует жестокость)

как я могу купит эту книгу. может ктонибудь посказать. мой телефон 89888351863

Пустейшая книга о дуре из дур, выросшей в семье придурков. Пустая трата времени

Прочитал всю серию. Хотелось узнать, как автор раскрутит главную сюжетную линию – судьбы и взаимоотношения главных героев. И что в итоге? Непрерывное б. во обоих ГГ, множество второстепенных сюжетных линий и героев, масса

О Боже, какое надругательство на вампирами! Это вампирохульство какое-то, блестящие феи, не кусающие людей. Ахаха, смешно, да. Хотя, если бы Эдвард был бы эдаким пафосным ублюдком, а Белла – не такой тормозящей овцой, то может быть, что-то и вышло бы.

вообще какаята пустота

Вот я с вами полностью согласен я очень умный и она мне не очень понравилась !!)

http://www.libfox.ru/447906-mihail-prishvin-kladovaya-solntsa.htmlhttp://readli.net/kladovaya-solntsa/http://modernlib.net/books/prishvin_mihail_mihaylovich/kladovaya_solnca/

голоса

Рейтинг статьи

Главные герои и их характеристика

  •  Настя Веселкина  – двенадцатилетняя девочка, похожая на золотую курочку на высоких ножках. Она была худенькая, с золотистыми волосами, с личиком, покрытым веснушками (кроме вздернутого носика). Работящая, рассудительная, добрая и ласковая – такой была эта маленькая хозяйка.
  •  Митраша Веселкин  – десятилетний брат Насти, невысокий, лобастый, немножко упрямый мальчишка, с такими же смешными веснушками и носиком кверху, как у сестры. По-взрослому ответственный, деловитый и уже умеющий делать трудную мужскую работу мальчик не только с хозяйством управлялся, но и изготавливал для соседей деревянную посуду и бочки под огурцы сколачивал. Умел он и из ружья стрелять – отец успел научить. Односельчане звали мальчика «мужичок в мешочке» за не свойственную его годам степенность.
  •  Травка  – рыжая с черным гончая собака, когда-то верой и правдой служившая лесному сторожу Антипычу. Ловкая, умная, дружелюбная ко всем, она, лишившись Антипыча, жила, тоскуя по старику и ощущая свою жизнь никому не нужной. Но затем встретила Митрашу и Настю и обрела в них новых хороших хозяев.

Глава 9

Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.

Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.

Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту. У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца

. Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.

Глава 10

Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде. Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.

Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.

Герои произведения Кладовая солнца Пришвина сочинение

Митраша

Главным героем данного произведения является маленький мальчик, который жил со своей сестрой. Они очень рано остались сиротами и сами ведут хозяйство. Этот самостоятельный ребенок во всем помогает своей сестре, он многому научился от своего отца, когда тот был живой. Митраша делает своими руками утварь их дерева, которую потом продает. С сестрой они живут очень дружно, Митраша любит ее.

После смерти родителей им досталось небольшое хозяйство и имущество, в котрое входили: маленький дом, телка по кличке Зоря, козочка, овца, куры, петух по кличке Петя и поросенок. И брат с сестрой заботились и ухаживали за всеми животными.

Настя

Старшую сестру Митраши зовут Настя, она старше его на два года. Она занимается всем женским хозяйством, которое выпало на ее хрупкие плечи. Она доит коров, а также загоняет их в стадо, также делает все по дому. Их очень сплотило то, что они остались без родителей и были горой друг за другом.

Антипыч

Кроме основных героев, в произведении присутствуют и второстепенные персонажи, например, долгожитель лесник Антипыч. Он мудрый и умный старик. Все люди его уважали и прислушивались к его советам, учились чему-то у него. Старик Антипыч жил со своей собакой. К нему в гости частенько захаживали охотники.

Травка

Из животных персонажей присутствует такой персонаж как собака по кличке Травка. Она продолжала жить у жилища лесника, даже после его смерти, преданная была. Однажды, отправившись на охоту, она увидела в болоте мальчика Митрошу и смогла спасти ему жизнь. Так она и пошла за детьми и обрела новых хозяев.

Хоть и ребята были всегда дружны между собой, однажды они все-таки поругались, когда решили собрать клюкву. Тропа в лесу разошлась и Митраша решил пойти по трудному пути, а его сестра по другой дороге, в результате дети поссорились, ведь брат не послушал Настю.

Серый Помещик

Еще одним животным из персонажей был волк, прозвали его Серым Помещиком. Он истреблял скот людей и кидался на собак. Волк был неуловимым, ведь всех его сородичей вокруг истребили, а он оказался непойманным. В итоге его пристрелили Митроша.

Рассказчик

Также некую роль в произведении играли рассказчик. Именно они повествовали всю историю. Они были работниками, которые исследовали болото.

«Кладовая солнца» весьма оригинальное произведение, которое включает в себя и сказку-быль и жизнь. В произведении присутствуют и выдуманное, и реальное. Еще с самого начала идет этот переплет выдуманного и правдивого. Придумано название села и болота, место, где проживали дети, а события, которые описывались в произведении были реальными.

Все о чем говорилось в произведении сыграло немалую роль в жизни Матроши и Насти. Это и ель, болото, лось собачка по кличке Травка.

Произведение «Кладовая солнца», в принципе, как и любая сказка со счастливым концом. Дети изменились в лучшую сторону, это сотворилось из-за того, что им пришлось перенести нелегкие испытания в своей жизни. Наши герои поняли, что нужно быть внимательными друг к другу, что нужно заботиться о своих родных и близких людях, животных.

Главные герои

Настя Веселкина
– девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».

Митраша Веселкин
– мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».

Травка
– собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».

Волк Старый помещик

Глава 1

В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне» . Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.

Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи» . Митраша же занимался «мужским хозяйством» , мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

Глава 2

В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее, и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас – отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани – там, по рассказам отца, есть «палестинка» , на которой растет много клюквы.

Глава 3

Еще затемно ребята пошли к Блудовому болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик» . Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.

Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

Глава 4

Дети вышли к «Лежачему камню» . Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная» , а вторая «слабенькая» , но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

Глава 5

В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.

Глава 6

Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков

Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак

Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

Глава 7

Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.

Глава 8

Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца» . «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство» .

Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту» , где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.

С первых шагов мальчик начал утопать в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.

Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.

Глава 10

Травка, «чуя беду человеческую» , подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака и побежала за добычей в сторону Слепой елани.

Глава 11

Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.

Глава 12

Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.

Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.

Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.

Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца», для добычи торфа.

II

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом.

Эту весеннюю темно-красную клюкву парят у нас в горшках вместе со свеклой и пьют чай с ней, как с сахаром. У кого же нет сахарной свеклы, то пьют чай и с одной клюквой. Мы это сами пробовали – и ничего, пить можно: кислое заменяет сладкое и очень даже хорошо в жаркие дни. А какой замечательный кисель получается из сладкой клюквы, какой морс! И еще в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней.

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «Тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас. Никогда, бывало, отец его, отправляясь в лес, не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца:

– Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

– Видишь, Дмитрий Павлович, – отвечал отец, – в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад – ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку – и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит.

Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя кожаная корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо, двуствольную «Тулку» – на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

– Зачем тебе полотенце? – спросил Митраша.

– А как же, – ответила Настя. – Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

– За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.

– А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

И только хотел сказать Митраша свое «вот еще!», вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну.

– Ты это помнишь, – сказал Митраша сестре, – как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу…

– Помню, – ответила Настя, – о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань.

– Вот там, возле елани, и есть палестинка, – сказал Митраша. – Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал!

Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок.

«Может быть, еще и заблудимся, – подумала она. – Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится».

А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней есть Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней.

– Ну, так что это за палестинка? – спросила Настя.

– Так ты ничего не слыхала?! – схватился он. И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква.

Вместо заключения

М. М. Пришвин признавался, что он придумал историю Насти и Митраши, вдохновившись пьесой М. Метерлинка «Синяя птица». В этом произведении главные герои — брат и сестра из крестьянской семьи — тоже отправились в дальний путь в поисках чуда. Но если «Синяя птица» — это, несомненно, сказка, где происходят самые невероятные события, то всё, что приключилось в «Кладовой солнца», легко объяснить и безо всякой магии. Просто брат и сестра поссорились и пошли по разным дорогам; Насте повезло, а Митраша оказался в трудной и опасной ситуации — но в конце концов ему тоже улыбнулась удача, всё закончилось хорошо. Так бывает: не всё в жизни зависит от нашего опыта или ума, иногда нужно и везение… Но зачем тогда Пришвин рассыпал по страницам повести столько «волшебной пыльцы»?

Возможно, автору стало жаль своих героев, и он решил подарить им немного доброго чуда: чуда, в котором нуждаются все дети, но такие, как Настя и Митраша, оставшиеся совсем одни в тяжёлое время, — особенно. А возможно, Пришвин на самом деле верил, что каждое растение и животное наделено не только душой, но и уникальным характером — и что деревья и птицы, насекомые и звери могут грустить и радоваться, обижаться и прощать, любить и ненавидеть?

Очень краткий пересказ повести «Кладовая солнца»

В одном селе недалеко от Переславля Залесского во время Великой Отечественной войны остались сиротами двое детей: 12-летняя Настя и 10-летний Митраша, сестра и брат. Они научились самостоятельно управляться с большим хозяйством, жили дружно.

Однажды ребята отправились в лес на Блудово болото за клюквой, и едва ли не впервые всерьез повздорили, в результате чего пошли врозь, разными тропами. Митраша едва не погиб в болоте, а Настя чуть не заблудилась, собирая ягоды почти до темноты.

Спасла Митрашу охотничья собака Травка, тоже «осиротевшая»: ее старый хозяин умер несколько лет назад. Дети встретились. Митраша еще и сумел застрелить страшного матерого волка, разорявшего всю округу. Домой они вернулись уже втроем, вместе с Травкой, которая отныне стала жить с ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: