О книге «На горке» Н. Носов
Николай Носов – выдающийся советский писатель, драматург и киносценарист. Наибольшую известность приобрел благодаря своим произведениям, написанным для детской аудитории. Одним из самых популярных является рассказ «На горке». По словам самого Носова, он приступил к написанию книг для детей совершенно случайно. Все началось с того, что он просто сочинял сказочные истории для своего сына и его друзей, но постепенно увлекся и понял, что писать рассказы для малышей – самая лучшая работа, требующая глубоких и разноплановых знаний
Николай Носов очень интересовался детской психологией и полагал, что к детям необходимо относиться с большим вниманием и уважением. Видимо, именно благодаря такому подходу его книги всегда находили отклик в детских сердцах
При этом детские произведения автора настолько волшебны и увлекательны, что даже старшее поколение их читает и перечитывает с неослабевающим интересом и восторгом.
В рассказе «На горке» повествуется о том, как ребята построили снежную горку, а потом залили ее водой и разошлись по домам. А тем временем один хитрый мальчишка по имени Котька Чижов решил покататься на этой самой горке, хотя участвовать в ее строительстве упорно не желал. Однако попытки взобраться на горку не увенчались успехом, и Котька принял решение посыпать ее песком. Благодаря этому ему удалось все-таки вскарабкаться наверх, но съехать не вышло, и он полетел кубарем вниз. Тут подоспели остальные ребята и, разозлившись на Котьку, принялись уговаривать его все исправить. Так получится ли у ребят перевоспитать этого эгоиста и бездельника, превратив его в достойного, трудолюбивого человека?
Произведение «На горке» – это не только безгранично интересная и занимательная, но и очень поучительная книга о вопросе нравственного выбора. Встреча с героями Н. Носова – поистине настоящий праздник. В своем рассказе автор в простой и доступной форме на примере обычной бытовой ситуации учит детей уважать чужой труд, ценить дружбу, во всем помогать своим товарищам и находить достойный выход из любой ситуации. Кроме того, Николай Носов красочно и живописно, со множеством захватывающих подробностей описывает детские игры и забавы. «На горке» – это удивительно добрая и светлая история, в которой каждый маленький читатель узнает себя, свои мечты и переживания, а взрослый – вернется в замечательную пору своего детства.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».
Дети называют свое имя ласково.
Воспитатель: — Какое сейчас время года?
Дети: — Зима.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — «Зимушке — Зиме». А как называются зимние месяцы?
Дети: — Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: — А какие изменения происходят в природе зимой?
Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)
Дети: — Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.
Воспитатель: — Вы любите кататься с горки?
Дети: — да.
Воспитатель: — А из чего строим горку?
Дети: — из снега.
Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).
Воспитатель: — Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.
Начинаем:
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).
Воспитатель: — Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.
Динамическая пауза
Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)
И под горкой снег, снег, (Приседают)
И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)
И под ёлкой снег, снег, (Приседают)
А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)
Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей — о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.
Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.
— что изображено на картине?
— какая горка?
— что в руках у детей?
Ответы детей.
Беседа о зимних забавах детей
Воспитатель: — Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?
Дети рассказывают о своих зимних забавах.
Мотивация. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
— Ребята, детский писатель — Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?
Проведение физминутки
Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)
Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)
Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу, последние слова А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)
Беседа по содержанию
— Понравился вам рассказ?
— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.
— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).
— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?
— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).
— Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая — это помещение, где дворник хранит лопаты.
— Честно ли поступил Котька?
— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).
— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)
— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)
— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?
В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?
Дети. Ребят.
В. : Почему?
Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.
Подведение итогов НОД
Воспитатель: — Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)
Мотивация к действию
Воспитатель: — Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.
На горке читать
Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу.
Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему.
А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку — бух носом!
— Ого! — говорит. — Скользкая!
Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» — думает.
Думал, думал — и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
— Вот теперь, — говорит, — скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
— Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.
— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
— Ну, я не знаю, — говорит Котька.
— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
— Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
(Илл. И.Семёнова)
Опубликовано:
Мишкой
02.02.2018 21:01
31.05.2018
(4,89
/5 — 35 оценок)
Прочитано 3807 раз(а)
Не надо врать — рассказ Зощенко
Поучительный рассказ о честности. Минька получил единицу в школе и так расстроился, что забыл дневник в парке на скамейке. Ему завели новый дневник и снова поставили туда единицу. Вечером пришла гостья и принесла забытый дневник …
Главного героя рассказа Носова «На горке» зовут Котька Чижов. Котька – мальчик хитрый. Когда ребята делали во дворе горку, он сидел у окна и смотрел на них. Ребята звали его помогать, но Котька отнекивался, делая вид, что не может выйти из дому.
Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал – было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.
Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на ее вершину. Вот только скатиться у него не получилось – по песку коньки не ехали. В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто ее испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили ее водой.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Носова «На горке» заключается в том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.
В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку. Они знают, что такое дружба и взаимопомощь, поскольку строили горку совместными усилиями. И когда горка была испорчена Котькой, они не опустили руки, а восстановили ее, преподав заодно Котьке урок трудолюбия.
Для глупых поступков много ума не надо.
Сам себя перехитрил.
Сумел испортить, сумей и исправить.
Внимание!
Затейники 05. На горке
Все же приятно читать сказку «Затейники 05. На горке» Носов Н. Н. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Несмотря на то, что все сказки — это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных — вторых. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Сказка «Затейники 05. На горке» Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.
« Носов Н. Н. «Затейники 04. Огурцы» | Носов Н. Н. «Затейники 06. Ступеньки» » |
Еще: Читать сказки Носов Н. Н.
01.11.2018
“На горке”
Носов Н., рассказ “На горке”
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа “На горке” и их характеристика
- Котька Чижов. Очень хитрый и ленивый мальчик. Однако познав радость труда, исправился.
- Ребята. Веселые, дружные, работящие.
План пересказа рассказа “На горке”
- Строительство горки
- Перерыв на обед
- Хитрый Котька в окне.
- Котька на коньках
- Скользкая горка.
- Песочек
- Новая неудача
- Возмущение ребят
- Ремонт горки
- Радость труда
Кратчайшее содержание рассказа “На горке” для читательского дневника в 6 предложений
- Ребята во дворе строили горку, а Котька наблюдал за ними из окна.
- Он не выходил помогать ребятам и показывал, что ему нельзя.
- Ребята залили гору водой и убежали обедать.
- Котька вышел на коньках, но не смог подняться на скользкую горку.
- Он засыпал горку песком, но не смог с нее скатиться.
- Ребята заставили Котьку починить горку, а он еще и ступеньки приделал.
Главная мысль рассказа “На горке”Прежде чем что-то сделать, подумай хорошенько. Труд приносит радость.
Чему учит рассказ “На горке” Учит не лениться, трудиться, учит работать вместе, дружно. Учит тому, что совместный труд всегда приносит радость. Учит думать прежде, чем делать.
Отзыв на рассказ “На горке” Мне понравился этот рассказ, хотя Котька Чижов в его начале был не просто ленивым мальчиком. Он был еще и очень глупым мальчиком. Он придумал посыпать горку песком, чтобы на нее подняться, но не подумал, как потом будет кататься. Но в конце Котька стал молодцом, понял, что трудиться лучше, чем отлынивать от труда.
Пословицы к рассказу “На горке” Глаза боятся, а руки делают. Не затем руки даны, чтобы даром болтались. Наши пряли, а ваши спали. Говори подумав, садись осмотревшись. Где двое работают, там и песня слышна.
Рисунки и иллюстрации к рассказу “На горке”