Как Томка не показался глупым
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе — хочет понюхать.
А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
РассказыЧарушин
Томкины сны
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята: — Почему это Томка лает? Ведь он же спит! — Он сны видит, — отвечаю. — А какие? — Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть. — Вот интересно-то! — говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят: — Чего же это он во сне видит? Вам понятно? — Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил. — Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал. — За кем побежал? — Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Тут Томка зарычал, залаял. — Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест! — Кто, — спрашиваю, — съест? — Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.
Томкины сны
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
— Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
— Он сны видит, — отвечаю.
— А какие?
— Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
— Вот интересно-то! — говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
— Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
— Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
— Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал.
— За кем побежал?
— Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Тут Томка зарычал, залаял.
— Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
— Кто, — спрашиваю, — съест?
— Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.
Как Томка не показался глупым
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе — хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает:
«Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.
И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
Рябчонок
Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки пролезают. Их очень хорошо солить.
Взяли мы по корзинке — я большую, а Никитка маленькую — и отправились в лес.
И Томка с нами побежал.
Мы ещё и до полянки с рыжиками не дошли, как Томка закрутился, завертелся на одном месте около ёлки, — принюхиваться стал. И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями.
Посмотрели мы за куст, а там ходит какая-то удивительная курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохолок — то поднимется колпачком, то ляжет.
— Это кто? — спрашивает Никита.
— Тише, тише, — говорю я ему, — не пугай, это рябчиха.
Вдруг курочка поползла по земле, как мышь, потом встала столбиком, шею вытянула и ещё громче захлопала крыльями. Похлопала, похлопала, взъерошилась вся, будто больная, и поскакала куда-то вбок.
— Вот так представление! Чего это она так? — спрашивает Никита.
— Это она хитрит, — говорю, — нашего Томку от цыплят отводит.
А Томка как увидал рябчиху, так сразу и кинулся за ней.
Рябчиха прихрамывает, подлётывает, еле бежит, будто она совсем больная. Притворяется.
А Томка и рад: визжит, лает, вот-вот догонит рябчиху, вот-вот за хвост её схватит! Глупый Томка.
Увела его рябчиха далеко-далеко и потом, видно, села на дерево. Слышим: Томка лает на одном месте.
Тут я говорю:
— Давай-ка, Никитушка, поищем с тобою цыплят. Рябчиха отсюда Томку нарочно увела — значит, рябчата где-то тут затаились.
Приподняли мы с земли прелую еловую ветку, видим: какой-то гриб-поганка торчит на тонкой ножке. А под поганкой рябчонок сидит. Спрятался и глаза закрыл.
Я цап его рукой — и поймал. Готово! Попался, маленький!
А, вот он какой! Совсем как настоящий цыплёнок. Только поменьше, да весь полосатый и пятнистый. Это для того, чтобы легче было прятаться.
Ещё пуховый, а на крылышках перья — значит, уже летает.
Я и Никите дал подержать рябчонка.
— Что же будем с ним делать? — спрашиваю. — Унесём домой или оставим рябчихе? Пожалуй, он умрёт у нас дома без матери.
— Отдадим рябчихе, — говорит Никита.
Так мы и сделали.
Я разжал руку. А рябчонок сидит у меня на ладони и не двигается, боится очень.
Тут я немножко его подтолкнул, и он полетел.
Пролетел шагов пять, сел на землю да и с глаз пропал — то ли в яму сунулся, то ли под какой-нибудь листочек залез или просто прижался к земле.
Ну и ловко прячутся эти рябчата!
Мы набрали с Никиткой полные корзинки рыжиков и пришли домой.
А Томка в лесу остался. Его, глупого, рябчиха ещё долго-долго обманывала, от дерева к дереву водила.
КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся.А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе — хочет понюхать.А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нём.Едет, клюёт Томку и кричит.Так и слышно, как она выговаривает:«Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
МИШКИ
Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки. Отдали Ивановне — её муж отыскал берлогу. Принесли медвежат в избу, сунули под лавку, на тулуп. Тут им тепло и не дует. Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпками заткнула. Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу. Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше. Благополучно растут мишки, ничего себе. Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали; вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежиш-ко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И клювом бил, и шпорами. Медвежишко орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Чуть от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает, как собака какая. Ещё долбануть хочет. Три дня после того не сходил с тулупа мишка. Думали, уж не подох ли. Да ничего, сошло. К весне подросли, окрепли мишки. А летом уж куда больше кошки выросли — с маленькую собаку. Такие озорники! То горшки опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Ивановне. Начала она их гнать из избы. Играйте, мол, на улице. Озоруйте там, сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить, а от собак лапами отмашетесь или куда залезете. Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп. Хозяйка спрашивает: — Вы что там, озорники, опять наделали? А они молчат, конечно, сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают. Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно. Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются: — Твои, мол, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь. — А моя бурёнка не доится! Молоко у неё пропало. Это твои звери-охальники её напугали. — А у меня овечки в хлев не идут, боятся… Или ещё что другое. Взмолится хозяйка: — Да скоро ли их от меня кто возьмёт! Нету у меня с ними терпенья. Пришёл я как-то в ту деревню охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Ивановну: — Где твои мишки? — Да на воле, — говорит, — балуются. Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого. И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит. Бац! С крыши свалился. Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят два медвежонка, делом заняты: разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия. Прогнала их с крыши Прасковья Ивановна и нашлёпала хорошенько. А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит. Вот они какие — мишки.
МИШКИ
Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки.Отдали Ивановне — её муж отыскал берлогу.Принесли медвежат в избу, сунули под лавку, на тулуп. Тут им тепло и не дует.Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпками заткнула.Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.Благополучно растут мишки, ничего себе.Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали; вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежиш-ко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И клювом бил, и шпорами.
Медвежишко орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Чуть от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает, как собака какая. Ещё долбануть хочет. Три дня после того не сходил с тулупа мишка. Думали, уж не подох ли. Да ничего, сошло.К весне подросли, окрепли мишки. А летом уж куда больше кошки выросли — с маленькую собаку. Такие озорники! То горшки опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Ивановне.Начала она их гнать из избы.
Страницы: 7
Ход ОД :
Воспитатель. Дети, посмотрите кто нарисован на этой картине? (Лошадь, корова, собака, коза и т. д.) Как их назвать одним словом? (животные) Где живут эти животные? (дома, рядом с людьми) Да, эти животные живут рядом с людьми, поэтому их называют.? (домашними животными) Дети, вы знаете много стихов, сказок, рассказов о животных, назовите их. («Котенька — коток», «Лиса, заяц и петух», «У солнышка в гостях» и т. д.) Сегодня, я прочитаю вам рассказ Е. Чарушина «Как Томка научился плавать». Послушайте его и расскажите мне, кто же такой Томка.
Воспитатель читает рассказ с показом иллюстраций. Вопросы:
Кто такой Томка?
Как называется рассказ?
(хоровые и индивидуальные ответы)
Куда пошли гулять с Томкой?
как он добрался до озера?
(на фланелеграф выставляется картинка «Томка в портфеле»)
— Как автор описывает Томку?
(На фланелеграфе «Томка бежит по песку»)
Да автор описывает Томку так : «Бежит по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются». Дети повторяют слова : «косолапый», «неуклюжий».
Как хозяин уговаривал Томку идти в воду? (Картинка «Томка плывёт»)
Как Томка полез в воду первый раз? («Сначала по животик зашёл, потом
по шею, потом и весь окунулся. Только хвостик обрубочек торчит наружу»)
— Почему Томка снова полез в воду? («Потому что он любил играть с мячиком, а его кинули в озеро. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду. Бежит, повизгивает»)
— Как Томка научился плавать? («Шёл, шел, да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы. Так и научился плавать»)
В. Дети, Томка с хозяином ходили гулять на озеро. Давайте и мы с ними прогуляемся.
Проводится физкультминутка.
Мы на озере гуляли.
Там мы Томку повстречали.
Томка плавал и играл,
Но ребяток не догнал.
(Шаги с высоким подниманием колен. Ритмичное разведение рук в стороны. Лёгкий бег.)
В. Дети, давайте ещё раз вспомним рассказ «Как Томка научился плавать» и поиграем в игру «Что сначала, что потом». Правила игры такие: надо сказать, что делает Томка и расставить картинки по порядку. («Томка в портфеле», «Томка побежал к воде», «Томка бежит с мячиком в зубах».)
В. Дети, вы уже знаете, что этот рассказ написал замечательный писатель Е. И. Чарушин. Но он не только написал этот рассказ, но и нарисовал картинки к нему, и к многим другим рассказам. Давайте ещё раз посмотрим на Томку. Почему вам нравится этот щенок? (Он маленький, лохматый, хорошенький, косолапый, неуклюжий). Как художник нарисовал щенка? (Он серенький, уши чёрные, они висят, глаза и нос как бусинки, хвост — обрубочек торчит).
В. Как вы думаете, может ли такой маленький щенок жить один? (Нет, не может, кто-то должен о нём заботиться кормить его, водить гулять и т. д.)
В. Как бы вы позаботились о маленьком щенком? (Дали ему мяса, еды, нашли бы молока, согрели, погладили и приласкали, поиграли бы с ним, помогли найти хозяина, маму и т. д.)
В. Да, дети, надо заботиться о слабых, беззащитных, помогать если им трудно, пожалеть, если им грустно. А вы хотели бы иметь такого щенка, как Томка? Давайте нарисуем каждый из вас себе такого щенка. Дети рисуют с помощью трафарета и поролона силуэт щенка, а затем с помощью веточки рисуют шерсть, «лохматость» щенка.
КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся.А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе — хочет понюхать.А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нём.Едет, клюёт Томку и кричит.Так и слышно, как она выговаривает:«Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.