«Кот Иваныч»: краткое содержание
По сути, весь рассказ представляет собой сборник мини-зарисовок из жизни самого обыкновенного, на первый взгляд, домашнего кота. В какие только приключения не попадал кот Иваныч! И в тесте вымазывался, и крыс в амбаре ловил (правда, исключительно для собственного удовольствия), и даже непростую дружбу с ежом завел.
Все случаи в рассказе полуанекдотические, сейчас существует много видеороликов с подобными сюжетами. Страсть, которую питал кот Иваныч к рыбе, быстро улетучилась после того, как его схватил за лапу большой рак. Достается котику и от ворон, которые покусились на его добычу из амбара. А то, как кот Иваныч обустроился в тесте, и вовсе заставляет от души посмеяться над его любовью к комфорту.
Только последний эпизод заставляет читателя напрячься. Переезд на новую квартиру — непростое время для домашних питомцев, и автор переживает, как воспримет это всеобщий пушистый любимец. Однако за преданность Иваныча беспокоиться не стоит: после краткого обзора нового дома он понимает, что все близкие — рядом, и полностью принимает новую жизнь.
Образ Иваныча
Неслучаен выбор автором имени для главного героя. Это не простая кличка, как, например, Мурзик или Пушок — не просто так назвал свой рассказ Георгий Скребицкий
«Кот Иваныч»… Вы только вслушайтесь! Важность, солидность, характер сочетаются здесь с теплым, дружеским отношением (иначе кота звали бы Ивановичем)
С первых строк узнает читатель одну из главных черт кота — лень. Причем лень эта не вызывает раздражения, мы сразу понимаем, что это чувство абсолютно нормально не только для котов. А уж когда автор противопоставляет лень Иваныча Бобкиной глупости, выбор становится совсем очевидным.
Иваныч любит простые житейские удовольствия — теплую лежанку (пусть даже и в кадушке с тестом), вкусную рыбку (из аквариума тоже сойдет), небольшие развлечения и похвальбу перед хозяевами (амбарные крысы). Иногда коту приходится пострадать за них, но он переносит все стойко. И тут мы узнаем еще об одной, самой главной черте Иваныча — доброте.
С преданной собакой сравнивает своего героя Скребицкий. Кот Иваныч всюду неотступно следует за своими хозяевами, встречает и провожает их. И даже когда автор опасается, что их любимец убежит на старую квартиру, он ошибается. В который раз сравнивая Иваныча с собакой, писатель делает вывод: их кот далеко не самый обычный.
Особенности языка
Рассказ читается на одном дыхании не только из-за небольшого объема. Он написан очень простым житейским языком. Мы словно слушаем мальчика, который рассказывает интересные истории о своем коте. Любопытно, что мы не знаем, какого цвета Иваныч — знаем только то, что он большой и толстый. Это дает нам возможность сравнить с ним практически любого кота, тем самым сделав его еще роднее читателям.
О повседневных занятиях кота Скребицкий рассказывает в настоящем времени, и мы словно видим, как Иваныч умывается, греется на солнышке или лезет в аквариум за рыбками. А особенные происшествия описываются в прошедшем времени.
Истории настолько плавно перетекают из одной в другую, что читатель этого почти не замечает. Лень кота сменяется его похождениями в амбар, однако потом выясняется, что крыс он не ест, но зато любит рыбу. Так и начинается очередной эпизод. Размеренная жизнь кота отлично отражается в размеренном, бесконечном повествовании.
Популярные сегодня пересказы
- Идиот — краткое содержание романа Достоевского Действие романа происходит в конце 1867 года. Главный герой князь Мышкин, после продолжительного лечения в одном из швейцарских санаториев, прибывает в Петербург. В дороге 26-летний Лев Николаевич знакомится
- Люцерн — краткое содержание рассказа Толстого Рассказ «Люцерн» написан Львом Николаевичем Толстым. Его краткое содержание представлено в этой статье.
- Добыча — краткое содержание романа Золя События романа происходят в смутные времена для страны после переворота власти. Во Франции царит разруха. В стране творят бесчинства бандиты.
- Радость — краткое содержание романа Чехова Полночь. Коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров (для близких – просто Митя), в состоянии невероятного душевного подъема влетает в квартиру своих родителей. Сначала он носится по всем комнатам, потом падает в кресло и громко хохочет.
Основные сведения о рассказах
- «Белая шубка» — рассказ о похождениях и зимовке белого пушистого зайчишки.
- В «Длиннохвостых разбойниках» рассматривается поведение пернатых сорок.
- «Митины друзья» — произведение о мальчике, который привязался к лосёнку и его маме-лосихе.
- «Домик в лесу» знакомит с похождениями бывалого любителя поохотиться.
- «Загадочная находка» — интересное приключение, случившееся со школьниками во время изготовления скворечников.
- «Воришка» рассказывает об умной ручной белочке.
- «Лесной голосок» — повествование о родном крае, летнем отдыхе, лесных обитателях.
Ласковый юмор, поэтичность, душевная теплота — вот черты, присущие мастерству Георгия Алексеевича Скребицкого. Его произведения развивают характер, учат любить братьев наших меньших, бережно относиться ко всему живому. Самые маленькие ребятишки и школьники всегда с удовольствием проникаются жизнью лесных обитателей. Чаще всего его книги используются для внеклассного и семейного чтения, развития речи детей.
Сценарии для мультфильмов
Особенно пронзительно выразились яркие особенности таланта писателя-натуралиста в создании сценариев к диафильмам и мультфильмам. Во всех этих работах главными персонажами были животные. Самыми запоминающимися работами являются диафильмы «Кто как зимует», «Кто как лето проводит», «Про белочку-хлопотунью», «Медвежонок».
В 1949 году Георгий Скребицкий посетил Западную Белоруссию. После этого он написал много очерков и собрал их в книгу «Беловежская пуща». Свою последнюю повесть писатель так и не закончил, её дооформляла Смерть настигла Георгия Алексеевича неожиданно, летом 1964 года у него случился сердечный приступ и его доставили в больницу. Острый инфаркт не дал шансов Скребицкому, он умер 18 августа того же года.
Добывание знаний
Получив среднее образование в одной из школ городка, Георгий Скребицкий отправляется в столицу, где он поступает на литературный факультет в Институт живого слова. После того, как юноша освоил писательское мастерство, следующей ступенькой обучения стал Высший зоотехнический институт. Здесь Георгий осваивал азы охотнического и звероводческого дела.
Окончив это заведение, юноша идёт работать в исследовательский институт по звероводству и охоте. Затем он был научным сотрудником в лаборатории при Московском государственном университете, где исследовал психологию различных животных. Эта работа позволила Скребицкому участвовать в различных экспедиционных поездках, исследовать жизнь зверей на свободе.
Такими наблюдениями он занимался на протяжении 5 лет. В 1937 году Георгию Алексеевичу присваивается звание кандидата биологических наук. Некоторое время он руководил кафедрой физиологии животных в МГУ. Всё это время он работал над несколькими научными трудами, связанными с зоологией и зоопсихологией.
Творчество Г. Скребицкого
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина
Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще». Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. ———————————————————— Рассказы Скребицкого о природе и о животных.Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы Скребицкого Читать рассказы других авторов
Добывание знаний
Получив среднее образование в одной из школ городка, Георгий Скребицкий отправляется в столицу, где он поступает на литературный факультет в Институт живого слова. После того, как юноша освоил писательское мастерство, следующей ступенькой обучения стал Высший зоотехнический институт. Здесь Георгий осваивал азы охотнического и звероводческого дела.
Окончив это заведение, юноша идёт работать в исследовательский институт по звероводству и охоте. Затем он был научным сотрудником в лаборатории при Московском государственном университете, где исследовал психологию различных животных. Эта работа позволила Скребицкому участвовать в различных экспедиционных поездках, исследовать жизнь зверей на свободе.
Такими наблюдениями он занимался на протяжении 5 лет. В 1937 году Георгию Алексеевичу присваивается звание кандидата биологических наук. Некоторое время он руководил кафедрой физиологии животных в МГУ. Всё это время он работал над несколькими научными трудами, связанными с зоологией и зоопсихологией.
Творчество Г. Скребицкого
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина
Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще». Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. ———————————————————— Рассказы Скребицкого о природе и о животных.Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы Скребицкого Читать рассказы других авторов
Об авторе
Известный русский и советский писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году. Неброские пейзажи тульских лесов и лугов произвели на мальчика глубокое впечатление и навсегда остались в его памяти и произведениях. Получив серьезное многопрофильное образование — литературное и зоотехническое, — Скребицкий наилучшим образом объединил свои главные жизненные увлечения, написав свои первые произведения в конце 1930-х. Уже первые сборники рассказов «Простофиля и хитрецы» и «Рассказы охотника» принесли Георгию Алексеевичу известность и любовь больших и маленьких читателей.
Впоследствии Скребицкий активно сотрудничал с журналом «Мурзилка», печатая короткие рассказы для самых маленьких. Также автор внес свой вклад в составление сборника «Родная речь». Сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (о смелых белочках) и «В лесной чаще» (о забавном барсучонке) также созданы этим замечательным писателем.
Вершиной творчества Скребицкого стали две повести: «От первых проталин до первой грозы» и «У птенцов подрастают крылья». В обеих работах рассказывается многое о детстве и отрочестве самого писателя. К сожалению, вторая повесть осталась незаконченной из-за скоропостижной смерти Скребицкого в 1964 году.
Певец русской природы
Чем старше становился учёный, тем чаще ему хотелось записать все свои охотничьи приключения на бумаге, а также запечатлеть детские воспоминания о первых встречах с природой. Так постепенно Георгий Алексеевич стал превращаться в певца родной природы. Многим младшим школьникам знакомо первое произведение Скребицкого «Ушан» о зайчике, рождённом осенью. Это привело автора к идее писать рассказы о животных. Он также является автором двух повестей. Его книги знают не только в России, но и в Польше, Болгарии, Германии, Албании, Словакии, Венгрии, Чехии.
В 40-х годах Георгий Скребицкий тесно сотрудничал с известной писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Она помогала ему публиковать работы, а также подсказывала идеи для новых рассказов. Вместе они писали рассказы о животных для самых маленьких читателей и публиковались в детских журналах.
Детские годы
В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.
Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.
Певец русской природы
Чем старше становился учёный, тем чаще ему хотелось записать все свои охотничьи приключения на бумаге, а также запечатлеть детские воспоминания о первых встречах с природой. Так постепенно Георгий Алексеевич стал превращаться в певца родной природы. Многим младшим школьникам знакомо первое произведение Скребицкого «Ушан» о зайчике, рождённом осенью. Это привело автора к идее писать рассказы о животных. Он также является автором двух повестей. Его книги знают не только в России, но и в Польше, Болгарии, Германии, Албании, Словакии, Венгрии, Чехии.
В 40-х годах Георгий Скребицкий тесно сотрудничал с известной писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Она помогала ему публиковать работы, а также подсказывала идеи для новых рассказов. Вместе они писали рассказы о животных для самых маленьких читателей и публиковались в детских журналах.
Сценарии для мультфильмов
Особенно пронзительно выразились яркие особенности таланта писателя-натуралиста в создании сценариев к диафильмам и мультфильмам. Во всех этих работах главными персонажами были животные. Самыми запоминающимися работами являются диафильмы «Кто как зимует», «Кто как лето проводит», «Про белочку-хлопотунью», «Медвежонок».
В 1949 году Георгий Скребицкий посетил Западную Белоруссию. После этого он написал много очерков и собрал их в книгу «Беловежская пуща». Свою последнюю повесть писатель так и не закончил, её дооформляла Смерть настигла Георгия Алексеевича неожиданно, летом 1964 года у него случился сердечный приступ и его доставили в больницу. Острый инфаркт не дал шансов Скребицкому, он умер 18 августа того же года.
Особенности творчества
Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.
Характерная черта его творчества — короткие, но емкие и необычные названия рассказов. «Речной волк», «Чир Чирыч», «Воришка», «Длинноносые рыболовы», «Куйка».
Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя — зверушку, рыбку или птичку. Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше — зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными. Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.
«Кот Иваныч» — еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает «брата меньшего» и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.
Детские годы
В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.
Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.
«Кот Иваныч»: главная мысль
Темой многих произведений Скребицкого становилось взаимодействие людей и животных, домашних либо диких. И характерной чертой этого взаимодействия является взаимопонимание. И люди, и звери принимают друг друга со всеми достоинствами и недостатками, уживаются вместе и становятся друзьями.
Да, у Иваныча много черт дикой кошки: жадность, лень, озорство, время от времени просыпающиеся охотничьи инстинкты. Но в то же время он — добрый и ласковый домашний питомец, который ни за что не предаст семью. Даже к дикому колючему ежику привык Иваныч, разделив с ним обед. И это видят его хозяева, ценят его преданность и мягкость по отношению к тем, кого он любит.