Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:– Мы тоже пойдём в лес, мама.– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.
Это же солнце!
Это было ясным летним днём. Учитель вёл маленьких детей в лес.
Лес был большой и молчаливый. Деревья стояли стройные и высокие, будто огромные свечки. Густые листья закрывали солнце. В лесу был полумрак.
Дети шли и шли. Казалось, конца-края не будет лесу. Над головами что-то тихо шумело.
— Что это шумит?— спросили дети.
— Это разговаривают верхушки деревьев,— ответил учитель.— Они радуются, что видят солнце.
Вдруг дети остановились. На толстом стволе столетнего дуба они увидели что-то светлое, блестящее.
— Что это такое?— удивились дети.
— Это же солнце!— ответил учитель.— Посмотрите отсюда, видите, какое оно яркое?
Дети один за другим становились возле ствола столетнего дуба и любовались солнцем.
Вопросы для беседы
— Какой был лес, когда пришли дети?
— Как учитель отвечал на вопросы детей?
— Что изменилось, когда они пришли к столетнему дубу?
Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.
Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
- воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
- соотношение индивидуального и коллективного воспитания
- развитие творческого начала у детей
- семейная педагогика
- взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Причина, явление, следствие
Учитель задал домой сочинение на тему «Причина, явление и следствие». На уроке он рассказывал, как писать, но я не слушал.
Дома открыл тетрадь, а что писать — не знаю. Пойду, думаю, к Володе, он слушал внимательно и знает, как начинать сочинение.
Оделся, вышел на улицу. Пруд уже замёрз, хотя лёд ещё тонкий. Надену-ка коньки и быстро побегу к Володе ледком.
Как приятно ехать — ветер в ушах свистит, коньки несут, будто ракета. Но почему это лёд трещит? Наверное, тоненький очень. Вот уже и берег недалеко.
Вдруг лёд проломился, и я бултыхнулся в воду. Стою по колено в воде. Еле выбрался на берег и быстрее побежал к своему товарищу.
Володя помог мне снять ботинки. Сидим, сушим обувь. Я и спрашиваю:
— Как писать сочинение о причине, явлении и следствии?
Засмеялся Володя:
— Твое приключение — это и есть сочинение. Лёд тонкий — причина. Лёд проломился — не выдержал твоего веса — явление. Неприятное явление. Ты очутился в воде — это следствие. Следствие тоже не очень хорошее.
Вопросы для беседы
— Почему мальчик не понял, как писать сочинение?
— На что он надеялся, когда пошёл к Володе?
— Какой пример привёл товарищ?
Отношение к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Белое пёрышко
На соломенной крыше сидела стайка воробьёв. Они весело чирикали о своих воробьиных делах.
Вдруг подлетел к ним чужой, неизвестный им, невиданный на соломенной крыше воробей. Был он как-то не похож на других воробьёв. Маленькая головка — спесивая, шея — коротенькая, клювик — привередливый.
Но самое главное — белое пёрышко в хвосте. Среди серых перьев это белое пёрышко выглядело очень необычно.
— Смотрите, смотрите,— зачирикали воробьи,— к нам прилетел невиданный воробей с белым пёрышком в хвосте.
Слетелись воробушки с нескольких соседних крыш, сели возле воробья с белым пёрышком и спрашивают:
— Откуда ты прилетел?
— Из-за моря… — ответил воробей с белым пёрышком в хвосте.
Тем временем каждому воробью хотелось ближе сесть возле белого пёрышка, чтобы хорошенько его разглядеть.
Несколько раз они притрагивались к белому пёрышку клювиками, кто-то любопытный дёрнул его. Белое пёрышко упало, а ветер подхватил его и унёс далеко-далеко.
От того, что у диковинного воробья не стало в хвосте белого пёрышка, он вдруг перестал быть необычным. Стал таким же серым, как и все остальные воробушки, что родились и выросли на соломенных крышах. И головка стала такая же, и шейка, и клювик, зачирикал чужой воробей — и все даже клювики открыли от удивления.
— Да это же наш, обычный воробей!— послышалось разноголосое чириканье.— А мы, дураки, поверили белому пёрышку.
Вопросы для беседы
— Почему воробьиную стайку привлёк чужой воробьишка?
— Как они стали к нему относиться?
— Что помогло воробьям понять свою ошибку?
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Семейная педагогика народного учителя
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Человек принёс жизнь
В зелёной степи есть серый, мрачный островок — Мёртвое поле. С незапамятных времён на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскалённой глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка — ничего живого не было на Мёртвом поле. Никогда не пел над Мёртвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.
Но вот пришёл на Мёртвое поле Человек. Принёс корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принёс вторую, третью, десятую. Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи всё носил и носил на Мёртвое поле чернозём. Он засыпал Мёртвое поле и посеял на нём пшеницу.
И произошло чудо. Мёртвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.
Вопросы для беседы
— Что было перед появлением Человека?
— Какие изменения произошли в степи?
— О чём пел жаворонок свою песню?
Фонарщик
Среди зелёных лугов и дремучих лесов текла река. Полноводная, глубокая, но тихая и ласковая. Много веков несла она свои чистые воды. По реке плавали челны и даже маленькие кораблики.
Жил на берегу реки старый фонарщик. Вечером садился он в челнок, плыл на середину реки, зажигал фонарь. До рассвета мерцал среди реки огонек, указывал дорогу путешественникам. Ласково плескались о берег волны — радовалась река: любят её люди и она людям нужна.
Но вот людям понадобилось много досок для столов и стульев.
Вырубили они леса по берегам реки. Показалось также людям, что зелёные луга — это ненужная роскошь. Распахали луга, посеяли кукурузу.
Иссякли холодные ключи, задохнулась от жажды река и умерла. Несколько лет на том месте, где плавали челны и кораблики, весной журчал ручей, а потом и он засох. Превратилось русло реки в огород. О реке напоминал только столб, к которому фонарщик по привычке каждую весну прикреплял фонарь. Но над ним всё реже собирались тучи. Знойные ветры прилетели из пустыни и застучали в дома к людям.
Как только на землю опускались сумерки, старый фонарщик шёл на капустное поле и зажигал на столбе фонарь.
Маленький мальчик Сережа спросил однажды:
— Дедушка, зачем вы зажигаете фонарь? Ведь реки давно нет.
— Чтобы люди лучше видели свою глупость.
Вопросы для беседы
— Чему радовалась полноводная река?
— Что случилось с лесами вокруг реки?
— Почему старый фонарщик не бросил своё занятие?
Сухомлинский о воспитании
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
- воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
- общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
- в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
- ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
- перед людьми
- обществом
- родителями
- коллективом
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
Автор книги: Василий Сухомлинский
Сухомлинский В АСердце отдаю детям
В.А.Сухомлинский
Сердце отдаю детям
В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну». Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.
Предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.
СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ
Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ-отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.
У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба:
их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга «Сердце отдаю детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.
Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. Эти проблемы возникали как следствие практической деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали для него самостоятельным и специальным объектом анализа. Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса:
Для чего человек живёт на свете?
Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе — клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке возле забора, смотрит на закат солнца. Я спрашиваю:
— Бабушка, скажите, для чего человек живёт на свете?
Бабушка усмехается и говорит:
— Чтобы жить вечно.
Я не могу понять: как это — жить вечно?
Бабушка говорит:
— Пошли в сад.
Мы идём в сад. Там отцветают чернобривцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов и завязала в узелок.
— Подожди до весны,— сказала она и положила узелок с семенами чернобривцев в сухой уголок.
Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Взошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы чернобривцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.
— Вот и человек живёт для того, чтобы вечно жила его красота,— сказала бабушка.— Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы вечно жил человеческий род.
— А для чего живет человеческий род?— снова спрашиваю я.
— Для счастья.
Вопросы для беседы
— Как отвечала бабушка на вопрос внука?
— Для чего живёт на свете человек?
Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.
Василий Сухомлинский (1918 — 1970) Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр. Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе. Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. — Награды * Герой Социалистического Труда (1968). * Орден Красной Звезды. Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало. Умер великий учитель 2 сентября 1970 года. —————————————————————- Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки.Читаем бесплатно онлайн
Что лучше?
Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.
— Что лучше — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?
Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше — мячик или кукла, роза или гладиолус?
Но вот однажды девочка спросила:
— Мама, что лучше — сказка или песня?
— А ты подумай, что лучше — солнце или небо? Если ответишь на этот вопрос, тогда я тебе скажу, что лучше — сказка или песня,— ответила мама.
Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. Они были прекрасны и неразделимы.
После этого девочка перестала спрашивать: что лучше? Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.
Вопросы для беседы
— Какие вопросы беспокоили девочку?
— Почему она стала задавать вопросы по-иному?
От критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Сказка о Гусыне
В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.
Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.