Гуси (рассказ)
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
Вася. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это случилось с ними?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.
Библиография
Произведения Константина Ушинского:
- Бишка
- Бодливая корова
- В лесу летом
- Васька
- Весна
- Ветер и солнце
- Вместе тесно, а врозь скучно
- Волк и собака
- Ворон и сорока
- Ворона и рак
- Гадюка
- Грядки гвоздики
- Гуси
- Гусь и журавль
- Два козлика
- Два плуга
- Дедушка
- Дети в роще
- Дятел
- Жалобы зайки
- Зима
- Играющие собаки
- История одной яблоньки
- Как рубашка в поле выросла
- Козел
- Козлятки и волк
- Коровка
- Курица и утята
- Ласточка
- Лес и ручей
- Лето
- Леший
- Лиса и гуси
- Лиса и журавль
- Лиса и козел
- Лиса Патрикеевна
- Лошадка
- Любопытство
- Медведь и бревно
- Мышки
- Не ладно скроен, да крепко сшит
- Никита Кожемяка
- Орёл и кошка
- Осень
- Охотник до сказок
- Петух да собака
- Петушок с семьей
- Плутишка кот
- Проказы старухи-зимы
- Птицы
- Пчёлки на разведках
- Пчёлы и мухи
- Репка
- Слепая лошадь
- Солнце и ветер
- Спор деревьев
- Спор животных
- Умей обождать
- Уточки
- Утренние лучи
- Ученый медведь
- Хавронья
- Хлеб
- Храбрая собака
- Четыре желания
- Чужое яичко
Литературное творчество
После увольнения из института, Константина Дмитриевича чуть ли не силой отправили на несколько лет за границу под предлогом лечения. Находясь в вынужденной эмиграции он посетил практически все страны Европы, изучая педагогический опыт зарубежных государств.
Ушинский Константин Дмитриевич
Наблюдения, полученные в годы разъездов, Ушинский зафиксировал в публицистической работе «Педагогическая поездка по Швейцарии».
В начале 60-х Константин Дмитриевич окончательно сформировался как учитель. Из-под его пера вышли две книги: «Детский мир» и «Родное слово». По сути — первые в своем роде фундаментальные материалы для обучения детей.
Вскоре Константин Дмитриевич создал еще и руководство по работе с этими трудами для преподавателей, где подробно описал методику образовательного процесса. Ничего подобного до тех пор никто не готовил.
Ближе к концу 60-х педагог вернулся в Россию. В 1867 он начал печатать свой последний фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». Работа шла сложно и долго. В конечном итоге вышел только один том. Второй автор так и не завершил.
Помимо публицистики и учебной литературы творчество Ушинского включало в себя еще и художественную прозу.
Писатель и педагог К. Ушинский
Педагог считал, что дети могут воспринимать абстрактные вещи и понятия. Но их нужно сочетать и чередовать еще и с художественными образами. Наглядными примерами, которые можно живо и интересно представить.
Творческая биография Константина Ушинского, как литератора, началась в 60-е годы 19-го века. Как раз в тот период, когда педагог находился за границей. Из-под пера автора вышло довольно много историй: сказки и рассказы К. Ушинского «Слепая лошадь», «Четыре желания» и другие широко известные.
Педагогическая деятельность
Через 2 года после окончания университета Константин Дмитриевич перебрался в Ярославль. Здесь он устроился в Демидовский лицей, где начал преподавать студентам право, а также финансовые дисциплины. Молодой человек подошел к делу обстоятельно. Он хотел выразить собственные взгляды и передать их подопечным.
Несмотря на дворянское происхождение, Ушинский был прогрессивным человеком. Мракобесие, идеи самодержавного величия ему были чужды. Не особо стесняясь и сдерживаясь Константин Дмитриевич рассказывал о своих взглядах ученикам. Пытался развить в них лучшие качества. Однако начальство Демидовского лицея стремления и рвение преподавателя не оценили.
Фотопортрет К. Д. Ушинского
Очень скоро на Ушинского валом посыпались проблемы. Известно, что на него написали множество доносов в вышестоящие органы, правоохранителям. Вскоре Ушинского обозначили как неблагонадежного.
Основой такого обвинения стали либеральные взгляды и попытки передать свои воззрения студентам. Ситуация стала опасной.
В 1849 против вольнодумца-Ушинского выступил А. Бутурлин, генерал-майор и глава Ярославской губернии, дав ему весьма нелестную характеристику. Против прогрессивного преподавателя выступил и сам Демидов, который был учредителем и попечителем лицея.
Ушинского попросили с места. Власти не желали, чтобы он занимался широким просвещением. В течение почти полугода молодой человек перебивался случайными заработками. Переводил статьи и т.д. Одновременно Константин Дмитриевич пытался найти новую работу. Однако в Ярославле о нем уже хорошо знали и никто не рисковал брать человека с такой репутацией.
Константин Дмитриевич Ушинский
В конце 1849 года Ушинский понял всю тщетность попыток закрепиться в городе. Он перебрался в Санкт-Петербург и устроился в Департамент духовных дел на чиновничью службу. Должность была мелкой и не слишком оплачиваемой. Но для какого-никакого обеспечения бытовых нужд денег вполне хватало.
Рутина продолжалась несколько лет, пока в 1854 один из друзей Ушинского по Демидовскому лицею не предложил ему работу в Гатчинском сиротском институте. Константин Дмитриевич согласился.
Прибыв на место и прочувствовав атмосферу учебного заведения, он быстро понял, что его педагогические таланты тут будут не к месту.
Сиротский институт походил на казарму или концлагерь, где вместо воспитания была муштра на верность царской России и безусловную поддержку любых решений власти. Педагогом он не стал, но устроился на должность инспектора.
Работа была рутинной и неприятной. Впрочем, было для Ушинского и что-то хорошее. Здесь он обнаружил полное собрание сочинений по педагогической науке и деятельности.
При помощи обнаруженной литературы, Константин Дмитриевич занимался самообразованием. И его трудолюбие принесло свои плоды. Взгляды мужчины все еще формировались, но он уже имел представление, куда хочет двигаться.
Вскоре Ушинский подготовил статью «О пользе педагогической литературы». Глубокая публицистическая работа оказалась невероятно популярной в широких кругах. Сам же Константин Дмитриевич получил авторитет как учитель и мыслитель, к которому стоит прислушиваться.
Вскоре К. Д. Ушинский начал сотрудничать со столичными журналами. А в 1859 его позвали на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц.
Писатель К. Ушинский
В качестве должностного лица Константин Дмитриевич сумел добиться существенных изменений. В частности устранить разделения образования по сословиям и смог сделать так, чтобы обучение велось на русском языке.
По инициативе Ушинского в Смольном институте открыли специальный класс, где готовили педагогов-воспитательниц. Также студентки получили возможность проводить каникулы у родителей.
Педагогическая деятельность Ушинского как и его идеи устраивали не всех. Глава института Леонтьева обвиняла успешного учителя в вольнодумстве. В итоге Константина Дмитриевича вновь выставили за дверь.
Помимо реформирования образования в отдельно взятом институте Ушинский руководил редакционным отделом «Журнала министерства народного просвещения». Из мелкого листка он превратился в серьезное и авторитетное издание.
Гуси (рассказ)
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
Вася. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это случилось с ними?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.
Библиография
Произведения Константина Ушинского:
- Бишка
- Бодливая корова
- В лесу летом
- Васька
- Весна
- Ветер и солнце
- Вместе тесно, а врозь скучно
- Волк и собака
- Ворон и сорока
- Ворона и рак
- Гадюка
- Грядки гвоздики
- Гуси
- Гусь и журавль
- Два козлика
- Два плуга
- Дедушка
- Дети в роще
- Дятел
- Жалобы зайки
- Зима
- Играющие собаки
- История одной яблоньки
- Как рубашка в поле выросла
- Козел
- Козлятки и волк
- Коровка
- Курица и утята
- Ласточка
- Лес и ручей
- Лето
- Леший
- Лиса и гуси
- Лиса и журавль
- Лиса и козел
- Лиса Патрикеевна
- Лошадка
- Любопытство
- Медведь и бревно
- Мышки
- Не ладно скроен, да крепко сшит
- Никита Кожемяка
- Орёл и кошка
- Осень
- Охотник до сказок
- Петух да собака
- Петушок с семьей
- Плутишка кот
- Проказы старухи-зимы
- Птицы
- Пчёлки на разведках
- Пчёлы и мухи
- Репка
- Слепая лошадь
- Солнце и ветер
- Спор деревьев
- Спор животных
- Умей обождать
- Уточки
- Утренние лучи
- Ученый медведь
- Хавронья
- Хлеб
- Храбрая собака
- Четыре желания
- Чужое яичко
Играющие собаки (рассказ)
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
УЧЕНЫЙ МЕДВЕДЬ
— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть. Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,— покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт. Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.
Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь…
Константин Ушинский — биография
Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся русский педагог и писатель. На протяжении всей профессиональной карьеры занимался разработкой эффективных методов и подходов к обучению молодого поколения. Во многом именно он стал основоположником российской педагогики в ее лучшем смысле.
Современники, коллеги по цеху ставили Ушинского в один ряд с Ломоносовым, Пушкиным по степени значимости, которую он имел в своей профессиональной области.
Помимо собственно педагогики Ушинский занимался философией. Но в том отношении, в каком она соприкасалась с обучением. Он придерживался позиций дуализма. С одной стороны приветствовал идеи материалистов, а с другой был верующим. Хотя в зрелые годы разграничивал религиозность и церковь, считая, что декларирование своей приверженности христианству не делает человека ни духовным, ни моральным, ни верующим в полном смысле этого слова.
Специфические взгляды Ушинского как раз и позволили ему разработать собственную концепцию обучения
Педагог уделял большое внимание по-настоящему нравственному воспитанию подрастающего поколения. Способствовал развитию живого ума и логики. Одновременно считал образование сочетанием не только знаний, но и моральности
Одновременно считал образование сочетанием не только знаний, но и моральности.
Из-под пера учителя вышло несколько крупных работ, которые произвели фурор в профессиональном сообществе того времени и оказали серьезное влияние на развитие педагогической мысли в других странах.
В лесу летом (рассказ)
Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.
Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.
Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?
Гадюка
Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.
Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.
Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.
Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору.
Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь: дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.
Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.
Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.
Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.
Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.
Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.
Петушок с семьей (рассказ)
Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:
— «Ку-ка-ре-ку!»
УЧЕНЫЙ МЕДВЕДЬ
— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть. Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,— покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт. Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.
Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь…
Смерть педагога
В последние годы жизни Константин Дмитриевич занимался общественной деятельностью. Но и о педагогике не забывал. Участвовал в съездах, которые вырабатывали общие решения о методиках преподавания или утверждении учебных материалов.
На заре 70-х после смерти сына мужчина с семьей решил перебраться в Киев. Однако по дороге тяжело простудился. Оправиться от недуга педагог уже не смог.
В попытках побороть болезнь преподаватель и писатель остановился в Одессе. Но ему становилось только хуже. 3 января 1871 года Константин Ушинский умер от осложнений инфекционного заболевания и был похоронен на территории Выдубицкого монастыря в Киеве.
История образования. Константин Ушинский
Про сороку, которая никому не говорила «пожалуйста»
Сказка про сороку для детей, которые не говорят вежливые слова.
Жила-была сорока. Вертлявая. И очень грубая. Никому доброго слова не скажет. Не здоровается нис кем и не прощается. Заденет кого крылом по голове, не извинится. Дадут ей что-то — никогда спасибо не скажет. А так как она вежливых слов не говорила, то, в кон-це концов, все их забыла. Ни одного слова не знала. Так и жила. Только вот однажды в лес прилетела другая сорока. Вежливая до невозможности. И здоровается со всеми, и прощается, да еще и извинится по сто раз на дню. А у этой сороки были бусы. Красивые-прекрасивые. Ярко-красные. Ей их кто-то в городе подарил. Грубой сороке так эти бусы понравились! Хотела она их стащить потихоньку. А вежливая сорока лапкой бусы придавила и говорит: — Извините! Но это моё! Грубая тогда силой хотела отнять. Но вежливая оказалась сильнее. — Простите, — говорит, — но бусы не отдам. — Вот жадина! — сказала сердито грубая сорока. — Прошу прощения, но я совсем не жадина! Вот если бы вы вежливо попросили…. — Дай-ка бусы! — Это невежливо! Надо слова вежливые сказать! Даже только одно слово! — Какое? — удивилась грубая сорока. — Я и не помню ни одного! — Нужно помнить, — покачала головой вежливая сорока. — Вспомните — приходите. Целый день вспоминала сорока вежливые слова. Очень ей хотелось бусы получить. А слова, как назло, не вспоминаются. Стала она у других птиц спрашивать, какие они вежливые слова помнят. Ворона сказала «спасибо». Трясогузка — «до свидания!». Воробей — «будьте здоровы». Набрала сорока разных слов и полетела к хозяйке бус.
— Здравствуйте! — кричит с порога. — До свидания, дайте бусы! — Что? — удивилась вежливая. — Не то слово? Ладно! Будьте здоровы, дайте бусы! Опять не то? Ну, ладно… Спасибо, дайте бусы! С Новым годом, дайте бусы! Спокойной ночи, дайте бусы! — Ну, вот что, — сказала вежливая сорока, — и в самом деле — спокойной ночи! А бусы, с вашего позволения, останутся при мне. — Но почему? — чуть не заплакала грубая сорока. — Я же вам столько вежливых слов наговорила! — Да, но они все были не теми словами! Нужно всего одно, но правильное! — А я его не помню! — Вспоминайте! — Я не могу! — А вы попробуйте! — Ну, пожалуйста, помогите вспомнить это слово! — Вот и вспомнили, — улыбнулась вежливая сорока. — А? Что? — удивилась грубая, которая теперь была совсем не грубая, потому что вспомнила так много вежливых слов. — Правда, что ли? Пожалуйста? — Конечно. — Ух, ты! Вот спасибо. — Да не за что…. — И… и… дайте бусы. Пожалуйста. — Пожалуйста, — кивнула вежливая сорока и протянула другой вежливой сороке ярко-красные бусы.
Из книги «Сказки про вредин»
Автор Юлия Кузнецова
На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Юлия Кузнецова «Сказки про вредин» Купить в Лабиринт.ru
Купить в Ozon.ru Купить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане |
Размножение и продолжительность жизни
Сороки являются парными птицами, и для них характерно то, что к выбору партнёра птицы относятся очень серьёзно и ответственно. Образовывают пары эти птица уже в первый год своей жизни. Но первое спаривание у этих птиц происходит только лишь на втором году жизни, уже весной следующего года пара заботится о построении гнезда и птенцах.
Гнездо у этих птиц имеет особую конструкцию и является уникальным строением в мире пернатых. Гнездо имеет большие размеры, но при этом оснащено так называемой «крышей», своеобразная колючая защита над гнездом. Строится жилище для будущего потомства из сухих веток, а сверху обмазывается грязью и глиной.
На фото гнездо сороки с яйцами
Лоток гнезда обычно сконструирован из травы, корней, листьев и шерсти животных. Работа действительно трудоёмкая, и это при том, что сороки строят несколько гнёзд, а затем определяются в котором им будет жить максимально комфортно. Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.
Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. С этого времени обязанности и заботы за малышами касаются обеих родителей. Малыши имеют повышенный аппетит и обострённое чувство голода, поэтому родители должны обеспечивать им хорошее питание для полноценного роста и развития.
Взрослые особи трудятся безустанно для добычи нужного количества корма для своего потомства. Примерно через один месяц после рождения малыши готовы покинуть гнездо, но держатся они рядом с родителями. Вот такой большой семьёй птицы держатся целый год.
Известны случаи, когда сороки доживали до 30 лет, им были обеспечены очень хорошие условия проживания и питания. Однако, в обычных условиях сороки проживают значительно меньше, продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.
Медведь и бревно (рассказ)
Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.
Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.
ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ
Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает:
— Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова;
даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек — сереньких зайчат…
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает…
Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — — то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьётся, невзвидишь света, пырскнешь из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги… Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши…
Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошёл и утопился.
Орел и кошка (рассказ)
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.