Играющие собаки (рассказ)
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Пчелки на разведках читать
Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях разрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко — разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они из улья и по-летели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчёлок? Мы целую зиму голодали!
— Нет, — говорит им яблонька. — Вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках, попытайтесь у вишни.
Полетели пчёлки к вишне:
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
— Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в пёструю головку; но не было в ней ни запаху мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже дальше лететь, как увидели под кустиком скромный синий цветочек — это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и пахучего сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки.
Опубликовано:
Мишкой
13.08.2018 18:39
25.05.2019
Подтвердить оценку
Оценка:
/ 5. Количестов оценок:
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Спасибо за отзыв!
Прочитано 3067 раз(а)
Гуси (рассказ)
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
Вася. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это случилось с ними?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.
Ранние годы
Учитель и писатель Константин Ушинский появился на свет 3 марта 1823 в городе Тула. Документы о его рождении сохранились. Однако дальнейшие попытки исследовать биографию выдающегося педагога привели к путанице.
К.Д. Ушинский в детстве
Опираясь на различные источники специалисты называли разные моменты его рождения. Окончательно установить дату удалось только в советское время.
Ушинский происходил из аристократической среды. Его отец, Дмитрий Григорьевич, был обедневшим мелкопоместным дворянином.
Долгие годы служил в русской армии, участвовал в войне 1812. Занимался педагогической деятельностью, преподавал военные науки. А затем на протяжении долгого времени был чиновником. Переезжал с места на место, пока не осел в Туле.
Мать мальчика, Любовь Степановна, также происходила из среды неродовитого дворянства. Отличалась природной любознательностью. Благодаря начитанности именно она давала сыну первоначальное образование и весьма успешно.
Юный К.Д. Ушинский
Меньше чем через год после появления Константина Ушинского на свет отца отправили работать на территорию современной Украины. Семейство перебралось в Черниговскую губернию, город Новгород-Северский. Здесь прошло все детство и большая часть юности будущего выдающегося педагога.
На протяжении многих лет Константин Дмитриевич получал домашнее образование. Мать старалась привить сыну любовь к точным наукам, искусствам, воспитывала в нем лучшие черты, делая нравственным и моральным человеком. Когда мальчику исполнилось 11 лет, Любовь Степановна скоропостижно скончалась.
Практически сразу после, будучи молодым человеком, Ушинский попал в местную гимназию. Это было в 1835. Константин Дмитриевич очень высоко отзывался об уровне этого заведения, отмечая знания, которые там получил. Обучение продолжалось на протяжении почти 7 лет. В 1840-м будущий педагог забрал аттестат зрелости и окончил начальное образование.
В том же 1840-м молодой человек поступил в Московский университет, его выбор пал на юридический факультет. Эта сфера казалась ему наиболее близкой возможностью навести порядок в обществе.
Обучение правоведению продолжалось 4 года. Никаких проблем Ушинский не испытывал и в 1844 закончил университет, блестяще справившись с экзаменами.
К. Ушинский в молодости
Преподаватели настояли на том, чтобы талантливый студент остался при институте и продолжил обучение. Выйдя кандидатом юриспруденции, Константин Дмитриевич готовился к тому, чтобы получить звание профессора.
Меньше чем через год Ушинский удостоился академической степени и мог свободно практиковать и как юрист, и как преподаватель. Однако его интересовало не только и не столько право, сколько возможность использовать свои знания на благо общества. Потому сфера его интересов одним только законничеством не ограничивалась.
Ушинский изучал философию, педагогику, литература и искусство. Больше всего молодого человека интересовали вопросы всеобщего образования и распространения грамотности среди населения России.
К слову, состояние с уровнем просвещения в стране на тот момент было катастрофическим. Тем более, что значительную часть населения составляли крестьяне.
рассказ
Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях разрывались и выпускали молоденькие листочки.Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко — разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они из улья и по-летели к яблоньке:- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчёлок? Мы целую зиму голодали!- Нет, — говорит им яблонька. — Вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках, попытайтесь у вишни.
Полетели пчёлки к вишне:- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?- Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в пёструю головку; но не было в ней ни запаху мёду.Печальные и голодные пчёлки хотели уже дальше лететь, как увидели под кустиком скромный синий цветочек — это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и пахучего сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки.
Орёл и кошка — Ушинский К.Д. Читать онлайн с картинками
История о кошке, которая бросилась выручать своего котенка из лап орла. Кошка была сильно ранена, но смогла побороть птицу
А потом, не обращая внимание на свои раны, начала вылизывать своего котенка!
Орёл и кошка читать
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него.
Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.
Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.
Пожалуйста, оцените произведение
(4,71/5 — 7 оценок) Загрузка…
- Рассказ о том, как трое друзей играли в прятки. Один из низ так хорошо спрятался, что другие перевернули вверх дном весь дом и еле-еле отыскали… Рассказ Находчивость читать Мы с Вовкой сидели дома, за то, …
- Познавательный рассказ о том, что даже самое, на первый взгляд, неприметное растение может принести большую пользу. История учит искать применение самым обыденным вещам. Хитрый коврик читать Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она …
- Рассказ о том, как мальчики придумывали новые имена для своих щенков, которых им пообещал конюх Корней Сергеевич. Как мальчики не старались, а имена все-равно получились одинаковые! Новые имена читать У главного конюха, у Корнея Сергеевича, …
- Познавательный рассказ, который описывает обитателей рощи и их занятия. Вы узнаете, чем занимается весь день жучок, пчелка, зайчик, муравей, ручеек и т.д. Дети в роще читать Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они …
- «Четыре желания» рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно! Четыре желания читать Митя …
- Познавательный рассказ «Гадюка» ведется от лица мальчика. В нем рассказывается о змеях и о том, как мальчик чуть не погиб от встречи с гадюкой. Однако храбрый пес Бровко спас мальчугана, рискуя жизнью. Гадюка читать Вокруг …
— здесь вы найдете другие рассказы Ушинского, которые есть на нашем сайте.
Медведь и бревно (рассказ)
Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.
Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.
Библиография
Произведения Константина Ушинского:
- Бишка
- Бодливая корова
- В лесу летом
- Васька
- Весна
- Ветер и солнце
- Вместе тесно, а врозь скучно
- Волк и собака
- Ворон и сорока
- Ворона и рак
- Гадюка
- Грядки гвоздики
- Гуси
- Гусь и журавль
- Два козлика
- Два плуга
- Дедушка
- Дети в роще
- Дятел
- Жалобы зайки
- Зима
- Играющие собаки
- История одной яблоньки
- Как рубашка в поле выросла
- Козел
- Козлятки и волк
- Коровка
- Курица и утята
- Ласточка
- Лес и ручей
- Лето
- Леший
- Лиса и гуси
- Лиса и журавль
- Лиса и козел
- Лиса Патрикеевна
- Лошадка
- Любопытство
- Медведь и бревно
- Мышки
- Не ладно скроен, да крепко сшит
- Никита Кожемяка
- Орёл и кошка
- Осень
- Охотник до сказок
- Петух да собака
- Петушок с семьей
- Плутишка кот
- Проказы старухи-зимы
- Птицы
- Пчёлки на разведках
- Пчёлы и мухи
- Репка
- Слепая лошадь
- Солнце и ветер
- Спор деревьев
- Спор животных
- Умей обождать
- Уточки
- Утренние лучи
- Ученый медведь
- Хавронья
- Хлеб
- Храбрая собака
- Четыре желания
- Чужое яичко
Константин Ушинский — биография
Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся русский педагог и писатель. На протяжении всей профессиональной карьеры занимался разработкой эффективных методов и подходов к обучению молодого поколения. Во многом именно он стал основоположником российской педагогики в ее лучшем смысле.
Современники, коллеги по цеху ставили Ушинского в один ряд с Ломоносовым, Пушкиным по степени значимости, которую он имел в своей профессиональной области.
Помимо собственно педагогики Ушинский занимался философией. Но в том отношении, в каком она соприкасалась с обучением. Он придерживался позиций дуализма. С одной стороны приветствовал идеи материалистов, а с другой был верующим. Хотя в зрелые годы разграничивал религиозность и церковь, считая, что декларирование своей приверженности христианству не делает человека ни духовным, ни моральным, ни верующим в полном смысле этого слова.
Специфические взгляды Ушинского как раз и позволили ему разработать собственную концепцию обучения
Педагог уделял большое внимание по-настоящему нравственному воспитанию подрастающего поколения. Способствовал развитию живого ума и логики. Одновременно считал образование сочетанием не только знаний, но и моральности
Одновременно считал образование сочетанием не только знаний, но и моральности.
Из-под пера учителя вышло несколько крупных работ, которые произвели фурор в профессиональном сообществе того времени и оказали серьезное влияние на развитие педагогической мысли в других странах.
Ход занятия
Воспитатель: Давайте поздороваемся с родителями, подарим им улыбку. И покажем, чему мы научились в детском саду.
Представьте, что мы очутились на лугу. Кого мы можем тут встретить? (звери, птицы, насекомые). Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, волк тоже обойдет стороной человека. Птицы разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Они очень осторожны. А вот насекомые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (кузнечик, муравей, пчела, бабочка, муха, комар) Как одним словом их назвать? Вспомните, как передвигаются насекомые. Я буду называть насекомое, а вы говорите и показывайте, как они передвигаются.
Речевая игра «Скажи, как передвигаются»
(Жук ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, бабочка порхает)
Проходите на свои места. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать. А хотите узнать, что ещё умеют делать насекомые?
— Отгадайте, кто над нами вверх ногами? (Муха). Вы знаете, что мухи это вредные насекомые? Они переносчики болезней. С ними нужно быть поосторожней.
Давайте выполним звуковой анализ слова МУХИ.
В лесу летом (рассказ)
Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.
Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.
Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?
Педагогическая деятельность
Через 2 года после окончания университета Константин Дмитриевич перебрался в Ярославль. Здесь он устроился в Демидовский лицей, где начал преподавать студентам право, а также финансовые дисциплины. Молодой человек подошел к делу обстоятельно. Он хотел выразить собственные взгляды и передать их подопечным.
Несмотря на дворянское происхождение, Ушинский был прогрессивным человеком. Мракобесие, идеи самодержавного величия ему были чужды. Не особо стесняясь и сдерживаясь Константин Дмитриевич рассказывал о своих взглядах ученикам. Пытался развить в них лучшие качества. Однако начальство Демидовского лицея стремления и рвение преподавателя не оценили.
Фотопортрет К. Д. Ушинского
Очень скоро на Ушинского валом посыпались проблемы. Известно, что на него написали множество доносов в вышестоящие органы, правоохранителям. Вскоре Ушинского обозначили как неблагонадежного.
Основой такого обвинения стали либеральные взгляды и попытки передать свои воззрения студентам. Ситуация стала опасной.
В 1849 против вольнодумца-Ушинского выступил А. Бутурлин, генерал-майор и глава Ярославской губернии, дав ему весьма нелестную характеристику. Против прогрессивного преподавателя выступил и сам Демидов, который был учредителем и попечителем лицея.
Ушинского попросили с места. Власти не желали, чтобы он занимался широким просвещением. В течение почти полугода молодой человек перебивался случайными заработками. Переводил статьи и т.д. Одновременно Константин Дмитриевич пытался найти новую работу. Однако в Ярославле о нем уже хорошо знали и никто не рисковал брать человека с такой репутацией.
Константин Дмитриевич Ушинский
В конце 1849 года Ушинский понял всю тщетность попыток закрепиться в городе. Он перебрался в Санкт-Петербург и устроился в Департамент духовных дел на чиновничью службу. Должность была мелкой и не слишком оплачиваемой. Но для какого-никакого обеспечения бытовых нужд денег вполне хватало.
Рутина продолжалась несколько лет, пока в 1854 один из друзей Ушинского по Демидовскому лицею не предложил ему работу в Гатчинском сиротском институте. Константин Дмитриевич согласился.
Прибыв на место и прочувствовав атмосферу учебного заведения, он быстро понял, что его педагогические таланты тут будут не к месту.
Сиротский институт походил на казарму или концлагерь, где вместо воспитания была муштра на верность царской России и безусловную поддержку любых решений власти. Педагогом он не стал, но устроился на должность инспектора.
Работа была рутинной и неприятной. Впрочем, было для Ушинского и что-то хорошее. Здесь он обнаружил полное собрание сочинений по педагогической науке и деятельности.
При помощи обнаруженной литературы, Константин Дмитриевич занимался самообразованием. И его трудолюбие принесло свои плоды. Взгляды мужчины все еще формировались, но он уже имел представление, куда хочет двигаться.
Вскоре Ушинский подготовил статью «О пользе педагогической литературы». Глубокая публицистическая работа оказалась невероятно популярной в широких кругах. Сам же Константин Дмитриевич получил авторитет как учитель и мыслитель, к которому стоит прислушиваться.
Вскоре К. Д. Ушинский начал сотрудничать со столичными журналами. А в 1859 его позвали на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц.
Писатель К. Ушинский
В качестве должностного лица Константин Дмитриевич сумел добиться существенных изменений. В частности устранить разделения образования по сословиям и смог сделать так, чтобы обучение велось на русском языке.
По инициативе Ушинского в Смольном институте открыли специальный класс, где готовили педагогов-воспитательниц. Также студентки получили возможность проводить каникулы у родителей.
Педагогическая деятельность Ушинского как и его идеи устраивали не всех. Глава института Леонтьева обвиняла успешного учителя в вольнодумстве. В итоге Константина Дмитриевича вновь выставили за дверь.
Помимо реформирования образования в отдельно взятом институте Ушинский руководил редакционным отделом «Журнала министерства народного просвещения». Из мелкого листка он превратился в серьезное и авторитетное издание.
Литературное творчество
После увольнения из института, Константина Дмитриевича чуть ли не силой отправили на несколько лет за границу под предлогом лечения. Находясь в вынужденной эмиграции он посетил практически все страны Европы, изучая педагогический опыт зарубежных государств.
Ушинский Константин Дмитриевич
Наблюдения, полученные в годы разъездов, Ушинский зафиксировал в публицистической работе «Педагогическая поездка по Швейцарии».
В начале 60-х Константин Дмитриевич окончательно сформировался как учитель. Из-под его пера вышли две книги: «Детский мир» и «Родное слово». По сути — первые в своем роде фундаментальные материалы для обучения детей.
Вскоре Константин Дмитриевич создал еще и руководство по работе с этими трудами для преподавателей, где подробно описал методику образовательного процесса. Ничего подобного до тех пор никто не готовил.
Ближе к концу 60-х педагог вернулся в Россию. В 1867 он начал печатать свой последний фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». Работа шла сложно и долго. В конечном итоге вышел только один том. Второй автор так и не завершил.
Помимо публицистики и учебной литературы творчество Ушинского включало в себя еще и художественную прозу.
Писатель и педагог К. Ушинский
Педагог считал, что дети могут воспринимать абстрактные вещи и понятия. Но их нужно сочетать и чередовать еще и с художественными образами. Наглядными примерами, которые можно живо и интересно представить.
Творческая биография Константина Ушинского, как литератора, началась в 60-е годы 19-го века. Как раз в тот период, когда педагог находился за границей. Из-под пера автора вышло довольно много историй: сказки и рассказы К. Ушинского «Слепая лошадь», «Четыре желания» и другие широко известные.
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка… да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Текст сказки:
Жили-были на одном дворе козел да баран, жили промеж себя дружно: сена клок и тот пополам. А коли вилы в бок — так одному коту Ваське! Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит.
Вот лежат себе козел да баран и разговаривают. Откуда ни возьмись — котишко-мурлышко, серый лбишко, идет да таково жалостно плачет.
Козел да баран спрашивают:
— Кот-коток, серенький лобок, о чем плачешь, та трех ногах скачешь?
— Как мне не плакать? Била меня хозяйка, уши выдирала, ноги приломала да еще и удавить обещала.
— А за какую вину такая тебе погибель?
— А за то мне погибель, что сметанку слизал!
И опять заплакал кот-мурлыка.
— Кот-коток, серый лобок, о чем же ты еще-то плачешь?
— Как мне не плакать? Баба меня била да приговаривала: «К нам-де придет зять, где будет сметаны взять? Поневоле придется колотить козла да барана!»
Заревели козел да баран:
— Ах ты, серый кот, бестолковый лоб! За что ты нас-то загубил? Вот мы тебя забодаем!
Тут кот-мурлыка вину свою приносил и прощенья просил. Козел да баран его простили и стали втроем думать: как быть и что делать?
— А ну, середний брат, — спросил кот барана, — крепок ли у тебя лоб? Попробуй-ка о ворота.
Поднялся баран, с разбегу стукнулся о ворота лбом — покачнулись ворота, да не отворились.
— А ну, старший брат, — спросил кот козла, — крепок ли у тебя лоб? Попробуй-ка о ворота.
Поднялся козел-козлище, разбежался, ударился — ворота отворились.
Пыль столбом поднимается, трава к земле приклоняется, бегут козел да баран, а за ними скачет на трех ногах кот — серый лоб.
Устал кот, взмолился назвaным братьям:
— Козел да баран, не оставьте меньшoго брата
Взял козел кота, посадил его на себя, и поскакали они опять по горам, по долам, по сыпучим пескам.
Долго бежали, и день и ночь, пока в ногах силы хватило.
Вот пришло крутое крyтище, стaново станoвище. Под тем крyтищем — скошенное поле, на том поле стога, что города, стоят.
Остановились козел, баран и кот отдыхать.
А ночь была осенняя, холодная. Где огня добыть?
Думают козел да баран, а кот — серый лоб уже добыл бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном стукнуться лбами.
Стукнулись козел с бараном, да так крепко — искры из глаз посыпались, — береста и запылала.
Развели они огонь, сели и греются.
Не успели путем обогреться — глядь, жалует незваный гость — медведь:
— Пустите обогреться, отдохнуть, что-то мочи моей нет
— Садись с нами, Михайло Иванович! Откуда идешь?
— Ходил на пасеку да подрался с мужиками.
Стали они вчетвером делить темную ночь: медведь под стогом, кот — серый лоб на стогу, а козел с бараном — у костра.
Вдруг идут семь серых волков, восьмой — белый, и — прямо к стогу.
Заблеяли козел да баран со страху, а кот — серый лоб такую речь повел:
— Ахти, белый волк, над волками князь! Не серди нашего старшoго брата: он сердит, как расходится — никому несдобровать. Али не видите у него бороды: в ней-то и сила, бородою он зверей побивает, а рогами только кожу снимает. Лучше с честью подойдите да попросите: хотим, дескать, поиграть, силу попытать с меньшим братишкой, вон с тем, что под стогом лежит.
Волки на том коту поклонились, обступили медведя и стали его задирать. Вот медведь крепился, крепился — да как хватит на каждую лапу по волку! Перепугались они, выдрались кое-как — да, поджав хвосты, давай наутек.
А козел да баран тем временем подхватили кота, побежали в лес и опять наткнулись на серых волков.
Кот живо вскарабкался на макушку ели, а козел с бараном схватились передними ногами за еловый сук и повисли.
Волки стоят под елью, зубами лязгают.
Видит кот — серый лоб, что дело плохо, стал кидать в волков еловые шишки да приговаривать:
— Раз волк! Два волк! Три волк! Всего-то по волку на брата. Я, кот, давеча двух волков съел с косточками, так еще сытёхонек, а ты, бoльшой брат, за медведями ходил, да не изловил, бери себе и мою долю!
Только сказал он эти речи, козел сорвался и упал прямо рогами на волка. А кот знай свое кричит:
— Держи их, лови их!
Тут на волков напал такой страх — пустились бежать без оглядки. Так и убежали.
А кот — серый лоб, козел да баран пошли своей дорогой.
Обратите внимание на портрет, который находится на доске. Это Константин Дмитриевич Ушинский. Ушинский был учителем, а так же детским писателем. Он написал много рассказов и сказок для детей.
Сегодня, я познакомлю вас с познавательным рассказом К. Д.Ушинского Пчёлки на разведках.
Как вы думаете, что обозначает слово «разведка»? Разведка – это наблюдение, обследование, изучение чего — либо с целью сбора информации.
Чтение рассказа К. Ушинского «Пчёлки на разведках»
Наступила весна. Почки на деревьях раскрылись. Вот проснулись пчелки и полетели к яблоньке:
-Яблонька дай чего-нибудь для пчелок.
Отвечает яблонька:
— У меня цветы еще спрятаны в почках.
Полетели пчелки к вишне:
-Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для пчелок?
Вишня отвечает:
— На мне нет открытого цветочка.
Но вот пчелки увидели под кустом темно — синий цветок – это была фиалка. Она открыла пчелкам свою чашечку полную сладкого сока. Наелись пчелки и полетели домой.
Беседа по содержанию:
-Как называется рассказ?(рассказ называется «Пчелки на разведках»)
— О каком времени года говорилось в рассказе? ( о весне)
-Что делают пчелки? (Пчелки проснулись и полетели к яблоньке)
–Как они обратились к яблоньке?( Яблонька дай чего-нибудь для пчелок) -Куда полетели пчелки дальше?(пчелки полетели к вишне)
-Что просили пчелы у вишни?(пчелы у вишни просили цветочек)
-Что ответила вишня пчелам? (вишня ответила: «На мне нет открытого цветочка»)
— Что увидели пчелы под кустом? (пчелки увидели под кустом темно-синий цветок)
— Как называется темно-синий цветок? (цветок называется фиалка)
– Чем напоила фиалка пчел? (фиалка напоила пчел сладким соком)
ФИЗМИНУТКА.
Пчелки в домиках сидят, (присесть)
И в окошечко глядят, (встали и делают окошко руками)
А резвиться захотели, (прыжки)
Друг за другом полетели (машут крыльями)
Д/И «Доскажи предложение»
Наступила (весна). Почки на деревьях (раскрылись). Проснулись (пчёлки). Полетели (к яблоньке). Яблонька, дай (чего-нибудь для пчёлок). У меня цветы ещё (спрятаны в почках). Полетели пчёлки (к вишне). Нет ли у тебя (цветочка для пчёлок). На мне нет (открытого цветочка). Пчёлки увидели под кустом (тёмно-синий цветок). Это (была фиалка). Она открыла (свою чашечку). Наелись (пчёлы и полетели домой).
-Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить, схемы вам в этом помогут. Повторное чтение рассказа. Дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
Воспитатель:
Вы сегодня хорошо занимались. Как называется рассказ, который мы пересказывали? Кто его написал? Помогали вам схемы? Вы запомнили, какую пользу и вред приносят насекомые? Раз вы всё запомнили. То предлагаю ещё немного поиграть.
Игра «Поймай комара»