Басня «волк и ягненок»

Мораль басни «волк и ягненок». анализ и содержание

Краткое содержание басни Крылова Волк и ягненок

 
Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.
 
Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.
 
Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.
 
В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.
 
Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.
 

Две собаки

Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Басня Волк и ягнёнок

Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягнёнок». Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.

Волк и ягнёнок (И. А. Крылов) читать

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и от роду нет году». — Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль и анализ басни «Волк и ягнёнок».

Волк, в контексте этой басни, является ярким представителем сильных мира сего. Человека из элит, наделённого силой, но не имеющего особого такта и воспитания. Ему хочется выглядеть в глазах общества правильным и рассудительным. Оправдаться за свой неэтичный поступок перед своей совестью. Но для этого у него не хватает умственных возможностей. Жажда наживы, которая завуалирована в басне под голод, всегда толкала и будет толкать на нее самые моральные поступки Но таковы законы природы. Такова животная сущность человека заложенная ему природой в процессе многовековой эволюции. Ягнёнок же, яркий представитель обывателя, в попытке блеснуть остроумием теряет всё. И это тоже очень распространенная жизненная ситуация. Если в конфликте , в о приоре имеешь дело с заведомо сильным противником, то конфликта стоит просто избежать или хотя бы попытаться это сделать. А не как наш ягнёнок напоследок блеснуть остроумием. И развиваться, развиваться, развиваться…

Кошка и Соловей

Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.

Идея басни

Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

Мораль произведения

Мораль «Волка и ягненка» заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Такая идея очень полюбилась автору, так как он был бравым правозащитником и всегда боролся с неравноправием.

Сюжет произведения незамысловат. Сказка остается актуальной по сей день. Она учит добру и справедливости. Крылатые слова и фразы из текста стали разговорными оборотами. Все это произошло из-за того, что описываемую в басне проблему искоренить сложно. Благодаря литературному творению автора люди, обладающие властью, могут увидеть себя со стороны и, возможно, пересмотреть свое отношение к тем, кто ниже их по социальному статусу.

Волк и ягнёнок — басня И. А. Крылова

 
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…
 
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». –
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» –
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». –
Ягненок говорит. – «Так это был твой брат». –
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из ващего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
«Ах, я чем виноват?» – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
 

Анализ басни Крылова «Волк и Ягнёнок»

Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.

Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации.

Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.

Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.

Чему учит басня «Волк и Ягненок»

Любая басня должна учить хорошему, ведь в этом предназначение такого произведения, так как в нем есть мораль. Крылов писал жизненные небылицы, которые до сих пор являются злободневными и животрепещущими. Какие задачи этой басни и чему она учит? Вот ответ по творению «Волк и Ягненок»:

Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор. Безусловно, смысл басни намного глубже.

Описано бесправие простого русского люда. Крылов старается восстановить справедливость, однако понимает, что противостоять волкам очень сложно. Они используют силу так, как заблагорассудится, их очень сложно приструнить. Тем не менее, автор пытается делать это хотя бы посредством своего творчества. Ведь даже если о проблеме узнают и заговорят – это уже достаточно большая лепта в ее решении.

Автор учит тому, что главное — справедливость. И если у человека есть сила либо власть, они должны быть направлены на восстановление справедливости. А не на то, чтобы издеваться над безвинными. Мало того, баснописец показывает подлым, вероломным прообразам волка, как отвратительно они себя порой ведут.

Главная мысль басни «Волк и Ягненок»

Главная мысль в небылице обычно прослеживается сразу. Ее видно с первых строк, так же как и мораль. Вот главная мысль басни «Волк и Ягненок» в деталях:

Есть два типа людей:

Первые не несут в себе ничего плохого, но не имеют прав и статуса.

Вторые подлые, корыстные, алчные, коварные – но им все прощается, поскольку они имеют чин и полномочия.

Соответственно, чтобы не сделал первый тип, для второго он всегда будет виноват. Лишь потому, что не сможет опровергнуть свою вину, его никто не будет слушать. Как и в дикой природе, сильный съедает слабого. Становится ли он сам от этого сильнее? Вопрос весьма спорный.

Тем не менее, так называемые «сильные» боятся ответственности. Они никогда не признают своих злодеяний и недостатков. Проще обвинить в этом бесправного и слабого. На самом деле, это очень низко.

Главное – это справедливость. Ее добиться сложно, но можно. Ягненок (в данном случае, простой народ) не должен оправдываться и молчать. Он должен заявлять о своих правах и требовать их исполнения, бороться за них

Конечно же, для этого важно сплотиться – ведь один в поле не воин

Но имеет ли место победа «ягнят?» Годы с момента написания творения показывают, что, увы, нет. До сих пор существуют люди, которые пользуются своим статусом и могут безнаказанно творить очень подлые действия, обвиняя в этом невинных.

Биография Крылова

И. А. Крылов великий человек, который обладал прекрасным поэтическим талантом, был настоящим мастером драматического произведения, являлся великим публицистом и издателем, но вошел в современную литературу как великий и самый известный во все времена баснописец. Его великое творческое наследие собрало огромное количество трагедии и комедий, насчитано порядка 236 басен, которые собраны в 9-ти сборниках его книг.

Детские и юношеские годы

Крылов был рожден 2 февраля 1769 года в городе Москва. Его отец был военным и, конечно же, высоких доходов они не имели.

По исполнении мальчику шестилетия, его отца Андрея переводят в Тверь, того велела служба и долг перед родиной. Именно здесь семейство продолжает свое жалкое существование, а по итогу, и вовсе теряет единственного кормильца. Погибает отец Ивана.

Учитывая не только их переезд, но и достаточно низкий уровень дохода, у Ивана нет ни малейшей возможности окончить ранее начатое московское образование. Но даже это не смогло помешать великому человеку, получить немалые знания, да плюс ко всему стать одним из просвещенных людей своего времени.

Это произошло только благодаря тому, что юноша сам стремился к чему-то новому и высокому, он очень любил читать, налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой. Все эти ремесла будущий поэт и баснописец осваивал самостоятельно. Он занимался саморазвитием, что и помогло ему в будущем.

Драматургия

Не менее значимой школой жизни великого баснописца стал и простой народ. Будущий писатель с огромным удовольствием присутствовал на всевозможных народных гуляниях, постоянно развлекался и неоднократно принимал активное участие в многочисленных уличных боях.

Именно здесь он черпал различные перлы мудрости народа. Искрометный юмор простого российского мужика, достаточно просторечивые выражения, все это позднее станет основой его басен, которые полюбились в его время и пользуются огромной популярностью на сегодняшний день.

В 1782 году все семейство писателя переезжает в Петербург, где сам Иван заступает на службу. Но, такой вид деятельности совершенно не удовлетворял огромные амбиции парня. На то время появились очень модные театральные веяния, которыми не мог не увлечься поэт.

Именно сейчас он начинает себя активно проявлять в написании тех или иных драматических произведений, которые включают в себя написание многочисленных комедий, трагедий и даже, оперных либретто.

Его творчество заинтересовала критиков современности его времени. Высокой оценки они, конечно, не поставили, но дали огромный толчок к будущему творчеству.

Издание

Писатель потерпел некоторые неудачи на драматургическом поприще, но это вовсе не остановило столь амбициозного молодого человека, который всегда стремился к лучшему, чему-то более высокому и вечному. Автор приступает к ежемесячному сатирическому издательству под названием «Почта духов». Прошло 8 месяцев, и к огромному сожалению, издательство журнала прекратилось.

В 1797 году Иван поступает на службу к одному из князей, заняв должность учителя и личного секретаря. Кончено же, при этом он не отступает от своих желаний и продолжает трудиться над написанием поэтических и драматических произведений. Читайте еще: Пословицы о смелости и отваге.

В 1805 году он решил отправить на рассмотрение свой первый басенный сборник одному из известнейших на то время критиков, самому И.И. Дмитриеву, который по достоинству оценил труды Крылова и утвердил, что это и является его истинным предназначением. Благодаря этому человеку, в историю литературы вошел великий баснописец, любимый и сегодня.

Умер И.А. Крылов 9 ноября 1844 года. Причиной смерти стало двустороннее воспаление легких.

https://youtube.com/watch?v=J2zTWG77AS8

Анализ, мораль Крылова «Волк и Ягненок» 2 вариант

Басня, написанная в 1808 году, является редким примером, когда главный вывод автора предваряет самое произведение. Оно выступает доказательством тезиса, выдвинутого вначале, иллюстрацией авторского посыла.

По ходу развития сюжета этой басни на примере образов животных читатель осознает обреченность слабого и видит неуклюжие попытки сильного оправдать агрессию. То, что в животном мире является естественным, автор призывает исключить из человеческих отношений, он осуждает «право сильного», грубо попирающее не только справедливость, но и здравый смысл. Ведь по ходу беседы Ягненок приводит ясные доводы, доказывающие его невиновность.

В басне Волк символизирует силу и безнаказанность. Он оправдывает свои действия мнимыми проступками Ягненка, причем их тяжесть нарастает с каждой репликой Волка – он пытается представить себя судьей. Сначала ягненок обвинен в халатной неаккуратности, затем в грубости. Но следующая реплика Волка потребует особого внимания. Хищник упрекает в ненависти к себе не только Ягненка и весь овечий род, но и собак и пастухов. Таким образом, хищник демагогически пытается приписать себе роль жертвы, каковой не является на самом деле. А ведь причины неприязненного отношения к Волку общеизвестны, но Ягненок не успевает их озвучить, как и не имеет реальной возможности защитить себя.

Финальный довод Волка – это «момент истины», когда он, не маскируясь, говорит чистую правду. А Ягненок становится той самой искупительной жертвой «за всех» и, возможно, отсылкой к библейскому сюжету.

Авторская манера Крылова узнаваема и уникальна. Небольшая стихотворная форма включает гиперболу – «тьма примеров», яркие метафоры – «в истории … тьму…слышим», «сорвать голову», метонимию – «не пишем истории», «дать вид и толк», «мутить питье», «хотите зла», «разбирать вины». Антитеза – «у сильного… бессильный виноват», «нечистым рылом … чистое мутить питье» – помогает поэту емко выразить мысль.

Богатство и виртуозное владение поэта выразительными средствами поразительно. Например, словосочетание «светлейший Волк» наряду со словом «Светлость» одновременно являются контекстными синонимами и перифразами, поскольку Ягненок не смеет обратиться к Волку напрямую. Вдобавок словосочетание «светлейший Волк» включает яркий эпитет. Среди других эпитетов – «нечистое рыло», «темный лес», других синонимов – «зла хотите» и «всегда вредите».

Автор часто использует прием инверсии: она позволяет перенести акцент на последнее слово, подчеркнуть его значимость – «о том как в баснях говорят», «гневаться напрасно … изволит», «нет братьев у меня», «зашел к ручью напиться», «голодный рыскал Волк», «чистое мутить питье мое». В тексте можно найти анафору – «вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…» и услышать нотку иронии – это обращение «приятель».

Наличие разговорных слов и оборотов расцвечивает речь, делает ее доступной любому читателю, придает фольклорный оттенок – «надобно» «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «запрошлое», «разведаюсь (рассчитаюсь)», «такова». Для характеристики героев автор использует форму диалога, включающего обилие риторических вопросов и восклицаний, что позволяет читателю рассмотреть ситуацию во всех ее аспектах.

В начале басни автор для доказательства своей мысли не зря ссылается на исторические источники и сожалеет, что история никого ничему не способна научить. А ведь именно в истории содержится масса примеров насилия и поглощения государств, не способных защитить себя силой оружия. Надо надеяться, что острый сюжет и удивительный басенный слог нашего великого поэта окажутся более поучительными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: