О. е. ларионовапроверяем технику и скорость чтения. 1-4 классы

Жук на ниточке - эдуард шим страница 11

Тексты

* * *

Летел в небе лебедь, обронил пёрышко. Поймал пёрышко зайчик и подумал: «Первая снежинка. Скоро зима…». (15 слов)

* * *

Зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи – и пели, не уставая, и день и ночь. (16 слов)

* * *
* * *

Сел дед пить чай.

– Дед! И мне чаю дай.

– Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей. (18 слов)

* * *
* * *

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку.

Мама была рада. (20 слов)

* * *

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка.

Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы. (29 слов)

* * *

Посреди лесного озёрца расцвела жёлтая кувшинка. Высунулся из воды стебелёк, будто палочка, и на нём распустился большой круглый цветок.

Издалека его видно – золотой шарик на голубой воде. (27 слов)

* * *

Замела метель все рыжие листики и легла под куст отдохнуть. Вдруг видит, ещё один – большой-большой.

– А ты откуда взялся, листик?

Засмеялся листик:

– Я не листик. Я рыжий лисёнок. (29 слов)

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Старик сажал яблони. Ему сказали:

– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

– Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. (35 слов)

* * *

У дяди была Розка. Розка была умна.

– Дядя! Вели чтобы Розка взяла шапку! Розка! Гляди, на Васе шапка.

Розка лезла на Васю, клала ему лапы на плечи и брала шапку. (30 слов)

Кто копыто потерял?

Шнырял Зайчонок по лесу, видит – на поляне пень стоит гнилой, а на пне – чьё-то большое копыто.

Серое гладкое копыто с коричневым ободком. Новенькое!

Ахнул Зайчонок:

– Это кто же копыто потерял?! Вот ротозей-то, а? Небось теперь на трёх ногах ковыляет, плачется, да найти не может. Выручить, что ли, беднягу?

Сидит Зайчонок, раздумывает: «Чьё такое большое копыто? Какого зверя?»

Из ельника выбегает на поляну Кабан. Длинное рыло к земле опустил, пятачком вертит, нюхает. Будто ищет чего-то.

– Дяденька Кабан! – Зайчонок кричит. – Это не ты здесь копыто потерял?

Хрюкнул Кабан:

– Почему думаешь, что я потерял? Ась?

– Да ты, дяденька, подслеповатенький! Небось и потерял!

– Хрюк! – Кабан говорит. – Насмешил. Я, может, лучший бегун в лесу! У меня копыта – хрю! – специальные. Сквозь такой бурелом проскочу, где все другие застрянут. По болотам сигаю. По кустам-камышам. Во́ у меня копыта какие, гляди!

Поглядел Зайчонок – верно, особенные копыта у Кабана. Вострые. Долгие. И раздвоенные. Совсем не похожи на обронённое…

«Нет, – думает Зайчонок, – это кто-то другой потерял. Что ещё за звери есть с копытами?»

Выпрыгнула на полянку лесная Коза. Приседает на ножках, оглядывается. Ушки торчком.

– Тётенька, – Зайчонок кричит, – не ты здесь копыто потеряла?

– А почему думаешь, что я?

– Да ты, тётенька, пугливая! Небось с перепугу и потеряла!

Смеётся Коза.

– Ах ты, – говорит, – несмышлёный! Разве у меня такие копытца? У меня они точёные, лёгонькие! Я ведь – глянь-ка! – прямо по воздуху летаю!

Поглядел Зайчонок – верно, копытца у Козы как игрушечки. Совсем не похожи на обронённое. Значит, кто-то другой потерял.

Что за зверь в лесу с большими копытами, неуклюжими?

Шагает через полянку Лось. Горбоносую голову нагнул, будто высматривает чего-то. Бородой чуть не по земле метёт.

– Дедушка Лось! – кричит Зайчонок. – Это не ты здесь копыто потерял?

– Почему, пострел, на меня думаешь?

– Да ты, дедушка, старенький, забывчивый. Небось и потерял!

Качнул бородой Лось, усмехнулся.

– Я, – говорит, – зимой рога теряю. Это верно. Это со мной бывает…

– Вот, вот! Я и говорю! Потеряешь, дедушка, а найти не можешь?

– А я и не ищу. Весной у меня рога новые появляются. Будут ещё больше да грозней… А копыт мы, Лоси, не теряем. Нет у нас такого обычая. Гляди-ка: я на своих копытах по трясине шагаю. Как на лыжах! Нужда придёт – оборониться копытом могу. Хоть от Волка, хоть от Медведя. Мои копыта дорого стоят!

Поглядел Зайчонок – верно, грозные у Лося копыта. И удобные, по ноге присадистые.

– Ну кто же, – тогда Зайчонок говорит, – кто же вот это копыто потерял? Эту лепёху нескладную?!

– А никто не терял, – отвечает Лось.

– Да взялось-то оно откуда?!

Подскочил Зайчонок поближе, толкнул копыто – а оно не шевелится.

Подёргал, подёргал – не отрывается!

Приросло оно, что ли?!

И тут учуял Зайчонок, что от копыта лесным грибом пахнет.

– Да это же гриб, дедушка!!

– Конечно, гриб, – отвечает Лось. – Гриб-трутовик. Ни съесть его, ни к делу пристроить… Уж такое копыто никчёмушное. Одному гнилому пню впору!

От издательства

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию сборник текстов для контроля и оценки техники чтения младших школьников. В нём представлены тексты различного уровня сложности, которые можно использовать как учебное пособие для работы в классе и как книгу для чтения во внеурочное время. Для удобства подсчёта прочитанных слов каждое десятое слово в тексте выделено.

Существуют определённые нормы скорости чтения для учащихся каждого класса начальной школы, которые мы приводим к вашему сведению:

1-й класс – 25–30 слов в минуту;

2-й класс – 30–40 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 40–50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

3-й класс – 50–60 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 65–75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

4-й класс – 70–80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85–95 слов в минуту (в конце второго полугодия).

Напоминаем вам, что при последовательной и систематической работе с детьми каждый ученик способен не только достигнуть этих показателей, но и во много раз их превзойти. Педагогами разработаны различные методические упражнения для отработки беглости чтения: чтение текстов в разном темпе (медленном и скороговорочном), чтение с помехами (ребёнок читает под счёт взрослого или звук метронома), чтение на время. Какой бы способ проверки вы ни выбрали, одно правило всегда остаётся неизменным: при любой скорости чтения ученик должен понимать смысл прочитанного текста и уметь отвечать на вопросы по его содержанию.

Как Воробей тёплый угол искал

Жил да был на свете Воробей.

Не городской воробей – деревенский. Городские – те скучно привыкли одеваться, серенько. А этот расписной красавец: шапка на нём коричневая, на щеках чёрные наушники, и по каждому крылу две белые полоски пущены.

Летом хорошо жилось Воробью. И вольготно, и сытно. А пришла осень, и совсем худым стало житьё.

Льют дожди холодные, ветер-сиверко задувает, а еды так и вовсе не сыскать. Весь хлеб колхозники в амбары свезли, домашнюю птицу в сараи заперли, – нигде зёрнышка не украдёшь. Загоревал Воробей, да нечего делать. Ты птица сорная, бесполезная, никто тебя задарма голубить не станет. Сам живи.

Вот и надумал Воробей лететь куда глаза глядят.

«Хоть земля, – думает, – и круглая, но должен же найтись на ней тёплый угол… Авось найду!»

И полетел.

Долго ли, коротко летел – притомился. Воробьиные крылышки куцые, такие за море не унесут. Мах, мах – да и впопыхах.

Запыхался Воробей и сел на лесной опушке.

Видит – растут кругом частые кустики, болотные кочки торчат, и ходят между кочек белые птицы с чёрными хвостами.

– Здоро́во! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?

– Мы Белые Куропатки, – отвечают птицы. – А ты кто?

– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.

– Зачем тебе лететь? – удивились куропатки. – Оставайся с нами.

– А хорошо ли живёте?

– Уж куда лучше. Было нам холодно, мы в зимнее толстое перо оделись. И тепло, и не видно нас. Было по снегу неловко ходить, мы лыжи приспособили из пёрышков. Теперь не проваливаемся. Было голодно, мы длинные когти отрастили, теперь снег роем, ягоду выкапываем. Чем не житьё?

– Ну, не-ет! – говорит Воробей. – Это не по мне. Забот полон рот: и шубу надо, и лыжи, да ещё ягоду копай!.. Прощайте!

И дальше полетел.

Долго ли, коротко – добрался до светлого березничка. На ветку спустился. Видит – сидят на берёзе две птицы: обе пёстренькие, обе хохлатые.

– Здорово! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?

– Мы Рябчики, – отвечают птицы. – А ты кто?

– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.

– Зачем тебе лететь? – удивились рябчики. – С нами оставайся.

– А хорошо ли живёте?

– Уж куда лучше. Было нам голодно, мы взяли да гладких камушков наглотались. И теперь животы у нас любую еду перетрут: и хвою, и почки, и серёжки, и веточки… Что твоя мельница! Было нам холодно, да мы в снегу спать научились. Нырнём в снег, будто в перину – и до утра! Чем не житьё?

– Ну, не-ет! – сказал Воробей. – И это не по мне. Чтоб я камни глотал да в снегу спал… Прощайте!

И дальше полетел.

Долго ли, коротко – добрался до тёмного ельничка. На еловую лапу сел, огляделся. Видит – копошится рядом красная птица с носом, будто кривые ножницы.

– Здорово! – говорит Воробей. – Ты чей таков?

Ход урока.

Этапы урока Содержание. Заметки.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Подготовка к основному этапу (вводная беседа).

4. Первичное чтение.

5. Закрепление.

6. Вторичное чтение.

7. Работа с текстом.

8. Творческая индивидуальная работа.

9. Итог. — Начинаем наш урок,

Он пойдет ребятам впрок.

— Сегодня у нас непростой урок, а урок-беседа, размышление. Но для начала ответьте мне на вопрос: «Что мы делаем на уроке чтения?» (прочитайте слова, написанные на доске).

— Но для начала, давайте сделаем зарядку для нашего язычка:

«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз).

«Часики» (высунув язык, двигают направо – налево под счет учителя).

• Фонетическая зарядка: са-са-са – это хитрая лиса, су-су-су – и живет она в лесу, сы-сы-сы – много дела у лисы, со-со-со – прокатили колесо, се-се-се – прокатились в колесе.

— Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

1) Фыркает, когда сердит,

Весь колючками покрыт.

С головы до ножек,

Зверёк этот… (Ежик)

2) Есть сторож ночной у зелёного дома.

Как только на лес опускается дрёма,

Он, ухая гулко, на вахту спешит,

И смотрит, и слушает:

Кто там шуршит? (Филин)

3) Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (Лес)

— Прослушайте аудиозапись с пением птиц и лесными звуками. Вот так звучат различные лесные звуки.

— Молодцы. Вы смогли отгадать все загадки. Тема нашего сегодняшнего урока – экология, природа.

— А сейчас, внимательно посмотрите на картинки, которые висят на доске. Как вы думаете, есть ли здесь лишние картинки?

— Вы правы. Лишних картинок здесь нет. Ведь наша природа это не только деревья, растущие в лесу, но животные, птицы.

— Сегодня мы познакомимся с произведением Эдуарда Шима «Березовый сок». Вашему вниманию представлен портрет этого писателя. Посмотрите на него внимательно.

Эдуард Юрьевич Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Свое детство провел в детском доме, так как началась Великая Отечественная война, а его родители погибли. С 16 лет Эдуард Юрьевич работал, сменив множество занятий. «Мастер на все руки – так про него говорили». В своих рассказах Эдуард Юрьевич

Писал об отношении человека к природе.

— Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким «переводчиком и стал писатель Эдуард Шим. Эдуард Шим умер 13 марта 2006 года. Похоронен на Митинском кладбище. Шим – хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает. Писатель открывает перед детьми и взрослыми удивительный мир природы – наш общий дом, который надо любить, уметь в нем жить и бережно относиться ко всем его обитателям. Эдуард Юрьевич как будто бы понимает язык зверей и птиц, деревьев и цветов, переводит для читателей истории, рассказанные самими героями, и в каждой этой истории юный читатель обязательно почерпнет для себя какую-нибудь мудрость.

— Вот посмотрите на выставку книг некоторых авторов. Все они писали о природе.

Я буду читать, а вы должны сидеть тихо и внимательно слушать.

— Ну что, вот вы и прослушали рассказ. А сейчас ответьте на мои вопросы:

— Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

— Назовите главных героев.

— Как вы думаете, о чем этот рассказ?

— Сейчас я прочитаю этот рассказ еще раз.

— Вы прослушал рассказ «Березовый сок» два раза. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

— Почему люди так говорят «Руки злые, а голова дурная»?

— Какова главная мысль этого рассказа?

— А чему он нас учит?

— Что должны делать люди, чтобы сохранить лес?

— А кто из вас сможет пересказать этот рассказ?

— Сейчас вы должны нарисовать плакат, призывающий людей беречь лес : не рубить деревья, не жечь костры, не брать в руки и не приносить домой птенцов и животных.

На этом наш урок окончен. Я думаю, что для себя каждый из вас что-нибудь запомнил. Вам выбирать, в каком мире, хотите жить, и какой будет окружающая природа.

Дети читают написанные на доске слова:

Читаем

Думаем

Размышляем

Отвечаем на вопросы.

Выполнение упражнений по показу учителя.

Дети отгадывают загадки, и по ходу отгадывания каждой на доске вывешивается картинка.

Дети слушают аудио запись лесных звуков: пение птиц, журчание ручейка, шум дождя, фырканье ежа, крик филина.

Работа по картинкам-отгадкам.

Показ портрета.

Выставка книг о природе.

Читаю рассказ.

Говорится о березовом соке.

Дедушка и внук (внучка).

О природе, березах.

Вторичное чтение.

Люди не думают что делают, а плохие поступки совершают руками.

Люди не думая ломают и рубят деревья.

Надо беречь природу.

Не разводить костры, не рубить деревья, не истреблять редкие виды животных и птиц.

Коллективный пересказ.

Рисуют.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: