Тексты
* * *
Летел в небе лебедь, обронил пёрышко. Поймал пёрышко зайчик и подумал: «Первая снежинка. Скоро зима…». (15 слов)
* * *
Зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи – и пели, не уставая, и день и ночь. (16 слов)
* * *
* * *
Сел дед пить чай.
– Дед! И мне чаю дай.
– Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей. (18 слов)
* * *
* * *
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку.
Мама была рада. (20 слов)
* * *
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка.
Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы. (29 слов)
* * *
Посреди лесного озёрца расцвела жёлтая кувшинка. Высунулся из воды стебелёк, будто палочка, и на нём распустился большой круглый цветок.
Издалека его видно – золотой шарик на голубой воде. (27 слов)
* * *
Замела метель все рыжие листики и легла под куст отдохнуть. Вдруг видит, ещё один – большой-большой.
– А ты откуда взялся, листик?
Засмеялся листик:
– Я не листик. Я рыжий лисёнок. (29 слов)
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали:
– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
– Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. (35 слов)
* * *
У дяди была Розка. Розка была умна.
– Дядя! Вели чтобы Розка взяла шапку! Розка! Гляди, на Васе шапка.
Розка лезла на Васю, клала ему лапы на плечи и брала шапку. (30 слов)
Кто копыто потерял?
Шнырял Зайчонок по лесу, видит – на поляне пень стоит гнилой, а на пне – чьё-то большое копыто.
Серое гладкое копыто с коричневым ободком. Новенькое!
Ахнул Зайчонок:
– Это кто же копыто потерял?! Вот ротозей-то, а? Небось теперь на трёх ногах ковыляет, плачется, да найти не может. Выручить, что ли, беднягу?
Сидит Зайчонок, раздумывает: «Чьё такое большое копыто? Какого зверя?»
Из ельника выбегает на поляну Кабан. Длинное рыло к земле опустил, пятачком вертит, нюхает. Будто ищет чего-то.
– Дяденька Кабан! – Зайчонок кричит. – Это не ты здесь копыто потерял?
Хрюкнул Кабан:
– Почему думаешь, что я потерял? Ась?
– Да ты, дяденька, подслеповатенький! Небось и потерял!
– Хрюк! – Кабан говорит. – Насмешил. Я, может, лучший бегун в лесу! У меня копыта – хрю! – специальные. Сквозь такой бурелом проскочу, где все другие застрянут. По болотам сигаю. По кустам-камышам. Во́ у меня копыта какие, гляди!
Поглядел Зайчонок – верно, особенные копыта у Кабана. Вострые. Долгие. И раздвоенные. Совсем не похожи на обронённое…
«Нет, – думает Зайчонок, – это кто-то другой потерял. Что ещё за звери есть с копытами?»
Выпрыгнула на полянку лесная Коза. Приседает на ножках, оглядывается. Ушки торчком.
– Тётенька, – Зайчонок кричит, – не ты здесь копыто потеряла?
– А почему думаешь, что я?
– Да ты, тётенька, пугливая! Небось с перепугу и потеряла!
Смеётся Коза.
– Ах ты, – говорит, – несмышлёный! Разве у меня такие копытца? У меня они точёные, лёгонькие! Я ведь – глянь-ка! – прямо по воздуху летаю!
Поглядел Зайчонок – верно, копытца у Козы как игрушечки. Совсем не похожи на обронённое. Значит, кто-то другой потерял.
Что за зверь в лесу с большими копытами, неуклюжими?
Шагает через полянку Лось. Горбоносую голову нагнул, будто высматривает чего-то. Бородой чуть не по земле метёт.
– Дедушка Лось! – кричит Зайчонок. – Это не ты здесь копыто потерял?
– Почему, пострел, на меня думаешь?
– Да ты, дедушка, старенький, забывчивый. Небось и потерял!
Качнул бородой Лось, усмехнулся.
– Я, – говорит, – зимой рога теряю. Это верно. Это со мной бывает…
– Вот, вот! Я и говорю! Потеряешь, дедушка, а найти не можешь?
– А я и не ищу. Весной у меня рога новые появляются. Будут ещё больше да грозней… А копыт мы, Лоси, не теряем. Нет у нас такого обычая. Гляди-ка: я на своих копытах по трясине шагаю. Как на лыжах! Нужда придёт – оборониться копытом могу. Хоть от Волка, хоть от Медведя. Мои копыта дорого стоят!
Поглядел Зайчонок – верно, грозные у Лося копыта. И удобные, по ноге присадистые.
– Ну кто же, – тогда Зайчонок говорит, – кто же вот это копыто потерял? Эту лепёху нескладную?!
– А никто не терял, – отвечает Лось.
– Да взялось-то оно откуда?!
Подскочил Зайчонок поближе, толкнул копыто – а оно не шевелится.
Подёргал, подёргал – не отрывается!
Приросло оно, что ли?!
И тут учуял Зайчонок, что от копыта лесным грибом пахнет.
– Да это же гриб, дедушка!!
– Конечно, гриб, – отвечает Лось. – Гриб-трутовик. Ни съесть его, ни к делу пристроить… Уж такое копыто никчёмушное. Одному гнилому пню впору!
От издательства
Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаем вашему вниманию сборник текстов для контроля и оценки техники чтения младших школьников. В нём представлены тексты различного уровня сложности, которые можно использовать как учебное пособие для работы в классе и как книгу для чтения во внеурочное время. Для удобства подсчёта прочитанных слов каждое десятое слово в тексте выделено.
Существуют определённые нормы скорости чтения для учащихся каждого класса начальной школы, которые мы приводим к вашему сведению:
1-й класс – 25–30 слов в минуту;
2-й класс – 30–40 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 40–50 слов в минуту (в конце второго полугодия);
3-й класс – 50–60 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 65–75 слов в минуту (в конце второго полугодия);
4-й класс – 70–80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85–95 слов в минуту (в конце второго полугодия).
Напоминаем вам, что при последовательной и систематической работе с детьми каждый ученик способен не только достигнуть этих показателей, но и во много раз их превзойти. Педагогами разработаны различные методические упражнения для отработки беглости чтения: чтение текстов в разном темпе (медленном и скороговорочном), чтение с помехами (ребёнок читает под счёт взрослого или звук метронома), чтение на время. Какой бы способ проверки вы ни выбрали, одно правило всегда остаётся неизменным: при любой скорости чтения ученик должен понимать смысл прочитанного текста и уметь отвечать на вопросы по его содержанию.
Как Воробей тёплый угол искал
Жил да был на свете Воробей.
Не городской воробей – деревенский. Городские – те скучно привыкли одеваться, серенько. А этот расписной красавец: шапка на нём коричневая, на щеках чёрные наушники, и по каждому крылу две белые полоски пущены.
Летом хорошо жилось Воробью. И вольготно, и сытно. А пришла осень, и совсем худым стало житьё.
Льют дожди холодные, ветер-сиверко задувает, а еды так и вовсе не сыскать. Весь хлеб колхозники в амбары свезли, домашнюю птицу в сараи заперли, – нигде зёрнышка не украдёшь. Загоревал Воробей, да нечего делать. Ты птица сорная, бесполезная, никто тебя задарма голубить не станет. Сам живи.
Вот и надумал Воробей лететь куда глаза глядят.
«Хоть земля, – думает, – и круглая, но должен же найтись на ней тёплый угол… Авось найду!»
И полетел.
Долго ли, коротко летел – притомился. Воробьиные крылышки куцые, такие за море не унесут. Мах, мах – да и впопыхах.
Запыхался Воробей и сел на лесной опушке.
Видит – растут кругом частые кустики, болотные кочки торчат, и ходят между кочек белые птицы с чёрными хвостами.
– Здоро́во! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?
– Мы Белые Куропатки, – отвечают птицы. – А ты кто?
– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.
– Зачем тебе лететь? – удивились куропатки. – Оставайся с нами.
– А хорошо ли живёте?
– Уж куда лучше. Было нам холодно, мы в зимнее толстое перо оделись. И тепло, и не видно нас. Было по снегу неловко ходить, мы лыжи приспособили из пёрышков. Теперь не проваливаемся. Было голодно, мы длинные когти отрастили, теперь снег роем, ягоду выкапываем. Чем не житьё?
– Ну, не-ет! – говорит Воробей. – Это не по мне. Забот полон рот: и шубу надо, и лыжи, да ещё ягоду копай!.. Прощайте!
И дальше полетел.
Долго ли, коротко – добрался до светлого березничка. На ветку спустился. Видит – сидят на берёзе две птицы: обе пёстренькие, обе хохлатые.
– Здорово! – сказал Воробей. – Вы чьи таковы?
– Мы Рябчики, – отвечают птицы. – А ты кто?
– Я, ребята, Воробей. Из деревни. Лечу тёплый угол для житья искать.
– Зачем тебе лететь? – удивились рябчики. – С нами оставайся.
– А хорошо ли живёте?
– Уж куда лучше. Было нам голодно, мы взяли да гладких камушков наглотались. И теперь животы у нас любую еду перетрут: и хвою, и почки, и серёжки, и веточки… Что твоя мельница! Было нам холодно, да мы в снегу спать научились. Нырнём в снег, будто в перину – и до утра! Чем не житьё?
– Ну, не-ет! – сказал Воробей. – И это не по мне. Чтоб я камни глотал да в снегу спал… Прощайте!
И дальше полетел.
Долго ли, коротко – добрался до тёмного ельничка. На еловую лапу сел, огляделся. Видит – копошится рядом красная птица с носом, будто кривые ножницы.
– Здорово! – говорит Воробей. – Ты чей таков?
Ход урока.
Этапы урока Содержание. Заметки.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Подготовка к основному этапу (вводная беседа).
4. Первичное чтение.
5. Закрепление.
6. Вторичное чтение.
7. Работа с текстом.
8. Творческая индивидуальная работа.
9. Итог. — Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
— Сегодня у нас непростой урок, а урок-беседа, размышление. Но для начала ответьте мне на вопрос: «Что мы делаем на уроке чтения?» (прочитайте слова, написанные на доске).
— Но для начала, давайте сделаем зарядку для нашего язычка:
• «Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз).
• «Часики» (высунув язык, двигают направо – налево под счет учителя).
• Фонетическая зарядка: са-са-са – это хитрая лиса, су-су-су – и живет она в лесу, сы-сы-сы – много дела у лисы, со-со-со – прокатили колесо, се-се-се – прокатились в колесе.
— Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
1) Фыркает, когда сердит,
Весь колючками покрыт.
С головы до ножек,
Зверёк этот… (Ежик)
2) Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
3) Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
— Прослушайте аудиозапись с пением птиц и лесными звуками. Вот так звучат различные лесные звуки.
— Молодцы. Вы смогли отгадать все загадки. Тема нашего сегодняшнего урока – экология, природа.
— А сейчас, внимательно посмотрите на картинки, которые висят на доске. Как вы думаете, есть ли здесь лишние картинки?
— Вы правы. Лишних картинок здесь нет. Ведь наша природа это не только деревья, растущие в лесу, но животные, птицы.
— Сегодня мы познакомимся с произведением Эдуарда Шима «Березовый сок». Вашему вниманию представлен портрет этого писателя. Посмотрите на него внимательно.
Эдуард Юрьевич Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Свое детство провел в детском доме, так как началась Великая Отечественная война, а его родители погибли. С 16 лет Эдуард Юрьевич работал, сменив множество занятий. «Мастер на все руки – так про него говорили». В своих рассказах Эдуард Юрьевич
Писал об отношении человека к природе.
— Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким «переводчиком и стал писатель Эдуард Шим. Эдуард Шим умер 13 марта 2006 года. Похоронен на Митинском кладбище. Шим – хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает. Писатель открывает перед детьми и взрослыми удивительный мир природы – наш общий дом, который надо любить, уметь в нем жить и бережно относиться ко всем его обитателям. Эдуард Юрьевич как будто бы понимает язык зверей и птиц, деревьев и цветов, переводит для читателей истории, рассказанные самими героями, и в каждой этой истории юный читатель обязательно почерпнет для себя какую-нибудь мудрость.
— Вот посмотрите на выставку книг некоторых авторов. Все они писали о природе.
Я буду читать, а вы должны сидеть тихо и внимательно слушать.
— Ну что, вот вы и прослушали рассказ. А сейчас ответьте на мои вопросы:
— Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?
— Назовите главных героев.
— Как вы думаете, о чем этот рассказ?
— Сейчас я прочитаю этот рассказ еще раз.
— Вы прослушал рассказ «Березовый сок» два раза. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
— Почему люди так говорят «Руки злые, а голова дурная»?
— Какова главная мысль этого рассказа?
— А чему он нас учит?
— Что должны делать люди, чтобы сохранить лес?
— А кто из вас сможет пересказать этот рассказ?
— Сейчас вы должны нарисовать плакат, призывающий людей беречь лес : не рубить деревья, не жечь костры, не брать в руки и не приносить домой птенцов и животных.
На этом наш урок окончен. Я думаю, что для себя каждый из вас что-нибудь запомнил. Вам выбирать, в каком мире, хотите жить, и какой будет окружающая природа.
Дети читают написанные на доске слова:
Читаем
Думаем
Размышляем
Отвечаем на вопросы.
Выполнение упражнений по показу учителя.
Дети отгадывают загадки, и по ходу отгадывания каждой на доске вывешивается картинка.
Дети слушают аудио запись лесных звуков: пение птиц, журчание ручейка, шум дождя, фырканье ежа, крик филина.
Работа по картинкам-отгадкам.
Показ портрета.
Выставка книг о природе.
Читаю рассказ.
Говорится о березовом соке.
Дедушка и внук (внучка).
О природе, березах.
Вторичное чтение.
Люди не думают что делают, а плохие поступки совершают руками.
Люди не думая ломают и рубят деревья.
Надо беречь природу.
Не разводить костры, не рубить деревья, не истреблять редкие виды животных и птиц.
Коллективный пересказ.
Рисуют.