Белая медведица
Жила-была старуха с внуком., Дядя не оставлял их голодными. Если добывал он трех моржей- то двух отдавал сиротке с бабушкой. Растет внук… — Я пойду помогу дяде тащить мясо! — говорит однажды внук бабушке. — Ну, что же, иди помогай! Стал мальчик помогать, а потом и сам захотел охотиться. — Бабушка, найди мне старенькую одежку, я тоже хочу охотиться, а то все время дядя добывает нам мясо. — Ты еще мал! Пошла бабушка к дядиной жене. Та сшила мальчику охотничью одежду. Дядя сделал ему копье и гарпунчик. И пошли они вместе.
Отстает мальчик, повернул в другую сторону и побежал к морю. Подходит к одному лежбищу — пусто; подошел к другому — тут морж высунулся, но мальчик поторопился бросить копье, промахнулся, и морж нырнул под лед. Мальчик пошел дальше. Подходит он к третьему лежбищу — лежит морж и дремлет. Стал мальчик красться, да оступился и спугнул моржа. Поднялась пурга. Оглянулся мальчик: между берегом и льдом — вода. Повалил снег большими хлопьями. Бежит мальчик по кромке льда. Видит, сидит на льдине голая женщина, ежится от холода.
Ворон и куличок
Пошли ворон и куличок жениться. Приходят они в лебединое стойбище, а тут поднялась пурга. Хозяинговорит: — Ну, женихи, кто из вас умеет делать хорошую погоду? — Я, — говорит ворон,- только дайте мне крепкую одежу и побольше еды. Дали ворону крепкие торбаза и мяса, и пошел ворон в солки. Залег всугроб и не вылез оттуда, пока не съел все, а потом пришел и сказал: — Не могу я сделать хорошую погоду. Тогда пошел куличок, взял с собой кусок юколы и улетел на небо.
Увидел там куличок небожителя. Стоит небожитель и бросает лопаткой снег на землю. — Дай я тебе помогу! — говорит куличок. — Да лопатка-то у нас одна! — Ну, ты отдохни, а я поработаю, — говорит куличок. Взял лопатку и полетел на землю. Нечем стало снег-то кидать на землю… Небожитель кинулся в погоню, да сколько ни гнался, так и не догнал куличка. Куличок утащил лопатку, и стало на земле тепло.
Великий Сэкен
Жили старик со старухой, У них не было детей и было всего два оленя, которые паслись на длинной веревке тут же возле яранги, чтобы не убежали з тундру. Много детей было у соседей, и старик со старухой завидовали им. Однажды соседи откочевали, и тогда старик со старухой совсем заскучали.Старик сказал старухе: — Бей в бубен! — Я не могу удержать бубен в руках,- Я буду держать бубен, а ты бей! — сказал старик. — Хотя мы уже и не сможем бить так, как в молодости. Так они и сделали, и старуха стала бить в бубен.
На звон пришли черти. — Что тебе надо от нас, старая? — спросили они. — Мы со стариком хотим сына. — Сделайте два деревянных тюленя и бросьте на пути, когда будет проходить караван чертей. Наутро старуха варит чай, а старик делает тюленей. Сделал старик тюленей, положил под подушку и не успел напиться чаю, как услышал шум каравана. Идет мимо яранги караван чертей. Бросила старуха на дорогудеревянного тюленя, и остановился весь караван.
Мышка
Жили сироты — брат с сестрой, и были они похожи друг на друга, как две капли воды. Они пасли чужое стадо. И вот как-то сестра говорит брату: — Ты паси оленей, а я пойду сватать тебе невесту, ты уже скоро будешь большим!.. Надела сестра мужскую одежду, положила за пазуху свою любимую мышку,простилась с братом и пошла в тундру. Шла-шла, вдруг ползет к ней длинный червяк, свернулся кольцом, прыгнул на девушку, обвил ее и стал душить. Выскочила мышка из-за пазухи иперегрызла червя пополам.
Идут они дальше. Им навстречу — белый медведь. Открыл он красную пасть, пошел на девушку, прыгнула мышка ему прямо в рот, проскочила в живот, разорвала кишки. Издох медведь, а девушка с мышкой пошли дальше. Шли-шли, подошли к большому стойбищу, а там какая-то девушка и парни играют в мяч, смотрят на пришедшего, удивляются: ходит как женщина, а одежда мужская. Спрашивают:- Ты зачем пришел к нам?
Старик и тюлень
Пошел однажды старик на берег искать пищу, увидел тюленя, взял на руки и понес домой. Увидела’ старуха и сказала старику: — Что с ним делать, убить? — Детей у нас нет, пускай живет!- говорит старик.Так и остался тюлень жить. Вырос тюлень и как-то говорит старикам: — Я пойду в соседнее стойбище, жениться. Пошел, тюлень еле-еле, а когда люди не смотрели на него, то быстро-быстро. Вот дошел тюлень до стойбища, подошел к старику, который строгал дерево кривым ножом.
— Это ты тот старик, который все время строгает дерево? Мне надо с тобой поговорить! Зашли они в ярангу чай пить. Лежит тюлень в пологе, а женщины разрезали ему шею, навертели на палочки жир и зажгли свет. Старик сказал: — Ты пришел по женщину. Зачем ты подошел сзади, почему не спереди? Воттеперь я не дам женщину.
Дух вселенной
По представлениям чукчей, мир – это вечное единство и противоборство двух начал, враждебных человеку или благожелательных к нему: мрака и света, холода и тепла, луны и солнца. Точно так же и среди духов есть добрые и злые. Первые – это духи предков, наставники и охранители. Вторые – это вредоносные кэле, виновные в болезнях, несчастных случаях и других неприятностях.
Главное место в чукотских представлениях о явлениях природы занимает божественная сила наргынэн. Это своего рода «дух вселенной», который ведает всем, что связано с погодой и промыслами. Сам он не вмешивается в людские дела, однако может отвечать на обращенные к нему просьбы.
Для чукчей тесная связь человека с солнцем, луной, звездами, природными явлениями – не мифы, а реальность каждого дня.
Заяц, медведь и лиса
Жили в тундре заяц, медведь и лиса. Зовет зайчик лису и медведя рыбу ловить. — Я пойду в гости в стойбище! — ответила лиса и ушла. — А я пойду спать в полог, — заявил медведь и лег. Остался зайчик один. Боится идти на реку. Стал он просить медведя. Рассердился медведь, но пошел. Попадается им по пути капкан.
Медведь говорит: — Ты хочешь есть? Вот тебе мясо, бери! Хотел зайчик взять мясо, да и попался в капкан. — Открой капкан, брат, — говорит зайчик. — Ты такой сильный. — Нет, не открою. Ты хотел есть, вот и ешь мясо, а я пойду спать. Сколько ни просил зайчик, так и ушел медведь. Приходит медведь домой, а лиса спрашивает: — Где же наш зайчик?
Медведи
Жили в тундре брат с сестрой, Брат охотился, а сестра варила еду, шила одежду. Однажды брат пришел с охоты и сказал: — Найди мне стрелу, я сейчас пустил ее из лука, и она улетела в тундру.Сестра залезла на ярангу и стала смотреть во все стороны, увидела медвежий след и пошла по нему. Шла-шла, вдруг попадается ей чашка с ягодой. Не удержалась сестра, попробовала ягоду и пошла дальше.
Увидела ярангу. Заходит в ярангу, а там — медведица. Медведица говорит: — Этти! Пришла? — Да, — сказала девушка. — Зачем пришла? — Я ищу стрелу. — Садись. Дала медведица девушке бусы нанизывать на нишу, а сама стала варить чай. — Скорее! Да пей чай, а то скоро приду г мои сыновья с речки, они там рыбу ловят. Ты по дороге ягоду ела?- Только попробовала.- Быстрее ешь.
Охота на охоту
Морская охота обеспечивает коренное население Чукотки не только едой. В дело идет все, чему можно найти хоть какое-то применение. Из кожи моржей делают ремни, покрытия для яранг, такелаж для лодок. Шкуры тюленей идут на обувь, одежду, мешки. Жир морских животных используют для освещения и отопления жилищ. Кости китов используются как топливо и строительный материал, китовый ус – для плетения сетей, а из клыков моржа делают наконечники для гарпунов и разные бытовые предметы (например, ложки).
Охота на морских животных – традиционный промысел чукчей. Сегодня коренные народы Чукотки – одни из немногих, кому разрешено охотиться на китов.
Главное промысловое животное на Чукотке – кит. Традиционное снаряжение для охоты на кита – байдара на деревянном каркасе, обтянутая шкурами моржей и лахтаков, и гарпун с поплавком из шкуры нерпы. Гарпун был изобретен более 15 тысяч лет назад и используется до сих пор.
Эскимосы и береговые чукчи занимаются промыслом серых и гренландских китов. Это часть культуры коренных народов Чукотки.
Еуткаан и сыновья
Во время больших чукотских войн жил на озере Айсытган старый чукча по имени Еуткаан со своими тремя сыновьями. Двое из них были женатые, а третий холостой. Два сына были мужчинами, а младший на испытании. Старший брат стоял в карауле на самой высокой сопке, оттуда видна была вся северная тундра, — с этой стороны делали набеги та-ниты. Средний брат охранял южную часть тундры. Младший брат охранял восточную тундру и берег моря, самую спокойную часть. Вот как-то видит младший брат мимо северной и южной сопок промчались четыре диких оленя и понеслись прямо к морю.
Понесся он, как ветер, наперерез оленям, и догнал их, поймал одного за заднюю ногу, заколол ножом, схватил оленя на плечо и бегом пустился в долину, где между трех сопок стояла их яранга. Вбежал юноша в дом, бросил ношу возле очага и ждет похвалы отца. Отец позвал сыновей с сопок. Женщины освежевали оленя, и в большом котле уже кипело мясо. Когда пришли сыновья, отец показал им на младшего сына и на убитого оленя и спросил, что они думают о поступке младшего брата.
Пастух-лисица
Жил в тундре старик с глухой старухой и с глухой дочкой. Была у них лиса, которая помогала старику пасти оленей и помогала по хозяйству старухе и дочке. Приходит однажды старик из стада. Лиса издалека увидела его и побежала встречать.- Ну, как олени, жирные? — спросила лиса.- Ага! — ответил старик.- Ну, идем чай пить в ярангу! -позвала лиса.
Ночью лиса тихонько вышла из полога, сняла оленью колбасу, вышла на улицу и съела ее. Потом вернулась и легла спать. Утром дочь старика разбудила лису. — Чего ты так долго спала? — спросил ее старик. — Высыпалась, чтобы идти в стадо. Взяла лиса аркан, пошла в стадо. Пришла, загнала стадо к озеру и убила всех оленей. Выбирает самые жирные места у оленя и отрезает их. Увидела она, что идет старик, бросилась ему навстречу.
Ворон и нерпа
Жил старый шаман-ворон на Чукотке, была у него старая глупая жена — чайка. Ворон велел чайке:- Иди, приведи нерпу! А чайка привела утку. — Нет, не надо! Мне надо нерпу, а ты привела утку.Опять чайка пошла за нерпой и по дороге забыла, зачем ее послал ворон, и привела всех уток, которые жили в тундре.
— Нерпу, нерпу! — закричал ворон. Привела чайка нерпу. Ворон сказал нерпе: — Я хочу жениться, посватай за меня девушку! Пошла нерпа к яранге, где было пять девушек. Подходит к яранге, села нанарты и стала ногти обрезать. Увидела ее одна из девушек и сказала отцу: — Отец, там на улице нерпа сидит и ногти ножом обрезает.
Творец Чукотки
Единой «версии» о том, как именно был сотворен мир, у чукотских народов нет. Как правило, в них действует творец, который создает мир, животных, первых людей и учит их необходимым навыкам. Однако объединяет их одно: практически во всех фигурирует Ворон (Куркыль).
Ворон в фольклоре чукчей и эскимосов либо сам является творцом, либо выступает его посланником, а затем активно участвует в человеческой жизни.
Исследователи отмечают, что бытовые сказки у чукчей и эскимосов распространены больше, чем у соседей. Многие животные в этих преданиях наделяются человеческими качествами, а мир природы и человека сливается воедино: например, медведь может выразить желание стать оленеводом, а человек – жениться на белой медведице.
Особое место в чукотском фольклоре занимает жанр героических сказаний, прославляющих отвагу, силу и ловкость героев, которые преданы своему народу и встают на его защиту от иноплеменников.
Росомаха – один из персонажей чукотских сказок.
Десять уток
Десять девушек-уточек купались на озере. Эмемкут подкрался, схватил их кухлянки, сел в кусты и выследил самую красивую. Вот вышла одна,; увидела Эмемкута, испугалась, присела в траву и стала просить его отдать кухлянку. Эмемкут дал кухлянку, и девушка оделась и убежала. Потом вышла вторая и третья, и всем Эмемкут отдавал кухлянки. Но вот вышла десятая, самая молодая и самая красивая,, увидела она Эмемкута, кинулась в озеро и оттуда стала просить парня отдать ей кухлянку. Эмемкут сказал:
— Возьми, я не держу. Но только я хочу на тебе жениться! Уточка отплыла подальше от берега. Солнце уже закатилось. Уточка согласилась, но сама подумала: «Ладно! Как надену кухлянку, так и убегу!» -и говорит Эмемкуту: — Отдай же мою кухлянку! Видишь, все давно ушли домой. — Выйди на берег и возьми!-говорит Эмемкут.- Вот твоя кухлянка, на дереве!
Два брата и сестра
Было это давно-давно. На берегу Берингова моря жили два брата и сестра — сироты. Съели они все свое небольшое стадо оленей, а потом стали промышлять зверя, так они и кормились. Сестра братьям ни в чем не уступала, — ходила на медведя одна, но она успевала и готовить пищу и шить одежду, для братьев. Стали братья мужчинами.
Говорит им сестра: — Надо искать людей. Надо вам жениться, а мне замуж выйти. Я хочу иметь детей, я хочу, чтобы кровь моя жила зечно. Братья не спорили, но и не торопились идти на поиски жен и жениха. Однажды сестра ушла в тундру, забралась на самую высокую сопку и увидела тундру: озера, речки и сопки, как на ладони. А далеко среди сопок стойбище и большое стадо оленей. Вернулась сестра, рассказала братьям, А те и не думают брать в руки копья.
Два брата и кулак
Жил в тундре богатый кулак. Было у него большое-пребольшое стадо оленей. Сам он не пас оленей, сидел только в теплом пологе на мягких шкурах, сидел и пил густой чай, ел оленьи мозги, языки и жирные оленьи губы. Стадо его росло, сам он жирел, и любил ездить по гостям. Были в его табуне пастухи — два брата. Еще подростками взял их кулак. Так они и выросли при табуне. Обижали их все — к сам хозяин и старшие пастухи.
Отобьется олень от стада — бегут братья за оленем. Чуть покажется что-нибудь в тундре — братья бегут посмотреть: не волк ли это? Взошло стадо на сопки — опять братья сгоняют стадо вниз. Выросли братья добрыми пастухами, тундру они знали хорошо. Летом перегоняли оленей к морю, а в гололедицу — в глубь тундры, знали где в пургу укрыть табун от непогоды.
Горные бараны
Большой табун горных баранов жил высоко в скалистых сопках. Однажды зимой у них не хватило корма. Тогда молодой вожак сказал: — Надо спуститься с сопок. В тундре мы найдем пищу. Спустилось стадо с гор. А внизу, под горой, стояло большое стойбище. — Пойдемте к людям чай пить, — сказал волок.
Заходят они к хозяину стойбища. Чай им сварила красивая девушка. Вожак не сводил с нее глаз. Когда бараны ушли в горы, то долго говорили о девушке. Старые бараны хвалили ее за уменье варить чай, а молодые — за красоту. Вожак не спал всю ночь, все думал, как взять девушку. Наутро он ушел в тундру и стал ее подкарауливать.
Эмемкут
Далеко в тундре жил Эмемкут со»своим младшим братом. Задумали братья жениться, а невест нет. Думали-думали и придумали., Взяли да и спрятали они реку на высокой, высокой сопке и стали ждать. Вот сидят они день, сидят два — никого нет, а на третий день увидали они — кто-то подходит. Все ближе, ближе, и увидели братья двух девушек- это были две кабарги. Оказал Эмемкут брату: — Отпусти воду!
Отпустил младший брат воду, заблестела она на Солнце. Увидели воду девушки, кинулись к сопке, а когда Добежали, то струя воды стала совсем тонкой, а потом только кап-кап-кап! — девушки не могли зачерпнуть и пригоршни воды. Посмотрели они на сопку. Старшая сестра сказала: — Пойдем отсюда скорее, мне страшно здесь! А младшая говорит: — Я пить хочу. Там, наверное, горное озеро! — Пойдем, пойдем отсюда! — сказала старшая и потащила сестру за руку.
Куропатка
Пошли две сестры в тундру по дрова. Ломают они кусты, кладут на нарту, а неподалеку на снегупетушок-куропатка сидит. Старшая сестра взяла палку и стала подкрадываться к куропатке. Жалко стало младшей сестре птицу, захлопала она в ладоши и спугнула куропатку… И вот как-то зашла девушка вкусты и вдруг попала в маленькую снежную ярангу, в которой был снежный очаг, на очаге горел синий огонь, над огнем висел котел из льда, а в котле варились прутья ольхи. Возле очага сиделпетушок, которого о;на пожалела.
— Какая маленькая у тебя яранга! — сказала девушка. — Посмотри, разве маленькая? — ответил хозяин. И девушка увидела, как стены яранги раздвинулись и покрылись белыми оленьими шкурами. — Отчего же у тебя такой очаг? — спросила она. И вот, очаг стал земляной. — Отчего у тебя ледяной котел? И не успела девушка глазом моргнуть, как на очаге запылал настоящий огонь, и засверкал медный котел.
Чайка
Далеко-далеко на севере жил старый чукча со своей женой. Было у них трое детей — две девочки и мальчик. Отец охотился на морского зверя и рыбачил, мать выделывала шкуры для одежды и готовила пищу, а дети собирали водоросли и ракушки. В средине лета отец на байдаре ушел далеко в море бить моржей, мать шила из шкур новую крышу На ярангу, а дети играли на берегу. Вдруг мальчик закричал:- Смотрите — отец! Старшая девочка и мальчик услышали, как их зовет отец: — Дети мои, идите ко мне, я вас покатаю по морю!
— Я ничего не вижу и ничего не слышу! — сказала младшая девочка и осталась играть на песке. Старшая девочка взяла за руку мальчика, и они побежали туда, откуда их звал отец. Прибежали дети, сели в байдару и уехали в море. Лодка стрелой летит с волны на волну. Девочка взглянула на отца, но вместо него увидела что-то страшное. Это был черт. Мальчик закричал: «Мама, мама!», — и прижался к сестренке. — Молчите, или я выброшу вас в море! — сказал сердито келэ.
Сиротка
Жили-были бабушка со внуком,бедные-бедные… Внук на морском берегу собирал капусту, а бабушка варила ее. Так они и жили. Через речку жил их дядя, богатый шаман. У шамана было две жены: старая-нелюбимая и молодая — любимая, и дух — лисица. Шаман посылал жену за племянником, чтобы тот пел песни и играл на бубне. Приведет тетка племянника, а дядя бьет его за то, что он плохо играет и поет. Уйдет старая тетка из полота в холодную часть яранга и плачет, — жалко ей сироту.
Изобьет шаман мальчика и выгонит, а потом, как скучно ему станет, опять посылает за племянником.- Не пойду я, — говорит старая жена. — Ты его опять изобьешь. Бьет ее шаман, пока не устанет, а потом бежит за сиротой и злой-презлой тащит его за ноги к себе, дает большой бубен, заставляет играть, и петь, и вызывать . духа. — Старайся! Вызови мне своего духа, как у меня,- лисичку. Долго бьет в бубен мальчик. Шаман бьет мальчика. …Вот приходит старая тетка: — Пойдем к дяде!
Куйкынеку
Жил-был чукча Куйкынеку со своей женой Мити и сыном. Вот однажды Куйкынеку пошел на берег моря, нашел там чурбан и сделал себе мать, потом нашел дохлую горбушу — сделал отца. Толь-ко что сделал отца и мать, как у Куйкынеку отпало все мужское, и стал он красивой девушкой, а мать взяла то,что упало у Куйкынеку и сделала из этого наигольник с двумя колокольчиками и повесила в яранге повыше.
Приходит на берег моря сын Куйкынеку. Увидел он красивую девушку и подумал: «Хорошо бы жениться на ней!» Девушка пошла домой, а мальчик за ней побежал, Когда легли спать, девушка говорит матери:- Мама, посмотри, меня трогает мальчик. . Мать сказала: — Не трогай мою дочь! Утром мальчик стал играть, взял длинную палку, ударил по наигольнику, и колокольчики жалобно зазвенели. Тут девушка вскрикнула: — Ой, ой, не надо трогать, мне больно!
Янранайский сказ
Это было давно. Между чукчами, которые жили у Янран-ай, одинокой горы, была вражда. Однажды янранаицы бежали от своих недругов. Янранаец уронил с нарты ребенка. Преследователи наткнулись на ребенка, и один из них взял ребенка к себе. Мальчик рос. Стал юношей.
Силы его прибывали день ото дня, потому что он хотел стать богатырем; он целый день бегал по тундре, носил тяжести, приходил домой поздно ночью и спал стоя — опершись о полог. Восточные чукчи в страхе глядели на то, каким силачом, богатырем становится янранаец. Если он узнает, что у него есть родной отец, родной дом, то он перебьет всех нас. Убей его, пока не поздно!»- говорили приемному отцу янранайца в стойбище. Вечером пришел богатырь, лег, укрывшись меховой камлейкой.
Лиса и медведь
Идет лиса по морскому берегу, а гаги на льдине качаются. — Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! — говорит лиса. — Нельзя тебе на волнах качаться,- отвечают гаги, — льдина маленькая, сломается, мы-то поднимемся и улетим, а ты упадешь в море и утонешь. Поплыли гаги на льдине, а лиса пошла дальше. Обошла она мыс и увидела, чайки на льдине качаются. — Возьмите меня! — говорит лиса.
Взяли чайки лису на льдину, и стала она вместе с ними качаться на волнах. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась. Чайки поднялись и улетели. А лиса упала в море. Кое-как доплыла она до берега, высушилась и пошла в тундру. Встретился ей медведь. Постояли, пошли вместе. Идут, разговаривают. — Чего ты боишься?-спросила лиса медведя.
Бог и мальчик
В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оле-лей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит- бог сидит на потухшем очаге и играет в золе.
Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? — Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели.
Янранайский охотник
Жил на Янранае охотник по имени Экекенуси. Никогда он не возвращался домой без добычи, всегда что-нибудь да приносил — то нерпу, то моржа или тюленя. Но кто-то позавидовал ему, и охотник перестал приносить домой добычу. Вот поехал он на каюке в море, стал охотиться на тюленя. Но как ни бросит он гарпун — тюлень нырнет и уходит все дальше и дальше от берега. Наконец охотнику удалось убить тюленя далеко в море.
Положил Экекенуси тюленя в каюк, оглянулся, и уже больше ничего не видно: везде густой туман. И поехал он, сам не зная куда. К вечеру достиг земли. Вытащил каюк на берег, залез на сопку и увидел вдали костер. «Хорошо. Пойду-ка я туда, — подумал он, — да поджарю мясо и поем!» Нарезал он тюленьего жира и мяса, положил в мешок из нерпичьего пузыря и пошел на огонек. Приходит — а у костра никого нет. Зажарил он мясо, стал есть и вдруг слышит голос, как из-под земли: — Я тоже хочу!
Смелая старуха и трусливый старик
Старик со старухой жили. Старуха — смелая, старик — трус. Старуха стала варить кашу и говорит:— Я буду кашу варить, а ты отправляйся в амбар, сала привези.Амбар от вежи далеко был. Старик запряг оленя, сел на саночки и поехал.Приехал к амбару, хотел было открыть его, вдруг слышит — в амбаре кто-то ворчит:Выт-кут-емналь-ик! Выт-кут-емналь-ик!Старик испугался, вскочил на саночки, поехал назад. Приехал, говорит старухе:— В амбаре у нас страшный Талый, не могу сало взять!Старуха говорит:— Трус ты! Боишься сам не знаешь чего! Поезжай снова, привези сало!Старик приехал к амбару. Опять услыхал:Выт-кут-емналь-ик! Выт-кут-емналь-ик!Старик испугался, задрожал. Вернулся без сала и говорит старухе:
Заяц и медвежонок
Однажды кочевали медведи из одного конца тундры в другой. Шли они долго, много перешли речек, а еще больше сопок перевалили. Позади всех плелся маленький медвежонок. Он устал, еле передвигал ногами, хромал, скулил, но его мать шла впереди всех и не слушала его. Увидал медвежонок морошку, стал с жадностью пожирать ее и облизывать лапы.
Так и отстал. Немного поиграл медвежонок, потом заснул, а ночью, дрожа, проснулся и заревел. Кто-то страшный- престрашный откликнулся ему. Он пустился бежать без оглядки и летел со всех ног, упал в речку, а оттуда попал в такой кустарник, что еле выбрался на чистое место, но гут наскочил на зайца, оба они полетели под гору, упали рядом и замерли.
Леший
Поехали на оленях два брата охотиться. Старший брат был дурак, а младший — умный. Подъехали они к реке, дурак вынул нож и разрезал у оленя камусы на ногах, поднял повыше, чтобы не замочить камус и не испортить. Зашатался олень и издох. Охотились братья долго, поели всех оленей. Пошел младший брат в тундру, а старший и говорит себе: «Приедет брат с охоты, а ему и поесть нечего». Отрезал дурак у себя одну ягодицу и начал жарить.
Пришла на запах лешачиха, хотела съесть дурака, а дурак как кинется на нее и давай гонять по тундре. Гонял-гонял ее, упала лешачиха, испустила дух и вывернулась наизнанку-что было внутри, стало снаружи, а что было снаружи, то стало внутри. Засыпал ее дурак камнями, а на голову вместо малахая надел олений желудок. Приходит младший брат с охоты, угощает его дурак мясом. Младший говорит:- Я не хочу, ешь сам!
Собачья кухлянка
На берегу моря стояло большое чукотское стойбище. В этом стойбище жила бедная семья в худой яранге, гдевсегда было холодно, а в пургу наносило снег. Жила в этой яранге дряхлая старушка со своими внуком и внучкой. Была у них всего одна старая собачья кухлянка. Надевал ее тот, кто шел промышлять пищу. Соседи не любили их за бедность, смеялись над ними и сторонились их. Пошла раз внучка на морской берег поискать еды н нашла кусок китового жира, положила на нарту и повезла домой.
Пошла она к стойбищу, а навстречу ей молодые парни. Испугалась девушка, бросила жир в снег. Принялись ребята смеяться над девушкой, над ее собачьей кухлянкой, и говорят: — Давайте поморозим вшей в кухлянке! Бросили девушку, затоптали ее в снег, нарту изломали в щепки и со смехом убежали.
Ворон и лиса
Сидит ворон возле своей яранги и думает: куда идти за добычей на морской берег или в тундру? Думал-думал — и надумал идти к морю. Вышел на берег. Сердито шумят волны, шипит на песке горькая пена. Ходил-ходил ворон по берегу. Устал, а добычи никакой. Почесал он за ухом с горя, и упала на песок большая вошь. Привязал ворон к ней веревку и потащил домой.
Чем ближе к дому — тем тяжелее становится добыча. Тащит ворон, задыхается. Увидели его дети, выбежали навстречу и помогли дотащить до яранги. Тут только ворон оглянулся и увидел, что на веревке — большая нерпа, Бежит мимо лиса и спрашивает:- Где ты столько еды достал?- На берегу! — отвечает ворон.,- Ну, и я туда сбегаю!- Не надо, не ходи, не порти мне охоту. Я с тобой поделюсь.- Чем делиться, ты лучше скажи, как добыть нерпу?Рассказал ворон.
Два мужа
У Мити было два мужа: Ворон и Топорок, отец — Куйкынеку и мать — Инианаквут. Вот однажды пошли мужья охотиться на диких баранов. Шел-шел Ворон за Топорком, ступал на его следы и так устал, что лег отдохнуть и заснул. Проснулся он тогда,. когда Топорок шел обратно с убитым бараном. Воронсказал: — Ах, братец, тебе тяжело, ты очень устал, дай мне, я понесу! Отдал Топорок барана Ворону, схватил добычу Ворон и кинулся домой.
Прибежал и говорит Мити; — Где Топорок? — Не знаю! — сказала Мити,- Он, наверно, где-нибудь спит в тундре! — говорит Ворон. Наварили бараньего мяса. Наелись досыта. Пошел Ворон в тундру спать, аТопорок опять несет дикого барана. Проснулся тут Ворон и опять пристает: — Отдай, я скорей донесу!
Девушка-жених
В темной и дымной яранге умирала чукчанка Тывляна. В тундре ревела пурга. Старая яранга вся дрожала. — Кто вас пожалеет, сиротки?- говорила Тывляна детям, которые ее окружали. — Кто вам доброе слово скажет? Кто вас от злых людей убережет? Тут налетел такой вихрь, что чуть не сорвал ярангу. Старшая дочка ползком выбралась из яранги, без кухлянки и малахая, и ощупью сталапривязывать к яранге большие камни веревкой из моржовой шкуры.
— Рагтытваль! — позвала Тывляна. Но дочка из-за воя пурги не слышала мать. Тогда мать сказала сыну: — Рагтыргын, скажи сестре, чтобы она тебя берегла и больше думала о тебе, чем о себе, а ты ее слушай, как мать! Всю ночь завывала пурга, огонь в жирнике мигал, освещая трепетным светом меховые стены полога. Дети зарылись в меха, умирающая мать лежала неподвижно.
Старик и старуха
Жил старик со старухой в яранге на берегу моря, а их оленье стадо паслось в тундре. Однажды старик пошел в стадо, а старуха в тундру — по шикшу пошла. Собирала она, собирала ягоды в камлейку, уже домой собралась, как вдруг увидала злого черта. Сидит он, дохлую собаку ест: — А-а!.. Вот ты мне попалась, я и тебя съем!
— Разве ты не видишь, что я старая, худая, костлявая?- Ладно. Отгадай из чего моя яранга — я тебя отпущу.Подумала старуха, — если он снял шкуру с со- баки, значит она ему нужна, а его одежда не из собачьей шкуры. И кости он сложил в порядке, — значит, тоже нужны.- Скажи, чем покрыта моя яранга?- Собачьей шкурой!- Правильно! Какие подпорки у меня в яранге?- Из собачьих ребер.- Верно!
Мулуйш
Жил-был в тундре старый Мулуйш. Вот однажды весной складывал он нарты, а жители стойбища уехали за дровами в тундру. В это время мимо стойбища шел караван чертей. От передней нарты оторвалась собака и забежала в одну ярангу. Схватила она ребенка в зубы и потащила к каравану. Старый Мулуйш увидал это, поймалсобаку и отобрал ребенка.
Надел он на собаку травяной ошейник, поплевал себе на пальцы и прилепил собаку ошейником к кочке.Хватились черти собаки, стали ее искать и зашли в стойбище. Спросили у Мулуйша, он ответил: — Я взял собаку! Стали черти просить Мулуйша отдать им собаку, а Мулуйш говорит: — Если вы взамен дадите мне ребенка, собака сойдет с места.
Букашка
Старик ушел к оленям. Старуха спит в пологе. Ползет по старухе букашка. Поймала ее старуха, подняла пологи выбросила. Лежит букашка, тихонько стонет, не может пошевелить ни ножками, ниголовкой. Отдохнула букашка и опять поползла. Доползла до груди старухи, стала из букашки красивая девочка, сквозь сон: Вставай чай пить! коснулась соска, и -Слышит старуха — Мама, мама,Старуха вскочила и спрашивает: — Кто ты?
— Я букашка, которую ты выбросила и ушибла мне бочок, — и девочка показала ушибленное место.- Ай-ай, что я наделала! — и старуха уложила в постель девочку-букашечку. Пришел старик и спрашивает: Это что за девочка?- Это наша дочка! — отвечает старуха.Обрадовался старик, что у них на старости лет появилась дочь. Запряг оленей в нарту, и поехали в тундру искать хорошего моха. Ехали-ехали и нашли много хорошего моха, но тут много и волков.
Нерпа
Хозяин стойбища был заколдован- из-за своей лени. Он не мог встать, зажечь костра, не мог сходить по дрова и не мог загнать стадо оленей. Кого бы он ни посылал принести дрова или загнать стадо, люди уходили и не возвращались. И стали все бояться помогать ему. Вот приходит к нему нерпа. Послал он ее за дровами и стал ждать. Нерпа взяла веревку, сделала на конце петлю и пошла по тундре.
Зацепится петля за лежащее дерево, тащит его нерпа и дальше идет. Так набрала она много дров. Принесла нерпа в ярангу дрова, разожгла огонь. Тут попала в нее искра, растаял жир на нерпе, и вместо нерпы стал красивый парень. Послал его хозяин пригнать из тундры оленей. Собрал молодец большой табун, в несколько тысяч голов, и пригнал к стойбищу.