Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы

Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию

На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Рекомендуемые книги

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
  3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
  4. Ломакина Г. Сказкотерапия.
  5. Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
  6. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
  8. Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
  9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
  10. Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.

В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.

https://youtube.com/watch?v=041z27oB2d0

Методики сказкотерапии

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа

Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы

Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
«Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.

Чего можно добиться различными методами сказкотерапии

Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.

Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.

Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.

Виды сказок

Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой. Информация представлена в форме таблицы.

Форма сказки Краткая характеристика
Художественная Это традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.
Дидактическая Созданы педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов.
Медитативная Помогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.
Психотерапевтическая Помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
Психокоррекционная В ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно.

Используемые в рамках такой терапии жанры отличаются многообразием, это не всегда сказки. Вот основные из них:

  • былины, мифы, легенды, саги – эти 4 жанра лучше всего подходят для работы с подростками;
  • басни (мораль сформулирована достаточно четко, можно использовать тексты не только Крылова, но и Эзопа, Лафонтена);
  • притчи (часто содержат важные жизненные уроки, посвящены какой-то конкретной проблеме и могут использоваться для ее проработки).

Иногда допустимо применение и современных жанров, например детективов, фантастики – главное, чтобы жанр соответствовал вкусу ребенка.

Что это такое

Сострадание

В одном сказочном лесу на веселой лужайке жил-был маленький кузнечик по имени Кузя. Кузя был очень веселым и озорным кузнечиком. Он любил прыгать по полянке, прятаться в траве, играть с муравьишками и букашками. И всё бы хорошо, но Кузя был очень невнимательным и непоседливым кузнечиком. И пусть даже не специально, но Кузя мог толкнуть муравья, наступить на букашку, т.е. сделать больно любому из своих друзей. Друзья обижались на него, но Кузя не понимал в чём дело и продолжал веселиться и посмеиваться над друзьями.

Но однажды в их лесу появился большой черный жук. Все муравьи и букашки испугались незнакомца и спрятались по своим норкам. Один Кузя продолжал прыгать и веселиться.

Жук был очень грозный и сердитый, ему сильно не понравился шумный и непоседливый Кузя и когда Кузя в очередной раз решил прыгнуть перед жуком, тот так зажжужал, что Кузя от испуга упал и подвернул себе лапку. А жук сердито ворча, уполз в высокую траву.

Кузе было очень больно, он ждал, что друзья пожалеют его и помогут ему. Но никто не спешил на помощь Кузнечику. Никто не посочувствовал ему. И только старый мудрый муравей спросил Кузи, Как он себя чувствует. Кузя все рассказал и удивился, почему никто из друзей не откликнулся на его плач и страдания.

Старый мудрый муравей спросил Кузю о том, как он относится к своим друзьям, когда толкал их, наступал на них и даже иногда сильно пугал их.

Кузя задумался и вдруг понял, что он тоже никогда не жалел своих друзей, когда им было больно, не приходил им на помощь, и только продолжал скакать и веселиться. Он радостно застрекотал: «Добрый, мудрый муравей, я всё понял, я больше никогда не буду обижать своих друзей, а если кому-то из них будет больно или плохо, я обязательно пожалею их и помогу им. Ведь это очень обидно и грустно, когда в беде никто тебе не посочувствует и не поможет».

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.

Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.

Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
 

Стеснительность

Как побороть стеснительность ребенка.

В этом разделе всего одна сказка «Как Андрюша гостей встречал».

Когда происходит адаптация к новой ситуации, естественно присутствует легкая застенчивость. Если стеснительность не сказывается на качестве жизни ребенка, то это не является проблемой. По мере приобретения малышом жизненного опыта — это может исчезнуть.

Прочитайте ребёнку сказку, накануне, встречи гостей или похода в гости. Поговорите и обсудите с ребенком, как будет происходить общение, можно даже в шуточной форме по репетировать, поиграть «В гостей».

Стеснительность это нормальное явление. Никогда не укоряйте ребенка за застенчивость. Не оставляйте его наедине незнакомыми для него людьми. Ребенок должен знать, что Вы с ним рядом, и у него нет причин для беспокойства. Для адаптации к новой обстановке, ребенку потребуется больше времени. Кому то из детей хватает 15 минут, а кому то и час. Не упрекайте ребенка, и не оправдывайтесь за стеснение перед другими. Такое поведение ребенка это нормально. По возможности привлекайте ребенка к разговорам и спрашивайте его мнение. Помогите ему наладить контакт, находясь рядом с ним.

Со временем, период привыкания к гостям будет укорачиваться.

Не хочет ходить в детский сад

Здесь всего лишь одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Прочитайте эту сказку малышу перед сном или в другое удобное время. Дополните какими — то личными моментами, взятыми из жизни вашего ребенка.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад?

Первое что надо сделать, выяснить причину не желания ребенка идти в детский садик, какая настоящая причина, что повлияло на это. Быть может, его обижают в детском саду сверстники, или постоянно ругается воспитатель, может ему не нравится распорядок дня или непривычная еда.

Надо постараться решить эту проблему. Если проблема не решается в этой группе в этом садике. То возможно стоит подумать перейти в другой детский сад или поменять группу. Если оставить все без изменений, то у ребенка будет стресс каждый день, что со временем отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Возможно, кому то подойдет, вариант сидеть с ребенком дома самому, или с бабушкой, или нанять няню.

Задача родителя сделать жизнь ребенка счастливой. Прислушивайтесь к ребенку. Посещение детского учреждения должно вызывать положительные эмоции, ведь он ходит туда несколько лет. И на протяжении этих лет ребенок должен чувствовать себя счастливым, а не несчастным ребенком. И если ребенок не хочет идти в детский сад, то у него на это есть основания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: