Зевс, в современном мире
Собственно говоря, о Зевсе вспоминают и по сей день. Очень часто он появляется в фильмах, а в конце 2020 года – вышла игра Immortals Fenyx Rising, ставшая крупнейшим хитом уходящего года. В ней Зевс показывается с более правдивой стороны. Правда информация в игре подана с пятого на десятое, тем не менее, Зевс получился в ней просто шикарно.
Достоинства и недостатки Зевса:
Невероятно красив внешне.
Обладал невероятной силой.
Достаточно справедлив и рассудителен.
Судя по всему – отличный любовник.
Оставил свое имя в веках истории.
Изменщик.
Многих девушек соблазнял силой и обманом.
Собственно говоря, как бы там не было, Зевс – это верховных Бог, в Древнегреческой мифологии. Он действительно получил свое место по праву, и пусть некоторые его поступки крайне сомнительны, он все же всегда старался поступать, по справедливости.
орёл, эгида, молнии, скипетр, Ника
Одиссея Гомера
- Гомер. Одиссея. Песнь первая
- Гомер. Одиссея. Песнь вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь третья
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(1)
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(2)
- Гомер. Одиссея. Песнь пятая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестая
- Гомер. Одиссея. Песнь седьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь восьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятая
- Гомер. Одиссея. Песнь десятая
- Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двенадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь четырнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь пятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь семнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь восемнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать первая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать третья
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
– На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:
– Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.
Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну – ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую – убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.
– Стой, прекрасная нимфа, – взывал Аполлон, – зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух,
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
– Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!
Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:
– Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!
А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.
Миф о богах Олимпа
Постоянный пир и праздник царит в Олимпе. Все здесь выковано из золота, так же как и трон великого Зевса и все это рук сына его, Гефеста. Спокойно и уверенно сидит повелитель богов, исходит от него мужество, наслаждается он своей властью и величием. У его ног расположились богиня мира Эйрена и победы – Ника.
И тут входит в прекрасном одеянии жена правителя – Гера. Красотой своей она озаряет все вокруг, гордой походкой идет к мужу, а все присутствующие почтенно склоняют головы. Около её трона расположилась её верная спутница, богиня радуги Ирида, которая готова в любой момент на радужных крыльях разнести веления своей повелительницы в самые отдаленные края.
Пируют здесь не только боги, ворота Олимпа открыты и героям мифов, так среди гостей за бокалом нектара сидит любимец Зевса, сын царя Трои, Ганимед, которому громовержец подарил бессмертие. Вокруг олимпийцев кружатся нимфы и хариты, радуя всех присутствующих своим пением и танцами. Боги смотрятся на них и любуются, поражаясь столь юной и вечной красотой. Однако, собираются они не только для веселья, но и для принятия решений относительно судеб людского мира.
Именно с Олимпа Зевс рассылает свои дары или проклятия. В его руках находится судьбу каждого человека, он может даровать ему радость и счастье, или же покрыть его горем и печалью. Громовержец следит за порядком и следованиям законам людьми.
У самых врат его царства находятся два больших сосуда. В одном сосредоточено все добро, во втором – зло. Именно оттуда правитель черпает дары или наказания, рассылая их по всему миру. И горе тому, если он не будет придерживаться порядка и законов, ведь тогда разгневает он Зевса. Тут же заискрятся его глаза, а волосы поднимутся страшно, стукнет своей десницей, отчего по небу разнесется гром и молния. Тогда начнет он черпать все из сосуда со злом, обрушая на человека множество несчастий.
Но не только Зевс следит за порядком. Возле его трона восседает Фемида, богиня законов. По велению своего правителя и собрания на Олимпе, она внимательно наблюдает за народными сборами на земле. Под её контролем никто не смеет осмелиться нарушить порядок, который установил Зевс. Если свершается злодеяние, тогда тут же она доносит это Зевсу, который выносит приговор. Помогает ей в этом деле богиня правды Дикэ, от которой не скроется ни одна ложь.
Несмотря на то, что Зевс хранит порядок, посылает людям счастье или горе, судьба человека ему неподвластна. За это отвечают мойры, которые также проживают в Олимпе. Даже судьба самого громовержца находится в их руках. В этом случае боги и смертные находятся под влиянием рока, который тут же может подвести черту любого. Не существует той силы, которая смогла изменить то, что предначертано самой судьбой. Все, что можно сделать – это склонить голову и принять свою участь.
И только одним мойрам известно, какой рок, кому предначертан. Так, Клото прядет жизненную нить, как только она обрывается, тут же приходит смерть человеку. В это время Лахесис не глядя вынимает жребий, определяя, какая жизнь сложится. А вот третья их сестра, Атропос, заносит все, что выпало в жизни человека в священный свиток. Изменить уже судьбу будет невозможно. Никакие молитвы и просьбы не могут изменить деяния суровых мойр.
Помимо сестер, есть еще богиня судьбы Тюхэ, которая покровительствует счастью и благоденствию. В её руках находится рог изобилия, из которого она покрывает счастьем и благополучием голову человека. Именно с этого момента жизнь счастливчика озарится яркими красками, его во всем будет ждать успех и фортуна. Однако, редко Тюхэ встречается на чьем-то пути, но еще хуже, если богиня от кого-то отвернётся, бесконечное несчастье его ждет.
Вот так согласно греческим мифам представлен Олимп во главе с его правителем – Зевсом.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Кронос & Рея (Homer Iliad 15.187, Hesiod Theogony 453, Apollodorus 1.4, Diodorus Siculus 5.68.1, et al)
Дети
Смотрит страницу Семья Зевса
Родители
Кронос и Рея – титан и титанида, дети Урана (бог неба) и Геи (богини земли). Кронос покровительствовал времени, но первоначально был богом земледелия. Рея – богиня земли, мать богов, великая мать. Кронос и Рея упоминаются в следующих произведениях античных авторов: в «Илиаде» Гомера (15.187), «Теогонии» Гесиода (453), у Аполлодора (1.4), Диодора Сицилийского (5.68.1) и других.
Потомки
У Зевса было множество детей от богинь, нимф, смертных женщин. Потомкам женщин посвящены отдельные разделы.
Зевс был сыном титанов Кроноса (Крона) и Реи, а также внуком Урана (Неба) и Геи (богини земли). Он брат таких богов, как Посейдон (покровитель морей и всех источников), Аида (бога подземного мира и мёртвых), Геры (царица богов, покровительница женщин, семьи), Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Гестии (богиня домашнего очага).
Зевс женился на своей сестре, богине неба Гере. Гера родила от него трёх детей – бога войны, кровожадного Ареса, Гебу, прекрасную богиню юности, которая подавала нектар богам на пирах, и Илифию, богиню родов, без которой не может появиться на свет ни один ребёнок.
У Зевса были и другие богини-спутницы, среди которых:
- его сестра Деметра, мать Персефоны;
- двоюродные сёстры бога – Метида, мать Афины; Лето, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду; плеяда Майя, мать Гермеса;
- его тёти – титанида Диона (мать Афродиты), Фемида (её дети – Мойры, богини судьбы, и Горы, отвечающие за времена года) и Мнемозина, мать Муз;
- его потомок Семела, дочь Кадма, основателя Фив, мать Диониса.
Также Зевс был отцом бесчисленных смертных царей и героев. Самые известные из них – это Персей, победивший Медузу Горгону, Геракл, совершивший 12 подвигов, и Елена Троянская. Читать дальше.
Ниже график, который показывает основное генеалогическое древо семейства Зевса.
Фамильное древо Зевса (2)
Более детальное семейное древо Зевса, куда включены все его бессмертные возлюбленные и дети, можно найти по .
Юные годы
Именно в этот период Зевс встречает свою первую любовь – богиню мудрости, хитрости и благоразумия – Метиду. Юный Зевс не сумел сдержать в тайне от любимой свое происхождение и жажду мести. Но Метида не зря была богиней хитрости. Она подсказала Зевсу сварить рвотный напиток и подать его Кроносу таким образом, чтобы он ничего не заметил.
План был простым, и в то же время невероятно сложным, поэтому Зевс пошел к Рее, дабы испросить у нее совета. Именно Рея, люто ненавидевшая мужа за то, что он сжирал их детей, завершила этот план. Она подослала Зевса к Кроносу, в качестве виночерпия. Именно так Зевс и смог незаметно подать отцу рвотное зелье.
И едва только Кронос испробовал зелье, как тут же изверг наружу камень, который он проглотил вместо Зевса, а следом и его братьев, и сестер. Кронос был в ужасе и смятении, ведь то, что предсказывал ему Уран – теперь вполне может стать реальностью.
Зевс же, вместе со своими новоявленными братьями и сестрами, в открытую выступил против власти отца. В ответ на это Кронос призвал на помощь собственных братьев и сестер – титанов. Так и началась долгая и кровопролитная война между богами, прозванная Титаномахией и длившаяся больше 10 лет.
Однако, даже спустя столько времени, ни одна из сторон не сумела получить преимущества. Гея же (богиня Земли, мать Кроноса), устав от сражений, между детьми и внуками, подсказала Зевсу освободить из Тартара циклопов, которых некогда туда поместил Кронос. Но освободил он их лишь только после того, как они поклялись ему в верности.
Расклад сил мгновенно изменился на поле боя. Ведь и без того невероятно сильные циклопы, являлись еще и невероятными мастерами кузнечных дел. Именно они выковали Зевсу молнии, ставшие впоследствии его грозным оружием. К таковым артефактам также можно отнести шлем Аида и трезубец Посейдона – артефакты братьев Зевса.
Казалось бы, война окончена, самое время насладиться миром, но далеко не всех устроило решение Зевса. Так, например, Гея, которая и помогла внуку выиграть войну, совсем не ожидала, что Зевс так жестоко накажет Титанов – ее детей.
Гея затаила обиду и натравила на Зевса других своих детей – гигантов. Они стали забрасывать олимпийцев скалами и деревьями. Последние не оставались в долгу. Так и началась новая война, названная гигантомахией. Казалось бы, бессмертные боги Олимпа должны с легкостью одолеть великанов, но не тут-то было.
Но и Гея не сидела, сложа руки. Она искала волшебную траву, которая бы сделала ее детей гигантов окончательно бессмертными. Узнав об этом, Зевс запретил Эфиру, Гелиосу, Эосу и Селене светить, а на поиски волшебной травы послал Геракла, своего смертного сына, от смертной женщины Алкмены.
Под слабым светом звезд, Гераклу удалось найти траву и передать ее олимпийцам. Кстати, на счету Геракла не только 12 подвигов, но и победа над самым сильным из гигантов – Алкионеем. Геракл поразил гиганта стрелой, которая была пропитана ядом Гидры. Геракл узнал, что гиганта невозможно победить на той земле, где он был рожден, поэтому в этот раз он действовал не силой, а хитростью, и заманил Алкионея в Биотию.
Другой могучий гигант – Порфирион, воспылал необузданной страстью к Гере, благодаря Эросу. В порыве страсти он бросился на богиню, срывая с себя одежду и доспехи. В этот момент Зевс смог поразить его молнией, а его сын, Геракл – добил его из лука.
Таким образом, практически каждый из богов-олимпийцев отличился и убил своего гиганта. Отдельно хочется отметить Афину, Гефеста, Тирса, Диониса, заметно отличившихся в войне Гигантомахии.
В честь победы над гигантами, Зевс поставил в Дельфах огромный камень, тот самый, который по преданию, вместо него проглотил Кронос. Камень был назван Омфалом (пуп земли), и ныне выставлен в археологическом музее в Дельфах.