Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Дети, ко мне утром подошел Петя из соседней группы, плачет, его обидел друг….
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как поступить Пете в этой ситуации?
Воспитатель: Поговорка «Злом отвечать на зло – плохо». Согласны?
Воспитатель: Ребята, скажите, почему так говорят: «Делай добро и тебе будет добро»?
Дети: Добрые дела делать хорошо, добро возвращается добром, а зло-злом.
2. «Открытие» нового знания.
Воспитатель: Дети, я вам сейчас раздам картинки, но у всех они будут разные. И вы попробуете загадать загадку или составить небольшой рассказ по этой картинке для своего соседа. А ваш сосед должен догадаться по описанию, кто это?
Воспитатель: Как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? А где бы они могли подружиться? (в сказке)
Дети: Нет, не могут. Только в сказке.
Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Я познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Выразительное чтение текста. (Сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова? Потчевать – угощать; не обессудь – извини, или: не суди строго; несолоно хлебавши – не получить того, что хотелось.
Беседа по сказке :
Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: «Как аукнется, так и откликнется»
Воспитатель: Кто ее написал?
Дети: Константин Дмитриевич Ушинский
Воспитатель: Как лиса в гости журавля приглашала?
Дети: Хотела подружиться, звала его сладким, хитрым голосом.
Воспитатель: Чем потчевала?
Дети: Наложила кашу в тарелку.
Воспитатель: Что журавль приготовил для кумушки?
Дети: Окрошку в кувшине с узким горлышком
Воспитатель: Чем закончилась дружба лисы и журавля?
Дети: Рассорились лиса и журавль.
Упражнение «Наоборот» (дети подбирают прилагательные-антонимы, характеризующие персонажей сказки)
У лисы ноги короткие, а у журавля (длинные)
У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка (короткая)
Кувшин глубокий, а тарелка (мелкая)
Журавль высокий, а лиса (низкая)
Лиса хитрая, а журавль (глупый)
Повторное чтение сказки с составлением мнемотаблицы. Выразительное проговаривание слов героев за воспитателем. Пересказ с опорой на мнемотаблицы.
Физкультминутка.
Норка лисоньки в земле, (показываем рукой вниз)
Спит хитрющая в тепле (изображаем, как спит лиса)
Рядом с ней лисята (ручки прижимаем к голове)
Два забавных брата (показываем два пальчика).
Только солнышко взойдёт (складываем ладошки, поднимаем руки вверх и
раскрываем ладони,
На охоту их ведёт, (дружно шагаем)
Рыжая плутовка, (изображаем лису)
В ловле есть сноровка (грозим пальцем).
Воспитатель: Дети, давайте придумаем новое название для сказки.
Дети: хитрая лиса и глупый журавль, месть, лживая дружба, кто кого перехитрил, не плюй в колодец)
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «нет друга — ищи, а нашел – береги»?
Воспитатель: Попробуйте объяснить пословицу: «как аукнется, так и откликнется»
Воспитатель: Вспомните и назовите другие пословицы о дружбе. Объясните их смысл? («Друзья на дороге не валяются», «Друга ищи, а найдёшь-береги», «Мягко стелет, да жестко спать»)
Упражнение. «Измените сказку»
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем подружить лису и журавля. Как это можно сделать?
Дети: Придумать другой конец в сказке.
Воспитатель: А что мы можем изменить в сказке?
Дети: У лисы и журавля будет удобная посуда, другое угощение.
3. Осмысление.
Воспитатель: Ребята, а вот если бы, вы были сказочными героями (лисой или журавлем, и к вам в гости пришел медведь. Как бы вы его встретили, чтобы не обидеть? А если придет зайчик? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нужно встречать гостей?
Воспитатель: Как вы умеете дружить?
Дети: Если кого-то пригласили в гости, нужно позаботиться, чтобы ему было удобно и интересно.
Предложить детям из пластилина, глины или соленого теста вылепить посуду для лисы и журавля.
Воспитатель: Скороговорка «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Скажите громко, тихо,
медленно, быстро.
Воспитатель: Дети, с какой сказкой мы с вами познакомились?
Воспитатель: Какие выводы можно сделать?
Дети: Дорожить дружбой.