Потерянное слово читать
Женился парень. Взял девушку в жёны не из своей деревни, а из дальнего села. Пожили они, мало ли, много ли, жена и говорит мужу:
— Съездил бы ты, Иванка, мою матушку навестить.
Запряг Иванка лошадь и поехал. Хорошо его тёща встретила. Картошку на стол поставила, грибочков солёных, пирогов с рыбой. А потом налила в миску такое, чего он никогда не ел. И кислое оно, и сладкое, не густое, не жидкое, не холодное, не горячее. Вкусное! Ел бы да ел! Две миски Иванка съел. И спрашивает тёщу:
— Это что же вы такое наварили?
— Кисель это овсяный! Неужели не знаешь?
— Не знаю! А Параска моя умеет его варить?
— Отчего ж не уметь? Умеет!
Погостил ещё немного Иванка у тёщи и домой отправился. Едет и твердит: “Кисель, кисель, кисель…”
А навстречу прохожий. Поздоровались они. Только Иванка сказал “добрый день”, вылетело у него из головы слово. Никак не может вспомнить! Почесал Иванка затылок и повернул обратно к тёще. Хорошо ещё, что недалеко отъехал. Приехал и спрашивает:
— Как та еда называется, которой вы меня угощали?
— Кисель, овсяный кисель! Иванка снял шапку и проговорил в неё три раза: “Кисель! Кисель! Кисель!” Потом надел шапку и сказал:
— Теперь-то уж не забуду!
Полпути проехал, с барином встретился. Свернул коня прямо в лужу, чтобы барину дорогу уступить, шапку по обычаю снял. Да как закричит:
— Ой, потерял! Ой, потерял!
— Что ты потерял? — спрашивает барин.
А Иванка чуть не плачет:
— Такую штуку потерял, что ни за какие деньги не купишь!
— Давай вместе искать, — говорит барин, — я тебе помогу!
Засучили они рукава, стали в луже потерю искать
Барин осторожно ищет, чтобы руки в грязи не испачкать. А Иванка опустил руки в лужу по локоть, по дну шарит
— Что же ты делаешь? — говорит барин. — Разве так найдёшь? Всю грязь перемешал. Не лужа, а кисель!
Иванка как закричит:
— Спасибо тебе, барин! Отыскал ты мою потерю!
Вскочил на телегу и хлестнул коня. Барин так и остался на дороге с растопыренными руками. Потом покрутил головой и поехал куда ехал. А Иванка уже к дому подъезжает. Выбежала жена ворота раскрыть, а он ей с телеги кричит:
— Параска! Ты кисель умеешь варить?
— Так беги скорее вари! А то я опять забуду, как он называется.
Наварила Параска киселя, созвали гостей, всех угостили. С тех пор в той деревне научились кисель варить.
Источник
Постный овсяный холодец-кисель
Залить овсяные хлопья таким количеством теплой воды, чтобы она их полностью покрыла, положить в емкость к залитой водой овсянке корочки ржаного хлеба, накрыть и оставить в тепле на 1-2 суток. Несколько раз за это время массу перемешать. Далее через марлю все процедить, влить к процеженной массе 500 мл воды, добавить сахар и соль, поставить на слабый огонь, при постоянном помешивании довести смесь до кипения и после закипания выдержать 5 минут на огне. Затем разлить получившуюся массу по формочкам, дать остыть при комнатной температуре и убрать формочки с киселем в холод до застывания.
Анализ ключевых проблем
Начнем с первой замеченной нами проблемы в произведении Салтыкова-Щедрина «Кисель» — пассивных крестьян. Именно они и образуют тот самый кисель. Им все равно, кто его «ест», что его спокойно отдают в другие руки. Он мягкий, инертный и доволен тем, что кому-то нужен. А так ли это? Им только насыщаются, берут все, что нужно, а после оставляют на произвол судьбы и «свиней».
Вторая проблема, достойная анализа «Киселя» Салтыкова-Щедрина, – господа, прожигатели жизни. Они берут от вкусного лакомства все, насыщаются им, совершенно не думая о его рациональном использовании. Так и власти управляли народом и экономикой, угождая себе, не заботясь ни о людях, ни о будущем. Когда скучный народ им надоел, они готовы поехать развлекаться, с полной уверенностью, что бессознательная масса людей никуда не денется.
Но к большому удивлению и огорчению господ, ничем не брезгующая и довольная такой щедростью свинья съела все, оставив власть голодать и бедствовать.
Овсяный кисель от бабушки Агрофены
(особо полезен раненым воинам и больным) Пачку овсяных хлопьев (400 грамм) насыпаем в трехлитровую банку и заливаем кипяченой водой комнатной температуры. Можно положить несколько хлебных корочек, но можно и без них.
Банку закрываем и ставим либо на подоконник солнечной стороны, либо возле теплой батареи. Оптимальное время выдержки «закваски» — 5 дней, при этом не будет лишним 1-2 раза в день смесь перемешивать. Затем сливаем из банки отстоявшуюся воду и подготавливаем кастрюлю с чистой марлей (2-3 слоя), через нее мы процеживаем овсяное молочко.
Далее, скажем честно, нужно ориентироваться «на глаз». Получившаяся масса по степени вязкости очень сильно может отличаться, зависит это, по всей видимости, от температуры, где она стояла, и от качества овсяных хлопьев. Иногда закваска на вид достаточно жидкая, тогда нужно ее без добавления воды поставить на плиту на небольшой огонь и довести до кипения, постоянно помешивая. Иногда же так очевидно густа, что нужно добавить воды. При подходе к закипанию кисель заметно густеет. После того, как он остынет, он станет еще гуще. В любом случае ориентироваться с количеством добавляемой воды нужно на месте. Кипеть кисель не должен.
Разливаем густую массу в формочки, когда чуть остынет — убираем в холодильник.
Добавляем любое варенье, мед, ягоды на свой вкус и ангел за трапезой!
Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок
Сказка под названием «Кисель» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье. Произведение повествует о киселе, который изначально все пили, любили, хвалили и считали самым прекрасным напитком, его даже простым прохожим давали. Но скоро наскучил кисель состоятельным людям, его вкус стал для них уже не таким ярким, как прежде. Тогда они начали кормить им свиней, а сами уехали на прогулку. Скот его съел и ничего не оставил. Спустя время вернулись хозяева с отдыха и они соскучились по своему так когда-то горячо любимому напитку. Заметив, что его нет, те начали вместе с животными кричать и сожалеть, что не оставили на черный день киселя.
Основная мысль и идея сказки заключена в выставлении расточительности и крепостничества в смешном свете, которые являлись самым распространённым пороков во времена жизни и творчества сказочника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Использование олицетворения, аллегории, гротеска, сатиры и просторечья делает сказку более живой и интересной для читателя, помогая создавать в его голове во время прочтения красочные образы как господ, так и киселя, и свиней.
Что касается олицетворения, то это заметно с киселем. Салтыков-Щедрин через кисель показал глуповатый, легко покорный народ. Кисель был мягким и легкий, поэтому даже не понимал и чувствовал, как его жрали свиньи. Это было то самое время, в которое народ в лице крестьян безоговорочно во всем подчинялся представителям высших социальных слоев.
Свиньи олицетворяют в сказке расточительность, излишества, обжорство, чревоугодие.
Богатые люди не думали про то, что скоро их влияние над крестьянами закончится и они лишаться права ими распоряжаться.
В сказке нет положительных героев. Все высмеяны и выставлены в дурном свете, Начиная от киселя, заканчивая, естественно, самими господами.
Овсяный кисель в пословицах
О киселе сложено немало пословиц и поговорок. «Молочные реки, кисельные берега » — одна из известных русских пословиц, символ сытости, здоровья и благополучия сказочной страны. Еще одна: «Царю да киселю места всегда хватит ». В русском языке есть также выражение: «Ходил за семь верст киселя хлебать ». Кисель был самым дешевым кушаньем, которым никто, кроме женщин, не наедался. Еще одна поговорка: «Седьмая вода на киселе ». Кисель для еды в то время готовили густым — это была плотная студенистая масса, которую резали ножом. Для приготовления киселя муку несколько раз промывали водой. Промывные воды, содержащие крахмал, собирали и заквашивали. Но уже из воды пятого промыва невозможно было сварить кисель, а уж о седьмой и говорить нечего. Поэтому, услышав эту поговорку, сразу понимаем, что речь идет о далеком родственнике. Кисель с молоком был на Руси лакомством – одним из любимых праздничных блюд. Кисель, залитый молоком, свидетельствовал о благосостоянии крестьянского дома.
Несколько интересных сочинений
Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»
Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица — сестры Шишмаревы.
Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна
Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался.
Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке
Источник
Вариант 2
Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком. На первый взгляд забавное произведение затрагивает масштабные проблемы того времени.
В сказке, кисель является символом достатка. А достаток получен посредством постоянного труда простого люда. Господа, думая о том, что терпеливые крестьяне всегда предоставят кисель глубоко ошибались, потому что из-за господского мотовства кисель исчезает. Не случайно в тексте появляется свинья, олицетворяющая собой леность и чревоугодие, эти качества автор приписывает господами. Мягкий, легко поддающийся кисель – символизирует податливость и терпение простого народа.
Господа, наслаждающиеся вкусным блюдом, не задумываются об экономии
Потому-что они опираются только на личные нужды, не принимая во внимание тех людей, которые обеспечивают им сытость. Так Салтыков-Щедрин раскрывает параллель между образом господ и властью тех времен
Тогда, знать не думала о том, что огромная масса народа сможет отстоять свои права. Господа поздно поняли свою ошибку. Они получили тяжелый урок – не уважая труд крепостных крестьян, злоупотребляя властью, они легко потеряли весь накопленный годами достаток. Автор высмеивает расточительность господ. В конце сказки он показывает их вопиющими вместе со свиньями – они с горечью осознают, что не сумели сохранить власть над народом.
Автор выступает защитником народа, обнажая недостатки господствующей социальной прослойки. Салтыков-Щедрин успешно смог в столь маленьком по объему произведении четко обрисовать глобальную проблему того времени.
Кисель
Версия
1.0 от 08 декабря 2008 г.
Права на этот электронный текст принадлежат
Публичной электронной библиотеке (Евгению Пескину), 1994 год. Разрешено
свободное распространение при условии сохранения целостности текста (включая
данную информацию). Разрешено свободное использование для некоммерческих целей
при условии ссылки на источник.
Публичная Электронная Библиотека — товарный знак и знак обслуживания,
принадлежащие Евгению Пескину.
WWW: http://public-library.ru
КИСЕЛЬ
Сварила кухарка
кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки
пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил.
«Ах, какой сладкой кисель!», «ах,какой мягкой кисель!», «вот так кисель!» –
только и слов про него.– «Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель
был!» И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу
чашку выставили. «Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в
рот лезет! Ешьте больше, он это любит!» И всякий подходил, совал в кисель
ложкой, ел и утирался.
Кисель был до
того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его
ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да
знай себе пузырится. «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай,
кухарка! подливай!»
Долго ли,
коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа
против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало‑мальски
в чины произошли – и те начали желеи и бламанжеи предпочитать.
– Помилуйте!–
говорит один,– что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он
мягкой, да слизкой, да сладкой!
– Отдадимте,
господа, кисель свиньям! – подхватил другой,– а сами уедем на теплые воды
гулять! Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой
воротимся кисель есть.
Что же! свиньи
так свиньи – право, киселю все равно, в каком ранге особа его ест. Лишь бы ели.
Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню
подняла. Чавкает да похрюкивает: «Покатаюся, поваляюся, господского киселя
наевшись!» Сытости подлая не знает; чуть замешкается кухарка, она уж хрюкает:
«Подливай!» А ежели скажут: «Был кисель, да весь вышел», – она и по углам,
и по закоулкам, и под навозом мордой вышарит и уж где‑нибудь да отыщет.
Ела да ела
свинья и наконец все до капли съела. А господа между тем гуляли‑гуляли,
да и догулялись. Догулялись и говорят друг другу: «Теперь нам гулять больше не
на что; айда домой кисель есть!»
Приехали домой,
взялись за ложки – смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.
И теперь все – и
господа, и свиньи – все в один голос вопиют:
– Ели мы
кисель, а про запас не оставили! Чем‑то на будущее время сыты будем! Где
ты, кисель? ау!
Copyright
2008 Публичная электронная библиотека
Электронная публикация ПЭБ, 1992-2013. |
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Кисель”, что писать?
2) Идея: существующий в обществе “порядок” является по своей сути противоестественным и не может продолжаться вечно.
3) Сюжет: несмотря на небольшой размер, в сказке присутствуют все основные составляющие: экспозиция (вступление), завязка и кульминация.
5) Средства худ.выразительности.
-Олицетворение: кисель, который неудобств не чувствует, а “слышит общие похвалы”.
Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель” смешная и вместе с тем печальная! В сказке применяются смешные приёмы и изображения, поэтому её и можно считать смешной, а вот те выводы, к которым мы приходим, читая сказку, довольно печальные.
В сказке, по моему мнению, затронута серьёзная тема, тема обывателей, прожигателей жизни! И не напрасно Салтыков-Щедрин выбирает для сравнения именно свинью, которая олицетворяет ленность и обжорство. Господа из этой сказки беспрестанно ели этот кисель, абсолютно не думая о том, что он может когда-нибудь просто закончиться. А когда он им в конце концов набил оскомину, то они в своей расточительной манере отдают всё свиньям.
а кисель преподнесли свиньям.
Значение этого иносказания вполне очевиден: сначала господа доводили простой народ до разорения, а затем прожорливые буржуа пришли им на смену. А народ всё также свои силы позволяет использовать:
К тому же ещё и радовался:
В итоге господа настолько пресытились этим киселём, что и свиньям стало его не жалко! Таким образом
В гротескном виде в сказке показана покорность крестьян, и послереформенное оскуднение деревни, которую разграбили не только господа-помещики, но и уже новыми буржуазными хищниками, которые словно свиньи
по мнению сатирика Салтыкова-Щедрина.
Гротескное описание реальности предполагает невозможность отличить фантазию от реальности, сколько-нибудь логично интерпретировать события.
Прием гротеска использован Салтыковым-Щедриным, в частности, в изображении города Глупова (“История одного города). Например, в одной из сцен от градоначальника отделяется голова, и никто этому не удивляется (похожая ситуация наблюдается в повести Н.В. Гоголя “Нос”).
Салтыков-Щедрин “Дикий помещик” план сказки
Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:
А теперь план для пересказа:
Дидактичность русских сказок
К чтению сказок необходимо подходить не менее ответственно, чем к любому другому способу развития ребенка. Она не должна просто усыплять или развлекать малыша. Зайчики, кошечки, принцессы и богатыри – все они должны помогать узнавать мир, понимать, что хорошо, а что плохо.
Начиная от простых сюжетов, понятных самым маленьким, следует переходить к таким произведениям, где смысл не лежит на самой поверхности, а угадывается за поведением персонажей и развитием сюжета. Такой является и сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина.
В ней затрагиваются проблемы, масштабность которых становится заметнее по мере взросления читателя. Так, ребенок заметит здесь расточительное поведение господ, послушных слуг и свинью, которая не против поживиться вкусным угощением. А вот взрослые заметят сатирическую притчу, где автор посмеивается над пассивными крестьянами, не желающими менять жизнь к лучшему, и жадный класс. Именно они являются теми самыми «свиньями», которые пожирают все.