Лингвистические сказки

Составить сказку о личных местоимениях. сказка о местоимении — лингвистическая сказка по русскому языку. проверка записи: я, мы, он

Гласные звуки

Часто люди ошибаются в написании гласных в слове, пользуясь принципом «что слышу, то и пишу». Другим, наоборот, кажется, что в слове может быть подвох, и на месте слышимой А точно должна стоять О. В большинстве случаев букву можно проверить нехитрым способом.

Основные виды

Обычные и йотированные, ударные и безударные — варианты того, на какие группы делятся гласные звуки. Если первые из первой группы (А, И, О, У, Ы, Э) имеют по одному звуку каждый, то вторые (Е, Ё, Ю, Я) — по два: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Двойной звук появляется в следующих случаях:

  • буква стоит после другой гласной (неясно, наём, переехать, толкую);
  • буква стоит после Ъ или Ь (сомелье, зверьё, налью, свинья);
  • буква находится в начале слова (европеец, ёмкий, юрта, ячмень).

Йотированной может стать и буква И, когда она идёт после мягкого знака (мальчишечьи, лягушачьи, куньи).

Другая группа — ударные и безударные звуки. Для определения ударной буквы слушают, какой слог становится «верхним», то есть который выделяет интонация при произнесении слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов, причём это правило работает и наоборот. Разбивка при переносе слова далеко не всегда совпадает с тем, как слова делятся на слоги, поэтому нужно быть внимательным при фонетическом разборе.

Способ проверки

Гласные отчётливо слышатся, если стоят под ударением. В положении, которое называется безударным, некоторые гласные могут различаться, например, в слове «щипать» гласная И звучит как Е. Чтобы определить, какую букву нужно поставить, используются проверочные слова. Для слова «щипать» проверочное слово «пощипывать». В ударном положении буква слышится чётко. Примеры: трЕпетать — трЕпет, рОзоветь — рОзовый, смИренный — смИрный. В некоторых случаях проверочного слова нет, как в словах «винегрет», «февраль». Такие слова необходимо запоминать.

Сказки о звуках для детей

Обучающие сказки для детей

В стране Звуков

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — , и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули: Пчх! Зачем то позвали кошку: -Кс, кс, кс! И заскучали…. Вдруг: -Тсс! Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались. -А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные. Они плакали, как малые дети: -Уа! Уа! Аукали: -Ау! Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): -БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже невнятное: -У-Е-Е-А-Е-Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: -БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало: -Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал: -Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Рекомендуем посмотреть:

Математические сказки для школьников Психологические сказки для детей Как правильно читать сказки детям Старая сказка на новый лад «Репка» (с использованием пословиц и поговорок)

Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк

Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

Несмеяна-царевна. Сказка

Марья Моревна. Сказка. Читать

А ты кто?

В некотором царстве в некотором государстве среди поля широкого стоит большой дом. Никто в нем не живет, поэтому он и грустит. Бежит мимо него Существительное, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Пока никого. Я дом Русский язык, а ты кто?

— А я Существительное — самостоятельная часть речи, обозначаю предмет.

— Заходи, первым будешь!

И стало Существительное жить в Русском языке. Бежит мимо дома Глагол, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я Существительное. А ты кто?

— А я Глагол — самостоятельная часть речи, обозначаю действие предмета.

— Иди к нам жить!

И стали Существительное и Глагол вместе жить. Бежит мимо дома Прилагательное, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я Существительное.

— Я Глагол. А ты кто?

— А я Прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначаю признак предмета.

— Иди к нам жить!

И стали они жить в Русском языке втроем. Бежит мимо дома Числительное, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— Я Глагол.

— Я Прилагательное. А ты кто?

— А я Числительное — самостоятельная часть речи, обозначаю число.

— Иди к нам жить!

И стали они жить вчетвером. Бежит мимо дома Местоимение, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— Я Числительное. А ты кто?

— А я Местоимение — самостоятельная часть речи, обозначаю предмет, количество или признак, но прямо не называю их.

— А как это? — удивились другие части речи.

— А вот так! Могу иногда заменять Существительное, Прилагательное или Числительное. Например, вместо названия предмета можно сказать он или она.

— Очень интересно. Иди к нам жить!

И стали они жить впятером. Бежит мимо дома Наречие, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— А я Числительное.

— Я Местоимение. А ты кто?

— А я Наречие — неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначаю признак действия, качества, другого признака или предмета. Отвечаю на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

— Как здорово! Иди к нам жить!

И стали они жить вшестером. Бежит мимо дома Причастие, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— А я Числительное.

— Я Местоимение.

— Я Наречие. А ты кто?

— А я Причастие — обозначаю отглагольное имя прилагательное со значением имени действующего лица. Я причастно к свойствам как глагола, так и имени прилагательного.

— Ух ты! Иди к нам жить!

И стали они жить всемером. Бежит мимо дома Предлог, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— А я Числительное.

— Я Местоимение.

— А я Наречие.

— Я Причастие. А ты кто?

— А я Предлог — служебная часть речи, помогаю логически связывать слова в предложении.

— Иди к нам жить!

И стали они жить ввосьмером. Бежит мимо дома Союз, останавливается и стучит в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— А я Числительное.

— Я Местоимение.

— А я Наречие.

— Я Причастие.

— Я Предлог. А ты кто?

— А я Союз — служебная часть речи, связываю между собой простые предложения в составе сложного, а также однородные члены предложения.

— Иди к нам жить!

И стали они жить вдевятером. Бегут мимо дома Частица и Междометие, останавливаются и стучат в дверь:

— Кто здесь живет?

— Это дом Русский язык. Я в нем Существительное.

— А я Глагол.

— Я Прилагательное.

— А я Числительное.

— Я Местоимение.

— А я Наречие.

— Я Причастие.

— А я Предлог.

— Я Союз. А вы кто?

— А я Частица — служебная часть речи, придаю предложениям эмоциональность, а также служу для образования форм слова. Вот бы и мне к вам жить!

— А я Междометие — отношусь к неизменяемым словам и помогаю выражать эмоциональную реакцию на окружающую действительность. Ах, как было бы здорово с вами жить!

Подумали части речи и засомневались, нужны ли им Частица и Междометие. Долго спорили на эту тему, пока дом Русский язык не прервал их:

— Конечно, нужны! Даже не сомневайтесь! С ними речь людей будет богаче. Я каждому из вас очень рад.

И стали все части речи жить в Русском языке дружно и весело. Ведь вместе они сила!

Презентация на тему: » Сказка про то, как части речи друзей искали Издательство «Квартет» 2012.» — Транскрипт:

1

Сказка про то, как части речи друзей искали Издательство «Квартет» 2012

2

В Лексическом царстве, Морфологическом государстве, в стране Языкознание жили дед Глагол да бабка Частица. В доме у них – чистенько, уютненько и всегда порядок, который поддерживали их дети: Существительное, Прилагательное, Числительное, Наречие, Местоимение, Союз, Предлог и Междометие. Вот так и жили – не тужили вместе все части речи.

3

Задумалась однажды бабка и говорит деду: — Ой, Глагол, как плохо, что у наших детей нет друзей! Всё друг о друге знают, а новые знания о себе им, ой-ей, как нужны! — Да, старая, ты права. Нужно нам поискать добрых молодцев да красных девиц – авось, и станут они нашим деткам друзьями. Собирайся в дорогу!

4

Собирались они три дня и три ночи. На четвёртый день пришли они на речку Синьку. Там плескались в воде две девицы. — Эй, красавицы! Кто вы и как вас зовут? – спросил дед Глагол. — Мы фразеологизмы. Меня зовут Как в воду глядела. — А я Валаамова ослица. Правда, сама я такой не являюсь, это лишь моё имя.

5

— А где же ваши друзья-подружки? – поинтересовалась бабка Частица. — Они давно ушли в город Фразеологический, но нам до сих пор печально и грустно, — вздохнула Валаамова ослица. — А пойдёмте к нам жить – у нас детей много, а дружить им не с кем, а вы для них друзьями верными станете, — предложил дед Глагол. Обрадовались девицы, вышли из воды и присоединились к деду с бабкой.

6

Долго ли, коротко ли шли, вдруг натолкнулись на холм под странным названием Учение. А там три добрых молодца усердно трудились над составлением пословиц. Увидев интересную процессию, отвлеклись от своего занятия и отвесили земной поклон: — Добро пожаловать, извольте познакомиться. — Я Глагол, это Частица, моя жена, а это Как в воду глядела и Валаамова ослица, подруги наших детишек. А вы кто такие? – спросил Глагол.

7

— Мы пословицы. Я – Учение – свет, а не ученье – тьма. А это мои друзья: Не всё то золото, что блестит и Слову доброму и кошка рада. — А давайте с нами жить – будете нашим детишкам друзьями! – предложила Частица. — Давайте, — охотно согласились пословицы. — Нам давно хотелось поближе познакомиться со словами, населяющими наше содержание. И все вместе двинулись в путь.

8

Вот и поле вдалеке показалось, а по нему два подстреленыша друг от друга убегают, и только слышно: «Не знаешь! Не знаешь!» Завидели они издали идущих и — к ним. Один из них спросил: — Я Синоним, он Антоним, а вы кто такие будете?

9

— Я Частица, а это мой дед Глагол, а это новые друзья наших детей фразеологизмы: Как в воду глядела, Валаамова ослица и пословицы : Учение – свет, а не ученье – тьма, Не всё то золото, что блестит и Слову доброму и кошка рада. А у вас есть друзья?

10

— Нет у нас друзей, да и мы постоянно противоречим друг другу!– простонал Антоним. – Прошу вас, ответьте на вопрос, иначе брат мой совсем сведёт меня с ума! Скажите, какой есть синоним к слову «доброта»? — Наверное, добросердечие, душевность. — Верно, верно! – захлопал в ладоши Синоним. — А можно нам с вами пойти? – спросил Антоним. И пошли они все вместе дальше…

11

Части речи очень обрадовались новым друзьям. И зажили они счастливо в Лексическом царстве, Морфологическом государстве, в стране Языкознание.

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Самостоятельные части речи — лингвистическая сказка

 
С давних пор в княжестве Морфология живут разные Части речи. Одни из них -очень знатные: Имена Существительные, Имена Прилагательные, Имена числительные, Глаголы, Местоимения, Наречия. А другие, менее знатные, прислуживают им, поэтому их называют служебными частями речи. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на свое разное положение, все части речи были очень дружны между собой.

Особенно все любили Имена существительные, так как они были очень добродушные и дружили со всеми. Но особенно дружили Существительные с Именами Прилагательными, которые были настоящими друзьями и помогали всем понять лучшие качества Имен Существительных. Они вместе бродили по полям и лесам своего княжества и о чем — то беседовали. Часто к ним присоединялись глаголы, и тогда они дружно обсуждали какие-нибудь действия и совершали добрые дела.

Несколько отдельно от других Частей речи жили Имена Числительные, потому что были очень заняты. Они вели финансовые дела княжества и всегда что-то подсчитывали и пересчитывали. Поэтому другие Части речи старались им не мешать и только радовались, когда Имена Числительные присоединялись к ним.

Очень доброжелательными и хорошими друзьями были Местоимения. Когда кто-то из частей речи куда-то отлучался и не мог участвовать в каком-либо деле, Местоимения старались их заменить, помочь, определить, чтобы всем было понятно. Но не всегда с этим справлялись, и тогда отношения между частями речи становились какие-то неопределенные, а иногда и отрицательные.

Дружбе других Частей речи стали завидовать Наречия. Особенно нравились им Имена Прилагательные и Глаголы. Наречиям тоже хотелось весело бродить с компанией по дорожкам и аллеям княжества, но когда они присоединялись к друзьям, то им казалось, что их не замечают, что они не такие самостоятельные, как другие Части речи, и могут только дополнять или уточнять их разговоры

Перестали Наречия присоединяться к гуляющим вместе другим Частям речи, и те вдруг стали замечать, что чего-то очень важно не стало в их разговорах

Служебные Части речи дорожили им, что Наречия сидят по домам и грустят там в одиночестве. Поняли самостоятельные Части речи, что чем-то обидели своих товарищей, и отправились к ним в гости. Очень удивились Наречия, когда узнали, что они нужны другим Частям речи, что без них разговоры стали не такие интересные, и с радостью отправились с друзьями на прогулки. Даже Имена Числительные стали чаще гулять с другими Частями речи и всегда пересчитывали, все ли вышли на прогулку.

С тех пор, как жители княжества Морфология поняли, что нельзя забывать о других, они стали жить еще лучше и дружнее!
 

Читать другие лингвистические сказки

Сюжет

Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка. Для лингвистических сказок непреложным условием должно быть знание лингвистического материала и родного языка, здесь недопустимы фактические ошибки.

Характерная особенность лингвистической сказки состоит в том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной форме, что значительно облегчает процесс запоминания. Используя этот метод для закрепления, обобщения или повторения пройденного материала у ребенка активно задействуются все виды памяти – произвольная, оперативная, смысловая, неоперативная.

Лингвистическая сказка по русскому языку “О гордой НЕ и весёлом Глаголе”

Описание разработки

Жил да был весёлый и деятельный Глагол. Однажды он пошёл прогуляться на улицу, где ему повстречалась красивая отрицательная частица НЕ. Так как Глагол был положительным героем, то он решил познакомиться с прекрасной незнакомкой и позвал её на прогулку.

«Не хочу!» – сказала частица НЕ. Она никуда не любила ходить, и поэтому у неё не было друзей. Но Глагол был настойчив, и частица согласилась.

Во время прогулки Глагол рассказывал смешные истории и показывал достопримечательности города. Но частица НЕ даже не улыбалась. Глагол расстроился и решил пойти направо, а частица НЕ пошла налево.

Вот так и по сей день отрицательная частица не встречается с Глаголом, то есть пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.

А вы помните эти глаголы? НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕВЗЛЮБИТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ.

Содержимое разработки

Сказка про гордую НЕ и весёлого Глагола.

Жил да был весёлый и деятельный Глагол. Однажды он пошёл прогуляться на улицу, где ему повстречалась красивая отрицательная частица НЕ. Так как Глагол был положительным героем, то он решил познакомиться с прекрасной незнакомкой и позвал её на прогулку. «Не хочу!» – сказала частица НЕ. Она никуда не любила ходить, и поэтому у неё не было друзей. Но Глагол был настойчив, и частица согласилась.

Во время прогулки Глагол рассказывал смешные истории и показывал достопримечательности города. Но частица НЕ даже не улыбалась. Глагол расстроился и решил пойти направо , а частица НЕ пошла налево.

Вот так и по сей день отрицательная частица не встречается с Глаголом, то есть пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.

А вы помните эти глаголы? НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕВЗЛЮБИТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ.

Источник статьи: https://videouroki.net/razrabotki/lingvisticheskaya-skazka-po-russkomu-yazyku-o-gordoy-ne-i-veselom-glagole.html

«Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников

Фавзана Аюпова

«Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников

Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке.

Таким языком для ребёнка является сказка. Понятия «звук» и «буква» абстрактные, дети часто путают эти понятия. Чтобы дети понимали и различали эти понятия, чтобы научились дифференцировать понятия «звук» и «буква», я изготовила

Цель пособия

1. познакомить детей с гласными звуками,

2. формировать понятие «гласный звук»,

3

развивать слуховое внимание,. 4

развивать фонематический слух

4. развивать фонематический слух.

5. познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

6. учить детей различать и дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Знакомя детей с гласными буквами, рассказываю детям такую сказку. (Идею позаимствовала из журнала «Обруч»)

Значение сказок в процессе обучения

Занимательные лингвистические сказки помогают сконцентрировать внимание учеников, повышают их творческую активность, создают идеальную эмоциональную атмосферу для общения, а самое главное, формируют стойкий интерес к процессу обучения. Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране

Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому

Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе. Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране

Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому. Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе

Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране. Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому

Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: