5
Широкая черкеска кое-где была порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Т.). Восток, денницей озарённый, сиял (П.). Всё в мирный сон погружено (Л.). В строгом порядке ускоренным шагом едут псари по холмам и оврагам (Н.). Широкая дороженька берёзками обставлена (Н.). Небо было загромождено клочьями снежно-белых облаков (М.Г.). Деньги от купца за лес были получены и ещё не издержаны (Л. Т.). Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы (П.). У зайца передние ноги коротки, задние длинны (Бианки). Григорий дёрнул вожжи, и бричка стала у крашеных, в мелкой резьбе ворот (Шол.). Вот и изменило вам хвалёное чувство собственного достоинства (Т.). Один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию и хлеб покупал дед (М. Г.). Девочки чинно сидели, боясь измять свои накрахмаленные платьица (Т.).
(110 слов)
русский язык . сочинения .СКАЗКИ О ЧАСТЯХ РЕЧИ .
Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное». (первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс) В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Лингвистические сказки.Роль лингвистических сказок при изучении русского языка
Глагол и его дети Гостинец для О и Ё Погорелый бифштекс Путешествие в страну Русского Языка Фамильная ненависть Сказка о появлении имени прилагательного Сказка о частице не Сказка про местоимения Суффиксы -ЧИК и -ЩИК Сказка о том, как ноль стал королём
Сварливые принцессы ПРЕ и ПРИ Сказка о Знаках препинания Сказка о том, как друзья поссорились и помирились Сказка об однородных членах предложения З-С на конце приставок Страна частей речи Сказка о частях речи и о Русском языке Части речи в стране «Буквандии» О безударных гласных О непроизносимых и сомнительных согласных Личные окончания глагола О, Ё после шипящих Как Н, НН делили причастия Страна существительное Сказка Бармаглот Сказка Бурлак Сказка Глагол и его дети Сказка Глагол тоже человек Сказка О местоимении Сказка О прилагательном Сказка О причастии Сказка Посолнцезеленуолешьтоскло Сказка Про бобылей Сказка Про причастия Сказка Пуськи Бятые Сказка Сказка о корнях -гор- и -гар- Сказка Спор подлежащего и сказуемого Читать математические сказки Читать авторские сказки Использованию лингвистической сказки в школе сейчас уделяется большое внимание.В последнее время интерес к лингвистическим сказкам вырос, так как сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка. Сегодня наблюдается снижение интереса у обучающихся к изучению русского языка, особенно правил, теоретических сведений
В итоге страдает грамотность, речь. Современные учёные и педагоги обеспокоены безграмотностью учеников. Автоматически заученные правила не помогают учащимся выработать лингвистические знания, стать грамотным. Родной язык становится сухим, неинтересным сводом орфографических и пунктуационных правил. Между тем даже трудный материал запоминается легче, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Лингвистические сказки благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника. Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся. На сегодняшний день существуют методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистических сказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г. Воробьёв, О.С. Ушакова и др.), инсценировки (В.К. Мовсесян и др.), игр (В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая, и др.), которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средством развития творческих способностей учащихся и тем самым использовать как приём для развития речи учащихся в процессе индивидуальной и коллективной работы. Поэтому задача воспитания интереса к предмету посредством лингвистической сказки важна и актуальна
Но самое важное, сказка позволяет соединить то, что часто соединить на уроках русского языка бывает довольно трудно – теоретические знания и практические навыки. Усвоение теоретических представлений должно происходить непринужденно для учащихся, особенно 5-6 классов, поэтому теоретические знания по грамматике лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей
Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и лингвистические. При использовании сказок в процессе обучения русскому языку основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. Читать математические сказки Читать авторские сказки
-Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях
Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных, подчиняется довольно понятным правилам. Вопросы начинаются тогда, когда появляются прилагательные, созданные на основе глаголов — их называют отглагольными — и очень похожие на них причастия.
Здесь правил и исключений по правописанию -Н- и -НН- будет больше, но в них тоже можно и нужно разобраться.
Отглагольное прилагательное в отличие от причастия указывает на постоянный признак предмета и никогда не имеет зависимых слов. Данный лайфхак поможет быстро разбираться в нюансах правописания -Н- и -НН- в этих разных частях речи.
-Н- или -НН-? Проверяем вид изначального глагола
Надо ли писать -Н- или -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях? Всё зависит от вида глагола, от которого они образуются.
Как проверить вид? Задаём вопросы к изначальному глаголу:
- Что делать?
- Что сделать?
Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», то перед нами прилагательное от глагола несовершенного вида. Смело пишем его с одной -Н-.
А если глагол отвечает на вопрос: «что сделать?», перед нами отглагольное прилагательное совершенного вида, которое требует двух -Н-.
Часть речи | Правило | Примеры | Исключения |
Отглагольное прилагательное или причастие |
В прилагательных и причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишем -Н-. В прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишем -НН- |
Штопать — что делать? = несовершенный вид — штопаный; носить — что делать? = несовершенный вид — ношеный; варить — что делать? = несовершенный вид — вареные. Влюбиться — что сделать? = совершенный вид — влюблённый; рассердить — что сделать? = совершенный вид — рассерженный; сломать — что сделать? = совершенный вид — сломанный. |
Конченый человек, раненый, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, прощёное воскресенье, крещёный. |
Алгоритм для выбора -Н- и -НН-
Если к отглагольному прилагательному или причастию добавляют приставку, слово приобретает совершенный вид и начинает писаться с двумя -Н-:
Часть речи | Правило | Примеры | Исключения |
Отглагольное прилагательное или причастие |
Отглагольные прилагательные и причастия, которые имеют приставки (кроме не-), пишутся с -НН-. |
Крашеный — накрашенный; штопаный — заштопанный; ношеный — переношенный. |
Желанный, священный, неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, чеканный, чванный, медленный, недреманный, жеманный, чёрканный. |
Приставка НЕ- не изменяет вид глагола, а значит, и не влияет на правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных: нетканый, неподкупной, немасляный.
В сложных словах, которые образуются из двух однокорневых слов, пишут одно -Н-, даже если вторая часть имеет приставку: ношеные-переношеные, читаные-перечитаные.
-Н- и -НН- в причастиях и прилагательных с суффиксами -ОВА-, -ЕВА-
Если в причастиях или прилагательных присутствует суффикс -ОВА- или -ЕВА-, то пишут -НН-:
Часть речи | Правило | Примеры | Исключения |
Отглагольное прилагательное или причастие | Отглагольные прилагательные и причастия с суффиксами -ОВА- и -ЕВА- пишутся с -НН-. | Балованный, рискованный, рифмованный, линованный, корчёванный. |
Жёваный, кованый, клёваный (-ОВА- и -ЕВА- части корня). ОДНАКО: пожёванный, скованный, исклёванный. |
Правило -Н- и -НН- в причастиях с зависимыми словами
Чтобы разобраться, в каких случаях в причастиях пишется -НН- и -Н-, надо смотреть не только на вид глагола, но и на зависимые слова. Если их нет, то причастие несовершенного вида пишут с одной -Н-, а если есть — тогда с двумя:
Часть речи | Правило | Примеры |
Причастие | В страдательных причастиях, которые образованы от глаголов несовершенного вида прошедшей формы, пишут два -Н-, если рядом с ним стоят зависимые слова. |
Тканый костюм — тканный мной костюм; крашеная стена — крашенная кистью стена. |
Некоторые пытаются искать правила -Н- и -НН- в деепричастиях, но это совсем неактуально для данной части речи. А всё потому, что у деепричастных оборотов свои суффиксы: -Ш-, -ВШ-, -УЧ- и другие.
Правописание -Н- и -НН- в кратких причастиях
В кратких причастиях, в отличие от кратких прилагательных, всегда пишется одна буква -Н-. На их правописание не влияет ни изначальная форма, ни зависимые слова.
Часть речи | Правило | Примеры |
Краткое причастие | В кратких формах страдательных причастий всегда пишется одно -Н-. |
Дерево срублено; окна занавешены; тучи рассеяны; выставка организована. |
Картины повеше н нн ы? — Если форма краткая, то только повешеныЧтобы не запутаться, где краткое причастие, а где прилагательное, стоит посмотреть на какой вопрос отвечает слово? Если каковы — перед нами краткое прилагательное (студенты рассеянны), а если что сделано — краткое причастие (племена рассеяны).
Лингвистическая сказка по русскому языку
В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.
Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.
Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.
Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.
От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.
Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.
В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.
Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.
Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.
Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.
У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом.
В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек.
К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.
Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.
Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.
Причастия и отглагольные прилагательные
От глагола могут быть образованы прилагательные или причастия. Например, крашеный ← красить, печёный ← печь, прочитанный ← прочитать.
Для этой группы действует правило 4 признаков. Для того чтобы определить, сколько Н пишется в слове, нужно по очереди проверить 4 признака. Если совпадает хотя бы один, то пишется НН. Если же нет ни одного совпадения – пишется Н.
4 признака НН:1. Есть суффиксы ова, ева, ёва.Избалованный (←избаловать), организованный (←организовать), редактированный (←редактировать).
Но с одной Н пишутся кованый, жёваный, клёваный (ова/ёва в этом случае – корень, а по правилу для НН нужен суффикс). 2. Причастие образовано от глагола совершенного вида.Довязанный (←что сделать? довязать), купленный (←что сделать? купить), брошенный (←что сделать? бросить).Исключения: конченый человек, Прощёное воскресенье, посажёный отец (только в этих значениях).3.Есть приставка, кроме не.Переписанный (←переписать), переделанный (←переделать).
Приставка не не считается. Неглаженый, нечитаный.Исключения: названый брат (только в этом значении), посажёный отец (только в этом значении), смышлёный ученик. 4. Есть зависимое слово.Вязанный (кем?) бабушкой шарф, глаженная (кем?) мамой рубашка.
Некоторые глаголы относятся сразу к двум видам. Например, он обещал (что сделал?) прочитать и он каждый раз обещает (что делает?) прочитать. Слова, образованные от двувидовых глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить, пишутся с НН: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый.
Слова, образованные от двувидовых глаголов контузить, крестить, ранить, подчиняются правилу: пишется НН, если есть зависимое слово; без зависимых слов пишется Н. Контуженный в голову, раненный ножом, крещённый в детстве; контуженый солдат, раненый полицейский, крещёный ребёнок.
Сложные слова подчиняются тому же правилу, что и простые. Крашеный – гладкокрашеный, окрашенный – гладкоокрашенный, квалифицированный — высококвалифицированный.
В сочетаниях-повторах с приставкой пере во второй части пишется столько же Н, сколько и в первой. Читаный-перечитаный.
Исключения (пишется НН, хотя должна быть одна Н):
1.Желанный, жданный, виданный, слыханный.
2.Неведанный, невиданный, неслыханный, негаданный, нежданный, нежеланный, нечаянный, недреманное (око).
3.Долгожданный, доморощенный, Андрей Первозванный.
Запомни написание словЖеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, измождённый, изнеможенный, напыщенный, медленный, отчаянный.
Не путайМасляные краски (состоят из масла, ← масло) – масленые блины (покрытые маслом, ← маслить).
9
Уже серебрилась тонкая, цепкая паутина; разумеется, все старались, пока было тепло, меньше находиться в землянке и с утра до вечера работали под открытым небом. Старики и женщины занимались своим, мы — своим, мне уже сравнялось пятнадцать, и я был взрослым человеком по тем временам, на меня во все глаза глядели два родных брата и двоюродный любимый белоголовый Серёга, для них не мать, а я был непререкаемым авторитетом, и на мне довольно тяжело сказывалась эта ответственность. Вокруг было разбросано великое множество гранат, патронов, снарядов, винтовок, попадались и пистолеты; в лесу поблизости стояли на боевых позициях брошенные впопыхах заряженные пушки, на десятки вёрст тянулись минные заграждения.
П. Проскурин «Возвращение».
(160 слов)
Правила правописания -Н- и -НН- в существительных
Чтобы написать правильную форму существительных, которые образуются от причастий и отглагольных прилагательных, нужно обратить внимание на форму первоначального слова. Если в ней стоит -Н-, то и у существительного будет одна буква
А если 2 -Н-, то, соответственно, две.
Часть речи | Правило | Примеры |
Существительное | В существительных пишут -Н- и -НН-, сколько их было в суффиксах причастий или прилагательных, от которых они произошли. |
Избранный — избранник; странный — странник; воспитанный — воспитанник; нефтяной — нефтяник; гостиный — гостиница; пряный — пряность. |
По правилам русского языка прилагательное «странный» не должно писаться с двумя -Н-. Является ли оно словом-исключением с -Н- и -НН-? Не совсем. Происхождение слова можно объяснить, обратившись к истории. Раньше странными людьми называли тех, кто пришёл из другой страны. Поэтому прилагательное образовалось от слова «страна» + суффикс «н» = странный.
11
Нигде больше, ни на одном базаре не найдёте вы табачных рядов, вымерли они, сгинули они под напором фабрики «Дукат» и всяких иноземных папирос-сигарет, от которых одна медовая тошнота и никакой крепости. А вот в Городе Городов настоящие табачные ряды ещё есть. В льняных, густотканых мешочках, в затейливо вышитых торбочках, в старинных дедовских кисетах высится горкой самосад рубленый, резаный, толчёный. Подходи, отрывай особым манером сложенную газетку, которая лежит тут же на прилавке, сворачивай хочешь — козлиную ножку, а хочешь — обыкновенную папиросу и затягивайся до хрипоты, до изнеможения, вспоминай, как во время пахоты, уборки или молотьбы затягивался точно таким же табачком, выбрав одну-две минуты для короткого перекура. А рядом пробует, приценяется к другому сорту рубленого табака давний знакомец из соседнего села. И вот вы уже, подымливая папиросками, обсуждая силу и крепость табака, заводите разговор об извечных своих крестьянских делах. Мол, табак табаком, пустяки всё это и забава, а вот жара нынче стоит несносная, рожь-пшеница на корню гибнет, скотину нечем кормить, государство в накладе. И уже дымок вьётся не так дружно, уже тает в раскалённом воздухе, уже кисеты завязаны и спрятаны в карманы, а кепки-восьмиклинки в задумчивости сбиты на затылки, и впору мужикам окончательно расстроиться и пасть духом. Но тут от соседнего ряда подходит к ним ещё один старый знакомец и начинает утешать-уговаривать. Не падайте, мол, ребята духом, жара жарой, а вон в селе Курганном живёт такой же, как вы, мужик Задорожный, так ему хоть каждый день сорок градусов, хоть ни одного дождя за всё лето, а пшеница у него стоит в рост человеческий. И мужики уже потихоньку отходят душой, загораются надеждой и желанием: а не поехать ли в будущее воскресенье в Курганное, не поглядеть ли, что там за мужик выискался Задорожный, не перенять ли его земледелие?
И. Евсеенко «Петушиные Дворики».
3
У крыльца стояли оседланные кони (Г.). Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная (П.). Опять тянется выжженная равнина… (Ч.). Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её (Ч.). Посреди леса, на расчищенной и разработанной полянке возвышалась одинокая усадьба Хоря (Т.). Сильвио вынул из кармана утром полученное письмо и дал мне его читать (П.). Здесь я увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году (П.). Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами (П.). Мы оставили раненого казака (П.). Метелица прошёл ещё несколько переулков и наконец
упёрся в крашеный забор поповского сада (Фад.). У Лёньки в глазах блеснула непрошеная слеза (Сим.). В небольшом, оклеенном белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем крашеном полу у стены стояли две китайские вазы (А. Н. Т.). Что такое станционный смотритель? (П.) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазаной хате (А. Н. Т.). Степь была пустынная, ужасающе тихая (Шол.). Пушка наша была заряжена картечью (П.). Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике (Пауст.).
(110 слов)
Как понять, сколько букв «Н» писать — одну или две
Есть несколько шагов, которые могут помочь определить необходимое количество «Н» в слове:
-
Шаг 1. Определите часть речи. Если это причастие, определите, краткое оно или нет.
-
Шаг 2. Проверьте, не является ли слово одним из исключений.
-
Шаг 3. Посмотрите на роль слова в предложении. Определите наличие зависимых слов.
-
Шаг 4. Проверьте, не заканчивается ли слово на -ованный или -еванный.
-
Шаг 5. Сделайте морфемный разбор слова. Ищите приставку, суффиксы -ан–, -ен–, -онн–, -енн- и так далее, а также «Н» на конце корня.
-
Шаг 6. Определите, от какого слова образовано причастие или прилагательное. Если это глагол, проверьте, имеет ли он форму совершенного вида.
Для того, чтобы закрепить правила, можно проделать несколько упражнений или решить тренировочный тест.
Задание 1. Вставьте на место пропусков нужное количество букв «Н» в этих словах:
Встрече__ый; отсчита__ый; вер__ый; несоразмер__ый; серебря__ый; прожеванный; повинен.
Ответы к заданию 1:
-
встреченный (причастие, образовано от глагола совершенного вида);
-
отсчитанный (причастие, имеет приставку от–);
-
верный (прилагательное, нет фактора, вынуждающего поставить две «Н»);
-
несоразмерный (прилагательное, приставка не–);
-
серебряный (прилагательное, является исключением);
-
прожеванный (причастие, заканчивается на -еванный);
-
повинен (прилагательное, краткая форма).
Задание 2. Упражнение можно провести в виде диктанта. Попробуйте записать эти двадцать слов на слух, вставляя нужное количество букв «Н»:
Коварный, сдержанный, разбавленный, жареный, неугомонный, водяной, желейный, стеклянный, виденный, вкусный, сертифицированный, сотенный, пропущенный, свежепокрашенный, наследный, ладный, краденый, украденный, невероятный, полезный.
Практикум.
1) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово решена можно заменить глаголом: задачу решили, значит, перед нами краткое причастие.
2) ПЧЕЛИНЫЙ(укус) - в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
ПРАВИЛЬНО. Слово пчелиный образовано от существительного пчела с помощью суффикса –ИН-.
3) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово груженая – отглагольное прилагательное (нет приставки, зависимого слова, образовано от глагола несов. вида грузить (что делать?).
4) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
ПРАВИЛЬНО. Слово чугунное образовано от существительного с основой на –Н- с помощью суффикса -Н- (стык морфем – «встреча» корня и суффикса)
5) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово раскованно – это наречие, так как отвечает на вопрос КАК?
6) МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.
НЕПРАВИЛЬНО. Да, мужественно — это наречие, так как отвечает на вопрос КАК? Но в наречиях может писаться Н и НН, ведь все зависит от того, сколько н было в слове, от которого образовано наречие.
7) ПОКРАШЕННЫЙ (забор) — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово покрашенный – полное страдательное причастие прошедшего времени, так как есть приставка, образовано от глагола сов. вида покрасить (что сделать?)
8) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово застелена можно заменить глаголом: застелили покрывалом, значит, перед нами краткое причастие.
9) ОТОРВАННАЯ (пуговица) — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.
ПРАВИЛЬНО. Оторванная — причастие, так как есть приставка ото-, образовано от глагола сов. вида оторвать (что сделать?)
10) ОДОБРЕНА (заявка) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово одобрена можно заменить глаголом: одобрили заявку, значит, перед нами краткое причастие.
11) КВАШЕНАЯ (капуста) - в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна -Н-.
ПРАВИЛЬНО. Слово квашеная – отглагольное прилагательное (нет приставки, зависимого слова, образовано от глагола несов. вида квасить (что делать?).
12) НАСТРОЕННЫЙ (на радиоволну) - в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
НЕПРАВИЛЬНО. Слово настроенный – полное страдательное причастие прошедшего времени, так как есть приставка на-, образовано от глагола сов. вида настроить (что сделать?), да и зависимое слово тоже есть настроенный на что? на радиоволну.
13) (девушка) ВЕТРЕНА — в суффиксах кратких причастий пишется -Н-.
НЕПРАВИЛЬНО. Ветрена – краткое отыменное прилагательное, так как образовано от существительного ветер. Слово относится к исключениям, поэтому пишется Н.
14) РЕЗАНЫЕ (овощи) - в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
НЕПРАВИЛЬНО. Резаные — отглагольное прилагательное (нет приставки, зависимого слова, образовано от глагола несов. вида резать (что делать?). Образовано с помощью суффикса Н, в отглагольном прилагательном нет суффикса -АН-. Будьте внимательны.
15) ПЕСЧАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
ПРАВИЛЬНО. Слово песчаный образовано от существительного песок с помощью суффикса -АН-.
Слайд 7 Я знаю одного веселого царя. А родом этот царь из
книжки – словаря. Мы каждый божий день гоняли с ним в футбол. От слова «говорить» возник мой царь ГЛАГОЛ. И около царя как бабочки весной Придворные-слова творили Рай земной. Со всеми добрым был веселый царь-отец. Всех часто приглашал на праздник во дворец. А были в том дворце балы занимательные… И как-то раз влюбился царь в Прилагательное… Ей сердце предложил и в тот же день женился… И вскоре во дворце наследник появился. Крестили малыша и нарекли Причастием. Вот тут и начались конфликты и несчастия… Наш юный принц смекнул, что царственны сандалии И самых ранних лет стал требовать регалии…
Сказка № 3.