Лингвистическая сказка о правописании не с глаголами

Восемь лингвистических сказок к урокам русского языка в 5-6 классах

САД ЦАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.

Созвал он своих подданных – частей речи и говорит:
«Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты.
Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые.
Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно.
А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения».
И началась работа.

Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена.
Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным: «Что сделать?». А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос: «Что делать?».
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос «Что сделать?», а остальные глаголы ничего не будут делать.

Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая… О кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.

Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос «Что делать?», и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос «Что сделать?» – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.

Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос «Что сделать?», были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос «Что делать?», были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.

СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ДВА БРАТА ГЛАГОЛА

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.

Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути.

Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: «Рублю». А глагол совершенного вида: «Нарубил». Глагол несовершенного вида: «Топлю», а Глагол совершенного вида: «Истопил».

Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел. Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид. – Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было. Так они и сделали. Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи.

С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает. Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: