Биография Николая Носова о главном
Николай Николаевич Носов (1908-1976) в своем творчестве был многогранен. Современники называли его детским писателем-прозаиком, драматургом, киносценаристом. Однако это имя у большинства людей прежде всего ассоциируется с книгой «Витя Малеев в школе и дома» и трилогией о Незнайке.
Детство Носова осеняла романтичность профессии отца, эстрадного артиста, вынужденного временами работать и на железной дороге, дабы прокормить многочисленную семью.
Родители Николая, вскоре после рождения сына, переезжают из Киева в предместье – небольшой городок Ирпень. В этом городке он получает начальное образование в местной гимназии, преобразованной в 1917 году в советскую школу-семилетку. Своеобразной частью этого образования Носова следует считать и детские увлечения — музыку, театр, шахматы, фотографию, электротехнику и радиолюбительство.
Отдельной страстью в 1920 году для Носова стала химия. На чердаке родительского дома появились лаборатория и желание стать студентом химического факультета Киевского политехнического института.
И все это случилось с ним в суровой обстановке эпохальных перемен. Тиф, голод и холод также преподали ему незабываемые уроки. Чтобы выжить и быть нужным в семье Носов с 14 лет начинает работать – копает землю, торгует газетами, возит бревна, косит сено.
В юношескую трудовую биографию будущей знаменитости также вошли бетонный и кирпичный заводы со сверхскромными должностями чернорабочего и одновременным обучением в вечерней профшколе.
Любовь к химии, как и краткое увлечение скрипкой в ранние годы, вдруг затухает. Носов в 1927 году становится студентом Киевского художественного института, увлекаясь при этом фотографией и кинематографом, затем переводится в Московский институт кинематографии и успешно получает высшее образование.
Стезей молодого специалиста сразу же становятся постановка и режиссура учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино».
Рождение сына в 1931 году стало для Носова судьбоносным. По мере подрастания ребенка отец увлекается придумыванием персональных веселых историй для него, при этом дотошно изучая детскую психологию и литературу. Популярность будущих книг Носова складывается из уверенности, что малышей надо не только любить, но и уважать.
В 1930-е годы журнал «Мурзилка» популярен и почитаем в СССР. В нем печатаются произведения именитых детских писателей – С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера. Оттого публикация первых рассказов Николая Носова в «Мурзилке» становится признанием таланта нового детского писателя.
В годы войны с гитлеровской Германией. Носов режиссирует учебные военно-технические фильмы для Красной Армии. Книги рассказов для детей начинают издаваться с 1945 года. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951 год) приносит автору всенародное признание и Сталинскую премию третьей степени (1952 год)..
Трилогия о Незнайке и его друзьях создается и выходит в свет с 1953 по 1965 годы. Книги иллюстрируют художники-мэтры. Трогательно милые, непоседливые и любознательные герои Носова, по сути, входят в каждую советскую семью и вместе с тем приносят автору всенародную славу и Государственную премию имени Н.К. Крупской (1969 год). Читайте еще: Короткие сказки на ночь.
А роман-сказка «Незнайка на Луне» в последующие годы оценивается экономистами, как удивительно доступный и толковый учебник политэкономии.
В блестящее наследие Носова вошли и книги для взрослых, написанные им в последние годы жизни, а так же десять художественных и мультипликационных фильмов, по его произведениям.
https://youtube.com/watch?v=_OPBejYhR8A
Глава первая Коротышки из Цветочного города
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да ещё тащить с собой пилу. Ни один коротышка не смог бы сорвать орех руками — их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой.
Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими причёсками, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые причёски, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, ещё того хуже, за косу дёрнут. Конечно, не все малыши были такие, но ведь этого на лбу у них не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками — придумают же такое слово! — а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.
Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни — это одно, а в сказочном городе — совсем другое. В сказочном городе все бывает.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам. У Незнайки был друг, по имени Гунька, который жил на улице Маргариток. С Гунькой Незнайка мог болтать по целым часам. Они двадцать раз на день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились.
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
Глава вторая. КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у Незнайки совсем пустая голова, но это неправда, потому что как бы он мог тогда соображать? Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, — на это ведь тоже соображение надо.Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться.Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его: — Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.— Учись, — согласился Гусля. — На чем ты хочешь играть?— А на чем легче всего выучиться?— На балалайке.— Ну, давай сюда балалайку, я попробую.Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах. Потом говорит:— Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам и сказал:— А еще громче ничего нет?— Еще труба есть, — ответил Гусля.— Давай-ка ее сюда, попробуем.Гусля дал ему большую медную трубу. Незнайка как подует в нее, труба как заревет!— Вот это хороший инструмент! — обрадовался Незнайка. — Громко играет!— Ну, учись на трубе, если тебе нравится, — согласился Гусля.— А зачем мне учиться? Я и так умею, — ответил Незнайка.— Да нет, ты еще не умеешь.— Умею, умею! Вот послушай! — закричал Незнайка и принялся изо всех сил дуть в трубу: — Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!— Ты просто трубишь, а не играешь, — ответил Гусля.— Как не играю? — обиделся Незнайка. — Очень даже хорошо играю! Громко!— Эх, ты! Тут дело не в том, чтобы было громко. Надо, чтоб было красиво.— Так у меня ведь и получается красиво.— И совсем не красиво, — сказал Гусля. — Ты, я вижу, совсем не способен к музыке.— Это ты не способен! — рассердился Незнайка. — Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одного слушали и хвалили.— Ничего подобного, — сказал Гусля. — Бери трубу и играй сколько хочешь, если считаешь, что не нужно учиться. Пусть и тебя хвалят.— Ну и буду играть! — ответил Незнайка.Он принялся дуть в трубу, а так как играть он не умел, то труба у него и ревела, и хрипела, и визжала, и хрюкала. Гусля слушал, слушал… Наконец ему надоело. Он надел свою бархатную тужурку, нацепил на шею розовый бантик, который носил вместо галстука, и ушел в гости.Вечером, когда все малыши собрались дома. Незнайка снова взялся за трубу и принялся дуть в нее сколько хватало сил:— Бу-бу-бу-у! Ду-ду-ду-у!— Что за шум? — закричали все.— Это не шум, — ответил Незнайка. — Это я играю.— Перестань сейчас же! — закричал Знайка. — От твоей музыки уши болят!— Это потому, что ты к моей музыке еще не привык. Вот привыкнешь — и уши не станут болеть.— А я и не хочу привыкать. Очень мне нужно!Но Незнайка не слушал его и продолжал играть:— Бу-бу-бу! Хр-р-р! Хр-р-р! Виу! Виу!— Да перестань ты! — набросились на него все малыши. — Уходи отсюда со своей противной трубой!— Куда же мне уходить?— Иди в поле да там и играй.— Так в поле ведь некому будет слушать.— А тебе обязательно надо, чтоб кто-нибудь слушал?— Обязательно.— Ну, иди на улицу, там тебя соседи услышат.Незнайка пошел на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошел к другому дому — его и оттуда прогнали. Он пошел к третьему дому — его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.С тех пор Незнайка перестал играть на трубе.— Моей музыки не понимают, — говорил он. — Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут — сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.
Страницы: 2